Скачать 274.41 Kb.
|
На правах рукописи __________________ Григорьева-Рудакова Оксана Анатольевна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Развития ценностно- смысловой эмпатии студентов технического университета Специальность 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» (педагогические науки) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Ростов-на-Дону 2009 Работа выполнена на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета психологии Южного федерального университета Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Абакумова Ирина Владимировна Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Щербакова Татьяна Николаевна; кандидат педагогических наук, доцент Бутенко Людмила Ивановна Ведущая организация - Кубанский государственный университет Защита состоится 16 декабря 2009 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д-212.208.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская,148. Автореферат разослан 13 ноября 2009 года. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат психологических наук, доцент Тащёва А.И. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Главной целью современного образования является обеспечение условий для творческой самореализации студентов. Чтобы творчески реализовать себя в профессиональной деятельности, будущий специалист не может не задействовать свой личностный ресурс, сконцентрированный в его смысловой сфере. Смысловая сфера человека – это «сфера личностных смыслов, запускающая психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования» (И.В. Абакумова). Смысловая сфера в молодом возрасте может развиваться по продуктивному и репродуктивному сценариям. Основными характеристиками продуктивного, активно-творческого развития смысловой сферы являются ее «открытость, рефлексивность, как следствие, упорядоченность, нестереотипность, гармоничность, «готовность следовать зову потенциального», гибкость центрации сознания» (И.В. Абакумова). Важнейшим фактором формирования смысловой сферы личности становится профессиональная среда, где естественным образом должны «сходиться» его основные жизненные ценности и ценности профессии. В исследованиях подчеркивается, «если избранная профессия и реализуемый жизненный смысл, достигаемая жизненная ценность составляют деятельностно-смысловое единство для субъекта, то профессиональная деятельность приобретает сущностный, смысложизненный характер» (О.Г Кагальницкая). Как показывают исследования социальной идентичности студенческой молодежи, в техническом университете примерно 25-30 % молодых людей свои жизненные планы ориентируют на получение высшего образования, однако характер их смысложизненных стратегий различен. Так, Т.Ф. Алексеенко пришла к выводу о том, что «студенчество высшего технического университета воспроизводится, в основном, из четырех наиболее явных типов студенчества: «профессионалов» - 35,65%, «универсалов» - 34,78%, «организаторов» -15,65% и «середняков» - 10,43%. При явной потере престижа технических специальностей, определенных трудностях с трудоустройством наличие в вузе третьей части студенчества, профессионально ориентированного и реализующего в высшем техническом учреждении свою профессиональную потребность, считаем хорошим показателем, обеспечивающим сохранение самого технического образования и передачу его традиций». В свете исследований возникает одна из наиболее актуальных и перспективных задач – развитие смысловой сферы студентов технического вуза в направлении понимания и принятия других типов студентов, сочувствия и сострадания к тем, кто волей обстоятельств или личностных проблем не смог профессионально самоопределиться, имеет другие смысложизненные стратегии. Продуктивность смысловой сферы личности тесно связана с развитием интраперсональных и интерперсональных смыслов. Если вектор развития первой группы смыслов направлен вовнутрь, на «себя», то интерперсональные смыслы направлены от жизненного мира, возникающего на границе «субъект – социум», к формированию высших ценностей личности, ее смысложизненной концепции. В концепции смыслообразования показано, что критериями развития смысловой сферы как раз и выступают два вида смыслов (И.В. Абакумова). Особое внимание в процессе обучения студентов технического университета, по-нашему мнению, следует уделить интерперсональным смыслам, раскрывающимся через смысловую эмпатию, смысловую идентификацию и презентацию. Состояние разработанности проблемы. В зарубежной и отечественной научной литературе, содержащей анализ концепций развития эмпатии и эмпатических способностей человека, основное внимание уделяется описанию эмпатии как перцептивного акта (Д. Мид, З. Фрейд, К. Роджерс). Эмпатия в контексте отечественных психологических подходов рассматривается в работах Т.П. Гавриловой, В.А. Лабунской, А.П. Сопикова, Л.П. Стрелковой, И.М. Юсупова и др.. Т.П. Гаврилова, А.П. Сопиков, Л.П. Стрелкова, И.М. Юсупов исследуют фазы эмпатии, анализируют особенности эмпатических способностей в младшем и среднем школьном возрасте, разрабатывают схемы эмпатического процесса. В.А. Лабунская рассматривает эмпатию как свойство личности, описывает этапы рассмотрения феномена в контексте затрудненного общения, выделяет виды эмпатии по различным основаниям (по критериям ведущего компонента, генезиса, диспозиционности эмпатии, направления эмпатических переживаний, уровней развития эмпатии, характеристик объекта и субъекта эмпатии). В работах И.В. Абакумовой, П.Н. Ермакова и др. эмпатия исследуется в контексте развития смысловой сферы личности. По степени выраженности личностного отношения выделена смысловая эмпатия и уточнено соотношение с идентификацией. Вместе с тем остаются не изученными такие аспекты смысловой эмпатии, как ее содержание, индикаторы и уровни развития. Эмпатия в контексте отечественных педагогических подходов рассматривается в работах Н.Ф. Кузовыхо, В.П. Кузьминой, М.А. Одинцовой, Е.М. Семеновой, Л.А. Сивицкой и др.. Н.Ф. Кузовыхо, В.П. Кузьмина, Г.Ф. Михальченко обратили внимание на роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семье; исследовали особенности формирования эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Работа Л.А. Сивицкой направлена на разработку социально-педагогических основ развития эмпатии подростков в детском общественном объединении. Формированию эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию, посвящено исследование Г.Ф. Михальченко. М.А. Одинцова, Е.М. Семенова свое эмпирическое исследование посвятили сравнительному анализу эмпатийных способностей студентов-экономистов и студентов-психологов в процессе обучения в высшем учебном заведении. Несмотря на интерес к проблеме роли эмпатии в воспитании и обучении, в современной педагогической теории недостаточно исследована среда технического вуза как учебного контекста, существенно влияющая на развитие смысловой эмпатии студентов. Объектом исследования является образовательный процесс технического университета, а его предметом - педагогические условия образовательного процесса, обеспечивающие развитие ценностно-смысловой эмпатии учащихся технического университета. Цель исследования - проанализировать педагогические условия образовательного процесса, обеспечивающие развитие ценностно-смысловой эмпатии обучающихся технического университета. В соответствии с целью, объектом и предметом исследованием выдвинуты гипотезы исследования: 1. Педагогические условия технического ВУЗа являются специфическим учебным контекстом и существенно влияют на развитие смысловой сферы учащихся, в частности, на особенности формирования смысловой эмпатии как важной составляющей для достижения личностного и духовного роста студента. 2. Эмпатические способности развиваются как внешними средствами (в образовательном процессе посредством создания педагогических условий поддержки смыслового развития), так и внутренними способами (в процессе учебного познания и саморазвития личности обучаемого). 3. Создание социально-психологической лаборатории в образовательном пространстве учебного заведения может обеспечить смягчение социальной напряженности, препятствующей профессиональной и социальной самореализации преподавателей и студентов. 4. Возможно разработать дидактическую модель развития смысловой эмпатии учащихся и студентов в специфических условиях учебного процесса разной познавательной направленности. Проверка выдвинутых гипотез потребовала решения следующих задач: 1. Провести теоретический анализ научно-психологических, философских, представлений об эмпатии и ее смысловой интерпретации. 2. Исследовать социально-психологическую специфику смысловой эмпатии, её взаимосвязь с содержательными и структурно-психологическими особенностями смысловой сферы личности. 3. Провести сравнительный анализ полученных диагностических данных по выявлению уровня эмпатических способностей и смысловой эмпатии студентов факультетов гуманитарного и социально-экономического образования и инженерных факультетов. 4. Выявить факторы, в наибольшей степени влияющие на развитие смысловой эмпатии студентов в условиях образовательного процесса технического вуза. 5. Разработать и экспериментально апробировать дидактическую модель развития смысловой сферы личности в процессе обучения студентов технического университета. Положения, выносимые на защиту:
4. Дидактическая модель развития смысловой эмпатии личности в условиях учебного процесса включает в себя мониторинг состояния смысловой сферы личности студентов, смыслотехнологии по развитию смысловой эмпатии личности, технологии нравственного и национального воспитания, контроль развития личностно и профессионально важных качеств, и способствует мобилизации личностного ресурса в образовательном процессе технического университета. Теоретической основой исследования являются концептуальные положения об эмпатии как о коммуникативном навыке (Т.П. Гаврилова, Дж. Иган, А.Б. Орлов, К. Роджерс, М.А. Хазанов); интегративная модель смыслообразования (И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, В.Т. Фоменко); положения о человеке как о субъекте собственной произвольной активности (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.); гуманистическая парадигма личностного образования (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); основные положения о состояниях человека в процессе коммуникации (Г.М. Андреева, В.А. Артемов, М.М. Бахтин, Б.В. Беляев, И.А. Зимняя, Б.В. Ломов). Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна. Изучение специфики смысловой эмпатии показало, что в качестве индикаторов развития смысловой эмпатии могут выступить полнота смыслов, глубина смыслового переживания, а также оценка смысловой ситуации и смысловой выбор. В исследовании показано, что индикаторы развития смысловой эмпатии тесно связаны, с одной стороны, с полимодальностью смыслов и необходимостью их обнаружения в условиях образовательной деятельности. С другой стороны, индикаторы связаны с формами реализации смыслов: смысловым сочувствием, смысловым сопереживанием, смысловым состраданием и необходимостью предоставления психолого-педагогических условий для их демонстраций. С третьей стороны, индикаторы развития смысловой эмпатии связаны с проявлением активности и ответственности в установлении отношений между участниками образовательного процесса. Выявлено, что через процессы получения интегрированного знания, рефлексию, исходя из потребностей или оценок обучаемых, системное мышление из рабочего инструмента, необходимого для обучения, как бы «прорастает» в сознание личности и становится ее новым качеством, которое не будет утеряно с окончанием учебного заведения, будет актуализироваться в профессиональной, социальной деятельности, обусловит целостное восприятие мира как открытой системы, место в ней человека, способствуя гармонизации его бытия. Предложена дидактическая модель развития смысловой эмпатии студентов технического университета, разработанная на интегративной основе. Определены оптимальные педагогические условия, обеспечивающие развитие смысловой эмпатии студентов на уровнях образовательного и учебного процесса. Показано, что при использовании смыслотехнологий появляется также необходимость в рамках образовательного процесса в технических университетах организовывать социально-психологические лаборатории (центры психологической поддержки и т.п.), основной целью которой является формирование гуманитарной образовательной и воспитательной среды, содействующей развитию высокого уровня смысловой эмпатии студентов. Благодаря применению психодиагностических методик появляется возможность не только диагностировать абитуриентов, студентов на предмет выявления их профессионально-значимых приоритетов и выбора специализации, но и проводить мониторинг состояния их когнитивной и смысловой сферы, что по существу и означает достижение в техническом университете интеграции, фундаментализации и гуманитаризации процессов образования, обучения, воспитания и развития. Теоретическая значимость исследования: - на основании представления о глубинном подходе к личности и ее смысловому развитию понятие «эмпатия» обогащено ее смыслообразующей составляющей и определена ее роль в обеспечении ценностно-профессионального и духовного роста студента; - рассмотрены оптимальные педагогические условия развития смысловой эмпатии в профессиональной подготовке студентов технического университета через систему интегрированного обучения (разработку интегрированных курсов, проведение мониторинговых мероприятий, использование смыслотехнологий, активных методов обучения, тренингов в учебном процессе и т.д.). |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Изменившиеся социально-экономические условия на современном этапе... Организация научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе университета | ||
Программа развития Технического института Университета и осуществляющим постоянно все или часть его функций по оказанию услуг и выполнению работ в области образования и науки,... | Организационно-педагогические условия формирования экологического мышления студентов вуза Охватывает студентов всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ | ||
Цель курса заключается в ознакомлении студентов с объектом, предметом, структурой и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Омского государственного технического университета | Статьи на русском Дан краткий обзор развития научных исследований на радиотехническом факультете Национального технического университета Украины «Киевский... | ||
Методические рекомендации для преподавателей и студентов Курс создает условия для овладения умениями объяснять, характеризовать, прогнозировать педагогические явления | Педагогические условия внедрения в учебный процесс инновационных... Педагогические условия внедрения в учебный процесс инновационных технологий обучения | ||
Федеральное агентство по образованию мурманский государственный педагогический... Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Психолого-педагогические условия развития креативности обучающихся в контексте реализации фгос основного общего образования | ||
Тема 1: передовые педагогические технологии и инновации в педагогике Ключевые слова: педагогическая система(ПС), структура педагогической системы; инновации, педагогические инновации, технологичность,... | Программа опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические... «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы» | ||
Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочников. Архангельск Рассмотрено и рекомендовано к изданию методической комиссией механического факультета Архангельского государственного технического... | Дипломных работ Кафедра общей психологии и истории психологии Взаимосвязь степени развития эмпатии у детей с зпр с успешностью в коммуникативной сфере | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитательная: воспитывать у студентов чувство ответственности, эмпатии, терпения | Статья посвящена рассмотрению вопросов интеграции лиц с ограниченными... Педагогические условия интеграции слабослышащих студентов в систему обучения в высшей школе |