«сибирский федеральный университет»





Название«сибирский федеральный университет»
страница1/5
Дата публикации20.07.2013
Размер0.52 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Директор ИФБиБТ Директор ГИ

_____________/ В.А.Сапожников / ___________/М.В. Румянцев/

«_____» _____________2011 г. «_____» _____________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина М1.Б.1 – Философские вопросы естествознания
Укрупненная группа 020000 – Физико-математические науки
Направление 011200.68. – Физика
Магистерская программа 011200.68.07 – Окружающая среда и человек:

основы контроля и надзора
Институт Гуманитарный институт
Кафедра Философии


Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Красноярск
2011

Рабочая программа дисциплины
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе

__________010000 – физико-математические науки___________________
направления (профиля) ___________011200.68 – физика________________
Программу составили ст. преподаватель М.М. Уткина
Заведующий кафедрой _____д.ф.н., профессор В.И. Кудашов
«_____»_______________201_ г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ___________

_________философии_____________________________

«______» _________________ 201_ г. протокол № _____________
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор В.И.Кудашов _
Рабочая программа согласована кафедрой биофизики

___________________________________________________________

Заведующий кафедрой д.б.н.. профессор В. А. Кратасюк ___________
Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ _____________

__________________________________________________________________

«______» __________________ 201___ г. протокол № _____________

Председатель НМСИ __________________________________________

(фамилия и. о., подпись)
Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Философии «____» _____________ 201__г. протокол № ________
Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

Директор ___________________________________ Гуманитарного института

(фамилия, и. о., подпись)


1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины
Состояние постмодерного общества характеризуется идеей тотального кризиса научной рациональности и критикой современной науки. В этих условиях естествознание вынуждено переопределять свое место и статус в системе человеческого мировоззрения, что абсолютно не возможно без особой философской рефлексии как в содержательном, так и методологическом ракурсах. Курс «Философские вопросы естествознания» выполняет синтетическую функцию в системе подготовки магистранта, соединив конкретные естественнонаучные знания и умения с их философской интерпретацией. Философское знание, будучи всеобщим, обобщая данные естественных и гуманитарных наук, создает системный теоретический взгляд на мир (формирует научную картину мира). Философия осмысляет процесс познания, устанавливает связь между чувственным и логическим, эмпирическим и теоретическим, формируя тем самым культуру профессионального научного мышления магистранта и выступая основой его конкретно-научных изысканий.
Целями изучения дисциплины являются формирование представления о единстве философской и научной картин мира на основе выявления глубинных связей философии и естествознания, а также углубленное изучение основных онтолого-гносеологических и философско-методологических идей и принципов как основы научного исследования.
1.2 Задачи изучения дисциплины
Задачами изучения дисциплины «Философские вопросы естествознания являются:

  • сформировать целостное представление о развитии науки и естествознания как историко-культурных явлениях;

  • изучить естествознание во временном развитии актуальных философских проблем, оснований современной науки;

  • определение места науки в культуре и понимание основных моментов философского осмысления науки в социокультурном аспекте;

  • использование системы основных категорий и современных основ онтологии, гносеологии, эпистемологии в анализе проблем естествознания;




  • формирование разностороннего и адекватного современному уровню развития науки представления о науке, ее структуре, динамике и научной методологии, а также о роли философского знания в естественнонаучном поиске;

  • рассмотрение философских аспектов естествознания (проблема жизни, эволюционные идеи, принципы системность и детерминизма, самоорганизация и др.);

  • уметь оценивать последствия естественнонаучных изысканий для будущего человеческой цивилизации;

  • формирование способности применения философских идей и принципов в будущей профессиональной деятельности;

  • развитие умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем, а также овладение приемами полемики, дискуссии, диалога.


Выпускник должен обладать следующими компетенциями (ОК и ПК):

  • способностью демонстрировать углубленные знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-2);

  • способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-3);

  • способность использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-4);

  • способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-6);

  • способностью адаптироваться к изменению научного и научно- производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-7);

  • способностью проводить свою профессиональную деятельность с учетом социальных, этических и природоохранных аспектов (ПК-8).


1.3 Межпредметная связь

Курс призван подготовить студентов к профессиональной деятельности на уровне квалификационных требований, предъявляемых ФГОС ВПО к преподаванию в высших учебных заведениях. Курс «Философские вопросы естествознания» осуществляется в рамках Гуманитарного, социального и экономического цикла Базовой части ФГОС ВПО

Преподавание дисциплины основано на знаниях, полученных в рамках таких вузовских учебных курсов как «Философия», «История биологии» и «Методология научного творчества». Магистр, приступающий к изучению учебной дисциплины «Философские вопросы естествознания» должен иметь представление о логике становления философской мысли и уже свободно оперировать абстрактными категориями. Знания по истории биологии помогут в понимании общей логики становления научного познания. Знания, полученные в процессе изучения учебной дисциплины, являются базовыми для будущей исследовательской деятельности. Углубленное изучение основ методологии научного знания осуществляется уже в рамках подготовки к кандидатскому экзамену.
2 Объем дисциплины и виды учебной работы
Курс «Философские вопросы естествознания» включен в цикл базовой части ФГОС ВПО. Курс обучения длится один семестр. Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов (3 з.е.), из которых примерно 75% согласно учебному плану отводится на самостоятельную работу студента-магистра. Аудиторные занятия включают 2-х часовые лекции и 2-х часовые семинарские занятия проводимые раз в две недели. В течение семестра проводится промежуточный контроль в форме устного собеседования по разделам дисциплины и итогового экзамена.


Вид учебной работы

Всего зачетных единиц (часов)

семестр

9

Общая трудоемкость дисциплины

3 (108)

3 (108)

Аудиторные занятия:

0,78 (28)

0,78 (28)

лекции

0,39 (14)

0,39 (14)

семинарские занятия (СЗ)

0,39 (14)

0,39 (14)

Самостоятельная работа:

1,22 (44)

1,22 (44)

изучение теоретического курса (ТО)

0,94 (34)

0,94 (34)

творческие задания

0,28 (10)

0,28 (10)

Вид промежуточного контроля

экзамен 1 (36)

экзамен 1 (36)



3 Содержание дисциплины



3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)


№ п\п

Модули и разделы дисциплины

Лекции зачетных единиц (часов)

СЗ зачетных единиц (часов)

Самостоятельная работа зачетных единиц (часов)

Реализуе-мые компетен-ции

1

Раздел 1. Общие проблемы философии научного знания.

0,17 (6)

0,17 (6)

0,28 (10)

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-6

ОК-7

ПК-8

2

Тема 1.1. Философия и наука: точки пересечения.

0,03 (1)

0,03 (1)

0,056 (2)

3

Тема 1.2. Познавательные установки ученого и философское знание.

0,03 (1)

0,03 (1)

0,08 (3)

4

Тема 1.3. Специфика научного познания, его структуры и динамики.

0,11 (4)

0,11 (4)

0,14 (5)

5

Раздел 2. Естествознание: философско-методологический подход.

0,22 (8)

0,22 (8)

0,67 (24)

6

Тема 2.1. Генезис и эволюция естественнонаучной картины мира.

0,056 (2)

0,03 (1)

0,11 (4)

7

Тема 2.2. Проблема единства мира: синтез философского и естественнонаучного подходов.

0,056 (2)

0,03 (1)

0,08 (3)

8

Тема 2.3. Специфика реализации принципов эволюции, системности и саморганизации в современном естествознании.

0,056 (2)

0,056 (2)

0,17 (6)

9

Тема 2.4. Проблема возникновения жизни и многообразия ее форм. Определение места и роли человека в системе «природа-общество-человек».

0,056 (2)

0,056 (2)

0,08 (3)

10

Тема 2.5. Проблема истины и объективности в современном естествознании.

0

0,03 (1)

0,11 (4)

11

Тема 2.6. Этические проблемы современного естествознания.

0

0,03 (1)

0,11 (4)

12

Выполнение и защита творческого задания







0,28 (10)

13

Экзамен







1 (36)



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«сибирский федеральный университет» iconДипломного проекта/работы
В соответствии с Уставом фгоу впо «Сибирский федеральный университет» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников...
«сибирский федеральный университет» iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем
Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для самостоятельной работы / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:...
«сибирский федеральный университет» iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем
Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для семинарских занятий / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:...
«сибирский федеральный университет» iconСибирский федеральный университет
А. Н. Борисевич, Л. В. Границкий, Л. В. Кашкина, В. Б. Кашкин, Г. Г. Никифорова, Т. В. Рублева К. В. Симонов, А. И. Сухинин
«сибирский федеральный университет» iconСибирский федеральный университет
Поддержка одарённых детей, создание условий для реализации их творческих способностей
«сибирский федеральный университет» iconИсследования и пути совершенствования вращательно-подающих систем...
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
«сибирский федеральный университет» iconСибирский федеральный университет
Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа
«сибирский федеральный университет» iconСибирский федеральный университет
Л. В. Границкий, Л. В. Кашкина, В. Б. Кашкин, В. М. Мясников, Г. Г. Никифорова, Н. Ю. Романова, Т. В. Рублева., Петраковская Э. А....
«сибирский федеральный университет» iconСибирский федеральный университет
«Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных...
«сибирский федеральный университет» iconВысшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» утверждаю
Охватывает всё содержание данной дисциплины, установленное соответствующим ос впо
«сибирский федеральный университет» iconСибирский Федеральный университет
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология...
«сибирский федеральный университет» iconТ. Г. Волова фгаоу впо сибирский федеральный университет
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной итоговой аттестации студентов д/о и з/о
«сибирский федеральный университет» iconСибирский федеральный университет
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, переутвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом...
«сибирский федеральный университет» icon«сибирский федеральный университет» Институт управления бизнес-процессами и экономики утверждаю
Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы
«сибирский федеральный университет» iconОбщие положения
Институтом цветных металлов и материаловедения фгаоу впо «Сибирский Федеральный Университет» (далее – Университет) и зао «русал глобал...
«сибирский федеральный университет» icon«сибирский федеральный университет»
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск