Педагогические условия развития ценностно- смысло­вой эмпатии студентов технического университета





Скачать 274.41 Kb.
НазваниеПедагогические условия развития ценностно- смысло­вой эмпатии студентов технического университета
страница1/3
Дата публикации05.03.2015
Размер274.41 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи
__________________


Григорьева-Рудакова Оксана Анатольевна


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Развития ценностно-

смысло­вой эмпатии студентов технического

университета

Специальность

13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования»

(педагогические науки)
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Ростов-на-Дону

2009

Работа выполнена на кафедре педагогики и педагогической психоло­гии факультета психологии Южного федерального университета


Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор,

член-корреспондент РАО

Абакумова Ирина Владимировна
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Щербакова Татьяна Николаевна;

кандидат педагогических наук, доцент

Бутенко Людмила Ивановна
Ведущая организация - Кубанский государственный университет


Защита состоится 16 декабря 2009 года в 12.00 часов на заседании дис­сертационного совета Д-212.208.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Южном федеральном универси­тете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет пси­хологии, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федераль­ного университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская,148.

Автореферат разослан 13 ноября 2009 года.


Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук, доцент Тащёва А.И.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Главной целью современного обра­зования является обеспечение условий для творческой самореализации студен­тов. Чтобы творчески реализовать себя в профессиональной деятельности, бу­дущий специалист не может не задействовать свой личностный ресурс, скон­центрированный в его смысловой сфере. Смысловая сфера человека – это «сфера личностных смыслов, запускающая психологические механизмы само­развития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивиду­ального дарования» (И.В. Абакумова). Смысловая сфера в молодом возрасте может развиваться по продуктивному и репродуктивному сценариям. Основными характеристи­ками продуктивного, активно-творческого развития смысловой сферы являются ее «открытость, рефлексивность, как следствие, упорядоченность, нестереотип­ность, гармоничность, «готовность следовать зову потенциального», гибкость центрации сознания» (И.В. Абакумова).

Важнейшим фактором формирования смысловой сферы личности ста­новится профессиональная среда, где естественным образом должны «схо­диться» его основные жизненные ценности и ценности профессии. В исследо­ваниях подчеркивается, «если избранная профессия и реализуемый жизненный смысл, достигаемая жизненная ценность составляют деятельностно-смысловое единство для субъекта, то профессиональная деятельность приобретает сущно­стный, смысложизненный характер» (О.Г Кагальницкая).

Как показывают исследования социальной идентичности студенческой молодежи, в техническом университете примерно 25-30 % молодых людей свои жизненные планы ориентируют на получение высшего образования, однако ха­рактер их смысложизненных стратегий различен. Так, Т.Ф. Алексеенко при­шла к выводу о том, что «студенчество высшего технического университета воспроизводится, в основном, из четырех наиболее явных типов студенчества: «профессионалов» - 35,65%, «универсалов» - 34,78%, «организаторов» -15,65% и «середняков» - 10,43%. При явной потере престижа технических специально­стей, определенных трудностях с трудоустройством наличие в вузе третьей части студенчества, профессионально ориентированного и реализующего в высшем техническом учреждении свою профессиональную потребность, счи­таем хорошим показателем, обеспечивающим сохранение самого технического образования и передачу его традиций».

В свете исследований возникает одна из наиболее актуальных и перспек­тивных задач – развитие смысловой сферы студентов технического вуза в на­правлении понимания и принятия других типов студентов, сочувствия и со­страдания к тем, кто волей обстоятельств или личностных проблем не смог профессионально самоопределиться, имеет другие смысложизненные страте­гии. Продуктивность смысловой сферы личности тесно связана с развитием ин­траперсональных и интерперсональных смыслов. Если вектор развития первой группы смыслов направлен вовнутрь, на «себя», то интерперсональные смыслы направлены от жизненного мира, возникающего на границе «субъект – со­циум», к формированию высших ценностей личности, ее смысложизненной концепции. В концепции смыслообразования показано, что критериями разви­тия смысловой сферы как раз и выступают два вида смыслов (И.В. Абакумова). Особое внимание в процессе обучения студентов технического университета, по-нашему мнению, следует уделить интерперсональным смыслам, раскры­вающимся через смысловую эмпатию, смысловую идентификацию и презента­цию.

Состояние разработанности проблемы. В зарубежной и отечественной научной литературе, содержащей анализ концепций развития эмпатии и эмпа­тических способностей человека, основное внимание уделяется описанию эм­патии как перцептивного акта (Д. Мид, З. Фрейд, К. Роджерс). Эмпатия в кон­тексте отечественных психологических подходов рассматривается в работах Т.П. Гавриловой, В.А. Лабунской, А.П. Сопикова, Л.П. Стрелковой, И.М. Юсу­пова и др.. Т.П. Гаврилова, А.П. Сопиков, Л.П. Стрелкова, И.М. Юсупов ис­следуют фазы эмпатии, анализируют особенности эмпатических способностей в младшем и среднем школьном возрасте, разрабатывают схемы эмпатического процесса. В.А. Лабунская рассматривает эмпатию как свойство личности, опи­сывает этапы рассмотрения феномена в контексте затрудненного общения, вы­деляет виды эмпатии по различным основаниям (по критериям ведущего ком­понента, генезиса, диспозиционности эмпатии, направления эмпатических пе­реживаний, уровней развития эмпатии, характеристик объекта и субъекта эмпа­тии).

В работах И.В. Абакумовой, П.Н. Ермакова и др. эмпатия исследуется в контексте развития смысловой сферы личности. По степени выраженности личностного отношения выделена смысловая  эмпатия и уточнено соотношение с идентификацией. Вместе с тем остаются не изученными такие аспекты смы­словой эмпатии, как ее содержание, индикаторы и уровни развития.

Эмпатия в контексте отечественных педагогических подходов рассмат­ривается в работах Н.Ф. Кузовыхо, В.П. Кузьминой, М.А. Одинцовой, Е.М. Семеновой, Л.А. Сивицкой и др.. Н.Ф. Кузовыхо, В.П. Кузьмина, Г.Ф. Михаль­ченко обратили внимание на роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семье; исследовали особенности формирования эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Работа Л.А. Сивицкой направлена на разработку социально-педагогиче­ских основ развития эмпатии подростков в детском общественном объедине­нии. Формированию эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педа­гогическую профессию, посвящено исследование Г.Ф. Михальченко. М.А. Одинцова, Е.М. Семенова свое эмпирическое исследование посвятили сравни­тельному анализу эмпатийных способностей студентов-экономистов и студен­тов-психологов в процессе обучения в высшем учебном заведении. Несмотря на интерес к проблеме роли эмпатии в воспитании и обучении, в современной пе­дагогической теории недостаточно исследована среда технического вуза как учебного контекста, существенно влияющая на развитие смысловой эмпатии студентов.

Объектом исследования является образовательный процесс технического университета, а его предметом - педагогические условия образовательного процесса, обеспечивающие развитие ценностно-смысловой эмпатии учащихся технического университета.

Цель исследования - проанализировать педагогические условия образо­вательного процесса, обеспечивающие развитие ценностно-смысловой эмпатии обучающихся технического университета.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследованием выдви­нуты гипотезы исследования:

1. Педагогические условия технического ВУЗа являются специфическим учебным контекстом и существенно влияют на развитие смысловой сферы учащихся, в частности, на особенности формирования смысловой эмпатии как важной составляющей для достижения личностного и духовного роста сту­дента.

2. Эмпатические способности развиваются как внешними средствами (в образовательном процессе посредством создания педагогических условий поддержки смыслового развития), так и внутренними способами (в процессе учебного познания и саморазвития личности обучаемого).

3. Создание социально-психологической лаборатории в образовательном пространстве учебного заведения может обеспечить смягчение социальной на­пряженности, препятствующей профессиональной и социальной самореализа­ции преподавателей и студентов.

4. Возможно разработать дидактическую модель развития смысловой эмпатии учащихся и студентов в специфических условиях учебного процесса разной познавательной направленности.

Проверка выдвинутых гипотез потребовала решения следующих задач:

1. Провести теоретический анализ научно-психологических, философ­ских, представлений об эмпатии и ее смысловой интерпретации.

2. Исследовать социально-психологическую специфику смысловой эмпа­тии, её взаимосвязь с содержательными и структурно-психологическими осо­бенностями смысловой сферы личности.

3. Провести сравнительный анализ полученных диагностических данных по выявлению уровня эмпатических способностей и смысловой эмпатии сту­дентов факультетов гуманитарного и социально-экономического образования и инженерных факультетов.

4. Выявить факторы, в наибольшей степени влияющие на развитие смы­словой эмпатии студентов в условиях образовательного процесса технического вуза.

5. Разработать и экспериментально апробировать дидактическую модель развития смысловой сферы личности в процессе обучения студентов техниче­ского университета.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Смысловая эмпатия личности является подструктурой, с одной сто­роны, эмпатии как интегральной способности личности и, с другой, - смысло­вой сферы, и содержит в себе условия для достижения личностного и духов­ного роста студентов.

  2. Эмпатические способности студентов технического университета разви­ваются в смыслообразующем образовательном пространстве разной смы­словой насыщенности. Смыслообразующее пространство технического универ­ситета формируется при следующих педагогических условиях: основными принципами выступают фундаментализация, гуманитаризация (гуманизация) и интеграция образования. Содержание образования профессиональной подго­товки студентов разрабатывается на интегративной основе и реализуется через систему интегрированного обучения; используется воспитательный потенциал образовательной системы в целом.

  3. Интеграция содержания образования и воспитания обеспечивается соз­данной социально-психологической лабораторией, содействующей форми­рованию гуманитарной сферы, здорового социально-психологического климата в университете, внедрению элементов научного исследования межличностных отношений, смягчению социальной напряженности, препятствующей профес­сиональной и социальной самореализации преподавателей и студентов.

4. Дидактическая модель развития смысловой эмпатии личности в усло­виях учебного процесса включает в себя мониторинг состояния смысловой сферы личности студентов, смыслотехнологии по развитию смысловой эмпа­тии личности, технологии нравственного и национального воспитания, кон­троль развития личностно и профессионально важных качеств, и способствует мобилизации личностного ресурса в образовательном процессе технического университета.

Теоретической основой исследования являются концептуальные положе­ния об эмпатии как о коммуникативном навыке (Т.П. Гаврилова, Дж. Иган, А.Б. Орлов, К. Роджерс, М.А. Хазанов); интегративная модель смысло­образования (И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, В.Т. Фоменко); положения о че­ловеке как о субъекте собственной произвольной активности (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.); гуманистическая парадигма личностного образования (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); основные положения о со­стояниях человека в процессе коммуникации (Г.М. Андреева, В.А. Артемов, М.М. Бахтин, Б.В. Беляев, И.А. Зимняя, Б.В. Ломов).

Основные научные результаты, полученные лично автором, и их на­учная новизна. Изучение специфики смысловой эмпатии показало, что в каче­стве индикаторов развития смысловой эмпатии могут выступить полнота смы­слов, глубина смыслового переживания, а также оценка смысловой ситуации и смысловой выбор.

В исследовании показано, что индикаторы развития смысловой эмпатии тесно связаны, с одной стороны, с полимодальностью смыслов и необходимо­стью их обнаружения в условиях образовательной деятельности. С другой сто­роны, индикаторы связаны с формами реализации смыслов: смысловым сочув­ствием, смысловым сопереживанием, смысловым состраданием и необходимо­стью предоставления психолого-педагогических условий для их демонстраций. С третьей стороны, индикаторы развития смысловой эмпатии связаны с прояв­лением активности и ответственности в установлении отношений между участ­никами образовательного процесса.

Выявлено, что через процессы получения интегрированного знания, реф­лексию, исходя из потребностей или оценок обучаемых, системное мышление из рабочего инструмента, необходимого для обучения, как бы «прорастает» в сознание личности и становится ее новым качеством, которое не будет утеряно с окончанием учебного заведения, будет актуализироваться в профессиональ­ной, социальной деятельности, обусловит целостное восприятие мира как от­крытой системы, место в ней человека, способствуя гармонизации его бытия.

Предложена дидактическая модель развития смысловой эмпатии студен­тов технического университета, разработанная на интегративной основе.

Определены оптимальные педагогические условия, обеспечивающие развитие смысловой эмпатии студентов на уровнях образовательного и учеб­ного процесса. Показано, что при использовании смыслотехнологий появляется также необходимость в рамках образовательного процесса в технических уни­верситетах организовывать социально-психологические лаборатории (центры психологической поддержки и т.п.), основной целью которой является форми­рование гуманитарной образовательной и воспитательной среды, содействую­щей развитию высокого уровня смысловой эмпатии студентов. Благодаря при­менению психодиагностических методик появляется возможность не только диагностировать абитуриентов, студентов на предмет выявления их профес­сионально-значимых приоритетов и выбора специализации, но и проводить мониторинг состояния их когнитивной и смысловой сферы, что по существу и означает достижение в техническом университете интеграции, фундаментали­зации и гуманитаризации процессов образования, обучения, воспитания и раз­вития.

Теоретическая значимость исследования:

- на основании представления о глубинном подходе к личности и ее смы­словому развитию понятие «эмпатия» обогащено ее смыслообразующей со­ставляющей и определена ее роль в обеспечении ценностно-профессионального и духовного роста студента;

- рассмотрены оптимальные педагогические условия развития смысловой эмпатии в профессиональной подготовке студентов технического университета через систему интегрированного обучения (разработку интегрированных кур­сов, проведение мониторинговых мероприятий, использование смыслотехноло­гий, активных методов обучения, тренингов в учебном процессе и т.д.).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогические условия развития ценностно- смысло­вой эмпатии студентов технического университета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Педагогические условия развития ценностно- смысло­вой эмпатии студентов технического университета iconИзменившиеся социально-экономические условия на современном этапе...
Организация научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе университета
Педагогические условия развития ценностно- смысло­вой эмпатии студентов технического университета iconПрограмма развития Технического института
Университета и осуществляющим постоянно все или часть его функций по оказанию услуг и выполнению работ в области образования и науки,...
Педагогические условия развития ценностно- смысло­вой эмпатии студентов технического университета iconОрганизационно-педагогические условия формирования экологического мышления студентов вуза
Охватывает студентов всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ
Педагогические условия развития ценностно- смысло­вой эмпатии студентов технического университета iconЦель курса заключается в ознакомлении студентов с объектом, предметом, структурой и
Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Омского государственного технического университета
Педагогические условия развития ценностно- смысло­вой эмпатии студентов технического университета iconСтатьи на русском
Дан краткий обзор развития научных исследований на радиотехническом факультете Национального технического университета Украины «Киевский...
Педагогические условия развития ценностно- смысло­вой эмпатии студентов технического университета iconМетодические рекомендации для преподавателей и студентов
Курс создает условия для овладения умениями объяснять, характеризовать, прогнозировать педагогические явления
Педагогические условия развития ценностно- смысло­вой эмпатии студентов технического университета iconПедагогические условия внедрения в учебный процесс инновационных...
Педагогические условия внедрения в учебный процесс инновационных технологий обучения
Педагогические условия развития ценностно- смысло­вой эмпатии студентов технического университета iconФедеральное агентство по образованию мурманский государственный педагогический...
Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью
Педагогические условия развития ценностно- смысло­вой эмпатии студентов технического университета iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Психолого-педагогические условия развития креативности обучающихся в контексте реализации фгос основного общего образования
Педагогические условия развития ценностно- смысло­вой эмпатии студентов технического университета iconТема 1: передовые педагогические технологии и инновации в педагогике
Ключевые слова: педагогическая система(ПС), структура педагогической системы; инновации, педагогические инновации, технологичность,...
Педагогические условия развития ценностно- смысло­вой эмпатии студентов технического университета iconПрограмма опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические...
«Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы»
Педагогические условия развития ценностно- смысло­вой эмпатии студентов технического университета iconПрограмма, методические указания и контрольные задания для студентов заочников. Архангельск
Рассмотрено и рекомендовано к изданию методической комиссией механического факультета Архангельского государственного технического...
Педагогические условия развития ценностно- смысло­вой эмпатии студентов технического университета iconДипломных работ Кафедра общей психологии и истории психологии
Взаимосвязь степени развития эмпатии у детей с зпр с успешностью в коммуникативной сфере
Педагогические условия развития ценностно- смысло­вой эмпатии студентов технического университета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитательная: воспитывать у студентов чувство ответственности, эмпатии, терпения
Педагогические условия развития ценностно- смысло­вой эмпатии студентов технического университета iconСтатья посвящена рассмотрению вопросов интеграции лиц с ограниченными...
Педагогические условия интеграции слабослышащих студентов в систему обучения в высшей школе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск