КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ
Дисциплина – «Философия»
Для студентов-бакалавров
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ -
| 4
| СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТОВ
| 4
| СТРУКТУРА ИТОГОВОГО ТЕСТА
| 5
| ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ
| 6
| ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Философия и ее роль в жизни человека и общества .
| 7
| 2. Античная философия
| 1
| 3. Средневековая философия
| 1
| 4. Философия Возрождения и Нового времени.
| 1
| 5. Немецкая классическая философия
|
| 6. Западноевропейская философия XIX-XX вв.
| 2
| 7. Вопросы повышенной сложности (история философии)
| 3
| 8. Философские максимы
| 3
| 9. Учение о бытии. Движение и развитие, диалектика
| 3
| 10. Проблема сознания в философии
|
| 11. Теория познания. Философия науки
| 4
| 12. Сущность и природа человека
| 5
| 13. Общество и история
|
| 14. Философские термины и категории
|
|
| 6
| ЛИТЕРАТУРА
| 7
| ПРИЛОЖЕНИЕ №1. ОБРАЗЕЦ ИТОГОВОГО ТЕСТА ПО ФИЛОСОФИИ
|
| ПРИЛОЖЕНИЕ №2. КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ ТЕСТА.
| 7
| ВВЕДЕНИЕ
Данные критериально-ориентированные тестовые задания предназначены для использования в качестве средства промежуточного и итогового контроля учебных достижений студентов-нефилософов по курсу «Философия». Тестовые задания разработаны на основе государственного образовательного стандарта высшего образования Российской Федерации.
Материалы тестовых заданий предусматривают необходимый минимум проверки историко-философских знаний (школ, имен, направлений), а также степени овладения студентами знаниями в области философской систематики (категории, основные проблемы и т.д.).
Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что коренную суть обобщающих философских проблем зачастую сложно вместить в серию односторонних вопросов. Более того, каждый историко-философский курс индивидуален, те или иные философские проблемы в зависимости от позиции преподавателя могут приобретать различное звучание, следовательно, создать универсальные тесты по курсу «Философия» с исчерпывающим освещением всего возможного материала практически невозможно. Мы и не ставили перед собой такой претенциозной задачи. Данные тестовые задания разработаны в соответствии с учебной нагрузкой, учебными программами, а также с учетом традиций преподавания курса философии в нашем вузе.
Отражая специфику учебной дисциплины, тестовые задания несут еще и более широкую смысловую нагрузку. Они могут являться основой самопроверки усвоения материала, могут оказать помощь студенту в прояснении существенных черт того или иного философского направления или научной проблемы. По нашему мнению, тестовая форма контроля может быть полезна для систематизации знаний студентов, целый ряд проблем значительно выигрывает в форме тестов. Так, в тестовом задании «неверные» ответы не случайны, они определенным образом связаны с правильным ответом, что может помочь в выявлении неочевидных логических, смысловых связей, а также позволяет проследить историческую эволюцию идей, концепций.
СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТОВ Структура тестов включает в себя 14 разделов, охватывающих учебный материал дисциплины в полном объеме.
Темы представлены в тесте пропорционально их удельному весу в курсе (см. таблицу № 1).
Таблица № 1. Раскладка заданий по разделам
№ п/п
| Название раздела
| Кол-во
заданий
| 1
| Философия и ее роль в жизни человека и общества
| 24
| 2
| Античная философия
| 29
| 3
| Средневековая философия
| 30
| 4
| Философия Возрождения и Нового времени
| 27
| 5
| Немецкая классическая философия
| 26
| 6
| Западноевропейская философия XIX-XX вв.
| 49
| 7
| Вопросы повышенной сложности (история философии)
| 24
| 8
| Философские максимы
| 24
| 9
| Учение о бытии. Движение и развитие, диалектика
| 48
| 10
| Проблема сознания в философии
| 24
| 11
| Теория познания. Философия науки
| 48
| 12
| Сущность и природа человека
| 24
| 13
| Общество и история
| 25
| 14
| Философские термины и категории
| 48
| Всего:
| 450
| Составитель считает целесообразным ввести в тематику тестов, кроме разделов учебной программы, также разделы: «Философские максимы» и «Философские термины и категории», позволяющие оценить степень овладения студентами понятийным аппаратом дисциплины.
Учитывая наличие курса «Концепции современного естествознания», автор исключает из тестов значительный круг вопросов по философии естествознания. Однако некоторые тесты о происхождении человека и его биологической сущности, как преставляется, вполне уместны и в данном сборнике. То же относится к тестам по проблемам общества, культуры и цивилизации, которые составлялись с учетом специфики дисциплины, взаимодополнения, а также избежания дублирования материала.
Общий банк тестов включает в себя 450 заданий.
В настоящих тестах используются задания четырех форм: закрытые и полуоткрытые, задания на соответствие и на установление правильной последовательности.
В закрытой форме тестовых заданий даются готовые ответы, из которых один является правильным, остальные — неправильные. Если в тесте предполагается два или три правильных ответа, то в задании указывается: «Укажите все правильные варианты». Общее количество закрытых заданий в тестах составляет 60-70%.
Открытые задания (студент дописывает ответ на месте прочерка) снижают вероятность догадки, однако не исключают возможность недопонимания, связанного с неточностью формулировки или иносказательностью ответа. Поэтому в тестах используются лишь задания полуоткрытой формы, предполагающие дописывание студентом на месте прочерка только одного слова. Общее количество полуоткрытых заданий в тестах не превышает 4-5%.
Суть заданий на соответствие заключается в необходимости установить соответствие элементов одного множества элементам другого множества, руководствуясь указанием: «Установите соответствие». При оценке ответов студентов по этой форме, в целях выравнивания тестовых результатов, все соответствия каждого задания рассматриваются как единое задание, и если допущена хотя бы одна ошибка, студент получает ноль баллов, как не знающий материал в целом. Количество заданий данной формы составляет в тестах 7-8 %.
Необходимым элементом овладения материалом является знание исторической и логической преемственности философских направлений, школ или научных проблем. Для проверки этого компонента предусмотрены тестовые задания на установление правильной последовательности. В данном тестовом задании студенту предлагается расставить представленный материал в определенной исторической последовательности. Количество заданий на последовательность составляет в тестах 7-8 %.
СТРУКТУРА ИТОГОВОГО ТЕСТА Итоговый критериально-ориентированный тест по философии нацелен на оценку учебных достижений студентов по четырехбалльной шкале: «отлично» (5); «хорошо» (4); «удовлетворительно» (3) и «неудовлетворительно» (2).
В сборнике представлены 24 варианта (билета) итогового теста, что позволяет охватить индивидуальным тестированием всех студентов одной учебной группы.
В каждом варианте (билете) итогового теста представлено 18 заданий, которые отражают все разделы дисциплины «Философия», что позволяет создать условия для проверки учебного материала в полном объеме.
Каждый вариант (билет) итогового теста включает в себя по одному тестовому заданию из разделов 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 12, 13, а также по два задания из разделов 6, 9, 11, 14 (см. таблица № 2). Темы учебной программы представлены в тесте пропорционально их удельному весу в курсе.
Таблица № 2. Структура итогового теста
№ п/п
| Название раздела
| Кол-во
заданий в билете
| 1
| Философия и ее роль в жизни человека и общества
| 1
| 2
| Античная философия
| 1
| 3
| Средневековая философия
| 1
| 4
| Философия Возрождения и Нового времени
| 1
| 5
| Немецкая классическая философия
| 1
| 6
| Западноевропейская философия XIX-XX вв.
| 2
| 7
| Вопросы повышенной сложности (история философии)
| 1
| 8
| Философские максимы
| 1
| 9
| Учение о бытии. Движение и развитие, диалектика
| 2
| 10
| Проблема сознания в философии
| 1
| 11
| Теория познания. Философия науки
| 2
| 12
| Сущность и природа человека
| 1
| 13
| Общество и история
| 1
| 14
| Философские термины и категории
| 2
| Всего:
| 18
| В билете представлены задания различной сложности. Определение степени сложности задания проведено на кафедре философии и истории в течение двух учебных лет методом статистической оценки.
Для простоты работы с материалом в сборнике подобраны задания, которые разделяются на два уровня сложности. К заданиям первого уровня сложности относятся все закрытые и полуоткрытые задания, которые способны правильно выполнить свыше 60% студентов. Задания второго уровня сложности (повышенной сложности) включают тесты на установление соответствия и правильной последовательности, их выполняют не более 35-40% студентов. Каждый билет включает в себя 15 заданий первого уровня сложности и 3 – второго. При этом одно задание повышенной сложности представлено из седьмого раздела, следовательно, в билете оно будет восьмым (так как из шестого раздела берется два задания); два других задания повышенной сложности подбирается случайно из остальных разделов (см. приложение № 1).
Следует подчеркнуть, что если при ответе на задание повышенной сложности (на соответствие и последовательность) допускается хотя бы одна ошибка, то задание считается невыполненным.
Ответы студентов фиксируются в контрольном листе итогового теста (см. приложение № 2).
Время итогового тестирования – 60 мин.
ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ Для итогового теста из 18 заданий, включающего в себя два уровня сложности, оценка «удовлетворительно» выставляется при условии решения студентом не менее 10 заданий (58% от всех заданий), из них не менее двух заданий второго уровня сложности.
Оценка «хорошо» выставляется, если студентом правильно выполнено не менее 13 заданий (75%) при условии решения всех заданий второго уровня сложности.
Оценка «отлично» выставляется, если студентом правильно выполнено не менее 17 заданий (92%) при условии решения всех заданий второго уровня сложности.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Философия и ее роль в жизни человека и общества
1. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):
а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;
б) собрание теорий, концепций философов;
в) наука, исследующая язык;
г) учение о познаваемости мира;
д) учение об устройстве мира.
2. Термин «философия» означает:
а) рассуждение;
б) компетентное мнение;
в) профессиональную деятельность;
г) любовь к мудрости;
д) логику.
3. Предмет философии – это (укажите наиболее правильный ответ):
а) устройство мира;
б) красота мира;
в) счастье человека;
г) всеобщее в системе «мир-человек»;
д) поиск идеального общества.
4. Философии присущи функции:
а) мировоззренческая и познавательная;
б) методологическая и прогностическая;
в) аксиологическая и ориентационная;
г) все эти функции вместе взятые.
5. Философия объясняет мир с помощью:
а) мифологических образов;
б) откровения;
в) интуитивного прозрения;
г) рациональной аргументации;
д) математики.
6. Философия — это:
а) мировоззрение;
б) мирочувствование;
в) мироощущение;
г) мировосприятие.
7. Ответы на философские вопросы ищут в:
а) религиозных верованиях;
б) мифологических представлениях;
в) научных исследованиях;
г) доводах и умозаключениях разума;
д) божественном откровении.
8. Основной вопрос философии – это (укажите наиболее правильный ответ):
а) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному;
б) каковы критерии истины?
в) как возник мир?
г) что есть добро и зло?
д) что есть Бог?
9. К формулировкам основного вопроса философии относят (укажите все правильные варианты):
а) кто виноват (Герцен)?
б) что первично: материальное или идеальное (Энгельс)?
в) стоит ли жизнь быть прожитой (Камю)?
г) как быть счастливым (Сократ)?
д) что делать (Чернышевский)?
10. К вечным философским вопросам относятся (укажите все правильные варианты):
а) каковы точные размеры вселенной?
б) в чем сущность человека?
в) из каких элементов состоит живая клетка?
г) в чем смысл жизни?
д) какова родословная славян?
11. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):
а) разумное миропонимание;
б) откровение;
в) истинное мироощущение;
г) специфическое мировосприятие.
12. Необходимым признаком философского мировоззрения является:
а) конкретность;
б) наглядность;
в) системность;
г) абстрактность;
д) экспериментальность.
13. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:
а) мировосприятие;
б) мирочувствование;
в) мировоззрение;
г) мироощущение;
д) мировидение.
14. Установите последовательность исторических типов мировоззрения:
а) философия;
б) мифология;
в) наука;
г) религия.
15. В своих истоках философия и наука опирались на:
а) мифологию;
б) технологию;
в) религию;
г) магию;
д) искусство.
16. В философии миф понимается как (укажите наиболее правильный ответ):
а) мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественное;
б) специфическое образное синкретическое мировоззрение;
в) фантастический рассказ, предание;
г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике;
д) сказка, выдумка, заведомый обман.
17. В этой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга:
а) в научной;
б) в религиозной;
в) в мифологической;
г) в философской;
д) в обыденной.
18. Соотношение философии и науки заключается в том, что:
а) философия является частью науки;
б) наука является частью философии;
в) философия и наука частично включаются друг в друга;
г) философия и наука исключают друг друга;
д) философия и наука ни как не соотносятся друг с другом.
19. Основные разделы философии (укажите все правильные варианты):
а) онтология;
б) фразеология;
в) политология;
г) аксиология;
д) социология;
е) антропология;
ж) гносеология.
20. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия:
а) этика;
б) аксиология;
в) эсхатология;
г) онтология;
д) антропология.
21. Философское учение о всеобщих законах познания — это:
а) гносеология;
б) онтология;
в) эстетика;
г) этика;
д) антропология.
22. Центральной проблемой онтологии является:
а) смысл жизни человека;
б) познаваем ли окружающий нас мир;
в) соотношение бытия и сознания, материального и идеального;
г) изучение законов мышления;
д) смерть и бессмертие человека.
23. Аксиология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о красоте;
в) о принципах познания;
г) о духовной культуре общества;
д) о сущности человеческой истории.
24. Материалистические направления признают следующие положения (укажите все правильные варианты):
а) мир состоит из материальных тел, каждое тело из мельчайших частиц;
б) мир создан богом, и все происходит в нем по воле Всевышнего;
в) материя – это объективная реальность;
г) атрибутом материи является движение;
д) пространство и время формы живого восприятия.
2. Античная философия 1. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается».
а) Анаксимен;
б) Эмпедокл;
в) Фалес;
г) Платон;
д) Аристотель.
2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:
а) диалектический материализм;
б) механистический материализм;
в) антропологический материализм;
г) стихийный материализм.
3. Представителей милетской школы называют стихийными материалистами, потому что они:
а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;
б) открыто утверждали примат материи над духом;
в) отрицали наличие материального;
г) сформулировали атомистическую концепцию;
д) отрицали возможность познания мира.
4. Об учении этого философа позднейший автор писал:
«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».
а) Платон;
б) Аристотель;
в) Демокрит;
г) Парменид;
д) Гераклит.
5. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть:
а) диалектических мыслей Гераклита;
б) метафизической концепции Парменида;
в) релятивизма софистов;
г) логики Аристотеля;
д) критической позиции скептиков.
6. Категорию «Логос» в античной философии впервые ввел:
а) Парменид;
б) Фалес;
в) Демокрит;
г) Гераклит;
д) Анаксимен.
7. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:
а) Пифагор;
б) Платон;
в) Сократ;
г) Аристотель;
д) Демокрит.
8. Число в пифагорейской школе – это:
а) абстракция;
б) первоначало мира, тождественное вещи;
в) создание разума;
г) творение Бога;
д) психическая иллюзия.
9. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:
а) небытие;
б) первоначало;
в) бытие;
г) божество;
д) материю.
10. Основоположником античного атомизма является:
а) Сократ;
б) Демокрит-Левкипп;
в) Платон;
г) Аристотель;
д) Гераклит.
11. Онтология Демокрита строится на принципе:
а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов;
б) первоэлементом мира является апейрон;
в) любая вещь мира есть соединение материи и формы;
г) первоэлементом мира является число;
д) познание мира невозможно.
12. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:
а) Протагор;
б) Сократ;
в) Ксенофан;
г) Эпикур;
д) Демокрит.
13. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»
а) знать все и невозможно;
б) знания увеличивают скорбь;
в) знать что-то вовсе и не нужно;
г) попытаюсь узнать;
д) другие не знают и этого.
14. Майевтика— это:
а) ироничное подтрунивание;
б) форма назидания;
в) легкая беседа «ни о чем»;
г) эксперимент;
д) общение с собеседником с целью обретения им истины.
15. Идея, согласно Платону:
а) материальна и умопостигаема;
б) нематериальна, но умопостигаема;
в) материальна, но неумопостигаема;
г) нематериальна и неумопостигаема;
д) конструкция сознания.
16. Истинное познание по Платону есть:
а) логически четкое, рациональное познание;
б) мистический опыт;
в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;
г) знание, основанное на эксперименте;
д) истинное познание невозможно.
17. Этот античный философ писал: «Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительного в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все остальное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать».
а) Аристотель;
б) Демокрит;
в) Платон;
г) Протагор;
д) Пифагор.
18. "Государство" Платона было:
а) демократическим государством равных возможностей;
б) религиозным государством;
в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;
г) абсолютной монархией;
д) деспотией восточного типа.
19. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:
а) бедных, состоятельных, богатых;
б) крестьян, ремесленников, мещан;
в) дворян, священников, крестьян;
г) философов, воинов, ремесленников;
д) крестьян, рабочих, интеллигенцию.
20. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:
а) сложное единство мельчайших частиц – атомов;
б) чувственный образ идеи;
в) единство материи и формы;
г) создано из воды;
д) конструкция сознания.
21. Этот античный философ писал: «...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»
а) Аристотель;
б) Платон;
в) Плотин;
г) Демокрит;
д) Сенека.
22. В своей этической концепции стоики выдвинули:
а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы;
б) анархические принципы социальной жизни;
в) идеал верующего, безропотно сносящего удары судьбы в надежде на загробную жизнь;
г) идеал героя, противостоящего всему миру;
д) идеал «страдающего бога».
23. Определите учению какого философа принадлежат следующие первоначала:
|