Скачать 54.6 Kb.
|
Тема: «Синтаксические связи слов в словосочетаниях» Цели:
составлять схемы к данным словосочетаниям, обозначать главное и зависимое слово в словосочетании, определять виды словосочетаний, определять способы связи слов в словосочетании;
Ход урока I. Оргмомент (настройка аппаратуры) II. Речевая зарядка З/э – Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Мы изучаем синтаксис) З/э – Что изучает синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст и правила их построения) З/э – Что называется словосочетанием? (Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически) З/э – Из каких частей состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов) III. Проверка домашнего задания З/э – Открыли тетради, проверяем д/з. З/э – Что было задано на дом? (упражнение 62) З/э – Какое было задание? (Выписать словосочетания по группам в соответствии с данными схемами) - Какие словосочетания вы выписали к данной схеме? прил. + су̽щ.: красивое платье, синий жакет, блестящий успех су̽щ. + сущ. в р. п.: пиджак брата, портфель отца, песня строителей, гнездо орла гл̽аг. + сущ. в вин. п.: смотреть телефильм, читать роман, плавить металл гл̽аг. + сущ. в тв. п.: рубить топором, писать карандашом, рисовать красками нареч. + гл̽аг.: быстро бежать, хорошо плавать, сердито ворчать нареч. + нар̽еч.: по-осеннему пасмурно, очень темно IV. Работа по теме урока (сообщение темы, целей урока) З/э – Прочитайте тему урока. З/э – Назовите способы связи слов в словосочетании? (В словосочетании слова связываются тремя способами подчинитель- ной связи: согласованием, управлением, примыканием) 1. Работа с таблицей прилагательное; согласование причастие; порядковое числительное; местоимение, по форме сходное с ними. существительное; управление местоимение, по форме сходное с ним. наречие; деепричастие; примыкание неопределённая форма глагола. - - Рассмотрите схему. Составьте и запишите словосочетания, в которых зависимые слова были бы выражены данными частями речи. Обозначьте главные слова, стрелкой укажите зависимые. согласование: чистый пол, опустевший парк, седьмой кабинет, этот стол З/э – Что называется согласованием? управление: встретить подругу, пригласить вас З/э - Что называется управлением? примыкание: очень любить, говорил улыбаясь, уехал учиться З/э – Что называется примыканием? 2. Работа с учебником З/э – Открыли учебники.(упр. 69) - Что надо сделать? (Списать словосочетания, составить схему, указать способ связи) какая? 1). Новая раб̽ота - прил. + су̽щ., согласование. как? Рабо̽тать по-новому – гл̽аг. + нареч., примыкание. что делать? Уч̽ить работать – гл̽аг. + глаг., примыкание. 2).Аналогично. 3. Работа с текстом. - Прочитайте четверостишье? - Из данного отрывка выписать словосочетания, составить схему, указать связь. когда? Буш̽евала ночью – гл̽аг. + нареч., примыкание; нанесло с рассветом - … нанесло снегом - … первым снегом - … на поля нанесло - … 4. Игра «Третий лишний». - Найти в каждой строчке лишнее словосочетание по типу связи слов в словосочетании. 1) синий шар, возвращаться ночью, опустевшая аллея (согласование); 2) встретить знакомого, жёлтые листья, надеть рубашку (управление); 3) уехать лечиться, сделать быстро, верный друг. 5. Самостоятельная работа. VI. Итог урока. З/э – Что делали на уроке? VII. Д/з. З/э – Откройте дневники, запишите д/з. §7 (стр. 32), упр. 69 (3 – 6). прилаг. + су̽щ.: … . су̽щ. + сущ. в р. п.: … . гл̽аг. + сущ. в вин. п.: … . гл̽аг. + сущ. в тв. п.: … . нареч. + гл̽аг.: … . нареч. + нар̽еч.: … . прилагательное; причастие; согласование порядковое числительное; местоимение, по форме сходное с ними. существительное; управление местоимение, по форме сходное с ним. наречие; примыкание деепричастие; неопределённая форма глагола. - Но́чью бу́ря бушева́ла, А с рассве́том на село́, На поля́, на сад пуши́стый Пе́рвым сне́гом нанесло́… (И. Бу́нин) Самостоятельная работа I вариант I. Укажите какое слово в словосочетании является главным: 1. Далеко живёт 2. Говори улыбаясь 3. Синева неба 4. Тёплый день А. Первое слово Б. Второе слово II. Укажите вид словосочетания: 1. Участвовать в экскурсии 2. Одиннадцать месяцев 3. Очень интересно 4. Читая книгу А. Глагольное Б. Именное В. Наречное III. Укажите способ связи слов в словосочетании: 1. Поднимать флаг 2. Этим летом 3. Играть на рояле 4. Приказать вернуться А. Согласование Б. Управление В. Примыкание Самостоятельная работа II вариант I. Укажите какое слово в словосочетании является зависимым: 1.Подготовить доклад 2. Воздух свежий 3. Близко от берега 4. Восьмой класс А. Первое слово Б. Второе слово II. Укажите вид словосочетания: 1. Ходил по комнате 2. Полезно для здоровья 3. Очень внимательный 4. Свежий хлеб А. Глагольное Б. Именное В. Наречное III. Укажите способ связи слов в словосочетании: 1. Новая лодка 2. Бегать быстро 3. Жить в городе 4. Разрезать яблоко А. Согласование Б. Управление В. Примыкание |
Методическая разработка учебного занятия по русскому языку на тему:... Обучающие – выявление, обобщение и дополнение знаний учащихся о видах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы... | Урок по теме «Виды связи слов в словосочетании» Урок по теме «Виды связи слов в словосочетании» в 8 классе учителя русского языка Сербуновой А. М | ||
Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по... Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» | Планирование составлено на основе учебника Л. А. Тростенцовой Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: познакомить учащихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, с видами подчинительной связи (согласование,... | Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание.... Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока «Связь слов в словосочетании» №8 в теме «Словосочетание и предложение» | Урока по русскому языку в 8 классе по теме «Связь слов в словосочетании» Это второй урок в системе уроков по теме «Словосочетание». Он разработан с учетом требований фгос | ||
Урок: русский язык (2 класс). Тема урока: «Предлог. Правописание... Повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов и их различия при написании слов; формировать навык грамотного... | Урок русского языка в 4классе по теме: «Связь слов в словосочетании:... Цели: отрабатывать умение находить в предложении словосочетания и определять их тип: согласование, управление и примыкание | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки «лингвистика» Типы связи слов в словосочетании. Члены предложения. Типы предложений. Сверхфразовое единство. Текст. Синтаксические нормы русского... | Урок по теме «Виды словосочетаний» Цель: Формировать умение устанавливать смысловые и грамматические связи слов в словосочетании; уметь использовать для выражения одинакового... | ||
Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы... Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений | Тема: Правила переноса слов Цель: упражнять в делении слов на слоги, в чтении слов с изученными буквами, познакомить с правилами переноса слов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Словосочетание. Связь слов в словосочетании Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25 с. Большой Нимныр» муниципального... |