Учебник под редакцией А. И. Кравченко «Обществознание» 10 11





Скачать 97.49 Kb.
НазваниеУчебник под редакцией А. И. Кравченко «Обществознание» 10 11
Дата публикации20.07.2013
Размер97.49 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > Философия > Разработка урока
Разработка урока по теме: «Счастье»

в 11 классе по обществознанию

учебник под редакцией А.И. Кравченко «Обществознание» 10 – 11.

Цель:

  1. Рассмотреть понятие счастья с точки зрения философии, психологии и социологии.

  2. Решить проблему: «Счастье есть?»

  3. Смоделировать ситуацию: «Интервью о счастье»

Задачи урока:

  1. Создать ситуацию, в которой ученики смогут осмыслить понятие счастья, реализовав себя через работу в группах;

  2. Способствовать формированию коммуникативных компетенций;

  3. Выработать осознанность выбора , дать возможность самоопределиться, что значит счастье для каждого ученика;



Оборудование к уроку:

компьютер, экран, проектор, альбомные листы, фломастеры, ручки, карандаши, тексты заданий с высказываниями философов, листы для интервью и других записей.

Ход урока:

Ребята, здравствуйте. Меня зовут Лариса Николаевна, Я проведу у вас урок обществознания, а вам хорошо известно, что это учебный предмет, который интегрирует вопросы политологии, философии, истории, юриспруденции, социологии, истории, психологии…

  1. Стадия вызова.

Мультфильм «Летучий корабль» (фрагмент о счастье).

О чем пойдет речь на занятии? О счастье.

Тема счастья волновала многих людей и во все времена, но в последнее время звучит все реже. Что, стало меньше счастливых людей? (Да, нет). Просто реже люди задумываются над этим. У нас есть возможность поговорить о счастье.

Вы не против?

  1. Какого цвета счастье?

  2. Какой геометрической формы счастье?

  3. Где живет счастье?

  4. Куда уходит счастье?

  5. В чем измеряется счастье?

  6. Можно ли счастье купить?.

  7. Нужно ли счастья бояться?.. Дискуссия: Да-Нет.

Французский писатель Мишель Уэльбек считает, что счастья бояться не надо, потому что его вообще нет!

Прав он или нет? Давайте разберемся!

  1. Стадия осмысления.

Проблема: счастье есть?

Сначала надо понять - а что такое счастье! И здесь не все так просто!

Как вы думаете, какие науки изучают счастье?

Вы не задумывались о происхождении слова счастье?

Слово счастье – «эвдемония» - древнегреческого происхождения. Дословный перевод «добро» и «божество» - судьба человека, находящегося под покровительством богов .

Русское слово «счастье» имеет своим корнем часть. Что означает судьбу, удел, участь быть под милостью высших сил.

……. Счастье - философское понятие. «Философская гостиная»

В античной философии существовало два основных представления о счастье. Гедонистическое направление (основано Аристиппом из Кирены род. ок.435 – ум. ок.355 гг. до н.э.), в котором счастье – есть сиюминутные наслаждения, чувственная радость, удовольствие как мотив и цель всего поведения человека. Эвдемонистическое направление (термин «эвдемония» введён Аристотелем) – рассматривало счастье, как стремление к полному, устойчивому, целостному благу, счастье как мотив и цель всех стремлений.

Кроме этих двух основных подходов к пониманию счастья, каждый философ Античности, так или иначе, касался понятия счастья.

Попытаемся понять философов прошлого с позиций сегодняшнего дня.

1.Предлагаю, поработав в группах, объяснить что для философов счастье.

1 группа – «Счастье – это борьба» (К.Маркс)

2 группа – «Не гоняйся за счастьем, оно находится в самом тебе» (Пифагор)

3 группа – «Счастлив тот, кто дает счастье наибольшему числу людей» (Дени Дидро)

Некоторые философы одинаково понимали счастье…

2.Задание для 3 групп: О каком понятии счастья идет речь?

Объясните свое мнение.

3.Обсуждение стихотворения

Г.А.Бушуева –размышляя о счастье, писала

Говорят: счастлив, кто не родился –

Мол, не узнать предательства ему,

Не умереть от вероломства друга

И не увидеть в боге сатану.

Не пасть, сраженным клеветою,

Не задохнуться в мутной лжи,

Не мучиться обманутой душою,

Не каменеть и в ровности души…

Счастлив, кто не родится,

Кто не родится, тот и не умрет.

?????? Вы согласны не родиться? Почему?

?????? Ребята, вы правы, многого не увидит не родившийся человек.

И поэтесса продолжает:

Кто не родится - тот не удивится

Ни звонкой свежести ветров,

Ни буйной вольнице дубрав,

Ни нежности влюбленных трав,

Ни божьей искре птичьих строф,

Что ткут из наших душ любовь…

Кто не родится – тот не состоится.

Мы ж родились. Хвала Творцу!

Подведем итоги…Что же означает счастье для автора стихотворения?

Счастье – это жизнь.(А жизнь самая большая ценность у человека, которой нужно дорожить ..)

Философы размышляя о счастье так и не пришли к общему мнению.

А бывает ли абсолютное счастье?

2. «Образ счастливого человека».

(Понятие счастья в психологической науке).

- - Вспомните свое состояние, когда вы были счастливы. Какие чувства, эмоции, переживания вы испытывали?.....

- А мысли, чувства, переживания изучает какая наука?

- Можно ли отличить счастливого человека?

Работа в группах.

Нарисуйте словесный образ (портрет) счастливого человека с точки зрения психологической науки.

Представление работы групп.

Портреты у всех похожи, а иначе и быть не может, счастливы все одинаково, а несчастны по своему…

Задача:

Психологи за единицу счастья принимают «гедон» (как диетологи подсчитывают калорийность пищи), они разработали норму гедонов для каждого дня (14 гедонов) и для разных периодов жизни (треть – в детстве, еще треть – от 14 до 60 лет, последнюю треть после 60 лет).

- В каком возрасте больше всего гедонов получает человек?

- Объясните, почему именно в детстве и в пенсионном возрасте нужно больше гедонов?

Можно ли вообще измерять счастье? Правы ли психологи?

Пожелание: Улыбнитесь и подарите друг другу по гедону.

3.Как можно рассмотреть счастье с точки зрения социологии.

( если затрудняются – вопросы)

- Что изучает социология?

(Наука, изучающая большие и малые группы людей, их поведение, образ жизни в обществе).

Какие группы имеем в виду?

- меняется ли счастье в процессе жизни человека?

- Докажите, что понимание счастья меняется с возрастом.

Вывод: Для каждого возраста свое счастье.

3.Моделируем ситуацию.

«Интервью о счастье» (озвучить слайд – 3 – 5 предложений)

Работа в группах:

  1. Олигарх

  2. Наемный работник

  3. Многодетная мама

Представление работы групп ( на экране слайд, их озвучиваем - …. секунд)

3.Рефлексия.

?????Мы говорили о счастье с точки зрения философии, психологии, социологии.

Какой же вывод мы сделаем по окончании нашего занятия.

Вернемся к нашему вопросу: Счастье есть? Или прав М.Уэльбек?

Счастье есть!

А что счастье для вас? Ответы детей.

Так что же такое счастье?

Одни говорят:- Это страсти:

Карты, вино, увлеченья -

Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье -

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш плененных

И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье -

Это большое участие:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

По мненью четвертых, это

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,

Что счастье - это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!



Нельзя научить быть счастливым, но научиться быть счастливым можно!

Я желаю вам научиться быть счастливыми!

Хочешь быть счастливым – будь им!

Приложения:

Задания для группы №1:

  1. 1 группа – Объясните «Счастье – это борьба» (К.Маркс)



  1. О каком одном понятии счастья идет речь во всех этих определениях?

Объясните свое мнение.

Понятия счастья:

  • Фортуна, удача, везение.

  • Труд.

  • Всеобщая цель человеческой жизни.

  • Удовольствие, приятное переживание, наслаждение жизнью.

  • Характер (его черты).

№ п/п

Список определений

1

«Одно из самых удивительных заблуждений в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать». Л.Н. Толстой.

2

«Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья». К.Д. Ушинский.

3

«Человек занят тем, от чего он ожидает счастье, но самое большое его счастье состоит в том, что он занят». Ален.



  1. Смоделируйте ситуацию.

Корреспондент задает вопрос многодетной маме: «Что для вас счастье?»

Возможные варианты ответа:

1.

2.

3.

4.

5.

Задания для группы №2:

1. 2 группа – объясните «Не гоняйся за счастьем, оно находится в самом тебе» (Пифагор)

2.О каком одном понятии счастья идет речь во всех этих определениях?

Объясните свое мнение

Понятия счастья:

  • Фортуна, удача, везение.

  • Труд.

  • Всеобщая цель человеческой жизни.

  • Удовольствие, приятное переживание, наслаждение жизнью.

  • Характер (его черты).



№ п/п

Список определений

1

«Счастье выпадает тому, кто его не ждет» О.Уайлд

2

«Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье – к несчастному». Ф. Ларошфуко.

3

«Наши поступки словно бы рождаются под счастливой или несчастливой звездой; ей они и обязаны большей частью похвал или порицаний, выдающих на их долю». Ф. Ларошфуко.

3.Смоделируйте ситуацию.

Корреспондент задает вопрос наемному работнику: «Что для вас счастье?»

Возможные варианты ответа:

1.

2.

3.

4.

5.

Задания для группы №3:

1. 3 группа – Объясните «Счастлив тот, кто дает счастье наибольшему числу людей» (Дени Дидро)

2.О каком одном понятии счастья идет речь во всех этих определениях?

Объясните свое мнение.

Понятия счастья:

  • Фортуна, удача, везение.

  • Труд.

  • Всеобщая цель человеческой жизни.

  • Удовольствие, приятное переживание, наслаждение жизнью.

  • Характер (его черты).



№ п/п

Список определений

1

«Все люди стремятся к счастью – из этого правила нет исключения; способы у всех разные, но цель одна… Счастье – побудительный мотив любых поступков любого человека, даже того, кто собирается повеситься». Б. Паскаль.

2

«…Где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще. Стремление к счастью – это стремление стремлений». Л.Фейербах.

3

«Общий закон жизни есть стремление к счастью и все более широкое его осуществление». В.Г.Короленко.

3.Смоделируйте ситуацию.

Корреспондент задает вопрос олигарху: «Что для вас счастье?»

Возможные варианты ответа:

1.

2.

3.

4.

5.

Моделируем ситуацию

«Интервью о счастье» (озвучить слайд – 3 – 5 предложений)

Работа в группах:

  1. Олигарх

  2. Менеджер (наемный работник)

  3. Многодетная мама

Представление работы групп ( на экране слайды, их озвучиваем - 20 секунд)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник под редакцией А. И. Кравченко «Обществознание» 10 11 iconКалендарно-тематическое планирование по курсу обществознания (базовый...
Кравченко А. И., учебника по обществознанию под редакцией А. И. Кравченко М. «Русское слово» 2008 г., методических рекомендаций по...
Учебник под редакцией А. И. Кравченко «Обществознание» 10 11 iconТематическое планирование курса «обществознание». 5 кл., 34 ч. (с...
Данное тематическое планирование рассчитано на использование учебника под редакцией «Обществознание» 5 класс, Л. Н. Боголюбова, Л....
Учебник под редакцией А. И. Кравченко «Обществознание» 10 11 iconУчебному предмету "обществознание" учителя истории и обществознания...
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе авторской программы под редакцией А. И. Кравченко «Программа...
Учебник под редакцией А. И. Кравченко «Обществознание» 10 11 iconПояснительная записка ктп составлено в соответствии с рабочей программой «Обществознание»
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. – М.: Просвещение,...
Учебник под редакцией А. И. Кравченко «Обществознание» 10 11 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету обществознание для 9 класса базовый уровень (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской...
Учебник под редакцией А. И. Кравченко «Обществознание» 10 11 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету обществознание для 8 класса базовый уровень (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской...
Учебник под редакцией А. И. Кравченко «Обществознание» 10 11 iconУчебника Кравченко А. И. Обществознание для 9 класса
«Обществознание», а также «Примерной программы по обществознанию» мо ртф москва. 2007. Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев,...
Учебник под редакцией А. И. Кравченко «Обществознание» 10 11 iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии...
Рабочая программа составлена в соответствии с программой курса “Обществознание” под редакцией А. И. Кравченко и Е. А. Певцова, допущенной...
Учебник под редакцией А. И. Кравченко «Обществознание» 10 11 iconКонспект урока Учитель: Павелко Елена Ивановна моу «сош№1 с. П. Троицкое»...
Учебник : «Обществознание» 11 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой; А. И. Матвеева
Учебник под редакцией А. И. Кравченко «Обществознание» 10 11 iconРабочая программа по обществознанию для 5 класса разработана в соответствии...
Обществознание. 5-9 классы /под общей редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой «Обществознание» (сборник Рабочие программы «Обществознание....
Учебник под редакцией А. И. Кравченко «Обществознание» 10 11 iconКол-во
Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1 10 кл. /Л. Н. Боголюбов, А....
Учебник под редакцией А. И. Кравченко «Обществознание» 10 11 iconКурса
Литература: 1 Учебник обществознания А. И. Кравченко, «Русское слово» М.,- 2012г; 2 Обществознание 8 класс. Проверочные работы «Лицей»...
Учебник под редакцией А. И. Кравченко «Обществознание» 10 11 iconРабочая программа учебного курса «обществознание»
Программы курса «Обществознание» для 5–7 классов общеобразовательных учреждений (М.: Русское слово, 2006. Авторы: А. И. Кравченко,...
Учебник под редакцией А. И. Кравченко «Обществознание» 10 11 iconРабочая программа По обществознанию для 8 класса на 2013/2014 учебный год разработчик программы
Программа составлена на основе авторской программы под редакцией А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание», издательство «Русское...
Учебник под редакцией А. И. Кравченко «Обществознание» 10 11 iconВведение. Понятие «Алиментное обязательство»
Учебник : «Обществознание» 11 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой; А. И. Матвеева
Учебник под редакцией А. И. Кравченко «Обществознание» 10 11 iconРабочая программа по обществознанию разработана на основе федерального...
Реализуется средствами предмета «обществознание» на основе авторской программы по обществознанию под редакцией А. И. Кравченко, Е....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск