Федеральное агентство связи
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ»
Е. Ю. Матвеева
Философские вопросы естественных,
гуманитарных и технических наук
Программа курса
Новосибирск
2009 ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 2
Предисловие
Программа курса разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательной программы магистра в области философских вопросов естественных, технических и социально—гуманитарных наук. Программа курса включает комплексное изложение философских вопросов наук в контексте современной научной парадигмы.
Цель курса: формирование целостного научного мировоззрения будущего исследователя на основе философского анализа наиболее актуальных вопросов современного естествознания, технознания и социальных и гуманитарных наук.
Магистр должен:
В области философских вопросов естественных, технических и социально—гуманитарных наук:
— знать общие закономерности возникновения и развития науки и техники, их взаимодействия друг с другом и с иными областями культуры; понимать роль науки в развитии цивилизации;
— знать основные этапы исторической эволюции науки от античности до современности;
— иметь представление о смене фундаментальных парадигм в истории естественнонаучного знания; о принципах и о многообразии и единстве логико-гносеологических, методологических, онтологических и аксиологических проблем естественных, технических и социально—гуманитарных наук;
— иметь представление о взаимодействиях между физическими, биологическими, химическими процессами, о принципах развития живых систем, их целостности, о биологическом многообразии как основе сохранения устойчивости биосферы;
— понимать значение дифференциации и интеграции в науке, значение комплексных научно-исследовательских и инженерных разработок для развития научно—технического знания и технического прогресса;
— понимать необходимость социальной оценки техник и ограниченность технократических концепций, ответственности в технической деятельности;
— иметь представление о новом образе научного мышления в контексте эволюционно-синергетической парадигмы; о месте человека и социума в эволюционной картине мира.
Объём курса — 20 ч. лекций, 18 ч. семинары. Программа содержит перечень развёрнутых тем курса; вопросы для обсуждения на практических занятиях; списки учебной и дополнительной литературы по темам; темы домашних письменных работ. Тема 1. Генезис научного знания и его место в культуре (2 ч.)
Наука и её характерные черты. Цели и задачи науки.
Проблема исторического возраста науки. Многообразие подходов: феномен античной науки; первые древнегреческие натурфилософы; цивилизация Древнего Египта; возникновение науки в средневековой культуре; рождение науки Нового времени — соединение эксперимента с математикой; от преднауки к науке.
Место науки в системе культуры. Естественнонаучная и гуманитарная культура. Классификация наук. Особенности предметов и методов естественных, технических и социально—гуманитарных наук
Эстетика и этика научного творчества. Философский портрет ученого. Нравственная ответственность ученого. Вклад российских ученых в развитие мировой науки. Вопросы для обсуждения
Цель, задачи и функции науки.
Место науки в культуре. Проблема двух культур.
Возрастание роли науки в современном обществе. Вопрос об ответственности.
Учебная литература
Свиридов В.В. Концепции современного естествознания. — М., 2005. — С. 10 — 51.
Стёпин В.С. Теоретическое знание. — М., 2000. — С. 17 — 54, 54 — 99.
Дополнительная литература
Бак Д.П., Кузнецова Н.И., Филатов В.П. Границы интерпретации в гуманитарном и естественнонаучном знании//Вопросы философии. —1998. — № 5.
Гачев Г.Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке. — М., 2003.
Зинченко В.П. Наука — неотъемлемая часть культуры?//Вопросы философии. — 1990 . — № 1.
Игнатьев А.А. Ценности науки и традиционное общество//Вопросы философии. — 1991. — № 4.
Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке?//Вопросы философии. — 2004. — № 3.
Моисеев Н.Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление,// Общественные науки и современность. — 1993. — № 2.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. — М., 1998.
Рузавин Г.И. Методология научного исследования. — М.,1999.
Шрейдер Ю.А. Свобода как условие развития науки//Вопросы философии. — 1989 . — № 4.
Тема 2. Естественные науки: становление и основные философские вопросы ( 8 ч.) 2.1. Симметрия природы и концепция дополнительности в научной картине мира
Естественнонаучная картина мира. Генезис научной картины мира. Частнонаучные картины мира
Понятие симметрии, её значение в современном естествознании. Виды симметрий. Проявление симметрии в природе. Законы сохранения и симметрия пространства и времени.
Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Корпускулярно-волновой дуализм. Принцип дополнительности Бора. Методологическое значение принципа для естественных наук и возможное применение к гуманитарному знанию.
Вопросы для обсуждения
Развитие наук о природе. Классическая и современная естественнонаучные картины мира.
Понятие симметрии и асимметрии. Виды симметрии, её проявление в природе.
Принцип дополнительности и его методологическое значение для гуманитарного знания.
Учебная литература
Современные философские проблемы естественных, технических и социально гуманитарных наук. — М., 2006. — С. 87 — 113.
Стёпин В.С. Теоретическое знание. — М., 2000. — С. 185—188, 188 — 231.
Философия современного естествознания. — М., 2004. — С.64 — 88, 88 — 103.
Дополнительная литература
Алёшин А.И., Аршинов В.И. и др. Философско-методологические проблемы специальных наук (физика, биология, психология когнитивная наука, лингвистика)//Вопросы философии. — 1988 . — № 6.
Аронов Р.А., Терентьев В.В. Существуют ли нефизические формы пространства и времени//Вопросы философии. — 1988 . — № 1.
Бор Н. Избр. науч. тр.: В 2-х т. Т. 1. М., 1970.
Веркутис М.Ю. Рефлексивная симметрия как механизм новаций в науке в условиях неведения//Науковедение. — 2002.– № 3.
Вигнер Э. Инвариантность и законы сохранения. Этюды о симметрии. — М., 2002.
Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума//Вопросы философии. — 2000. — №6.
Гусев Д.А. Краткая история естествознания: Три научные картины мира. — М., 2004.
Доброхотова Т.А., Брагина. Принцип симметрии и асимметрии в изучении человека//Вопросы философии. — 1986. — №7.
Дротянко Л.Г. Социокультурная детерминация фундаментальных и прикладных наук//Вопросы философии. — 2000. — №1.
Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. — М., 1974.
Формирование современной естественнонаучной парадигмы. — М., 2001.
Хокинг С. , Пенроуз Р. Природа пространства и времени. — Ижевск, 2000.
2.2. Эволюционная концепция: сущность и противоречия
Понятие эволюции. Биологический эволюционизм.
Второй закон термодинамики и энтропия. Основной парадокс эволюционной картины мира. Проблема «тепловой смерти Вселенной».
Энтропийный баланс земли и глобальный экологический кризис. Закономерности развития экосистем.
Синергетика и универсальный эволюционизм. Вопросы для обсуждения
Эволюционная концепция: история и современность.
Разрешение противоречия физических закономерностей и биологических процессов.
Концепция универсального эволюционизма.
Учебная литература
Свиридов В.В. Концепции современного естествознания. — М., 2005. — С. 202 — 216.
Современные философские проблемы естественных, технических и социально гуманитарных наук. — М., 2006. — С. 261 — 287.
Философия современного естествознания. — М., 2004. — С. 103 — 118.
Дополнительная литература
Грант П. Р. Естественный отбор и дарвиновские вьюрки//В мире науки. — 1991. — № 12.
Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 1937.
Князева Е.Н. Саморефлективная синергетика//Вопросы философии. — 2001. — № 10.
Коган Л.А. Жизнь как бессмертие//Вопросы философии. — 1994. — №12.
Левинтон Дж. С. Большой взрыв эволюции животных//В мире науки. — 1993. — № 1.
Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм (позиция и следствия)// Вопросы философии. — 1991. — № 3.
Поппер К. Дарвинизм как метафизическая исследовательская программа //Вопросы философии. — 1995. — № 12.
Умарова М.С. Концепция Н.А. Умова о живой материи, её происхождении и современные представления//Философские науки. — 2005. — № 6.
Фокс Р. Энергия и эволюция жизни на земле. — М., 1992.
Хайтун С.Д. Фундаментальная сущность эволюции//Вопросы философии. — 2001. — № 2.
2.3. Естественная история природы
Возникновение и развитие Вселенной, Солнечной системы и Земли. Идеалы и нормы построения теорий в астрофизике и космологии, эпистемологические проблемы обоснования этих теорий.
Применение информационного подхода к термодинамике черных дыр. Исследования Хокинга. Проблема объективности знания в астрономии и космологии. Перспективы информационного подхода к Вселенной.
Предбиологическая химическая эволюция. Концепции современной химии и их практическое применение. Геологическая эволюция. Закономерности суперконтинентального цикла. Философские аспекты концепций геологии и географии.
История жизни на земле. Некоторые рассуждения об определении жизни и об экспериментах на возможных первых организмах. Вопросы для обсуждения
Концепции возникновения и развития Вселенной и ее структурных элементов и проблемы обоснования.
Геологические и предбиологические процессы. Философские аспекты концепций геологии и географии.
Элементарная биохимия и гипотезы происхождения жизни.
Учебная литература
Современные философские проблемы естественных, технических и социально—гуманитарных наук. — М., 2006. — С. 142 — 259.
Философия современного естествознания. — М., 2004. — С. 156 — 186, 220 — 275.
Дополнительная литература
Бреус Т.К., Рапопорт С.И. Возрождение гелиобиологии//Природа. — 2005. — № 9.
Владимирский Б. М., Темурьянц Н. А. Влияние солнечной активности на биосферу — ноосферу. — М., 2000.
Голубев Г.И. Геоэкология. — М., 1999.
Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. — М., 1989.
Крик Ф. Жизнь как она есть. Ее зарождение и сущность. — М., 2002.
Лазарев С.С. Понятие «время» и геологическая летопись земной коры //Вопросы философии. — 2002. — № 1.
Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. — М., 1995.
Опарин А.И. Происхождение жизни на земле. — М., 1965.
Теория и методология экологической геологии. — М, 1997.
Турсунов А. Мирозданья тугие узлы (Новейшая космология в философской перспективе)//Вопросы философии. — 1988. — № 2.
Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? — М., 1947.
Эйген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул. — М., 1973.
2.4. Естественная история человека
Этология: поведение и социальная организация животных. Антропогенез. Вопросы социобиологии: инстинкт и научение, формы сообщества, поведение и гены. Генетическая информация и вопросы генной инженерии.
Философские категории и понятия медицины. Общественное здоровье, заболеваемость и смертность — проблемы политические, социально-экономические и медицинские.
Изучение мозга человека. Классическая и холотропная модели сознания; естественнонаучное обоснование нравственности. Особенности гендерной психологии.
Концепция коэволюции. Коэволюция человека и биосферы. Ноосфера. Вопросы для обсуждения
Вопросы этологии и социобиологии. Генетическая информация: мифы и реальность.
Изучение мозга и модели сознания.
Коэволюция человека и биосферы. Социальная экология.
Учебная литература
Современные философские проблемы естественных, технических и социально гуманитарных наук. — М., 2006. — С. 317 — 372, 459 — 463.
Дополнительная литература
Анохин А.М. Теоретическое знание в медицине. — М., 1998.
Данилов-Данильян В.И. Возможна ли «коэволюция природы и общества»?// Вопросы философии. — 1998. — № 8.
Докинз Р. Эгоистичный ген. — М., 1993.
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. — СПб., М., 2004. — С. 72 — 116.
Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. Философские очерки. — М., 1990.
Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. — М., 1995.
Карпов В.Л. От чего зависит судьба гена//Природа. — 2005. — № 3.
Корогодин В. И., Корогодина В.Л. Основы жизни — информация //Природа. — 1993. — № 12.
Мухин А.П. Философия человека и медицина. — СПб., 2001.
Наумов Г.Б. О понятии «ноосфера»//Науковедение. — 2002.– № 3.
Серль Дж. Открывая сознание заново. — М., 2002.
Философия здоровья. — М., 2001.
Хакен Г. Принципы работы головного мозга: синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. М., 2001.
Швебс Г.И. Идея ноосферы и социальная экология//Вопросы философии. — 1991 . — № 7.
Тема 3. Феномен техники и становление технических наук (4 ч.) 3.1. Техника и техническая теория как предмет философского анализа
Философия техники: предмет, сферы и задачи. Категориальное пространство осмысления техники. Предыстория формирования техники в древнем мире. Техника и «техническая теория» в исторические периоды: Античность, средние века, Новое время.
Инженерная деятельность. Научный и инженерный стили мышления. Особенности теоретико—методологического синтеза научно—технических знаний. Естественные и технические науки.
Направления научно-технического развития и методологический опыт социально-гуманитарного познания. Вопросы для обсуждения
Философия техники: предмет и основные концепции.
Техническая деятельность и технические науки.
Проблема ответственности в технической сфере.
Учебная литература
Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. — М., 1998. — С. 77—122, С. 122—156.
Современные философские проблемы естественных, технических и социально—гуманитарных наук. — М., 2006. — С. 375 — 444.
Дополнительная литература
Багдасарян Н.Г. Профессиональная культура инженера. Механизмы освоения. — М., 1998.
Горохов В.Г. Концепции современной науки и техники. — М., 2000.
Горохов В.Г. Методологический анализ научно-технических дисциплин. — М., 1984.
Горохов В.Г. Петр Климентьевич Энгельмейер. Инженер-механик и философ техники. — М., 1997.
Горохов В.Г., Розин В.М. Техническое знание в современной культуре. — М., 1987.
Горохов В.Г., Розин В.М. Формирование и развитие инженерной деятельности //Философские вопросы технических знаний. — М., 1984.
Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. — Л., 1988.
Ленк К. Размышления о современной технике. — М., 1996.
Методология и социология техники. — Новосибирск, 1990.
Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. — Красноярск, 1989.
Философия техники в ФРГ. — М., 1989.
Чешев В, В. Техническое знание как объект методологического анализа. — Томск, 1981.
4.2. Синтез научного и технического знания. Философские вопросы научно—технических достижений
Влияние научно-технического прогресса на социальную структуру современного общества. О правомерности и возможности общественного контроля за развитием науки и техники.
Научно-техническое развитие и экология. Ответственность ученого в условиях системы «наука — техника». Геополитические угрозы научно-технической эпохи. Концепция информационной безопасности, компьютерная и информационная этика.
Распространение информационных и коммуникационных технологий во все сферы общественной и частной жизни. Техническое совершенствование и бытие личности. Две стороны проблемы клонирования: технология и этика.
Социальная информатика. Вопрос о соотношении естественного и искусственного интеллектов. Будущее науки и будущее человечества. Вопросы для обсуждения
Социальная оценка техники: история и современность.
Информационные и коммуникационные технологии и этика.
Система человек—техника: единство и противоречия.
Учебная литература
Современные философские проблемы естественных, технических и социально—гуманитарных наук. — М., 2006. — С. 447 — 474.
Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. — М., 2004. — С.215 — 309.
Дополнительная литература
Алексеева И.А. Человеческое знание и его компьютерный образ. — М., 1992.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М., 1999.
Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблемы социологии и метафизики техники)//Вопросы философии. — 1985. — № 2.
Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. — М., 2000.
Мамфорд Л. Миф машины. Техника в развитии человечества. — М., 2001.
Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. — М., 1999.
Ортега-и-Гасет Х. Размышления о технике. — М., 1997.
Реймерс Н.Ф. Концептуальная экология. — М., 1992.
Симоненко О.Д.. Сотворение техносферы: проблемное осмысление истории техники. — М., 1994.
Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. — М., 2004.
Юнгер Ф.Г. Совершенство техники. — СПб., 2002.
Тема 5. Философские проблемы социально—гуманитарных наук (4 ч.)
5.1.Социальное познание как ценностно—смысловое основание и воспроизведение человеческого бытия.
Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук. Критерии разделения социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные. Специфические средства и методы социально—гуманитарного познания. Ориентация на качественную сторону явлений. Отсутствие общепризнанных парадигм. О новой парадигме социальной методологии.
Эмпирический субъект и категории жизни. Жизнь как предмет изучения социально-гуманитарных наук.
Проблема истинности и рациональности. Специфика постижения истины.
Объяснение и понимание и интерпретация в социальных и гуманитарных науках. Текст как первичная данность (реальность) всякой гуманитарной дисциплины. Роль диалога в социальном познании.
Вера, сомнение, знание в социально—гуманитарной сфере.
Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы. Вопросы для обсуждения
Специфика объекта и предмета социально—гуманитарных наук. Основные исследовательские программы.
Проблема истинности.
Объяснение и понимание, интерпретации в социально—гуманитарном знании.
Вера и сомнение: сущность и значение.
Учебная литература
Кохановский В.П. Философские проблемы социально—гуманитарных наук. — Ростов на/Д, 2005 — С. 61— 249.
Современные философские проблемы естественных, технических и социально—гуманитарных наук. — М., 2006. — С. 478 — 563
Дополнительная литература
Дильтей В. Собр. соч.: В 6 т. Введение в науки о духе: Опыт полагания основ для изучения общества и истории,— М., 2000. — Т. 1.
Ильин В.В. О специфике гуманитарного знания//Вопросы философии. — 1985. — № 7.
Ищенко Е.И. Современная эпистемология и гуманитарное познание. — Екатеринбург, 2003.
Объяснение и понимание в социальном познании. — М., 1990.
Поппер К. Логика социальных наук//Вопросы философии. — 1992. — №10.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.— М., 1988.
Социальное знание и социальные изменения. — М., 2001.
Степин В.С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты)//Вопросы философии. — 2004. — № 3.
Туркулец А.В. Введение в методологию социального познания. — Хабаровск, 2004.
Федотова В.Г. Социальное конструирование приемлемого для жизни общества (К вопросу о методологии)//Вопросы философии. — 2003. — №11.
Федотова В.Г. Что может и чего не может сделать социальная наука сегодня?//Социология и современная Россия. — М., 2003.
Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук.— СПб., 1994.
Червонная П.Г. Плюрализм в социально-гуманитарном познании//Общественные науки и современность. — 2002. — № 2.
Юревич А.В. Звездный час гуманитариев: социогуманитарная наука в современной России//Вопросы философии. — 2003.
Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. — М., 2002.
5.2. Основные философские вопросы социальных и гуманитарных наук
Основные особенности формирования абстракций в филологических науках. Герменевтический подход к анализу языка. Сущность и новизна когнитивного литературоведения. «Философия языка»: основные направления.
Основные идеи теории деятельности в психологии и философии. Методологическое значение теории деятельности для социальных и гуманитарных наук. Современные концепции сознания и новые подходы к изучению бессознательного. Особенности когнитивной психологии как научной дисциплины. Философские проблемы образования и педагогики.
Философские проблемы исторической науки. Натурализм и объективизм в изучении истории. Эмпирическое и теоретическое в историческом познании. Соотношение ценностей и оценки в исторической науке. Источниковедение и методы исторической науки.
Исследовательские программы социологии, политологии и экономики. Философские и методологические проблемы. Вопросы для обсуждения
Основные концепции «философии языка».
Философские проблемы психологии, педагогики и образования.
Философско—методологические вопросы социологии, политологии, экономики.
Учебная литература
Кохановский В.П. Философские проблемы социально—гуманитарных наук. — Ростов на/Д, 2005 — С. 249 — 305.
Современные философские проблемы естественных, технических и социально—гуманитарных наук. — М., 2006. — С. 564—635.
Дополнительная литература
Валлерстайн И. Анализ мировых систем: системное видение мирового сообщества//Социология на пороге XXI века. Новые направления исследований. — М., 1988.
Возможны ли математические модели истории?//Общественные науки и современность. — 2004. — № 3.
Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. — М., 2000.
Зиммель Г. Проблемы философии истории//Избранное. — М., 1994.
Ильин В.В. Социология как фундаментальная наука//Социс. — 1994. — №3.
Ильин В.В. Теоретическое и эмпирическое в социологии: смена парадигмы//Социс. — 1996. — № 10.
Козловски П. Принципы этической экономии. — М., 1999.
Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией//Педагогика. — 1994. — № 6.
Лапин Н.И. Предмет и методология социологии//Социс. — 2002. — № 8.
Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных. — СПб., 2004.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. — М., 2001.
Проблемы политической теории. — М., 2000.
Рикёр П. История и истина. — СПб, 2002.
Русская философия права: Онтология. — СПб., 1999.
Сапронов М.В. Синергетический подход в исторических исследованиях: новые возможности и трудности применения//Общественные науки и современность. — 2002. — № 2.
Солсо Р. Когнитивная психология.— М., 1996.
Федотова В.Г. Как возможна социальная наука в России и других незападных странах//Социальные знания и социальные изменения. — М., 2001.
Хвостова К.В., Финн В.К. Гносеологические и логические проблемы исторической науки. — М., 1995.
Юлина Н.С. Тайна сознания: альтернативные стратегии исследования//Вопросы философии. — 2004. — № 10. — Ч. 1; 2004. — №11. — Ч.2.
Темы домашних письменных работ
Абстракции и идеальные объекты в математике.
Взгляды математиков на методологические проблемы науки (Г. Кантор, Д. Гильберт, А. Пуанкаре, Г. Вейль, Н.Н. Лузин, А.Н. Колмогоров, В.И. Арнольд, С.П. Новиков).
Математика и физика в их историческом взаимодействии.
Логика и интуиция в математике.
Проблема бесконечности в математике.
Проблема обоснования математики.
Методологические особенности современной математизации знания.
Роль компьютеров в развитии современной математики.
Социокультурные концепции развития математики (работы К. Поппера, И. Лакатоса, Ф. Китчера, А.Г. Барабашева).
Особое место физики в системе естественнонаучного знания.
Проблема описания элементарных объектов в современной физике.
Концепция вакуума в современной физике.
Философский анализ концепции пространства и времени.
Неевклидова геометрия — ее возникновение и философское значение.
Представления о случайности в структуре познания.
«Коэволюция» вычислительных средств и научных методов: история, современность, возможные перспективы.
Философско-методологические аспекты понятия сложности.
Релятивистская космология и философские дискуссии вокруг неё.
Коэволюция человека и Вселенной.
Космические факторы биологических и социальных процессов.
Философские аспекты проблемы внеземных цивилизаций.
Химия и физика: редукция или интеграция?
Соотношение истории и философии химии.
Место географии в классификации наук и её структура.
Методологические основы единства физической и социально-экономической географии.
Проблема пространства и времени в географии.
Эволюция социологического понятия «географическая среда» и ее роль в изучении соотношения общества и природы.
Сравнительный анализ естественно-научного и геохимического понимания биосферы и ноосферы.
Место географии в решении экологических проблем современности.
Объект и предмет геоэкологии.
Анализ различных концепций происхождения и сущности геологической формы движения материи.
Соотношение обыденного и научного (философского) понимания геологического пространства и времени.
Объект и предмет экологической геологии.
Сущность и специфика философских проблем биологии.
Характеристика основных этапов изменения представлений о месте и роли биологии в системе научного познания.
Проблема системной организации и системный подход в биологии.
Воздействие современных биологических исследований на формирование новых норм и установок культуры.
Биология и формирование современной эволюционной картины мира.
Основные этапы развития экологии от биологического до социоприродного статуса.
Суть теории биосферы и ноосферы В.И. Вернадского.
Концепция устойчивого развития общества, проблемы и возможности ее реализации.
Экологическая культура и ее роль в преодолении современной кризисной ситуации.
Философия ХХ в. и формирование методологических основ медицины.
Естественнонаучное знание как основа развития современной медицины.
Социальная философия и проблемы современной медицины и здравоохранения.
Проблемы морали и биоэтики в современной медицине.
Медицина и здравоохранение в условиях глобализации общества.
Современная философия истории и футурология: сценарии будущего человечества.
Природа и техника, естественное и искусственное, организм и механизм.
Технические науки и инженерная деятельность, технические и естественные науки, понятие научно-технической дисциплины.
Особенности теоретико-методологического синтеза знаний в технических науках.
Современные комплексные (неклассические) научно-технические дисциплины: их природа и сущность.
Пути преодоления кризиса техногенной цивилизации, техника и окружающая среда, формирование нового образа науки и техники под влиянием экологических угроз.
Особенности социального и социотехнического проектирования.
Проблема комплексной оценки и прогнозирования последствий техники.
Техника и человек — проблемы риска и безопасности современной техники, этика ученого и социальная ответственность проектировщика.
Становление информатики как междисциплинарного направления; кибернетика, теория информации и системный подход.
Эволюция понятия информации, информация и управление;
Информатика и синергетика.
Информационное общество и компьютерная революция: основные этапы развития.
Имитационное моделирование и компьютерный эксперимент в современной науке и технике (методологический аспект).
Понятие «искусственный интеллект» как обозначение области научно-технического исследования проблем автоматизации интеллектуальной деятельности.
Интернет как инструмент новых социальных технологий, как информационно-коммуникативная среда науки и как глобальная среда непрерывного образования.
Роль информационных технологий в социальной коммуникации.
Сетевое общество и виртуальная реальность.
Проблема генезиса социально-гуманитарного научного знания и его дисциплинарная структура.
Метод объяснения в социальных науках.
Проблема понимания в гуманитарных науках.
Эмпирический объект и категории жизни.
Язык философии познания как «опыт мира» и «горизонт онтологии».
Вера, достоверность и истинность в социально-гуманитарном понимании.
Влияние филологии и лингвистики на развитие современной философии.
Становление теории и развитие абстракций в концепциях древнерусской литературы.
Философские смыслы концепций универсального языка (Р. Декарт, Г. Лейбниц, А. Вежбицкая).
Герменевтические идеи в трудах В. Гумбольдта о языке.
Оценка М. Хайдеггером концепции языка, разработанной В. Гумбольдтом.
Эпистемологические и методологические особенности психологии как науки.
Философские и психологические идеи и принципы теории деятельности.
Концепции сознания Д. Деннета и Дж. Серля: сопоставление и оценка.
Философия сознания Х. Патнэма: основные идеи, понятия, принципы.
Альтернативные стратегии исследования проблемы сознания.
Когнитивная психология: эпистемологические и методологические особенности.
Философия и педагогика как взаимодополнительные формы дискурса и стратегии исследования образования.
Философия образования как теоретическая дисциплина.
Глобализация и проблемы образования в современном мире.
Основные исследовательские программы исторической науки.
Проблема факта в исторической науке.
Презентизм и прагматизм в интерпретации истории.
Ценность и оценка в исторической науке.
Объект и предмет социологии.
Парадигмы социологии.
Основные исследовательские направления в социологии.
Анализ философско-методологических проблем правовой науки как способ постановки новых проблем.
Классическая концепция и современная концепция естественных прав.
Государство и право: аспекты исследований.
Сущность политики: история и современность.
Политическая наука и философия политики.
Глобализация и демократия.
Исследовательские программы в современной экономической науке
100.Социальный порядок и экономика.
|