В. Якубец «ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ СИЛОЮ БЕРЕТСЯ…»
СОДЕРЖАНИЕ
СРАВНЕНИЕ и СПЕЦИФИКА изучЕНИЯ ДАННЫХ отрывков 1
Описание отрывков в контексте НОВОГО ЗАВЕТА 4
Предпочтительный взгляд и его доказательства 6
2. Лексический анализ 7
3. Ближайший контекст 13
4. Широкий контекст 16
4.1. Сотериологическое значение термина «вера» 16
Различные взгляды на изучаемую проблему 32
ЗАКЛЮЧение 35
БИБЛИОГРАФИЯ 40
35
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе будет уделено внимание трудной для истолкования фразе Господа: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Лук. 16:16, 17) и параллельному ему тексту Матфея 11:12, 13: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Матф. 11:12, 13). При толковании этих отрывков в богословской среде возникли разномнения, повлекшие за собой достаточно серьезные последствия, важные для понимания библейского учения о спасении.
Эти места Писания формируют два основополагающих аспекта сотериологии: (1) взаимоотношение Закона Ветхого Завета и учения Иисуса Христа и (2) роль человека в восприятии личного спасения. Хотя буквальный смысл заявления Господа довольно ясен, тем не менее, он представляет серьезную трудность для истолкования его в свете кальвинистской системы богословия и в большой степени игнорируется ею.
Цель написания этой работы заключается в том, чтобы на основе Священного Писания и принципов экзегетики рассмотреть вопрос, каким же образом соотносятся между собой учение Закона и Пророков с новозаветным учением, проанализировать влияние буквального смысла этих текстов Писания на формирование взаимоотношений человека с Богом и установить, какая роль отведена Богом человеку в вопросе обретения им спасения (пассивная или активная), и на результатах исследования сформировать личную позицию по данному вопросу.
СРАВНЕНИЕ и СПЕЦИФИКА изучЕНИЯ ДАННЫХ отрывков Тексты Писания, которые главным образом является предметом данного исследования, записаны в Евангелии от Луки 16:16-17: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет», и в Евангелии от Матфея: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Матф. 11:12-13). Хотя оба текста имеют явное сходство, тем не менее, они имеют некоторое отличие, касающиеся, главным образом, словарного выражения передаваемой ими идеи.
Главная проблема изучаемого текста состоит в том, что это и подобные ему заявления Господа не нашли должного отражения в современных работах, описывающих библейское учение о спасении. Мало того, они находятся в явном противоречии с систематическим богословием кальвинизма, в сотериологии которого нет места для воли человека. Одним словом, перед нами возникает диллема: либо слова Господа понимаются нами неправильно, либо богословская система кальвинизма подлежит пересмотру.
Любая выстроенная человеком система – это шаблон, который имеет не только плюсы, но и минусы, так как отсекает все то, что лежит за границей этого шаблона. Доктор Ричард Мейхью справедливо замечает, что изучающие Библию впадают в заблуждение, когда пытаются интерпретировать Писание с помощью предвзятых учений и традиций. «Тот, кто подходит к этому вопросу догматически, тот никогда не докопается до истины… Догматизму нет места в правильном изучении Библии». Мейхью призывает «испытывать свои догмы Писанием вместо того, чтобы испытывать Писание своими догмами».1 Таким образом, делать окончательные выводы в их систематическом виде можно лишь после добросоветсного изучения всех мест Писания, относящихся к кокнретной теме, и эти выводы не должны опровергать Писание, но разьяснять его.
Хотя Библия написана не в систематическом виде, и Сам Господь Иисус также не оставил Своего наставления в виде строго-логической системы, все же все, что содержится в Писании, является непогрешимым в вопросах веры и практики христианина. По этой причине при ее толковании важно обращать внимание на следующее утверждение: невозможно толковать Писание посредством системы определенных взглядов прежде, чем Писание не испытает на верность каждое из основополагающих положений данной системы.
Часто бывает так, что то, что не вызывает особых вопросов при наблюдении за реальностью в частности, не вписывается в логику всей системы, призванной описать эту реальность. Причем это положение вовсе не означает того, что частный вопрос реальности обязательно освещен неверно, а система всегда верна. Поэтому возводить богословскую систему можно лишь после детального изучения всех мест Писания, относящихся к выбранной теме, в данном случае к теме спасения. При этом со всей серьезностью должны быть изучены как раз те тексты Писания, которые в эту систему не вписываются. Вышеуказанные два места Библии как раз и относятся к таковым, поскольку совершенно противоречат кальвинистскому мнению о полной пассивности грешника в вопросе принятия им спасения.
Говоря об ограничении или продлении действия ветхозаветного закона, нам необходимо выяснить, каким образом Закон, который «все пророки… прорекли до Иоанна» (Матф. 11:13), не потерял своей значимости даже до вечности (Лук. 16:17)? Как понять, что Христос, Который является «концом Закона» (Рим. 10:4), утверждает то, что «скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет»? (Матф. 5:18). Каким способом можно согласовать между собой выражения «оправдывающие себя законом, остались без Христа и отпали от благодати» (Гал. 5:4) и «мы не уничтожаем закон верою, но закон утверждаем» (Рим. 3:31)?
Вряд ли можно сказать, что благодать полностью исключает требования закона и в любом их виде. Это сделало бы Божий план спасения непоследовательным или внутренне противоречивым. Разумеется, основным назначением благодати является спасение человека (Еф. 2:8-9), однако в то же самое время благодать позволяет также достигнуть удовлетворения требований Закона (Рим. 8:4). Почему? Потому что благодать дарует не только прощение грехов (юридический аспект спасения), но и силу Духа Святого для ведения новой жизни (фактический аспект спасения). Иными словами, благодать оправдывает, а не отменяет Закон.
В определенном смысле благодать даже сотрудничает с законом, поскольку Закон побуждает человека искать Божьего прощения и милости, т.е. благодати. И в этом подготовительном значении состоит его непреходящая ценность для всех времен, в том числе и для времени Нового Завета. Иными словами, Закон культивирует сердечную почву людей, подготовливая ее к воспиятию семени благодати. В этом смысле Закон является неотъемлемой частью подготовки или условием для принятия грешником Божественной милости или благодати.
Евреи придавали закону абсолютный характер, считая соблюдение его требований единственным условием спасения. Однако Павел показал, что такой ход мысли неверен. Закон был лишь «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24-25), а не средством спасения. Средством же спасения всегда была и есть только благодать или милость Господа (Ав. 2:4). Закон всегда указывал путь прославления Бога, идти по которому можно было лишь при помощи благодати. Конечно, с приходом Нового Завета спасает уже не закон, а благодать, однако закон продолжает регулировать вопрос освящения христианина. Стало быть лишь церемониальная часть Закона была отменена Христом полностью, а нравственная – подтверждена и поднята на новый уровень.
Итак, Закон несовершенен (Евр. 7:18-19) не в том смысле, что неправ, или прав частично, а в том, что является лишь подготовительной ступенью или условием для утверждения благодати. Он был недостаточно хорошим стимулом для ведения святой жизни по сравнению с явлением Божьей милости во Христе. Не требования справедливости, а явление любви – вот что действительно должно двигать нашим желанием служить Богу. С приходом благодати Закон указывает нам, каким образом мы можем, разумеется с Божественной помощью, прославить Бога за даром полученное спасение. А это означает то, что добрые дела или освященная жизнь христианина вполне совместимы с благодатью прощения. Таков способ восмещения между собой вышеприведенных текстов Писания.
|