НОУ СОШ «Московская интернациональная школа «Планета»
«Согласовано»
Руководитель МО
_____________
Протокол № _1__ от
«3» сентября 2013 г.
| «Утверждено»
Директор НОУ СОШ «Планета»
________Сорокина Т.Б. Приказ № 5 п.2 от «10» сентября 2013 г.
| «Согласовано»
Зам. директора по учебной работе НОУ СОШ «Планета»
____Симонова А.В. «4» сентября 2013 г.
| Рабочая программа
по физике
7 класс
Разработчик программы:
Евлампьева Любовь Михайловна
Учитель физики и математики
Учитель первой категории
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Школьный курс физики-системоообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы ,лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии ,географии, астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющем получать объективные знания об окружающем мире. В 7 классе происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент.
Цель изучения физики в 7 классе:
Усвоение учащимися смысла основных понятий
Формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления физической картине мира,
Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законахфизики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации,
Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений в природе
Приобретение знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления.
Формирование у учащихся умений наблюдать и проводить опыты, лабораторные работы ,решать экспериментальные задачи и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов.
Овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки.
Место предмета в учебном плане.
68 часов в год из расчета 2 учебных часа в неделю.
Результаты освоения курса:
Личностные: сформированность познавательных интересов на основе творческих способностей ,самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметные:организация учебной деятельности ,формирование умений воспринимать , перерабатывать и предъявлять информацию в словесной форме, анализировать и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами, развитие монологической и диалогической речи , умение выражать свои мысли и способности выслушать собеседника, формирование умений работать в группе .
Предметные результаты определены в содержании кура.
Содержание курса.
Введение (4ч)
Физика- наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдения и описание физических явлений. Физические величины. Измерение физических величин :длины, времени, температуры. Физические приборы .Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа №1:
Определение цены деления измерительного прибора.
Предметными результатами являются:
Понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
Умение проводить наблюдения ифизических явлений; измерять физические величины: расстояния, промежуток времени и температуру;
Владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения.
Первоначальные сведения о строении вещества(6ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел. Жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений
.Фронтальная лабораторная работа №2.
Определение размеров малых тел методом рядов.
Предметными результатами являются:
Понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
Владение экспериментальными методами исследования;
Понимание причин броуновского движения, смачивание и не смачивание тел; различия в молекулярном строении жидкостей, твердых тел и газов;
Умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения.
Взаимодействие тел(23ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и скорости от времени движения. Инерция и инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность тела. Сила. Сила тяжести. Сила всемирного тяготения. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой, равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел солнечной системы.
Фронтальные лабораторные работы:
№3 Измерение массы тела на рычажных весах
№4 Измерение объема тела
№5 Определение плотности твердого тела
№6 Градуирование пружины и измерение сил динамометром
№7 Измерение силы трения с помощью динамометра
Предметными результатами являются:
Понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
Умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем ,равнодействующую двух сил, плотность тела.
Владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения.
Понимание смыслов законов всемирного тяготения и Гука;
Владение способами расчетов при нахождении: скорости, пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности, объема , массы, силы упругости.
Понимание принципов действия динамометра, весов, мензурки.
Давление твердых тел , жидкостей и газов (21ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетической теории газа. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающие сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр. Манометр. Поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы:
№8 определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тела
№9 выяснение условия плавания тела в жидкости
Предметными результатами являются:
Понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей ,газов и твердых тел, плавание тел. Воздухоплавание, существование воздушной оболочки Земли, способы увеличения и уменьшения давления.
Умение измерять атмосферное давление, давление на дно и стенки сосуда, силу Архимеда.
Владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела.
Понимание смыслов законов Архимеда и Паскаля.
Понимание принципов действия насоса, гидравлического пресса.
Владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления на дно и стенки сосуда ,силы Архимеда.
Работа и мощность. Энергия (16ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «золотое правило механики». Виды равновесия. КПД. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
Фронтальные лабораторные работы:
№10 выяснение условия равновесия рычага
№11 определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости
Предметными результатами являются:
Понимание и способность объяснять физические явления :равновесие тел , превращение одного вида энергии в другой;
Умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД , потенциальную и кинетическую энергию;
Владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
Понимание смысла закона сохранения энергии
Понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости
Владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия рычага, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии.
Материально-техническое обеспечение
Учебник:
А.В.Перышкин Физика 7 Москва Просвещение 2012
Дидактические материалы:
А.В. Чеботарева Тесты по физике 7 Москва Экзамен 2013
Л.А.Кирик физика 7 Разноуровневые самостоятельные и тематические контрольные работы Москва Илеска 2011
Физика .методическое пособие 7 класс Н.К.Ханнанов Москва Просвещение 2004
А.Е.Марон дидактические материалы 7 Москва Мнемозина 2012
Интернет сайт «классная физика»
Календарно-тематическое планирование
-
урока
| содержание
| Тип урока
| Вид контроля
| Дом. Зад.
| Вып.
| Введение (4ч)
| 1.
| Что изучает физика.
| комбинированный
| Устные ответы
| 1-3
иср
|
| 2.
| Физические величины Измерение величин
| комбинированный
| практикум
| Иср
4,5
|
| 3.
| Лабораторная работа №1 «определение цены деления измерительного прибора»
| Урок практикум
|
| Изучить параграф 6
|
| 4
| Физика
| комбинированный
| Устный доклад
| Тест1
|
| Первоначальные сведения о строении вещества(6ч)
| 5
| Строение вещества. Молекулы
| лекция
| Устные ответы
| Гот. К лаб раб
|
| 6
| Лабораторная работа №2 «определение размеров малых тел»
| Урок практикум
|
| 7-9
|
| 7
| Движение молекул
| комбинированный
| Физический диктант
| 10
|
| 8
| Взаимодействие молекул
| комбинированный
| Устные ответы
| иср
|
| 9
| Агрегатное состояние вещества
| комбинированный
| Устные ответы
| иср
|
| 10
| Контрольная работа №1 «начинаем изучать физику. Строение вещества»
|
Урок контроля
| Контрольная работа
| 12-13 изучить
|
| 11
| Механическое движение Виды движений
| комбинированный
| Устные ответы
| 14,15 изучить иср
|
| 12
| Скорость. Единица скорости
| комбинированный
| Устные ответы
| 16
иср
|
| 13
| Расчет пути и времени движения
| Решение задач
| Сам.раб.
| 17
Учить формулу
|
| 14
| Инерция
| комбинированный
| Физический диктант
| 18
иср
|
| 15
| Взаимодействие тел
| комбинированный
| Сам.работа
| 19 изучить
|
| 16
| Масса тела
| практикум
| измерение
|
Гот.к лаб.
|
| 17
| Лабораторная работа №3 «измерение массы тела на рычажных весах»
| Урок практикум
|
| 20,21 изучить
|
| 18
| Плотность вещества
| комбинированный
| Устные ответы
| 22
|
| 19
| Лабораторная работа №4 « измерение объема тела», лабораторная работа №5 « определение плотности твердого тела»
| Урок практикум
|
| тест
|
| 20
| Расчет массы и объема по его плотности
| Решение задач
| сам.раб
| иср
|
| 21
| Взаимодействие тел
| Решение задач
| Физический диктант
| Гот. Кконтр.
|
| 22
| Контрольная работа №2 по теме 2 механическое движение, масса. Плотность»
| Урок контроля
| Контрольная работа
| Изучить
22,23
|
| 23
| Сила
| комбинированный
| Устные ответы
| 24
|
| 24
| Сила тяжести. Явление тяготения
| комбинированный
| Физический диктант
| 25,26 изучить
|
| 25
| Сила упругости. Закон Гука
| комбинированный
| Физический диктант
| 27
|
| 26
| Вес тела. Связь силы тяжести с массой тела
| Решение задач
| Сам. Раб.
| 28.29 изучитьт
|
| 27
| Лабораторная работа №6 « градуирование пружины и измерение сил динамометром»
| Урок практикум
|
| иср
|
| 28
| Сложение сил, направленных по одной прямой
| комбинированный
| Физический диктант
| 31
|
| 29
| Сила трения
| комбинированный
| Физический диктант
| 32-34
|
| 30
| Лабораторная работа №7 «измерение силы трения с помощью динамометра»
| Урок практикум
|
| иср
|
| 31
| силы
| Решение задач
|
| Гот. К.контр.
|
| 32
| Контрольная работа №3 по теме «силы, вес тела, равнодействующая сила»
| Урок контроля
| Контрольная работа
| Повторить формулы
|
| 33
| Зачет по теме «сила»
| Урок контроля
| Устные ответы
| тест
|
| Давление твердых тел, жидкостей и газов (21ч)
| 34
| Давление. Единица давления
| комбинированный
| Устные ответы
| 35,36
|
| 35
| Способы увеличения и уменьшения давления
| Решение задач
| Сам.раб
| иср
|
| 36
| Давление газа
Закон Паскаля,
| комбинированный
| Устные ответы
| 37,38
|
| 37
| давление
| Урок контроля
| тест
| 38
|
| 38
| Расчет давление на дно и стенки сосуда
| комбинированный
| Физический диктант
| 39,40
|
| 40
| Давление
| Решение задач
|
| иср
|
| 41
| Сообщающиеся сосуды
| комбинированный
| Устные ответы
| 41
изучить
|
| 42
| Вес воздуха. Атмосферное давление.
| комбинированный
| Устные ответы
| 42,43 изучить
|
| 43
| Барометр анероид
| комбинированный
| Физический диктант
| 44-46 изучить
|
| 44
| Манометр
| комбинированный
| тест
| 47
|
| 45
| Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс
| комбинированный
| Устные ответы
| 48,49 изучить
|
| 46
| Действие жидкости на погруженное в нее тело
| исследование
| практикум
| 50
|
| 47
| Закон Архимеда
| Решение задач
| Физический диктант
| 51
|
| 48
| Лабораторная работа №8 «определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тела»
| Урок практикум
|
| тест
|
| 49
| Плавание тел
| исследование
| Физический диктант
| 52 изучить
|
| 50
| Плавание тел
| Решение задач
| Сам.раб.
| тест
|
| 51
| Лабораторная работа №9 «выяснение условия плавания тел в жидкости»
| Урок практикум
|
| 53.54 изучить
|
| 52
| Плавание судов
| конференция
| доклад
| гот.к.контр.раб
|
| 53
| Архимедова сила
| Решение задач
| Сам.раб
| иср
|
| 54
| Контрольная работа 4 по теме «давление, архимедова сила. Плавание тел»
| Урок контроля
| Контрольная работа
| Гот к зачету
|
| 55
| Механическая работа
| Решение задач
| Устные ответы
| 55
|
| 56
| мощность
| Решение задач
| Физический диктант
| 56
|
| 57
| Простые механизмы. Рычаг
| комбинированный
| Физический диктант
| 57,58
|
| 58
| Момент силы
| Решение задач
| Устные ответы
| 59
|
| 59
| Рычаги в технике, быту и природе
| конференция
| доклад
| тест
|
| 60
| Золотое правило механики
Лабораторная работа №10 «выяснение условия равновесия рычага»
| Урок практикум
|
| 60
|
| 61
| Условие равновесия рычага
| Исследование, решение задач
| Сам.раб
| 61,62 изучить
|
| 62
| Центр тяжести
| исследование
|
| 63
|
| 63
| КПД механизмов
| Решение задач
| Физический диктант
| 64,65
|
| 64
| Лабораторная работа № 11 «определение КПД наклонной плоскости»
| Урок практикум
|
| иср
|
| 65
| Энергия .виды энергий
| комбинированный
| Устные ответы
| тест
|
| 66
| Работа, мощность.энергия
| Решение задач
| Сам.раб
| Гот к контр.
|
| 67
| Контрольная работа №5 по теме «работа, мощность, энергия»
| Урок контроля
| Контрольная работа
|
|
| 68-70
| Повторение курса физики 7 класса
|
|
|
|
| Примечание: иср (индивидуально-тематическая самостоятельная работа)
Количество контрольных работ -5
Количество лабораторных работ-11 |