2 курс
Подготовил: Зарипов Айдар
Урок №1
ТЕМА: Человек (одна из точек зрения). Как мы знаем, Аллах Тааля создал тело человек из глины и вдохнул в него рух (дух).
Имам Гали ибн Аби Талиб сказал: Положение руха в теле подобно положению значения в слове.
Природу руха, как он есть, не знает никто, ибо он относится к гайб (невидимому миру).
Ученые, изучив описания качеств руха, сказали: «Рух – это, неосязаемая (латиф), чистая (сафи), поминающая Аллаха (закир), знающая об Аллахе (гариф) субстанция. Рух - место, куда нисходят божественные лучи (ануар).
Нафс.
«Нафс» многозначное слово. Оно означает «я», «эго», «сущность человека», «кровь», синоним слова «рух».
В суфизме слово нафс часто означает «то, что побуждает к гневу, к высокомерию, к следованию за желаниями».
Как уже было сказано, нафс и рух являются синонимами. Слово рух имеет положительный оттенок, а слово нафс можно охарактеризовать по-разному и в Коране Всевышний Аллах описал нафс тремя качествами в зависимости наличия или отсутствия имана и укорененности в нем.
нафсамарабиссу’
нафсляввама
нафсмутма’инна
Нафс, который называется нафсамарабиссу’ (нафс, приказывающий совершить зло) стремится к удовольствиям (телесные потребности, развлечения, половые потребности). Когда говорят «нафс», то подразумевают эту степень нафса. Человек на этом уровне ориентируется на свой разум и верить только ему. Нафс на этом уровне на главу угла ставит себя, свои интересы, остальные люди только средства к достижению цели, не знает самоограничения.
Если Аллах пожелает человеку блага и одарит Своей помощью, то человек приходит к иману и становится верующим и его нафс приобретает качество самопорицания за греховные дела. Этот нафс называется - нафсляввама (нафс, порицающий самого себя или изменчивый нафс). Нафс аль-ляввама - это нафс проснувшегося человека (пришел к вере), но человек часто меняет свое поведение, то вспоминает об Аллахе, то забывает; то совершает (деяния), то ленится; то принимает (наставление), то отрицает.
Если Аллах даст ему тауфик (содействие), то человек утвердиться в имане и его нафс очистится от отрицательных качеств и будет склонен к предпочтению воли Аллаха над своей волей. Такой нафс называют - нафсмутма’инна (умиротворённыйнафс). Аллаху Тагаля сказал в суре «Солнце»:«Клянусь нафсом и Тем, Кто придал ей соразмерный облик 7.и вложил в неё и порочность и такьуа! 8. Преуспел тот, кто очистил ее, 9. и понес урон тот, кто опорочил ее 10.».
Таким образом, когда человек приходит к иману, он приобретает не только веру в Аллаха, но на нем также лежит обязанность работы над собой – оздоровление сердца (оставить ненависть зависть, высокомерие и т.д.) и подняться на уровень «нафсмутмаинна».
Всевышний Аллах создал землю и все на земле создано для определенной цели. Солнце и луна, небо и земля, растения и животные, все на своих местах.
Так для чего создан человек?
Шейх Ал-Хусейн ибн Мухаммад ибн ал-Муфаддал ар-Рагиб ал-Асфахани сказал: «Дел предназначенных человеку три: населять землю, что упомянуто в словах Всевышнего «Он сотворил вас из земли и поселил вас на ней1», а также поклонение, что упомянуто в слова Всевышнего « Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне2.»
Более подробно о духовном строении человека можно познакомиться в книге «Тасаввуф и Тарикаты».
Урок №2
ТЕМА: Порицаемый гнев. Хадисы о (порицаемом)гневе.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Не тот силён, кто побеждает часто, силён лишь тот, кто (способен) владеть собой в гневе». (Бухари)
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что один человек попросил Пророка, мир ему и благословения Аллаха: «Дай мне совет». Он сказал: «Не гневайся». После этого тот несколько раз повторил (свою просьбу, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, каждый раз) говорил: «Не гневайся». (Бухари)
Гнев заложен в природе человека, как средство для отталкивания того, что причиняет мучение (аза).
Гнев подразделяется на два вида:
одобряемый гнев, т. е. когда человек гневается ради защиты себя, своей чести, имущества, религии, для помощи мазлум (тот, с кем поступили несправедливо, тот, чьи права попраны), но при этом не теряет контроля над собой.
В этом случае порицается чрезмерный гнев, ибо чрезмерный гнев враг разума, закрывает разум, заставляет забыть предшествующие благие дела, приписывает вину невиновному, вводит в харамы.
Ибн Хиббан сказал: «Люди созданы склонными и к гневу и к сдержанности. Кто гневается и в то же самое время сдерживается, контролирует себя, то это не порицается. Если он в результате гнева переходит к порицаемым высказываниям или поступкам, то это порицаемо. Хотя не гневаться – в любом случае более одобряемо».
Порицаемый гнев, т. е. когда человек гневается чрезмерно, даже если гнев правилен,и переходит к порицаемым высказываниям или поступкам или гневается из-за нафса (невыполненных желаний).
Наставления Пророка, мир ему и благословения Аллаха для сдерживания порицаемого гнева:
Проявить сабр.
Прибегнуть к защите Аллаха.
«Слова «Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана», унесут гнев» (Бухари)
При вспышке гнева необходимо замолчать и перестать препираться.
Сообщается, что однажды Пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас разгневается, пусть замолчит», – повторив свои слова трижды». (Ахмад, ат-Тирмизи и Абу Дауд)
Сменить положение тела.
«Кого настигнет гнев, пусть сядет, если он стоит, пока гнев не уйдет от него; а если он сидит, то пусть ляжет» (Абу Дауд)
Совершить омовение.
«Гнев от шайтана, шайтан создан из огня, а огонь тушится водой. Если кто-нибудь из вас гневается, пусть делает омовение» (Абу Дауд)
Помнить о фазыйлат сдерживания гнева.
Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, спросил нашего Пророка, мир ему и благословения Аллаха: "Расскажи мне, как попасть в Рай?"Посланник, мир ему и благословения Аллаха, ответил: "Не гневайся!" Через некоторое время еще один сподвижник обратился к Пророку, мир ему и благословения Аллаха: "У меня не хватает сил запомнить множество предписаний! Опосланник Аллаха! Дай же мне совет, как обрести счастье!" И он получил аналогичный ответ: "Не гневайся!"
Быть в зикре.
«(28)….. ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца». Сура Ар-рагд
Извлечь уроки из предшествующих вспышек гнева.
Сторониться причин приводящих к гневу.
Ибн Джаузи в « Ат-тибб ар-рухи» сказал: «То, что способствует сдерживанию гнева, это – пусть гневающийся представить себя в состоянии гнева и в состоянии спокойствия, тогда он узнает, что гнев есть состояние безрассудности». (зеркало, фото, видео)
Ибн Джаузи в « Ат-тибб ар-рухи» также сказал: «Находящемуся в состоянии гнева не следует никого наказывать, даже если наказание, и заслужено, наоборот следует подождать, пока гнев стихнет, чтобы наказание было соразмерно проступку, а не вызванному гневу.
Праведные предшественники, если гневались, то прощали и проявляли великодушие. Например, Ибн Гаун, если кто-то вызывал его гнев, говорил: « да благословить тебя Аллах».
Во время гнева и разумные люди могут вести себя неразумно, ибо открыли себя влиянию шайтана, поэтому не следует обращать внимание на слова, сказанные во время гнева.
|