Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эвристические методы познания» по направлению подготовки





Скачать 282.82 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эвристические методы познания» по направлению подготовки
страница1/3
Дата публикации06.08.2013
Размер282.82 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет философии и культурологии
Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

На заседании кафедры философии Декан факультета

и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч

Протокол №11 ___________________

от «14» июня 2011 г. «14» июня 2011 г.

Зав. кафедрой д.ф.н. Бакулов В.Д.

_________________________
Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины «Эвристические методы познания»

по направлению подготовки

030100 Философия

(степень «магистр»)

Форма обучения

(дневная)

Составитель: д.ф.н., проф. Бакулов В.Д.


Ростов-на-Дону

2011

Содержание


Стр.

  1. Пояснительная записка……………………………………………3

  2. Учебно-тематический план курса………………………………...4

  3. Программа курса…………………………………………………..6

  4. Литература к курсу………………………………………………..20

  5. Вопросы к зачету……………………………………………….. ...24



Пояснительная записка
Лекционный курс объемом 32 часа читается во втором семестре второго года обучения. Форма контроля – экзамен.

Целью курса является введение магистрантов в специальность «науковедение», их непосредственное ознакомление с содержанием важнейшего раздела методологии научного познания.

Актуальность курса: обусловлена необходимостью знания различных приемов и методов, их специфики, структуры, а также умением правильно применять эвристические методологические навыки и техники креативности в научном исследовании.


Задачи курса: 1. выяснить основные методологические понятия и классификации методов; 2. познакомиться с общенаучной методологией; 3. выработка представлений об основных разделах методологии; 4. ознакомление магистрантов с эвристическими методами познания; 5. обучение азам творческого мышления; 6. создание предварительного представления о важнейших проблемах научного и философского творчества для последующей ориентации при выборе предметов специализации.

Формы проведения занятий: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа магистрантов.

Формы контроля: семинарские занятия, собеседование, обсуждение рефератов, зачет (итоговый контроль).


Результатом изучения курса должно быть сложившееся представление магистрантов о наиболее важных разделах методологии, о специфике научного и философского творчества в отличие от других сфер творческой деятельности. Магистранты должны ориентироваться в методологической проблематике, отличать эвристические проблемы от репродуктивных, знать о наличии в философской методологии разных разделов, что даст им возможность предварительно определить свои интересы для будущей специализации и научной работы.

Навыки студентов-магистров по окончанию курса: знание основных эвристических методов научного исследования и креативных техник, умение применять их в своей исследовательской работе.


Знать: какие теоретические подходы сформировались при рассмотрении эвристических методов научного исследования, каковы основные тенденции в развитии современной методологии, как трансформируется мировое образовательное пространство, как активизировать собственную образовательную и исследовательскую деятельность с учетом эвристических методов научного исследования.
Уметь: критически анализировать основные теоретические подходы к осмыслению эвристических методов научного исследования, проследить историческое развитие эвристических методов научного исследования, характеризовать современный комплекс науковедческих дисциплин, использовать знание о современных особенностях исследовательской и образовательной деятельности при выборе собственной исследовательской и образовательной стратегии, осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность с учетом эвристического потенциала современной науки.
Владеть навыками анализа научных текстов, приемами и методами устного и письменного изложения базовых теоретических выводов по проблемам развития эвристических методов научного исследования, формированию глобального образовательного пространства, технологизации научной деятельности и т.д., навыками грамотной научной аргументации, способностью использования современных научных достижений в собственной исследовательской работе.
Место курса в учебном процессе: Курс носит пропедевтический и обзорный характер, он знакомит магистрантов с главными разделами знания о научном и философском творчестве и их проблематикой.

Для получения отличной оценки магистру необходимо набрать 90-100 баллов; хорошо – 75-89 баллов; удовлетворительно -60-74 балла.

Основной блок:

Посещение лекций – 30 баллов

Посещение семинаров – 15 баллов

Ответ на 1 вопрос семинара – 5 баллов

Участие в работе семинара (вопросы, дополнения) – 2 балла

Доклады – 7-10 баллов.

Активное участие в дискуссии – 3-5 баллов.

Контрольный срез по вопросам к каждому модулю (письменно) –5-15 баллов

Творческое эссе на заданную тему – 10

Подготовка реферата – 10

Итоговая аттестация (экзамен) - 0-50 баллов.

Учебно-тематический план курса:


№№

Название модулей и тем

Количество часов







Лекции

Семинары

Самостоятельная работа




Модуль 1. Место и роль эвристических методов в научной и философской методологии










1

Предмет и структура современной методологии научного познания

2 часа

2 часа

2 часа

2

Развитие эвристических навыков и способов познавательной деятельности в истории развития науки и философии.

4 час.

2 часа

8 час

3

Методологические проблемы современного научного и философского творчества

2 часа



6 час

4

Основные понятия современного эвристического знания

2 часа



2 часа

















Модуль 2. Основные сферы применения эвристических методов и техник










5

Основные подходы к пониманию эвристического знания в научно-технической сфере. ТРИЗ и ТРТЛ Г.С. Альтшуллера

4 час

4 часа

10 час

6

Основные современные подходы к пониманию природы творческого мышления и способов его развития. Концепция латерального мышления Эдварда де Боно.

4 час

4 часа

10 час

7

Современные техники креативности

2 час

4 часа

18 час
















Итого:




20 часов

16 часов

54 час

Всего:







90 часов



Программа курса:

Модуль 1. Место и роль эвристических методов в научной и философской методологии.
Тема 1. Предмет и структура современной методологии научного познания ( 4 часа)
Понятия метод и методология. Историческое развитие методологического знания: античность, Возрождение, Новое время, эпоха Просвещения, новейшее время. Существенные различия в содержании и функционировании методологии научного познания в различных сферах развития науки и философии. Репродуктивные и творческие виды познавательной и практической деятельности людей.

Компаративный анализ различных методологических подходов, концептов и идей в сфере репродуктивной и творческой видов познавательной и практической деятельности.

Наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт; природа научного знания и критерии научности; методы и формы научного познания; современные методологические концепции и подходы.

Научные методы эмпирического исследования. Научные методы теоретического исследования. Общелогические методы и приемы познания. Многоуровневая система методологического знания и ее составные элементы: философский, общенаучный, частнонаучный, дисциплинарный, междисциплинарный.

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих устано­вок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема

Перспективы взаимоотношений философии и науки в сфере развития современной методологии научного знания. Специфика философской методологии. Основные модели соотношения философии и частных наук. Функции философии в научном познании Перспективы взаимоотношений философии и науки в сфере развития современной методологии научного знания.

Вебер о науке как призвании и профессии. Вебер о специфике социального познания и его методов.

Современные общеметодологические проблемы социально-гуманитарного познания. Проблема истинности и рациональности в современных социально-гуманитарных науках.

Новая парадигма методологии социально-гуманитарного познания. Эвристическая значимость герменевтического метода Г. Гадамера: понимание и интерпретация в социально-гуманитарных науках. Эвристический потенциал современного структурализма.
Тема 2. Развитие эвристических навыков и способов познавательной деятельности в истории развития науки и философии.
Парадоксы Зенона Элейского: история и современное прочтение. Достоинства и недостатки древнегреческой софистики. Ирония как компонент методологической концепции Сократа. Научно-техническое творчество Архимеда и его вклад в становление эвристического знания.
Декарт о методе как «архитекторе» рационального знания. Эвристические аспекты методологии Декарта.
Классификацию эвристик как эвристических приемов деятельности:

В исследованиях по психологии приемы деятельности классифицируются по следующим основаниям: по степени обобщения приема; по степени обобщенности цели; по форме операционного состава; по возможности достижения цели. Поэтому в качестве оснований для классификации эвристик принимают основания, отнесенные к структурным элементам.

Первое основание степень обобщенности приема.

Здесь эвристики делятся на:

- общие эвристики, применяемые практически во всех областях знаний.

Целью их является установление общих закономерностей, которые имеют место при решении всякого рода проблем, независимо от их содержания.

Структурными элементами являются эвристические приемы мыслительной деятельности и эвристические ориентиры;

- специальные эвристики, связанные с изучением конкретных научных фактов.

Цель данных эвристик состоит в создании благоприятных дидактических условий при «открытии» и усвоении новых знаний, умений, а также в овладении приемами решений различных классов эвристических задач.

Структурными элементами специальных эвристик являются эвристические предписания, диалогические концентры, базовые эвристики решения эвристических задач;

Вторым основанием является степень обобщенности цели.

Выделяют эвристические приемы мыслительной деятельности.

Эту группу образуют приемы мыслительной деятельности, делящиеся следующим образом.

  1. Общие (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификация, систематизация, аналогия и другие).

  2. Специфические (к ним относят: подведение под понятие, выведение следствий и так далее); Эвристические ориентиры.

  1. Общие предварительные и правдоподобные правила, целью которых является поиск решения данной проблемы. К ним относятся:

- правила ориентиры;

- правила – советы;

- эвристический довод;

- эвристическое рассуждение;

- эвристические схемы;

- стратегии и др.

2. Эвристические ориентиры специфического характера.

Приемы существенно ограничивающие поиск решения задач, однако, не гарантирующие получения нужного результата. Примерами эвристических ориентиров могут служить наборы общих эвристик:

- подразделяй на случаи;

- обращай действия;

- рассуждай от противного;

- обобщи;

- действуй по аналогии;

- выделяй главное (главную часть) и др.
Тема 3. Методологические проблемы современного научного и философского творчества (2 часа)

Эвристический поход используется не только в философии, но и в психологии, инженерии, физике, информатике, кибернетике, педагогике и других научных областях. Специалисты каждой из этих наук рассматривают эвристику со своих позиций, придают своеобразное толкование ее основным понятиям и положениям. Так, кибернетики считают, что эвристика - методы и способы, связанные с улучшением эффективности системы (человека или машины), решающей задачи. В последние годы к эвристике относят и те исследования представителей кибернетики, которые пытаются моделировать высшие проявления интеллекта. Психологи считают эвристику разделом психологии, изучающим творческое мышление. Педагоги считают эвристикой науку о средствах и методах решения задач. Философы термин "эвристический" приписывают таким правилам или утверждениям, которые способствуют открытию нового.

Все же основой эвристики является психология, особенно тот ее раздел, который получил название психологии творческого, или продуктивного, мышления. Использование эвристических методов технического творчества (прямая и обратная мозговая атака, метод эвристических приемов и метод морфологического анализа и синтеза) в компьютерной инженерии позволяют развить творческое воображение и способности учащихся сделать первые шаги к изобретательству - созданию новых технических решений. Эвристические приемы как готовые схемы действия составляют объект эвристической логики, а реальный процесс эвристической деятельности - объект психологии. Но если эвристические приемы могут быть представлены в виде определенной логической схемы, т.е. могут быть описаны математическим языком, то эвристическая деятельность на современном этапе развития науки не имеет своего математического выражения.

Отделение частных наук от философии и дифференциация их методов.

Творчество как категория философии, психологии и культуры. Антифундаментализм и антидогматизм. Интуиция и логика в науке и искусстве. Существует ли логика открытия? Соотношение открытия и изобретения. Методы и способы управления креативностью. Научный поиск как открытая система. Взаимодействие креативной личности и ее окружения. Инсайт и вдохновение. Творчество как «управление интуицией через архетипы» (К. Юнг), как «результат компенсаторных проектов жизненных целей» ( А. Адлер).

Эвристика как решение проблем в условиях неопределенности. Междисциплинарность эвристики. -Эвристические постулаты. Методы эвристики.- Модели эвристической деятельности.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эвристические методы познания» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «компьютерные методы...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эвристические методы познания» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по...
Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эвристические методы познания» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методы маркетинговых исследований»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эвристические методы познания» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эвристические методы познания» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эвристические методы познания» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Международный этикет»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Международный этикет» разработан для студентов 4 курса по направлению подготовки 260501....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эвристические методы познания» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по...
Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эвристические методы познания» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История русской кухни»
Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской кухни» разработан для студентов 1 курса по направлению подготовки 260501....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эвристические методы познания» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «базы данных»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика», профиль подготовки...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эвристические методы познания» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Видеокурс»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 035700-«Лингвистика»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эвристические методы познания» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс направление подготовки 030900 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 030900 «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эвристические методы познания» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1-3 курсов очной формы обучения по направлению подготовки 050100....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эвристические методы познания» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «математическое моделирование»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эвристические методы познания» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»
Учебно-методический комплекс дисциплины является частью образовательной программы высшего учебного заведения, разрабатываемый по...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эвристические методы познания» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1 курса очной формы обучения по направлению подготовки: 071500....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Эвристические методы познания» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 2 курса очной формы обучения по направлению подготовки: 071500....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск