Анализ моделей финансирования здравоохранения





Скачать 189.93 Kb.
НазваниеАнализ моделей финансирования здравоохранения
Дата публикации28.02.2016
Размер189.93 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Финансы > Документы

Васильева И.А.

c.н.с. ЦЭМИ РАН

via_51@mail.ru

АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Здравоохранение является важнейшим компонентом социальной политики государств. Охрана здоровья и создание условий для здорового образа жизни должны обеспечивать благосостояние человека и устойчивость социально-экономического развития. В 1978 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) провели международную конференцию по первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в Алма-Ате, которая приняла Алма-Атинскую декларацию - стратегию «Здоровье для всех», ставшей поворотным пунктом в истории здравоохранения. Эта стратегия предусматривает развитие первичной медико-санитарной помощи как основы системы здравоохранения, гарантирующей равный доступ всех граждан к услугам здравоохранения, и, таким образом, способствует улучшению качества жизни людей во всем мире.

Формирование здорового образа жизни, профилактика, лечение и реабилитация невозможны без хорошо функционирующей системы финансирования здравоохранения.

Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения 2005 г. провозгласила, что каждый человек должен иметь доступ к медико-санитарным услугам и не должен испытывать финансовых трудностей в результате обращения за медицинской помощью.

В любом государстве исторически складываются свои способы привлечения финансовых ресурсов для оказания медицинской помощи. Экономические, политические отношения, особенности национальных условий и исторического развития страны определяют количество и качество выделяемых средств и эффективность их использования в сфере здравоохранения.

Модели финансирования здравоохранения можно классифицировать по различным признакам – единой классификации не существует. Нет разногласий только при разграничении бисмарковской (страховой) и бевериджской (национальной) систем здравоохранения. Это связано с тем, что модели не реализуются в чистом виде.

Все существующие модели можно свести к трем основным базовым:

  • государственно-бюджетная, финансируемая в основном из бюджетных источников;

  • социально-страховая, финансируемая за счет целевых взносов трудящихся, работодателей и субсидий государства;

  • рыночная или частная модель.


Каждая национальная модель государственного финансирования здравоохранения имеет свою специфику. Однако можно выделить два основных типа государственных систем финансирования: бюджетное финансирование здравоохранения и обязательное медицинское страхование (используется также термин «социальное медицинское страхование»).

Бюджетная модель получила развитие в Великобритании (с 1948 г.), Швеции, Дании (с 1973 г.), Ирландии (с 1971 г.), Италии (с 1980 г.), Испании (с 1986 г.), Португалии (с 1979 г.). Основы этой модели содержались в докладе английского экономиста Уильяма Бевериджа, представленном правительству Великобритании в 1942 г., поэтому ее еще называют бевериджской.

Модель предполагает всеобщий охват населения услугами здравоохранения, финансирование из средств общего налогообложения, контроль со стороны парламента и управление правительственными органами. Эта концепция получила название программы "Национальных медицинских услуг", т.к. основным поставщиком становилось государство, предоставлявшее медицинские услуги как общественные блага. С тех пор системы здравоохранения, основывающиеся на принципах бюджетного финансирования, обычно называются также национальными. Единственным страховщиком в таких системах выступает, как правило, государство. В рамках этой модели возможны два варианта финансирования здравоохранения: либо с помощью прямого финансирования медицинских учреждений, минуя государственные страховые фонды, либо путем создания государственных страховых фондов, ресурсы которых используются для финансирования медицинских учреждений. В большинстве стран с национальными системами здравоохранения определение политики в области здравоохранения и ответственность за фактическое обеспечение медицинской помощи является задачей министерства здравоохранения, при этом существует четкое разграничение функции центрального правительства и органов управления на местах. Основной принцип разделения ответственности заключается в том, что приоритеты и пути развития здравоохранения находятся в компетенции центральных органов управления, а организация и планирование деятельности медицинских учреждений - на местах.

Примером модели бюджетного финансирования является Национальная служба здравоохранения Великобритании (National Health Service - NHS). Бюджет NHS является частью государственных финансов. Из общих налоговых поступлений покрывается 87 % расходов NHS, 10 % покрытия расходов приходится на соцстраховые средства и 3 % – за счёт поступлений от платных услуг населению.

Определяющий принцип системы медицинского страхования в Великобритании - общедоступность медицинских услуг для всех жителей страны. Основная черта этой модели - финансирование медицинской помощи, предоставляемой населению из средств государственного бюджета и частично - за счет части социального налога, выплачиваемого наемными работниками и работодателями. По сути, эта система сходна с существовавшей до начала 1990-х годов в СССР и в странах Восточной Европы схемой бюджетного финансирования (модель Н.А.Семашко). Модель У. Бевериджа сформировалась под влиянием идей, впервые воплощенных в модели бюджетного здравоохранения СССР, которая оказала значительное влияние на построение систем медицинской помощи и в других странах. Модель Семашко характеризуется всеобъемлющей ролью государства в организации здравоохранения и жесткой централизацией управления: медицинские работники и администрации медицинских учреждений, как правило, не имели прав в организации своей деятельности, а сама система была неподотчетна населению. Однако следует заметить, что и в Великобритании налогоплательщики, как правило, не имеют информации о расходовании средств, здесь также отсутствуют четкие критерии качества медицинской помощи.

Модель национального здравоохранения в отличие от страховых систем характеризуется достаточно высокой экономичностью, что проявляется, прежде всего, в низком уровне административных издержек. Кроме того, государство имеет больше возможностей по сдерживанию расходов на медицинское обслуживание с помощью макроэкономических инструментов. Поэтому бюджетные системы здравоохранения, как правило, обходятся обществу значительно дешевле, чем страховые системы, т.к. в условиях бюджетных ограничений система заставляет медиков максимально экономить, ограничивать масштабы использования дорогостоящей техники, снимать вероятность злоупотреблений и, кроме того, централизованное финансирование сдерживает технический прогресс в отрасли. Сегодня заболевания, к сожалению, усложняются, растет доля пожилых людей, растет индивидуализация потребностей, качественно меняются медицинские технологии, это требует существенного расширения финансовой базы отрасли, подключения новых действенных механизмов ее формирования.

Централизованное финансирование приводит к увеличению неудовлетворенного спроса и сроков ожидания медицинской помощи даже при необходимости срочного вмешательства, поэтому проблема доступности лечения обостряется. Кроме того, недостатком бюджетной системы является большая зависимость финансирования здравоохранения от меняющихся политических приоритетов: размеры бюджетных ассигнований на здравоохранение определяются в борьбе с конкурирующими направлениями бюджетных расходов.

В обязательном медицинском страховании (ОМС) финансовыми источниками медицинской помощи населению являются страховые взносы, которые в обязательном порядке уплачивают определенные категории страхователей. Страхователями работающего населения выступают сами работающие и/или их работодатели. Государство обязывает их производить взносы на обязательное медицинское страхование (размер взноса обычно устанавливают в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда), а страхование неработающих граждан может производиться двумя способами: либо вместе с работающими страхуются неработающие члены их семей, т.е. суммы, уплачиваемые работающими или работодателями, являются страховыми взносами за работающих и за членов их семей, либо страховые взносы за неработающее население выплачиваются из средств государственного бюджета или внебюджетных фондов. Гарантируемые виды и объемы медицинской помощи для застрахованных в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) определяются государством в национальной программе ОМС. Размеры страховых взносов обычно устанавливаются законодательно. В обязательном медицинском страховании размеры взносов не связаны напрямую с оценкой индивидуального риска заболеваемости и с объемом медицинской помощи, которую застрахованный может получить. Размеры страховых взносов увязываются с величиной прогнозируемых расходов в общегосударственном масштабе – в расчете на все категории застрахованного населения.

Финансирование здравоохранения в страховой модели имеет четко закрепленные источники и поэтому в меньшей мере зависит от политической конъюнктуры. В обязательном медицинском страховании обеспечивается более точная увязка гарантий медицинского обслуживания застрахованных с размерами финансовых поступлений. Но вместе с тем в определенных случаях это может стать недостатком. Поскольку ОМС основывается на страховых взносах, зависящих от фонда оплаты труда наемных работников, то существует риск сокращения размеров собираемых взносов, в результате чего и в системе ОМС будет аккумулироваться недостаточно средств для оплаты медицинской помощи, гарантируемой программой ОМС. А увеличение тарифов страховых взносов или сокращение программы ОМС может оказаться политически неприемлемым. Способами разрешения данной проблемы могут быть государственные субсидии, либо рационирование потребления медицинских услуг, что ограничит их доступность.

Страховая система здравоохранения (модель Бисмарка) распространена во многих странах мира. В Европейском союзе она представлена в Германии, Австрии, Бельгии, Нидерландах и Франции. Базовые принципы этой модели заложены в конце XIX в. в Германии ее канцлером О. Бисмарком, подготовившим основы социального законодательства, которое в дальнейшем послужило образцом для других индустриальных государств. Именно тогда были созданы три отрасли социального страхования, существующие в немецкой системе социальной защиты и по сей день: страхование по старости и инвалидности, страхование по болезни и страхование от несчастных случаев на производстве.

Система здравоохранения Бисмарка начала формироваться в конце XIX - начале XX века, в это время во многих европейских государствах были приняты законы об обязательном медицинском страховании. Реализация идеи социальной солидарности в сфере здравоохранения и дефицит средств на оплату медицинской помощи потребовали вмешательства государства в процесс организации и контроля обязательного страхования.

В результате этого сформировалась система регулируемого медицинского страхования, основными чертами которой являются: всеобщность охвата населения, трехстороннее участие наемных работников, предпринимателей и государства в финансировании страховых фондов, контроль за деятельностью страховых медицинских организаций, согласование тарифов на медицинские услуги и контроль качества оказываемой медицинской помощи. Необходимость введения страховой медицины была обусловлена также наличием обширного частного сектора в здравоохранении с высокими ценами на медицинские услуги. Поэтому, наряду с политическими и социальными причинами введения страховой медицины, важную роль в ее появлении сыграла идея обеспечения доступности медицинских услуг населению.

В основе модели страхового здравоохранения лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наемными работниками и предпринимателями. Они аккумулируют социальные отчисления с заработной платы, из которых и осуществляются страховые выплаты. Финансирование систем подобного вида, как правило, не производится из государственного бюджета - принцип бюджетной универсальности противоположен этой модели социального обеспечения. Однако в современных условиях существования социального государства в Европе с его обширной сетью социальных программ модель Бисмарка не всегда основывается только на этом принципе: для малообеспеченных членов общества, не имеющих возможности получать медицинские услуги, национальная солидарность реализуется через системы социальной помощи. В этом случае речь может идти о вспомогательных механизмах, которые являются отступлениями от основной логики бисмарковской модели. Например, в Германии обязательность медицинского страхования предписана законом, но она соблюдается не в полной мере. Установлен верхний предел уровня заработной платы, превышение которого делает невозможным участие в программах обязательного медицинского страхования (возможно только добровольное страхование), или лимитирование отчислений (в этом случае в рамках обязательного медицинского страхования отчисления производятся только в границах предельной заработной платы, а социальные выплаты исчисляются в отношении к этому уровню). Таким образом, в основе этой модели лежит принцип коммутативной справедливости, когда величина страховых отчислений определяется в первую очередь величиной страховых взносов.

Медицинское страхование в данной модели, как правило, является обязательным для всех работающих по найму. Величина страховых взносов рассчитывается на основе размера заработной платы и доходов. При этом происходит перераспределение средств от более высокооплачиваемых к менее обеспеченным, от молодых и одиноких - к пожилым и лицам, имеющим большие семьи, т.е. обеспечивается социальная солидарность внутри группы застрахованных. Оплата страховых взносов осуществляется в разных пропорциях. Так, если для Германии это соотношение одинаково как для работников, так и для работодателей, то во Франции значительную часть расходов в финансировании страховых фондов берет на себя работодатель. В ряде случаев финансирование здравоохранения дополняется из бюджетных средств. Однако в модели страхового здравоохранения Бисмарка, в отличие от национальных систем здравоохранения, такая практика применяется лишь в редких случаях дефицита страховых фондов. Таким образом, в отличие от бюджетных систем, финансирование данной модели осуществляется на трехсторонней основе, а соотношение размеров финансового участия в формировании фондов медицинского страхования зачастую зависит от экономической конъюнктуры и налоговой политики государства.

Аккумулирование средств осуществляется в неправительственных бесприбыльных фондах, которые выполняют роль посредника между застрахованными и поставщиками медицинских услуг. В ряде стран Евросоюза страховые фонды организуются на различных основах: профессиональной, территориальной, религиозной и даже политической. Управление этими организациями в большинстве стран однотипно и осуществляется представителями застрахованных. Страховые системы оплаты медицинской помощи, по сравнению с бюджетными, обладают рядом преимуществ. Страховые фонды формируются на целевой основе и рассчитаны на определенный круг лиц, поэтому страховая медицина тоже становится адресной и целевой. Положительным является и то, что значительная часть страховых поступлений остается, как правило, на местах и, в отличие от бюджетных систем, в которых средства перераспределяются в порядке территориального выравнивания, эти поступления служат источником финансирования различных местных программ здравоохранения. Большое достоинство страховых систем - возможность осуществлять контроль за использованием страховых средств и качеством медицинской помощи, а застрахованным, кроме того, предоставляется широкая возможность выбора врача и лечебного учреждения, а также свобода выбора страховых фондов для работников и предпринимателей – это усиливает конкуренцию между различными страховыми компаниями.

Достоинством децентрализованного финансирования в страховых системах является также возможность обеспечения более значительного притока средств предприятий и работников, заинтересованных в получении медицинской помощи. Это обстоятельство обусловлено прозрачностью финансирования страховой медицины, а также прямым, а не косвенным, как в случае бюджетного финансирования здравоохранения, формированием фондов. Однако это часто приводит к удорожанию лечения, т.к. страховые системы усиливают действие затратного механизма из-за отсутствия жестких бюджетных ограничений, что в результате приводит к дефициту страховых фондов и, как следствие, - к увеличению ставок страховых взносов. Страховой компании легче принять решение о повышении страховых взносов, чем правительству (в случае бюджетной медицины) о повышении налогов. Таким образом, макроэкономическая эффективность модели Бисмарка оказывается дорогостоящей: ее стоимость в процентах к ВВП почти в два раза выше, чем модели национального здравоохранения. Кроме того, страховая модель определяется и высокими административными расходами, связанными с обработкой финансовых отчетов, и спецификой деятельности врачей, заинтересованных в предоставлении более дорогих и зачастую ненужных пациенту услуг, и увеличением страховыми компаниями расходов на маркетинг и рекламу в условиях конкуренции.

К недостаткам страховой модели здравоохранения обычно относят ее ограниченные возможности по охране общественного здоровья и санитарного просвещения, а также по осуществлению мер медицинской профилактики. Причина этого - недостаточные финансовые возможности страховых фондов. Слабостью страхового финансирования здравоохранения, связанной с децентрализованным характером организации, является также сложность управления и координации деятельности здравоохранения. Особое значение эта черта приобретает в странах с ограниченными ресурсами и значительной неоднородностью территориального деления. Наконец, наиболее существенным недостатком данной системы можно считать априорную угрозу финансовой жизнеспособности модели Бисмарка, которая может быть вызвана экономическими и демографическими изменениями. В частности, демографические изменения в структуре населения развитых европейских стран - постарение населения и падение рождаемости - становятся основными причинами кризиса современных систем страховой медицины.

Немаловажным обстоятельством является также то, что в странах с национальными системами и общественным сектором в здравоохранении существуют также система добровольного медицинского страхования и обширный частный сектор. Следует все же отметить, что и Россия, а также бывшие социалистические страны наряду с государственной системой всегда имели (пусть и небольшой) частный сектор в здравоохранении (например, хозрасчетные поликлиники). Однако его роль в общей системе была очень незначительна.

В системе частного финансирования источниками средств для оплаты медицинской помощи служат индивидуальные доходы граждан и средства работодателей. В настоящее время США являются единственной страной, где медицинское обслуживание предоставляется преимущественно на платной основе, т.е. основой американской модели финансирования здравоохранения является частное страхование. Работодатель покупает страховку для всех своих сотрудников у страховых компаний, которые конкурируют друг с другом. Данные компании могут быть некоммерческими или коммерческими организациями. Условия страховки определяются тем, сколько работодатель согласен заплатить за своих сотрудников. Страховые компании сами устанавливают тарифы, хотя для некоммерческих организаций законодательные органы штата могут установить особые правила проведения тарифной политики (например, чтобы со всех жителей данного региона бралась одинаковая страховая премия - это позволяет более адекватно распределять риски между более здоровыми и менее здоровыми гражданами). Тем не менее, основная задача планирования возможных расходов ложится на страховые компании, которые оговаривают тарифы с лечебными учреждениями и врачами или же просто оплачивают счета за лечение застрахованных. При такой системе пациент имеет право выбора врача, врачи конкурируют друг с другом и это, по мысли некоторых экономистов, приводит к установлению равновесной цены за медицинские услуги. Сами страховые компании используют актуриальный метод для расчета возможных потребностей в оказании помощи.

В США функционируют организации по поддержанию здоровья (Health Maintenance Organizations - HMO) - это лечебно-профилактические учреждения, созданные страховыми компаниями для уменьшения расходов. Система финансирования в НМО подушевая. Страховая компания определяет объемы оказанной помощи, стоимость лечения одного случая и, соотнося это с количеством застрахованных, планирует свои расходы на следующий год, ответственность за это возлагается на страховую компанию, Если клиент (работодатель) не удовлетворен объемом услуг, он может найти другую страховую компанию. Выбор врача ограничен, возможные методы лечения строго лимитированы.

За последние 40 лет произошел значительный сдвиг в сторону роста государственных расходов на здравоохранение. В настоящее время правительство США оплачивает более 40% расходов на здравоохранение в стране (а в 1960 г. - 21%). Это объясняется тем, что с 1965 года в США существует федеральная система социального страхования для пожилых людей Medicare. Система финансируется из специального подоходного социального налога, размер которого устанавливается конгрессом США и который платится гражданином (50%) и его работодателем (50%). Для управления собранными деньгами создан специальный орган Medicare Board of Trustees, задачами которого является оперативное управление средствами фонда и прогнозирование расходов. Вопросы планирования расходов и тарифной политики находятся в руках конгресса США. Конгресс определяет групп лиц, которые могут получать оплачиваемую помощь в системе Medicare, и методики расчета тарифов за оказание конкретных услуг.

Одновременно с системой социального страхования для пожилых граждан, существует система социального страхования для бедняков, называемая Medicaid. Она управляется штатами США, которые устанавливают правила включения в данную систему и тарифную политику. Финансирование идет из бюджетов штата с дополнительным финансированием из федерального бюджета. Тарифная политика обычно соответствует таковой для Medicare, однако может и существенно отличаться. Планирование, как правило, исходит из размеров бюджетных отчислений на программу и предполагаемых подушевых расходов на одного застрахованного. Устанавливается минимальный душевой доход, ниже которого человек становится потенциальным потребителем услуг Medicare. Объем финансируемых услуг определяется конгрессом штата и может включать лишь ограниченный набор заболеваний. Планирование в этой системе также исходит из объема имеющихся средств, законодатели пытаются сбалансировать интересы нуждающихся в помощи (бедняков) и нужды населения в целом (налоговое бремя). Кроме того, в США работает Управление по делам ветеранов (VA), которое финансируется из оборонного бюджета США. Оно предоставляет бесплатный доступ к услугам здравоохранения ветеранам вооруженных сил США. Данная система обладает всеми признаками бюджетного финансирования - в частности, это единственное место в системе здравоохранения США, исключая НМО, где врачи получают заработную плату, а не оплачиваются по фактическому объему оказанных услуг). Планирование осуществляется путем сбора информации о количестве пролеченных больных и их "стоимости", исходя из трудозатрат, а затем эти расчеты используются для составления планов на следующий год с учетом возможного изменения количества обслуживаемых ветеранов.

В целом единого механизма планирования расходов на здравоохранение в системе здравоохранения США нет, объем оказываемых услуг определяется в результате либо выбора пациента, либо страховой компании. Законодатели активно регулируют лишь компонент социального страхования путем установления тарифной политики. Тарифная политика направлена на сдерживание роста расходов на здравоохранение, а не на обеспечение более полного удовлетворения потребностей в охране здоровья.

Как уже отмечалось, до 1991 в РФ применялась бюджетная модель - доля средств государственного бюджета в общем объеме финансирования достигала 80-85 %. Эти бюджетные средства передавались главным распорядителям, в основном, медицинским учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения РФ. Другим источником финансовых ресурсов были средства ведомств и подведомственных им предприятий, их доля в финансировании здравоохранения колебалась в размерах 15-20%. Эти средства передавались ведомственным медицинским учреждениям. Самый незначительный источник финансирования – средства населения – население оплачивало лишь зубопротезирование и некоторые платные медицинские услуги.

Начало реформированию системы здравоохранения в постсоветской России положил принятый в 1991 г. Закон «О медицинском страховании граждан», в соответствии с которым в стране была введена система обязательного медицинского страхования (ОМС). С ее созданием в финансировании государственного заказа на здравоохранение появился дополнительный источник – средства внебюджетного государственного Фонда обязательного медицинского страхования. Была утверждена «Программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью», в которой был сохранен перечень видов медицинской помощи, сложившийся во время плановой экономики. Кроме того, были установлены показатели размеров медицинских услуг, которые в форме государственных закупок товаров, работ и услуг должны финансироваться государством.

Базовая программа государственных закупок гарантирования бесплатной медицинской помощи в оптимальном объеме включает в себя:

– перечень видов медицинских услуг, предоставляемых населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий;

– базовую программу обязательного медицинского страхования;

– нормативные показатели объема медицинских услуг, оказываемых населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий;

– подушевой норматив, используемый для финансирования государственных закупок в здравоохранении с целью покрытия всех затрат связанных с оказанием бесплатных медицинских услуг в соответствии с гарантированными нормативными показателями их объема.

В настоящее время в России действует бюджетно-страховая модель финансирования государственной системы здравоохранения, необходимые средства привлекаются из Государственного бюджета и средств ОМС. Двухканальное финансирование снижает управляемость отрасли, затрудняет контроль над целевым и рациональным расходованием средств и качеством оказания медицинской помощи. Поэтому в соответствии с Концепцией развития здравоохранения до 2020 г. и Перечнем поручений Президента РФ по вопросам здравоохранения и образования в субъектах РФ определены важнейшие направления реформы здравоохранения на преимущественно одноканальное финансирование и внедрение подушевого принципа оплаты медицинской помощи. Переход на одноканальное финансирование будет осуществляться поэтапно.

При одноканальной системе финансирование учреждений по смете заменяется финансированием за непосредственные результаты деятельности, т.е. за объемы оказанных услуг. Появляется возможность размещения государственного (муниципального) заказа в любых учреждениях здравоохранения для решения проблем медицинских округов или межрайонных центров независимо от территориального размещения. Отсутствие казначейского исполнения дает руководителям больше свободы в расходовании средств, но при этом увеличивается ответственность. Появляется возможность учета финансирования по классам болезней. На самом деле, как сказал на Гайдаровском форуме 2014 г. заместитель главы Минэкономразвития А.Клепач, государство должно сделать выбор: или признать, что высококачественное здравоохранение ему не по карману, или тратить на него соответствующие средства. Но пока государство пытается найти другой путь – переложить финансирование здравоохранения на регионы, у которых нет на это средств, и привлечь частные инвестиции для обеспечения государственных гарантий. А министр здравоохранения В.Скворцова отметила на том же форуме, что медицинские услуги, передаваемые государством в частные руки, должны быть качественными и бесплатными, если они попадают в программу госгарантий. Встает вопрос: как и чем заинтересовать частных инвесторов в таком партнерстве.

С другой стороны, активно развивается государственно-частное партнерство, и в России уже есть примеры концессионного соглашения государства и частного сектора

Однако не все экономисты и медики приветствуют данную модернизацию. Например, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Е. Гонтмахер предполагает, что одноканальное финансирование через ОМС неправильно, а будущее принадлежит бюджетной медицине.

Возможным направлением развития систем финансирования здравоохранения служат рекомендации ВОЗ, изложенные в Послании Генерального Директора ВОЗ М.Чен, которая подчеркивает, что, прежде чем принимать решение об изменении объемов затрат на здравоохранение, необходимо изыскать возможности для повышения экономической эффективности и улучшения использования имеющихся ресурсов путем совершенствования практики закупок, более широкого использования дженериков, улучшения стимулирования поставщиков, упрощения финансовых и административных процедур.
Список источников

  1. ФЗ «О здравоохранении в Российской Федерации».

  2. Здравоохранение в США. - www. americalife.org.

  3. Доклад ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире. - www.voz-zdravoohranenie2010.

  4. Доклад о состоянии здравоохранении в европейском союзе, 2010.

  5. Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года. - www. rosminzdrav.ru.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ моделей финансирования здравоохранения iconМеханизмы финансирования здравоохранения на базе сравнительной характеристики...
Системы организации здравоохранения различных стран характеризуются разнообразием и национальной спецификой. Однако, проходя множество...
Анализ моделей финансирования здравоохранения iconВ татарстане создана система наблюдения больных саркоидозом, утвержденная...
Перечень исследовательских работ: все работы инициативные, финансирования не имеют
Анализ моделей финансирования здравоохранения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дирекция финансирования региональных проектов. Департамент проектного и структурного финансирования
Анализ моделей финансирования здравоохранения iconТ. М. Скляр Высшая школа менеджмента
В чем заключается обоснование использования этого метода с точки зрения экономической теории? Каковы возможности и ограничения данного...
Анализ моделей финансирования здравоохранения iconРабочая программа учебной дисциплины страхование
Тнк, формы организации международного бизнеса и особенности финансирования внешнеторговых операций, методы финансирования экспорта...
Анализ моделей финансирования здравоохранения iconI. Законы, нормативные акты: 18
Сравнительно-правовой анализ государственного финансирования политических партий в Российской Федерации и в Федеративной республике...
Анализ моделей финансирования здравоохранения iconИсследование моделей корпоративной социальной
Рассматриваются вопросы формирования моделей корпоративной социальной ответственности, используемых в мировой практике (европейской,...
Анализ моделей финансирования здравоохранения iconПрограмма учебной дисциплины цикла сд. В. 2 «Международный валютно-финансовый...
Тнк, формы организации международного бизнеса и особенности финансирования внешнеторговых операций, методы финансирования экспорта...
Анализ моделей финансирования здравоохранения iconОтчет по мониторингу бюджета психиатрического здравоохранения
Целью исследования является содействие новым принципам финансирования службы охраны психического здоровья, основанной на нуждах лиц...
Анализ моделей финансирования здравоохранения iconОтчет о научно-исследовательской работе «Разработка моделей и образцов...
«Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей»
Анализ моделей финансирования здравоохранения iconКурсовая работа на тему: «Источники финансирования физической культуры и спорта»
Основные направления государственного финансирования физической культуры и спорта 8
Анализ моделей финансирования здравоохранения iconПрограмма для студентов специальности 010503. 65 «Математическое...
Целью изучения курса «Математическая экономика» является приобретение умений построения математических моделей и навыков алгоритмизации...
Анализ моделей финансирования здравоохранения iconРабочая программа по дисциплине в основы учета и финансирования гостиничного предприятия
Охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральной...
Анализ моделей финансирования здравоохранения iconВысшего профессионального образования
Целью изучения курса «Эконометрика» является приобретение умений анализа статистических данных и построения эконометрических моделей,...
Анализ моделей финансирования здравоохранения iconДоклад по теме Система финансирования объектов культурного наследия
Согласно статье 13 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-фз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)...
Анализ моделей финансирования здравоохранения iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Магистерская программа 220100. 68. 01 Системный анализ данных и моделей принятия решений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск