Скачать 97.49 Kb.
|
Разработка урока по теме: «Счастье» в 11 классе по обществознанию учебник под редакцией А.И. Кравченко «Обществознание» 10 – 11. Цель:
Задачи урока:
Оборудование к уроку: компьютер, экран, проектор, альбомные листы, фломастеры, ручки, карандаши, тексты заданий с высказываниями философов, листы для интервью и других записей. Ход урока: Ребята, здравствуйте. Меня зовут Лариса Николаевна, Я проведу у вас урок обществознания, а вам хорошо известно, что это учебный предмет, который интегрирует вопросы политологии, философии, истории, юриспруденции, социологии, истории, психологии…
Мультфильм «Летучий корабль» (фрагмент о счастье). О чем пойдет речь на занятии? О счастье. Тема счастья волновала многих людей и во все времена, но в последнее время звучит все реже. Что, стало меньше счастливых людей? (Да, нет). Просто реже люди задумываются над этим. У нас есть возможность поговорить о счастье. Вы не против?
Французский писатель Мишель Уэльбек считает, что счастья бояться не надо, потому что его вообще нет! Прав он или нет? Давайте разберемся!
Проблема: счастье есть? Сначала надо понять - а что такое счастье! И здесь не все так просто! Как вы думаете, какие науки изучают счастье? Вы не задумывались о происхождении слова счастье? Слово счастье – «эвдемония» - древнегреческого происхождения. Дословный перевод «добро» и «божество» - судьба человека, находящегося под покровительством богов . Русское слово «счастье» имеет своим корнем часть. Что означает судьбу, удел, участь быть под милостью высших сил. ……. Счастье - философское понятие. «Философская гостиная» В античной философии существовало два основных представления о счастье. Гедонистическое направление (основано Аристиппом из Кирены род. ок.435 – ум. ок.355 гг. до н.э.), в котором счастье – есть сиюминутные наслаждения, чувственная радость, удовольствие как мотив и цель всего поведения человека. Эвдемонистическое направление (термин «эвдемония» введён Аристотелем) – рассматривало счастье, как стремление к полному, устойчивому, целостному благу, счастье как мотив и цель всех стремлений. Кроме этих двух основных подходов к пониманию счастья, каждый философ Античности, так или иначе, касался понятия счастья. Попытаемся понять философов прошлого с позиций сегодняшнего дня. 1.Предлагаю, поработав в группах, объяснить что для философов счастье. 1 группа – «Счастье – это борьба» (К.Маркс) 2 группа – «Не гоняйся за счастьем, оно находится в самом тебе» (Пифагор) 3 группа – «Счастлив тот, кто дает счастье наибольшему числу людей» (Дени Дидро) Некоторые философы одинаково понимали счастье… 2.Задание для 3 групп: О каком понятии счастья идет речь? Объясните свое мнение. 3.Обсуждение стихотворения Г.А.Бушуева –размышляя о счастье, писала Говорят: счастлив, кто не родился – Мол, не узнать предательства ему, Не умереть от вероломства друга И не увидеть в боге сатану. Не пасть, сраженным клеветою, Не задохнуться в мутной лжи, Не мучиться обманутой душою, Не каменеть и в ровности души… Счастлив, кто не родится, Кто не родится, тот и не умрет. ?????? Вы согласны не родиться? Почему? ?????? Ребята, вы правы, многого не увидит не родившийся человек. И поэтесса продолжает: Кто не родится - тот не удивится Ни звонкой свежести ветров, Ни буйной вольнице дубрав, Ни нежности влюбленных трав, Ни божьей искре птичьих строф, Что ткут из наших душ любовь… Кто не родится – тот не состоится. Мы ж родились. Хвала Творцу! Подведем итоги…Что же означает счастье для автора стихотворения? Счастье – это жизнь.(А жизнь самая большая ценность у человека, которой нужно дорожить ..) Философы размышляя о счастье так и не пришли к общему мнению. А бывает ли абсолютное счастье? 2. «Образ счастливого человека». (Понятие счастья в психологической науке). - - Вспомните свое состояние, когда вы были счастливы. Какие чувства, эмоции, переживания вы испытывали?..... - А мысли, чувства, переживания изучает какая наука? - Можно ли отличить счастливого человека? Работа в группах. Нарисуйте словесный образ (портрет) счастливого человека с точки зрения психологической науки. Представление работы групп. Портреты у всех похожи, а иначе и быть не может, счастливы все одинаково, а несчастны по своему… Задача: Психологи за единицу счастья принимают «гедон» (как диетологи подсчитывают калорийность пищи), они разработали норму гедонов для каждого дня (14 гедонов) и для разных периодов жизни (треть – в детстве, еще треть – от 14 до 60 лет, последнюю треть после 60 лет). - В каком возрасте больше всего гедонов получает человек? - Объясните, почему именно в детстве и в пенсионном возрасте нужно больше гедонов? Можно ли вообще измерять счастье? Правы ли психологи? Пожелание: Улыбнитесь и подарите друг другу по гедону. 3.Как можно рассмотреть счастье с точки зрения социологии. ( если затрудняются – вопросы) - Что изучает социология? (Наука, изучающая большие и малые группы людей, их поведение, образ жизни в обществе). Какие группы имеем в виду? - меняется ли счастье в процессе жизни человека? - Докажите, что понимание счастья меняется с возрастом. Вывод: Для каждого возраста свое счастье. 3.Моделируем ситуацию. «Интервью о счастье» (озвучить слайд – 3 – 5 предложений) Работа в группах:
Представление работы групп ( на экране слайд, их озвучиваем - …. секунд) 3.Рефлексия. ?????Мы говорили о счастье с точки зрения философии, психологии, социологии. Какой же вывод мы сделаем по окончании нашего занятия. Вернемся к нашему вопросу: Счастье есть? Или прав М.Уэльбек? Счастье есть! А что счастье для вас? Ответы детей. Так что же такое счастье? Одни говорят:- Это страсти: Карты, вино, увлеченья - Все острые ощущенья. Другие верят, что счастье - В окладе большом и власти, В глазах секретарш плененных И трепете подчиненных. Третьи считают, что счастье - Это большое участие: Забота, тепло, внимание И общность переживания. По мненью четвертых, это С милой сидеть до рассвета, Однажды в любви признаться И больше не расставаться. Еще есть такое мнение, Что счастье - это горение: Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлета! А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека, В зависимости от человека! Нельзя научить быть счастливым, но научиться быть счастливым можно! Я желаю вам научиться быть счастливыми! Хочешь быть счастливым – будь им! Приложения: Задания для группы №1:
Объясните свое мнение. Понятия счастья:
Корреспондент задает вопрос многодетной маме: «Что для вас счастье?» Возможные варианты ответа: 1. 2. 3. 4. 5. Задания для группы №2: 1. 2 группа – объясните «Не гоняйся за счастьем, оно находится в самом тебе» (Пифагор) 2.О каком одном понятии счастья идет речь во всех этих определениях? Объясните свое мнение Понятия счастья:
3.Смоделируйте ситуацию. Корреспондент задает вопрос наемному работнику: «Что для вас счастье?» Возможные варианты ответа: 1. 2. 3. 4. 5. Задания для группы №3: 1. 3 группа – Объясните «Счастлив тот, кто дает счастье наибольшему числу людей» (Дени Дидро) 2.О каком одном понятии счастья идет речь во всех этих определениях? Объясните свое мнение. Понятия счастья:
3.Смоделируйте ситуацию. Корреспондент задает вопрос олигарху: «Что для вас счастье?» Возможные варианты ответа: 1. 2. 3. 4. 5. Моделируем ситуацию «Интервью о счастье» (озвучить слайд – 3 – 5 предложений) Работа в группах:
Представление работы групп ( на экране слайды, их озвучиваем - 20 секунд) |
Календарно-тематическое планирование по курсу обществознания (базовый... Кравченко А. И., учебника по обществознанию под редакцией А. И. Кравченко М. «Русское слово» 2008 г., методических рекомендаций по... | Тематическое планирование курса «обществознание». 5 кл., 34 ч. (с... Данное тематическое планирование рассчитано на использование учебника под редакцией «Обществознание» 5 класс, Л. Н. Боголюбова, Л.... | ||
Учебному предмету "обществознание" учителя истории и обществознания... Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе авторской программы под редакцией А. И. Кравченко «Программа... | Пояснительная записка ктп составлено в соответствии с рабочей программой «Обществознание» Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. – М.: Просвещение,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по предмету обществознание для 9 класса базовый уровень (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по предмету обществознание для 8 класса базовый уровень (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской... | ||
Учебника Кравченко А. И. Обществознание для 9 класса «Обществознание», а также «Примерной программы по обществознанию» мо ртф москва. 2007. Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев,... | Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии... Рабочая программа составлена в соответствии с программой курса “Обществознание” под редакцией А. И. Кравченко и Е. А. Певцова, допущенной... | ||
Конспект урока Учитель: Павелко Елена Ивановна моу «сош№1 с. П. Троицкое»... Учебник : «Обществознание» 11 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой; А. И. Матвеева | Рабочая программа по обществознанию для 5 класса разработана в соответствии... Обществознание. 5-9 классы /под общей редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой «Обществознание» (сборник Рабочие программы «Обществознание.... | ||
Кол-во Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1 10 кл. /Л. Н. Боголюбов, А.... | Курса Литература: 1 Учебник обществознания А. И. Кравченко, «Русское слово» М.,- 2012г; 2 Обществознание 8 класс. Проверочные работы «Лицей»... | ||
Рабочая программа учебного курса «обществознание» Программы курса «Обществознание» для 5–7 классов общеобразовательных учреждений (М.: Русское слово, 2006. Авторы: А. И. Кравченко,... | Рабочая программа По обществознанию для 8 класса на 2013/2014 учебный год разработчик программы Программа составлена на основе авторской программы под редакцией А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание», издательство «Русское... | ||
Введение. Понятие «Алиментное обязательство» Учебник : «Обществознание» 11 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой; А. И. Матвеева | Рабочая программа по обществознанию разработана на основе федерального... Реализуется средствами предмета «обществознание» на основе авторской программы по обществознанию под редакцией А. И. Кравченко, Е.... |