Пояснительная записка Рабочая программа по физике составлена в соответствии с требованиями базисной школьной программы среднего (общего) полного образования, программы по физике (авторы В.З.Озорнов, П.И.Самойленко) для специальностей среднего профессионального образования на основе общего образования рекомендованной советом ИПР СПО .
Физика – общая наука о природе, дающая диалектико-материалистическое понимание окружающего мира. Человек, получивший среднее профессиональное образование, должен знать основы современной физики, которая имеет не только важное общеобразовательное, мировоззренческое, но и прикладное значение.
Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
воспитание убежденности в необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической карте мира: свойствах вещества и поля; пространственно-временных закономерностях; динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий - классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории;
применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения информации физического содержания и оценки достоверности, использования современных информационных технологий с целью поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Введение отдельных вопросов из раздела «Механика» объясняется тем, что они широко используются во всех последующих разделах курса, как при объяснении нового материала, так и при решении задач.
В процессе преподавания физики особая роль отводится опытам и лабораторным работам, на которых студенты получают навыки работы с измерительными приборами, а также производят математическую обработку результатов эксперимента и погрешностей измерения. В программе приведен примерный перечень лабораторных работ.
Содержание программы включает все разделы физики. Объем материала представлен таким образом, что его можно использовать при планировании занятий со студентами различных групп (1 и 2 лет изучения физики), с разным числом учебных часов согласно учебному плану.
В примерном тематическом плане раскрыта последовательность изучения разделов и указано количество часов на их изучение. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики студент должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;
смысл физических законов, принципов и постулатов: законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля – Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада, основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждении при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
применять полученные знания для решения физических задач;
определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно – популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Для контроля знаний и закрепления пройденного материала проводятся письменные самостоятельные работы, тестирование, зачеты, обязательные тематические контрольные работы, коллоквиумы.
По специальности 0302 Русский язык и литература обучение по данной рабочей программе предусмотрено в 1-4 семестрах; формы итогового контроля: 1, 2 семестр – зачет, 3 семестр – контрольная работа, 4 семестр – экзамен. По специальности 0308 Профессиональное обучение (профиль 0515) обучение предусмотрено в 1-2 семестрах; форма итогового контроля: в 1 семестре – контрольная работа, во 2 семестре – экзамен.
Рекомендуется форма обучения: лекционно-семинарские занятия. Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
| Количество часов
| Макс.
| Всего
| Лекции
| Практические
занятия
(лаборат.)
| *СРС
| Первый год обучения
| Введение. Физика как наука.
| 3
| 3
| 3
| -
| -
| Раздел 1. Механика
| 45
| 33
| 31
| 2
| 12
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.1. Кинематика.
| 20
| 15
| 12
| 3
| 5
| Тема 1.2. Динамика.
| 13
| 10
| 9
| 1
| 3
| Тема 1.3. Законы сохранения в механике.
| 7
| 5
| 5
| -
| 2
| Тема 1.4. Механические колебания. Волны.
| 6
| 4
| 4
| -
| 2
| Контрольная работа
| 1
| 1
| 1
| -
| -
| Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
| 57
| 45
| 43
| 2
| 12
| Тема 2.1. Основы молекулярной кинетической теории
| 15
| 12
| 12
| -
| 3
| Зачет.
| 1
| 1
| 1
| -
| -
| Тема 2.1. Основы молекулярной кинетической теории.
| 9
| 7
| 6
| 1
| 2
| Теме 2.2. Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы.
| 13
| 10
| 9
| 1
| 3
| Тема 2.3. Основы термодинамики.
| 17
| 13
| 13
| -
| 4
| Контрольная работа
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| Раздел 3. Основы электродинамики.
| 46
| 34
| 30
| 4
| 12
| Тема 3.1. Электрическое поле.
| 13
| 10
| 9
| 1
| 3
| Тема 3.2. Законы постоянного тока.
| 17
| 12
| 11
| 1
| 5
| Тема 3.3. Электрический ток в различных средах.
| 14
| 10
| 8
| 2
| 4
| Зачет
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| Итог за год
| 153
| 117
| 107
| 10
| 36
|
Второй год обучения
| Раздел 3. Основы электродинамики.
| 96
| 77
| 74
| 3
| 19
| Тема 3.4. Магнитное поле.
| 3
| 2
| 2
| -
| 1
| Тема 3.5. Электромагнитная индукция.
| 8
| 6
| 6
| -
| 2
| Тема 3.6. Электромагнитные колебания и волны.
| 51
| 41
| 40
| 1
| 10
| Контрольная работа за семестр.
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| Тема 3.7. Волновая оптика.
| 28
| 22
| 20
| 2
| 6
| Тема 3.8. Элементы теории относительности.
| 4
| 4
| 4
| -
| -
| Раздел 4. Квантовая физика.
| 45
| 30
| 27
| 3
| 15
| Тема 4.1. Квантовая оптика.
| 17
| 10
| 9
| 1
| 7
| Тема 4.2. Физика атомного ядра.
| 26
| 18
| 16
| 2
| 8
| Контрольная работа.
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| Раздел 5. Строение Вселенной.
| 12
| 10
| 9
| 1
| 2
| Тема 5.1. Солнечная система.
| 3
| 2
| 1
| 1
| 1
| Тема 5.2. Наша Галактика.
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| Тема 5.3. Другие Галактики.
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| Тема 5.4. Современные взгляды на строение Вселенной.
| 3
| 2
| 2
| -
| 1
| Тема 5.5. Современная научная картина мира. Физика и научно-технический прогресс.
| 1
| 1
| 1
| -
| -
| Контрольная работа.
| 1
| 1
| 1
| -
| -
| Экзамен
|
|
|
|
|
| Итого за год
| 153
| 117
| 110
| 7
| 36
| Итого за два года обучения
| 306
| 234
| 217
| 17
| 72
|
*СРС – самостоятельная работа студентов
Тематический план учебной дисциплины (на 1 год обучения)
Наименование разделов и тем
| Количество часов
| Макс.
| Всего
| Лекции
| Практические
занятия
(лаборат.)
| *СРС
| Первый год обучения
| Введение. Физика как наука.
| 3
| 3
| 3
| -
| -
| Раздел 1. Механика
| 20
| 15
| 14
| 1
| 5
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.1. Кинематика.
| 8
| 6
| 5
| 1
| 2
| Тема 1.2. Динамика.
| 7
| 5
| 5
| -
| 2
| Тема 1.3. Законы сохранения в механике.
| 3
| 2
| 2
| -
| 1
| Тема 1.4. Механические колебания. Волны.
| 1
| 1
| 1
| -
| -
| Контрольная работа
| 1
| 1
| 1
| -
| -
| Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
| 55
| 43
| 40
| 3
| 12
| Тема 2.1. Основы молекулярной кинетической теории
| 15
| 12
| 12
| -
| 3
| Зачет.
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| Тема 2.1. Основы молекулярной кинетической теории.
| 6
| 4
| 3
| 1
| 2
| Теме 2.2. Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы.
| 13
| 10
| 8
| 2
| 3
| Тема 2.3. Основы термодинамики.
| 17
| 13
| 13
| -
| 4
| Контрольная работа
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| Раздел 3. Основы электродинамики.
| 47
| 35
| 30
| 5
| 12
| Тема 3.1. Электрическое поле.
| 13
| 10
| 9
| 1
| 3
| Тема 3.2. Законы постоянного тока.
| 18
| 13
| 11
| 2
| 5
| Тема 3.3. Электрический ток в различных средах.
| 14
| 10
| 8
| 2
| 4
| Зачет
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| Итог за год
| 153
| 117
| 107
| 10
| 36
|
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Введение. Физика как наука. Методы научного познания. Студент должен:
знать:
предмет изучения физики;
определения физического закона, модели в физике, инвариантов, физической карты мира;
ценность фундаментальных законов;
основные компоненты физической теории;
границы применимости физических законов.
уметь:
приводить примеры физических моделей, физических инвариантов, непрерывной и дискретной симметрии;
перечислять компоненты физической теории;
дать характеристику основных типов симметрии физического пространства.
|