Скачать 0.58 Mb.
|
Управление образования и молодёжной политики администрации Арамасского района Муниципальное образовательное учреждение Балахонихинская ООШ
Типовая программа дополнительного образования объединения детей «Экологический кружок» для детей с 11 лет (срок реализации 3 года) . п. Балахониха 2010 г. Пояснительная записка Программа курса дополнительного образования по профилю “Геология и элементы других естественных наук” (“Земля и небо”) предназначена для преподавания палеонтологии с элементами других естественных наук и включением сведений о литературе и художественном слове. Создание программы вызвано потребностью методического и нормативного обеспечения курса палеонтологии в системе дополнительного образования и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами, а также повышения качества и значимости дополнительного образования. Комплексный подход преподавания данной программы способствует углублению знаний и гармоническому развитию личности ребенка. Программа рассчитана на учащихся 2-7 классов (8-15 лет). Объем курса 648 (432) часов, курс распределен на 3 года обучения по 216 (144) часов в год. Кроме того, предусматривается 4-й год обучения, в течение которого педагог проводит консультации для воспитанников, самостоятельно работающих над рефератами. Актуальность курса заключается в том, что в школе подобный предмет не изучается (за исключением некоторых разделов природоведения) и лишь на занятиях в учебных группах учреждений дополнительного образования возможно изучение данного комплекса естественных наук и их взаимосвязи с привлечением художественной литературы и музыки. Палеонтологический раздел данной программы составлен на основе программы профессора Б.Т. Янина для студентов геофака МГУ и адаптирован автором для учащихся средней школы, занимающихся в учебных группах учреждений дополнительного образования (МОСГОРСЮН, Центры творчества детей). В программе сохранена систематическая часть, но она распределена на два года обучения (2-й и 3-й). Кроме того, разработаны и включены в базовую программу новые разделы: элементы природоведения, астрономии, сведения из художественной литературы и музыки. Курс дополнительного образования “Земля и небо” имеет экологическую направленность и объясняет, что может произойти с окружающей средой в результате варварского отношения к своей планете и разрушения сложившихся за миллионы лет природных сообществ и биотических взаимоотношений организмов. Воспитанникам предоставляется уникальная возможность получения консультаций профессоров кафедры палеонтологии геофака МГУ, встреч с учеными-палеонтологами и биологами в МОСГОРСЮН, работы с коллекциями на кафедре палеонтологии и в запасниках МОСГОРСЮН, посещения музеев МГУ и им. К.А. Тимирязева и др. Цель программыФормирование у детей качественно нового осмысления окружающей природной среды и приобретение необходимых знаний для квалифицированных действий в интересах сохранения биосферы. Задачи программы: развитие познавательной активности детей, постановка проблемных вопросов, расширение кругозора; изучение формирования органического мира Земли с момента возникновения до настоящего времени; развитие интереса к природоведческой науке и наукам о Земле; стимулирование желания самостоятельно углубленно изучать различные направления данной программы: природоведение, палеонтологию, астрономию, геологию, художественное слово, литературу; формирование умения работать с научной литературой, справочными материалами по геологической истории Земли, фондами коллекций, научно-лекционными демонстрационными таблицами; обучение сбору и систематизации материалов в полевых условиях, оформлению гербариев и коллекций; формирование умения анализировать информационный материал с целью написания и оформления творческих работ и рефератов; приучение детей к выразительному изложению своих мыслей; обучение воспитанников самостоятельному чтению лекций по развитию жизни на Земле и проведению бесед по палеонтологии; формирование умения прогнозировать свою деятельность в интересах сохранения окружающей среды; воспитание чувства любви к родной природе; формирование у ребенка экологического мировоззрения жителя планеты Земля и ответственности за жизнь на ней; воспитание чувства коллективизма, порядочности, честности. В программу входят посещения музеев, выставок, организация тематических праздников, показательных выступлений, использование дидактических материалов, технических средств обучения. Одной из форм деятельности коллектива является связь с научно-исследовательскими, общеобразовательными учреждениями, с Обществом “Знание”, профильными музеями и частными коллекциями. Эта связь осуществляется в виде выездных занятий, лекций, работы в запасниках и библиотеках. По программе I года обучения дети занимаются 2 раза в неделю по 2 (3) часа. Количество воспитанников в группе – 12 человек. Занятия групповые и с подгруппами. Возраст детей – 8-10 лет. В I год обучения дети овладевают элементарными знаниями о современной природе. В программе I года обучения ведущими являются разделы: "Времена года", "Живая и неживая природа", "Три среды обитания", "Как человек открывал Землю", "Жизнь под угрозой", "Природа в поэзии, прозе, музыке" и др. Таким образом, программа I-го года обучения имеет природоведческий характер. Во II год обучения дети занимаются 2 раза в неделю по 2 (3) часа. Количество воспитанников в группе –10 человек. Занятия групповые и с подгруппами. Возраст детей –10-11 лет. В программе II года обучения преобладает научное направление: элементы астрономии, палеонтологии, геологии. Дети получают краткие сведения о Вселенной, знакомятся с представлениями древних о Земле, каменной книгой Земли – изучают окаменелости, получают первые понятия о геохронологии, о строении Земли. Основными разделами и темами являются: "Коперниковская система мира", "Первый космонавт планеты", "Задачи палеонтологии", “Формы сохранности древних организмов", "Система органического мира”, “Сохранение биосферы". Кроме теоретических и практических аудиторных занятий, планируются выезды в поле с целью привлечения детей к изготовлению наглядных пособий (сбор и оформление гербариев, сбор окаменелостей, оформление коллекций, изготовление демонстрационно-лекционных таблиц и др. дидактического материала). Планируются посещения музеев, кафедры палеонтологии геофака МГУ, встречи с учеными. На III году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 или по 3 часа. Группа состоит из 12 человек. Возраст детей –12-13 лет. Особенностью работы на данном этапе является полная самостоятельность учащихся: самостоятельная работа с литературой, выбор тем для выступлений (коллективные выступления), выполнение творческих работ, предусмотренных данной программой или выбранных самими воспитанниками. Основными темами программы III года обучения являются: “Звезды – далекие солнца”, “Солнце – ближайшая звезда”, “Созвездия в окрестностях Полярной звезды”, “Мифы о звездном небе”, “Краткая характеристика типов ископаемых организмов”, “Международная геохронологическая шкала”, “Понятие о тектонических циклах”. Планируется: работа учащихся над рефератами с последующим докладом, контакты с палеонтологическими, зоологическими и ботаническими группами станции юннатов, участие в конкурсах, научных конференциях, встречи с учеными кафедры палеонтологии, проведение экскурсий в музее Землеведения МГУ и им. К.А. Тимирязева, продолжение работы в летнее время (выезды на кафедры, сбор окаменелостей). IV год обучения – это этап выполнения самостоятельных проектов учащимися. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, т.к. на этом этапе ребенок самостоятельно работает и приходит к педагогу лишь за консультацией. Группа состоит из 6 человек. Возраст детей –13-15 лет. Тема проекта может быть выбрана самим воспитанником либо предложена педагогом. Особенностью учебно-воспитательной работы является то, что изучая природные явления, описанные в учебной литературе, прозаических и поэтических произведениях, воспитанники в течение I года обучения готовятся к более глубокому осмыслению происходящих на Земле процессов. Во время II и III годов обучения они начинают самостоятельную познавательную деятельность, а затем проводят собственные исследования на этапе выполнения проектов IV года обучения. Мониторинг получаемых результатов Знания учащихся оцениваются с помощью проведения контрольных, творческих работ, тестирования, собеседования с педагогом. При этом учитывается: последовательность изложения мыслей, понимание темы, умение раскрыть её, точность употребления понятий и терминов; умение использовать полученные на занятиях знания в творческой работе, предлагать свои решения; способность применять приобретенные навыки при определении окаменелостей; умение вести самостоятельную научную работу индивидуально и в коллективе. Текущий контроль осуществляется в ходе тестирования, практических работ, сообщений по окончании каждой темы. Итоговый контроль проводится по итогам освоения курса 1-го, 2-го, 3-го годов обучения в виде творческих работ, рефератов, викторин, конференций, олимпиад. В конце I года обучения воспитанники будут знать: что такое живая и неживая природа, различие сред обитания, как человек изменил Землю, почему природа оказалась в опасности, что делается для сохранения природы, почему на Земле бывают день и ночь, смена времен года, как отображается природа в поэзии, прозе, музыке. Учащиеся будут уметь: рассказывать о пройденном материале как в прозаической, так и в стихотворной форме, используя сведения о природе и ее явлениях из учебных пособий и литературы, составлять короткие рассказы, делать зарисовки в альбомах. У детей будет развит интерес к изучаемому предмету. У обучающихся будет воспитано: чувство коллективизма; способность к взаимопомощи, чувство любви к родной природе. Критерием оценки усвоения материала является: умение ребенка проявлять приобретенные знания на викторинах, в беседах, в личном контакте с педагогом и товарищами; зачет по проверочным работам в течение года; умение работать с литературой, писать творческие работы. После усвоения материала воспитанник переходит к изучению программы II года обучения. В конце II-го года обучения дети будут иметь представление: о науке астрономии; о Солнечной системе и Коперниканской системе мира; о первооткрывателях космоса; о науке палеонтологии, ее цели и задачах; о системе живых организмов; об окаменелостях и геологической летописи Земли; о геосфере Земли, горных породах и минералах. Учащиеся будут уметь: моделировать Солнечную систему; делать из пластилина муляжи окаменелостей, выполнять зарисовки древних организмов; пользоваться научной литературой. У воспитанников сформируется интерес: к более глубокому изучению материалов программы; к выступлениям с сообщениями по различным темам, вопросам. Критерием оценки усвоения материала является: умение свободно оперировать знаниями о Солнечной системе, о каменной книге Земли, о геосфере Земли, умение отличать горные породы от минералов; способность проявлять свои знания в диспутах, научных конференциях, личном контакте с педагогом и товарищами; получение зачета по проверочным работам. После освоения материала II-го года обучения воспитанник переходит к изучению программы III года обучения. В конце III-го года обучения дети будут знать: гипотезы о происхождении Солнечной системы и Земли; созвездия в окрестностях Полярной звезды; мифы о звездном небе; разделы палеонтологии (понятия о разделах); краткую характеристику типов ископаемых организмов; геохронологическую шкалу (эоны, эры, периоды); строение и вещественный состав земной коры. Воспитанники будут уметь: излагать гипотезы о происхождении Земли и Солнечной системы; работать с картой звездного неба; рассказывать о разделах палеонтологии и типах ископаемых организмов; вычерчивать геохронологическую шкалу с указанием эонов, эр, периодов; изображать схему строения земной коры. Критерием оценки усвоения материала является: умение учащегося самостоятельно выбирать тему для доклада, реферата по пройденным темам; способность выступать с научным докладом, защитить реферат; умение самостоятельно проводить занятия с младшими школьниками; зачет по проверочным и контрольным работам. После освоения материала III-го года обучения подросток переходит к программе IV года обучения. В конце IV-го года обучения подросток будет знать: теоретический материал, необходимый для создания проекта; источники получения информации о теме проекта; последовательность построения рефератов. Учащийся будет уметь: самостоятельно выбрать тему проекта; провести подготовительную работу (сбор информации периодической печати); систематизировать материал (составить план работы); делать выводы из имеющейся информации и воплощать их на бумаге (текст, таблицы, диаграммы); оформлять работу и публично выступать с защитой реферата. У воспитанника будет развито: чувство значимости своей работы; ответственность за выполняемую работу; умение логически излагать материал (взаимосвязь, последовательность). У ребенка будет воспитано чувство ответственности при выступлениях. Критерием оценки освоения программы IV года обучения является: свободное владение научным материалом; легкость общения воспитанника с педагогом, сверстниками и взрослыми людьми; умение выступать перед компетентной аудиторией (ученый совет, кафедра); положительный отзыв научных учреждений о работе учащегося. Условия реализации программы Для выполнения программы необходимы следующие условия: Материально-технические. 1. Кабинет для проведения групповых и индивидуальных занятий. 2. Помещение (или стенной шкаф с замком) для хранения ценных экспонатов; редких изданий научной литературы; материалов для организации выставок, разработок научных стендов, хранения костюмов. 3. Шкафы и полки; выставочные витрины для расположения учебной и научной литературы, наглядных пособий, демонстрационного материала, творческих работ учащихся. 4. Магнитофон, фортепиано, диапроектор (и набор пластинок, диафильмов, аудиокассет) Внешние условия. Контакты с научными организациями: МГУ (кафедра палеонтологии, музей Землеведения), МОСГОРСЮН. Кадровые условия. Педагоги дополнительного образования Тематический план I год обучения
Содержание программы I год обучения Вводное занятие –2 часа. Знакомство с разделами и темами программы. Выборы старосты. Родительское собрание: участие родителей в жизни коллектива. |
Рабочая программа курса «Основы валеологии» Программа данного курса рассчитана на 34 академических часа, предназначена для учащихся 11-х классов (17-18 лет) | Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека» Программа данного курса рассчитана на 34 академических часа, предназначена для учащихся 10-х классов (16-17 лет) | ||
Конспект урока по изобразительному искусству (для детей 6 лет эстетического... Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей» | Рабочая программа «Меткий стрелок» Программа предназначена для учащихся 5-11-х классов. Возрастной диапазон 11 17 лет. Занятия проводятся с двумя группами учащихся:... | ||
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей... Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дпи рассчитана на обучающихся детской художественной школы. По направленности является художенственно-эстетической. Занятия по предмету... | ||
Методические рекомендации для проведения интеллектуальной игры «Умники... Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная учебная программа состоит из двух разделов и рассчитана на пятилетний курс обучения детей сольному пению, поступающих в дмш... | ||
Экспериментальная программа для учащихся 1-4 классов общеэстетического... Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся и эмоционально ценностном... | Данная программа является составной частью образовательной программы... Программа курса «Информационные технологии и основы рекламного дела» предлагается для учащихся 10-11-х классов. Она рассчитана на... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Возраст учащихся, на которых рассчитана программа: от 8 до 11 лет (2 4 классы) | Годовой отчёт о проделанной работе за 2013 год клуба пос. Шудаяг му «цкс» мого «Ухта» На базе школы №7-продолжили свою работу возрастные клубы по интересам: «Почемучки» для учащихся 1 классов; ««Егоза» для учащихся... | ||
Учебному предмету «Искусство» для 8-9 классов Программа предназначена для основной школы и рассчитана на два года обучения в 8 9 классах (68 часов). Данная рабочая программа разработана... | Презентация, книги о птицах, фотографии птиц Забайкалья, рисунки учащихся Мероприятие разработано для учащихся 1 – 4 классов, рекомендуемый возраст 8 – 10 лет | ||
Рабочая программа по физической культуре для 5 9-х классов составлена... «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» (2007 г.) авторов Ляха В. И. и Зданевича А. А программа рассчитана... | Протокол №1 от Р. Р. Гимаев Программа элективного курса «Учись писать грамотно. Трудные случаи орфографии и пунктуации» рассчитана на учащихся 9-х классов |