Рабочая программа дисциплины б б философия





Скачать 238.08 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины б б философия
страница1/3
Дата публикации25.05.2015
Размер238.08 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Академия социального образования»


ОДОБРЕНО

Решением ученого совета

(протокол №9 от 26.05.2014)

УТВЕРЖДЕНО

Приказом ректора

№ 08/07 от 26.05.2014


Рабочая программа дисциплины

Б.1.Б.2. Философия



Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть.

Направление подготовки

050400.62 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки

Психология и педагогика дошкольного образования
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения: заочная

Факультет: педагогики и психологии

Кафедра-разработчик: кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

Казань 2014

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Цели освоения дисциплины……………………………….………….3

  2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата…….………..3

  3. Компетенции обучающегося………………………………………….4

  4. Структура и содержание дисциплины………………………………5

  5. Образовательные технологии………………………………………..20

  6. Формы и методы контроля…………………………………………..20

  7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………………….23

  8. Материально-техническое обеспечение…………………………....24



    1. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины

Цель: развить у студентов интерес к фундаментальным мировоззренческим знаниям; содействовать пониманию методологических основ научного познания; стимулировать потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности; усвоить законы исторического и общественного развития.

Задачами освоения дисциплины являются:

  1. формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования, связи философии с другими научными дисциплинами;

  2. введение в круг философских проблем, связанных с личностным, социальным и профессиональным развитием;

  3. умение использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;

  4. овладение базовыми принципами и приемами философского познания.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе.

Знания, умения и компетенции, полученные при изучении дисциплины необходимы в дальнейшем для освоения следующих курсов: «Социология», «Социальная педагогика», «Социальная психология», «История педагогики и образования» и др.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- предмет философии, место роль философии в культуре, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структуру философского знания;

- общее представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

- структуру и методы научного познания, в том числе и социально-гуманитарного, современные философские модели научного знания;

Уметь:

- грамотно и самостоятельно использовать терминологию и методологию представленной научной дисциплины;

- оценивать окружающие социальные явления с точки зрения моральных ценностей;

- Владеть:

- элементарным философским словарем (общеупотребительных понятий и категорий философии);

- приемами ведения дискуссии, полемики и диалога.

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общекультурными (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК-1

способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды

ОК-3

владеет моральными нормами и основами нравственного поведения

ОК-4

готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

ОК-9

способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания


4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины обучения составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, экзамен.

для заочной формы обучения

Аудиторные занятия – 10ч., самостоятельная работа - 123 ч., экзамен.

№ п/п

Разделы/темы

всего

Виды учебной работы студентов

лекции

семинары

самостоятельная работа

1

Тема 1. Философия в ряду других форм духовного освоения мира человеком.


14


2


-


12

2

Тема 2. Философия Древнего Востока.

12

-

-

12

3

Тема 3. Античная философия.

12

-

-

12

4

Тема 4. Средневековая философия.

12

-

-

12

5

Тема 5. Философия эпохи Возрождения.

12

-

-

12

6

Тема 6. Философия Нового времени

12

-

-

12

7

Тема 7. Философия конца XIX – XX веков.

12

-

-

12

8

Тема 8. Русская философия.

14

-

2

12

9

Тема 9. Онтология.

14

-

2

12

10

Тема 10. Человек и общество.

12

2

2

8

11

Тема 11. Сознание и познание.

9

-

2

7




Экзамен

9

-

-

-




Всего:

144

4

8

123


4.2. Лекционные занятия

Тема 1. Философия в ряду других форм духовного освоения мира человеком.

Мировоззрение как духовный способ освоения человеком наиболее общих взглядов на мир и место в нем. Мифология, религия, научные основания и общие результаты познания, художественно-эстетические освоения природной и социальной среды. Особенности философии как теоретического мировоззрения. Принцип рефлексии и саморефлексии – стержневая основа философии. Понятие «картина мира». Религиозные, научные, философские картины мира.

Зарождение философии. Культурно-исторические предпосылки. Концепция генезиса философии: гносеогенная, мифогенная. Философия как всемирно-историческое явление.

Философия и предфилософия (протофилософия). Философия и эпос. Философия и другие формы культуры. Предфилософские идеи в Месопотамии, Индии, Китае, Греции.

Проблемы философского понимания бытия и ее всеобщих атрибутов познания мира и человека. Место человека в природе и обществе. Философия в системе культуры. Проблема культуры мышления. Философия и наука, их соотношение в различных эпохах развития общества, единство и специфические черты.

Основные отрасли философского знания.
Тема 2. Философия Древнего Востока.

Особенности древневосточной философии: синкретичность, духовно-практическая направленность, тесная связь с социально-политической (Китай) и религиозной (Китай и Индия) мыслью.

а) Философия Древнего Китая.

Конфуцианство: нацеленность на этику и социальную мысль идеал «благородного мужа», категории «жэнь», «вэнь», «ли», «сяо», концепция «исправления имён», значимость ритуала.

Даосизм: категории «Дао», «дэ», Дао как первоначало мира, диалектические идеи книги «Дао дэ цзин», принцип «недеяния».

Моизм, легизм, школа имён.

б) Философия древней Индии.

Сильная связь с религией и традиционализм как характерные черты философии Древней Индии. Священные писания Древней Индии: Веды, Упанишады и др. Классификация философских течений: ортодоксальные, т.е. признающие авторитет Вед (санкхья, йога, веданта, миманса, вайшешика, ньяя), и неортодоксальные течения (буддизм, джайнизм). Материалистическая школа Чарвака (Локаята). Основные категории: дхарма, сансара, карма, Брахман, Атман, мокша, нирвана, ахимса. Различные варианты решения проблемы соотношения индивидуального сознания и божества, духа и материи, изменения. Понимание сущности человека, идеал человека, этические идеи.

Тема 3. Античная философия.

Условия зарождения античной философии. Предфилософия: Гомер, Гесиод, «семь мудрецов». Милетская школа: проблема первоначала. Гераклит: изменение как тотальное свойство сущности, диалектические идеи. Пифагор и пифагорейцы: число как первоначало, «математическая» трактовка мироздания, мистицизм. Элейская школа: учение о бытии, отрицание движения и множественности, гиперрационализм, апории Зенона Элейского. Демокрит: учение об атомах и пустоте. Софисты: интерес к человеку, обществу, культуре, языку, гносеологический и этический релятивизм, критика религии, разграничение законов «по природе» и «по установлению». Сократ: майевтика, требование определений, искусство спора, этический рационализм. Платон: учение о мире идей (эйдосов) и мире вещей как источнике противопоставлений общего и единичного, единого и множественного, неизменного и изменчивого, совершенного и несовершенного и т.д. Учение о «припоминании», рационализм. Учение об идеальном государстве и критика существующих форм государства.Аристотель: учение о 4 причинах каждой вещи, о форме и материи, об актуальном и потенциальном, о движении, телеологические идеи. Аристотель о душе, о формах государства. Этические идеи Аристотеля. Эллинистическая и римская философия: возрастание индивидуализма, внимание к внутреннему миру, категории автаркия, атарасия. Эпикур и эпикурейцы: отход от рационализма, проблема достижения счастья как цен тральная проблема философии, борьба со страхами, учение о причинности. Стоицизм: идеал невозмутимости и спокойствия, учение о судьбе. Скептицизм: учение о проблематичности адекватного познания. Неоплатонизм: мир как эманация Единого, пересечение онтологического и этического аспектов.

Тема 4. Средневековая философия.

Классификация периодов: апологетика, патристика и схоластика. Теоцентризм как определяющий принцип средневековой философии. Зарождение средневековой философии, значение возникновения христианства.

Период патристики: Аврелий Августин. Проблема теодицеи, вопрос о сущности добра и зла, открытие внутренней противоречивости «я», эсхатология, концепция «двух градов», проблема предопределения.

Период схоластики: Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, Уильям Оккам. Полемика реализма и номинализма. Проблема соотношения веры и разума. Доказательства бытия Бога.

Арабо-мусульманская средневековая философия: аль-Фараби, Авиценна, Аверроэс.

Тема 5. Философия эпохи Возрождения.

Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, секуляризация как тенденции мысли эпохи Возрождения: Пико дела Мирандола, Эразм Роттердамский, Николай Кузанский, Джордано Бруно. Новое понимание человека. Натурфилософия эпохи Возрождения. Научная революция XVI-XVII вв. и её значение для формирования новой картины мира. Философия политики Н. Макиавелли. Утопии: Т. Мор, Т. Кампанелла.

Тема 6. Философия Нового времени

Ф. Бэкон: теория «идолов» («призраков»), методологический эмпиризм, разработка метода индукции, новое понимание целей и значения науки.

Р. Декарт: проблема метода и её рационалистическое решение, методологическое сомнение. Учение о субстанции: дуализм (Р. Декарт), монизм (Б. Спиноза), плюрализм (Г.В. Лейбниц).

Т. Гоббс: теория общественного договора.

Сенсуализм Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Агностицизм Д. Юма.

Философия Просвещения: абсолютизация роли разума и науки, антиклерикализм, формирование теории общественного прогресса, развитие взглядов на природу общества. Французский материализм XVIII века.

Немецкая классическая философия: разграничение мира природы и мира культуры, развитие понимания субъекта как источника активности, развитие диалектики.

И. Кант: вещь в себе и феномен, априорные формы, кантовское объяснение источника наиболее общих свойств вещей, разум и антиномии, практический разум и нравственность, категорический императив.

Г.В.Ф. Гегель: идеалистическая диалектика, панлогизм, философия истории.

Зарождение неклассической философии. А. Шопенгауэр: мир как воля, мир как представление.

Л. Фейербах: антропологизм, религия как отчуждение лучших сторон человеческой сущности.

К. Маркс и Ф. Энгельс: материалистическое понимание человека, общества, культуры, теория общественно-экономических формаций, материалистическая диалектика.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины б б философия iconРабочая программа дисциплины философия степень выпускника бакалавр...
...
Рабочая программа дисциплины б б философия iconРабочая программа дисциплины Философия
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия»
Рабочая программа дисциплины б б философия iconРабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления "Философия" специальности "Философия"....
Рабочая программа дисциплины б б философия iconРабочая программа учебной дисциплины «философия» по направлению подготовки...
Дзема А. И. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 38 с
Рабочая программа дисциплины б б философия iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия»
Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла
Рабочая программа дисциплины б б философия iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Философия права направление 030100. 68 «Философия»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта двфу, утвержденного приказом ректора от 04....
Рабочая программа дисциплины б б философия iconРабочая программа философия код дисциплины по учебному плану б2 «Философия»...
В результате изучения дисциплины, студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями
Рабочая программа дисциплины б б философия iconРабочая программа дисциплины Философия Специальность 020501 Биоинженерия...
Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История», «Социология», «Биоэтика». Для освоения...
Рабочая программа дисциплины б б философия iconФилософия
Философия: рабочая программа дисциплины для студентов очной, и очно-заочной (вечерней) обучения всех специальностей. Брянск: бгту,...
Рабочая программа дисциплины б б философия iconВопросы по курсу «Философия» для вступительного экзамена в аспирантуру...
Скибицкий М. М., Зорина Е. В. Философия образования. Рабочая программа дисциплины
Рабочая программа дисциплины б б философия iconРабочая учебная программа по дисциплине «философия» для курсантов (слушателей)
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Рабочая программа дисциплины б б философия iconРабочая программа дисциплины «Философия постмодерна»
Дипломированный специалист в области философии, прослушавший курс «Философия постмодерна», должен
Рабочая программа дисциплины б б философия iconРабочая программа дисциплины (курса) Философия
...
Рабочая программа дисциплины б б философия iconРабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Рабочая программа дисциплины б б философия iconРабочая программа дисциплины Педагогика Направление подготовки 030100...
Дисциплина «Педагогика» адресована студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению «Философия», и входит в состав базовой части...
Рабочая программа дисциплины б б философия iconРабочая программа учебной дисциплины «Философия»
Аннотация. В основу учебно-методического комплекса по дисциплине «Философия» положены требования Государственного образовательного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск