Скачать 97.02 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ОХОТНИЧЬЕГО РЕСУРСОВЕДЕНИЯ И ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рабочая программа дисциплины для специальностей 010400 «Физика» очной формы обучения, направления 510400 «Физика» Красноярск 2002
ББК 20.1 Автор-составитель Ф. У. Дробышева Безопасность жизнедеятельности: Рабочая программа дисциплины. -Красноярск: РИО КрасГУ, 2002. - 7 с. (экспресс-программа) Предназначена для специальности 010400 «Физика» очной формы обучения, для направления 510400 «Физика» КрасГУ, 2002 I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Цель курса Основная цель безопасности жизнедеятельности – защита человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Задачи курса - идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания; - защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека; - ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов; - создание нормального, т.е. комфортного состояния среды обитания человека. Место курса – Национально-региональный (вузовский) компонент. Учебная дисциплина ”Безопасность жизнедеятельности (БЖД)” – обязательна для всех специальностей и направлений. Основу научных и практических знаний в дисциплине БЖД составляют знания, ранее излагавшиеся в курсах : ”Охрана труда”, ”Охрана окружающей среды” и ”Гражданская оборона”, имевших выраженную прикладную направленность. Объединение курсов позволяет расширить и углубить познания в области анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях на взаимодействие негативных факторов; комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; позволяет стимулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций. Требования к уровню освоения содержания курса. Студенты, как будущие специалисты производственной сферы должны освоить и знать: - теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека в системе ”человек-среда обитания”; - правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; - анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; - идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов, чрезвычайных ситуаций; - методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов в чрезвычайных ситуациях; - методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработка моделей их последствий. Дипломированный специалист в области безопасности жизнедеятельности должен уметь: - прогнозировать и оценивать радиационную и химическую, инженерную и пожарную обстановки; - правильно и эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; - планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; - планировать мероприятия по защите населения и производственного персонала в чрезвычайных ситуациях; - принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Общие вопросы безопасности жизнедеятельностиТема 1. Цели и задачи науки безопасности жизнедеятельности. Основные понятия безопасности жизнедеятельности. Классификация опасных и вредных факторов среды обитания человека. Принципы нормирования опасных и вредных факторов. Понятие об естественных химических факторах. Биогеохимические провинции. Источники антропогенных химических факторов. Тема 2. Пути поступления вредных веществ в организм. Распределение, превращение и выделение ядов из организма. Комбинированное действие вредных веществ. Порядок нормирования химических веществ в окружающей среде. Вибрация. Воздействие на человека. Акустические колебания, действие их на организм. Инфразвук, ультразвук, действие их на организм. Тема 3. Воздействие на человека статических, электрических и магнитных полей. Воздействие на человека электромагнитных полей промышленной частоты и радиочастот. Воздействие на организм электромагнитного излучения оптического диапазона. Воздействие на организм человека электрического тока. Тема 4. Стихийные явления – источник естественных негативных факторов. Источники негативных факторов бытовой среды. Атмосферное давление и его влияние на организм. Влияние на организм человека естественного освещения. Микроклимат и комфортные условия жизнедеятельности. Ионизирующее излучение и его действие на организм. Вопросы безопасности и экологичности системТема 5. Потенциальная опасность и риск. Методы оценки опасных ситуаций. Нормативные показатели безопасности технических систем. Экологическая экспертиза, ее цели и задачи. Понятие об экологическом паспорте предприятий. Тема 6. Техногенные системы и их влияние на окружающую человека среду. Методы повышения безопасности технических систем и технологических процессов. Мониторинг окружающей среды. Цели, задачи, объекты исследования. Тема 7 Виды мониторинга окружающей среды. Антропогенное загрязнение атмосферы и опасность для человека. Антропогенное загрязнение гидросферы и опасность для человека. Антропогенное воздействие на почву и литосферу. Основные понятия экологической безопасностиТема 8. Среда обитания. Человек как звено в экологической цепочке. Экологическая дифференциация людей. Адаптивные типы. Антропоэкологические системы и здоровье человека. Генетические аспекты безопасности. Тема 9. Связь между экологической ситуацией и здоровьем населения. Причины и типы основных патологий. Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя. Смог и фотохимический туман. Основные экологические нормативные показатели. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуацияхТема 10. Классификация ЧС мирного времени. Чрезвычайные ситуации естественного и антропогенного происхождения. Прогнозирование потерь в ЧС мирного времени. Характеристика аварий на РОО. Тема 11. Защита населения от облучения при авариях на РОО. Химически опасные объекты. Последствия аварий на химически опасных объектах. Аварийно-спасательные работы на ХОО. Тема 12. Характеристика катастроф на пожаро-взрывоопасных объектах. Предупреждение чрезвычайных ситуаций народного и техногенного характера. Чрезвычайные ситуации военного времени. Тема 13. Характеристика ядерного оружия и очага ядерного поражения. Характеристика химического оружия и очага химического поражения. Характеристика биологического оружия и очага биологического поражения. Тема 14. Основные принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Средства коллективной защиты населения. Средства индивидуальной защиты населения. Средства медицинской защиты населения. Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельностиТема 15. Обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности. Законодательство по охране труда. Законодательство по защите населения в ЧС. Тема 16. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД. Основные положения экологического законодательства. Правовые аспекты охраны лесов. Тема 17. Основные правовые принципы и положения в области охраны животного мира и особо охраняемых природных территорий. Основные принципы государственного законодательства в области охраны атмосферного воздуха. Основы реализации, цели водного законодательства РФ. III. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
IV. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Количество рефератов – 17 Зачет V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Список литературы и нормативных документов Основной
Дополнительный
Нормативные документы
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Составитель Дробышева Фарида Усмановна Редактор О.Ф. Александрова Корректура автора Подписано в печать 20.01.2003 Формат 60х84/16. Печать офсетная. Усл. печ. 0,4 л. Тираж … Заказ … Издательский центр КрасГУ 660041 Красноярск, пр. Свободный, 79 |
Учебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности... «Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы... «Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности... | Безопасность жизнедеятельности ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины сд. 13 Информационные технологии... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Руп дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Направление подготовки 190205. 65 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные... | ||
Методические указания по дипломному проектированию для студентов... «Безопасность технологических процессов и производств», направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности»/ нгту; Сост: А. Б. Елькин,... | Программа курса «Безопасность жизнедеятельности» В соответствии в учебным планом кафедра сумгф в 2012-2013 учебном году обеспечивает учебный процесс по альтернативному курсу «Безопасность... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Умкд «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 составлен на основании типовой программы гос впо, гос №215 тех/бак от 23. 03. 2000... | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины экология и безопасность жизнедеятельности... Специальность 050104. 65 – Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура» | Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Правовое регулирование и... «Безопасность жизнедеятельности», 050720 «Физическая культура», утвержден ученым советом вгпу 29. 09. 05, протокол №2 | Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (бжд и мк) является формирование культуры безопасности, готовности и способности... |