ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Академия социального образования»
ОДОБРЕНО
Решением ученого совета
(протокол №9 от 26.05.2014)
| УТВЕРЖДЕНО
Приказом ректора
№ 08/07 от 26.05.2014
|
Рабочая программа дисциплины
Б.1.Б.2. Философия
Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть.
Направление подготовки
050400.62 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки
Психология и педагогика дошкольного образования Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения: заочная
Факультет: педагогики и психологии
Кафедра-разработчик: кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
Казань 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Цели освоения дисциплины……………………………….………….3
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата…….………..3
Компетенции обучающегося………………………………………….4
Структура и содержание дисциплины………………………………5
Образовательные технологии………………………………………..20
Формы и методы контроля…………………………………………..20
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………………….23
Материально-техническое обеспечение…………………………....24
Цели освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины
Цель: развить у студентов интерес к фундаментальным мировоззренческим знаниям; содействовать пониманию методологических основ научного познания; стимулировать потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности; усвоить законы исторического и общественного развития.
Задачами освоения дисциплины являются:
формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования, связи философии с другими научными дисциплинами;
введение в круг философских проблем, связанных с личностным, социальным и профессиональным развитием;
умение использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
овладение базовыми принципами и приемами философского познания.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе.
Знания, умения и компетенции, полученные при изучении дисциплины необходимы в дальнейшем для освоения следующих курсов: «Социология», «Социальная педагогика», «Социальная психология», «История педагогики и образования» и др. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- предмет философии, место роль философии в культуре, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структуру философского знания;
- общее представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;
- структуру и методы научного познания, в том числе и социально-гуманитарного, современные философские модели научного знания;
Уметь:
- грамотно и самостоятельно использовать терминологию и методологию представленной научной дисциплины;
- оценивать окружающие социальные явления с точки зрения моральных ценностей;
- Владеть:
- элементарным философским словарем (общеупотребительных понятий и категорий философии);
- приемами ведения дискуссии, полемики и диалога.
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общекультурными (ОК) компетенциями:
Код
| Наименование результата обучения
| ОК-1
| способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды
| ОК-3
| владеет моральными нормами и основами нравственного поведения
| ОК-4
| готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
| ОК-9
| способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания
|
4. Структура и содержание дисциплины
4.1 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины обучения составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, экзамен.
для заочной формы обучения
Аудиторные занятия – 10ч., самостоятельная работа - 123 ч., экзамен.
№ п/п
| Разделы/темы
| всего
| Виды учебной работы студентов
| лекции
| семинары
| самостоятельная работа
| 1
| Тема 1. Философия в ряду других форм духовного освоения мира человеком.
|
14
|
2
|
-
|
12
| 2
| Тема 2. Философия Древнего Востока.
| 12
| -
| -
| 12
| 3
| Тема 3. Античная философия.
| 12
| -
| -
| 12
| 4
| Тема 4. Средневековая философия.
| 12
| -
| -
| 12
| 5
| Тема 5. Философия эпохи Возрождения.
| 12
| -
| -
| 12
| 6
| Тема 6. Философия Нового времени
| 12
| -
| -
| 12
| 7
| Тема 7. Философия конца XIX – XX веков.
| 12
| -
| -
| 12
| 8
| Тема 8. Русская философия.
| 14
| -
| 2
| 12
| 9
| Тема 9. Онтология.
| 14
| -
| 2
| 12
| 10
| Тема 10. Человек и общество.
| 12
| 2
| 2
| 8
| 11
| Тема 11. Сознание и познание.
| 9
| -
| 2
| 7
|
| Экзамен
| 9
| -
| -
| -
|
| Всего:
| 144
| 4
| 8
| 123
|
4.2. Лекционные занятия
Тема 1. Философия в ряду других форм духовного освоения мира человеком.
Мировоззрение как духовный способ освоения человеком наиболее общих взглядов на мир и место в нем. Мифология, религия, научные основания и общие результаты познания, художественно-эстетические освоения природной и социальной среды. Особенности философии как теоретического мировоззрения. Принцип рефлексии и саморефлексии – стержневая основа философии. Понятие «картина мира». Религиозные, научные, философские картины мира.
Зарождение философии. Культурно-исторические предпосылки. Концепция генезиса философии: гносеогенная, мифогенная. Философия как всемирно-историческое явление.
Философия и предфилософия (протофилософия). Философия и эпос. Философия и другие формы культуры. Предфилософские идеи в Месопотамии, Индии, Китае, Греции.
Проблемы философского понимания бытия и ее всеобщих атрибутов познания мира и человека. Место человека в природе и обществе. Философия в системе культуры. Проблема культуры мышления. Философия и наука, их соотношение в различных эпохах развития общества, единство и специфические черты.
Основные отрасли философского знания. Тема 2. Философия Древнего Востока.
Особенности древневосточной философии: синкретичность, духовно-практическая направленность, тесная связь с социально-политической (Китай) и религиозной (Китай и Индия) мыслью.
а) Философия Древнего Китая.
Конфуцианство: нацеленность на этику и социальную мысль идеал «благородного мужа», категории «жэнь», «вэнь», «ли», «сяо», концепция «исправления имён», значимость ритуала.
Даосизм: категории «Дао», «дэ», Дао как первоначало мира, диалектические идеи книги «Дао дэ цзин», принцип «недеяния».
Моизм, легизм, школа имён.
б) Философия древней Индии.
Сильная связь с религией и традиционализм как характерные черты философии Древней Индии. Священные писания Древней Индии: Веды, Упанишады и др. Классификация философских течений: ортодоксальные, т.е. признающие авторитет Вед (санкхья, йога, веданта, миманса, вайшешика, ньяя), и неортодоксальные течения (буддизм, джайнизм). Материалистическая школа Чарвака (Локаята). Основные категории: дхарма, сансара, карма, Брахман, Атман, мокша, нирвана, ахимса. Различные варианты решения проблемы соотношения индивидуального сознания и божества, духа и материи, изменения. Понимание сущности человека, идеал человека, этические идеи.
Тема 3. Античная философия.
Условия зарождения античной философии. Предфилософия: Гомер, Гесиод, «семь мудрецов». Милетская школа: проблема первоначала. Гераклит: изменение как тотальное свойство сущности, диалектические идеи. Пифагор и пифагорейцы: число как первоначало, «математическая» трактовка мироздания, мистицизм. Элейская школа: учение о бытии, отрицание движения и множественности, гиперрационализм, апории Зенона Элейского. Демокрит: учение об атомах и пустоте. Софисты: интерес к человеку, обществу, культуре, языку, гносеологический и этический релятивизм, критика религии, разграничение законов «по природе» и «по установлению». Сократ: майевтика, требование определений, искусство спора, этический рационализм. Платон: учение о мире идей (эйдосов) и мире вещей как источнике противопоставлений общего и единичного, единого и множественного, неизменного и изменчивого, совершенного и несовершенного и т.д. Учение о «припоминании», рационализм. Учение об идеальном государстве и критика существующих форм государства.Аристотель: учение о 4 причинах каждой вещи, о форме и материи, об актуальном и потенциальном, о движении, телеологические идеи. Аристотель о душе, о формах государства. Этические идеи Аристотеля. Эллинистическая и римская философия: возрастание индивидуализма, внимание к внутреннему миру, категории автаркия, атарасия. Эпикур и эпикурейцы: отход от рационализма, проблема достижения счастья как цен тральная проблема философии, борьба со страхами, учение о причинности. Стоицизм: идеал невозмутимости и спокойствия, учение о судьбе. Скептицизм: учение о проблематичности адекватного познания. Неоплатонизм: мир как эманация Единого, пересечение онтологического и этического аспектов.
Тема 4. Средневековая философия.
Классификация периодов: апологетика, патристика и схоластика. Теоцентризм как определяющий принцип средневековой философии. Зарождение средневековой философии, значение возникновения христианства.
Период патристики: Аврелий Августин. Проблема теодицеи, вопрос о сущности добра и зла, открытие внутренней противоречивости «я», эсхатология, концепция «двух градов», проблема предопределения.
Период схоластики: Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, Уильям Оккам. Полемика реализма и номинализма. Проблема соотношения веры и разума. Доказательства бытия Бога.
Арабо-мусульманская средневековая философия: аль-Фараби, Авиценна, Аверроэс.
Тема 5. Философия эпохи Возрождения.
Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, секуляризация как тенденции мысли эпохи Возрождения: Пико дела Мирандола, Эразм Роттердамский, Николай Кузанский, Джордано Бруно. Новое понимание человека. Натурфилософия эпохи Возрождения. Научная революция XVI-XVII вв. и её значение для формирования новой картины мира. Философия политики Н. Макиавелли. Утопии: Т. Мор, Т. Кампанелла.
Тема 6. Философия Нового времени
Ф. Бэкон: теория «идолов» («призраков»), методологический эмпиризм, разработка метода индукции, новое понимание целей и значения науки.
Р. Декарт: проблема метода и её рационалистическое решение, методологическое сомнение. Учение о субстанции: дуализм (Р. Декарт), монизм (Б. Спиноза), плюрализм (Г.В. Лейбниц).
Т. Гоббс: теория общественного договора.
Сенсуализм Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Агностицизм Д. Юма.
Философия Просвещения: абсолютизация роли разума и науки, антиклерикализм, формирование теории общественного прогресса, развитие взглядов на природу общества. Французский материализм XVIII века.
Немецкая классическая философия: разграничение мира природы и мира культуры, развитие понимания субъекта как источника активности, развитие диалектики.
И. Кант: вещь в себе и феномен, априорные формы, кантовское объяснение источника наиболее общих свойств вещей, разум и антиномии, практический разум и нравственность, категорический императив.
Г.В.Ф. Гегель: идеалистическая диалектика, панлогизм, философия истории.
Зарождение неклассической философии. А. Шопенгауэр: мир как воля, мир как представление.
Л. Фейербах: антропологизм, религия как отчуждение лучших сторон человеческой сущности.
К. Маркс и Ф. Энгельс: материалистическое понимание человека, общества, культуры, теория общественно-экономических формаций, материалистическая диалектика.
|