Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики»





НазваниеМетодическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики»
страница1/6
Дата публикации21.10.2013
Размер0.89 Mb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Физика > Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6
Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональное училище № 25

Методическая разработка по теме:
«Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики»


Выполнила: преподаватель физики

Прохорова Татьяна Михайловна


Оленино

2012 г.

Содержание


1. Введение

Стр. 3

2. Основная часть

Стр. 5-17

3. Динамика формирования интереса к физике как учебному предмету

Стр. 8

4. Заключение

Стр. 18

5. Литература

Стр. 19

6. Примечание





Введение

База

Профессиональное училище № 25.

Общее количество обучающихся в 2012-2013 учебном году 104 человека. Училище расположено в районном центре. Дети из семей работников сферы обслуживания, рабочих, крестьян из ближайших деревень, сироты.
Противоречия

Между необходимостью повышения качества знаний и интереса к предмету физики: между более сложной познавательной задачей

и разным уровнем подготовленности и потребности обучающихся в знаниях;

и наличием прежних недостаточных для ее решения способов.


Цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся путем традиционных и новых приемов, методов, форм и средств обучения, позволяющим формировать их творческие способности
Задачи: 1. Создать устойчивый интерес к предмету.

2. Создать ситуацию успеха, сформировать чувство уверенности при выполнении самостоятельной работы.

3. Научить навыкам самостоятельной работы с книгой и справочной литературой.

4. Использовать формы и методы организации учебного процесса, направленные на активизацию познавательной деятельности обучающихся.


3

Концепция:
1. Исключить методы принуждения к учению. Использовать приемы, активизирующие работу обучающихся.

2. Создание ситуаций, побуждающих к посильному побуждению ума и воли, помогающим раскрыться потенциальным возможностям обучающихся.

3. Использование на уроках индивидуальной, коллективной, групповой формы работы, раскрепощающей обучающихся и несущей положительный эмоциональный настрой.

4. При проведении практических работ способствовать, чтобы обучающиеся преодолели боязнь ошибаться, неуверенность в своих силах, вызвать интерес к работе в классе.
Ожидаемые результаты:
1. Успешное обучение большинства обучающихся группы.

2. Выполнение каждым обучающимся установленного стандарта.

3. Положительное отношение к предмету физике.

4. Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

5. Умение вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении практических работ, т. е. умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.
Гипотеза

Если создать условия, помогающие раскрыться потенциальным возможностям обучающихся, исключить методы принуждения, использовать разнообразные формы работы на уроке, то это облегчает усвоение обучающимся программного материала по физике, и сделает изучаемый предмет интересным. 4

Основная часть

В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения. Главную причину видят в том, что его традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создаёт условий для улучшения качества обучения и развития обучающихся. С этим трудно не согласиться. В этой связи главным критерием деятельности учителя является представление о конечном результате: хотим ли мы дать ученику определённый набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности. В первом случае не приходится говорить о развитии обучающегося, т. к. он получает готовую информацию, воспринимает её, понимает, запоминает, затем воспроизводит, т. е. здесь мы наблюдаем репродуктивную деятельность. Конечно, и в этом случае нужны определённые способности к обучению, но такое обучение не оказывает существенного влияния, как на общее психическое развитие ,обучающегося, так и на развитие их специальных способностей. Сейчас много говорят и пишут о развивающем обучении, цель которого - психические новообразования в личности обучающегося, согласно которому творческая деятельность его, направленная на творческое понимание усваиваемого материала и порождение новых способов действия, её развитие зависят от наличия трёх составляющих мышления:

1. Высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций: анализа и синтеза сравнения, аналогии, классификации.

2. Высокий уровень активности мышления, проявляющийся в выдвижении множества гипотез, вариантов решений нестандартных идей.

3. Высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в выделении существенного в явлениях, осознании собственных способов мышления.

Сформированность названных качеств мышления позволит преодолеть

5

трудности в овладении учебным материалом и приведёт к развитию творческой личности обучающегося. Из всего сказанного следует, что главной задачей является формирование указанных компонентов мышления.

Для поддержания на уроке высокой активности мыслительной деятельности также играет большую роль мотивация, а самое главное интерес ученика к тому, что он делает.

Интерес - один из инструментов, побуждающий обучающихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности.

Для воспитания и развития интереса к физике я располагаю в основном двумя возможностями: работой на уроке и внеклассной работой. Главной же из них является, конечно, работа на уроке.

В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы обучающихся. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, идея формирования познавательных интересов обучающихся, является одной из самых значимых.

Более важным, чем знание определённых вопросов программы, является увлечение обучающегося делом, которому он решил посвятить свою жизнь. Нужно разбудить живые склонности в каждом обучающимся, помочь найти призвание и следовать ему.

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создаёт у обучающихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно - технического прогресса, физика показывает обучающимся гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивая их особую нравственную ценность. Физика формирует творческие способности обучающихся, их мировоззрение и убеждения, т.к. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, т.к. только в этом случае можно

6

достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определённые нравственные чувства и суждения обучающихся. Наличие познавательных интересов у детей способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Нужно так строить обучение, чтобы обучающийся понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей - субъектом деятельности.

В этом случае познавательный интерес обучающегося будет выступать в учебном процессе как цель обучения, как средство в руках учителя и мотив деятельности ученика, как результат обучения.

Необходимо отметить, что наличие у обучающегося интереса к учению относится к тому ряду педагогических явлений, которые в большей степени определяются деятельностью учителя, его педагогическим мастерством.

Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращённую к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, обладающего познавательным интересом, углубиться в суть познаваемого. Следовательно, познавательные интересы обучающихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания - теоретическим и экспериментальным, приближающимися в старших классах к методам науки.

Познавательная направленность обучающегося носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается всё это глубоко изучить. В противном случае интерес обучающегося будет носить случайный, поверхностный характер.

Динамика формирования интереса к физике

как учебному предмету
I. Стадия: от любопытства к удивлению.

На этой стадии у обучающихся возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффективного опыта, слушании рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления и т.д. Этот интерес гаснет и быстро исчезает при изменении ситуации на уроке, но учитель не должен пренебрегать этой возможностью вызвать ростки интереса к учению.

II. Стадия: любознательность и стремление узнать.

Стадия любознательности характеризуется стремлением обучающихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. На этой стадии обучающиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. Учителю следует так организовать преподавание, чтобы поддержать у обучающихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания.

III. Стадия: познавательный интерес.

На этой стадии обучающиеся проявляют стремление к прочным знаниям по предмету и применение их на практике.

В процессе обучения физике изменяется объект интереса обучающихся.

В начале - это факты, опыт, явления; затем - возможность их объяснения; потом - глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию физической картины мира.
8

Об уровне развития интересов и познавательной активности обучающихся на уроке можно судить по следующим показателям:

1. Активное включение в учебную деятельность (сколько раз поднимал руку, отвечал, выступал на уроке по желанию, задавал вопросы учителю).

2. Реакция на звонок с урока.

3. Самостоятельность выводов и обобщений.

4. Добровольное выступление с докладами.

5. Участие по собственному желанию в анализе и дополнениях товарищей.

6. Желание проникнуть в сущность явлений и законов, объяснить окружающие явления.

7. Самостоятельное проведение экспериментов, работа с приборами в кабинете и дома.

8. Свободное чтение научно - популярной литературы в школьной библиотеке и дома.

9. Участие во внеклассной работе по физике.

Практика работы показывает, что наиболее эффективны те средства познавательной активности обучающихся, которые связаны с их жизнью.

Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у обучающихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность.

При изучении темы «Тепловые двигатели» я провожу урок — конференцию, предварительно дав обучающимся следующие задания:

  • выяснить, каково применение тепловых двигателей (количество машин с тепловыми двигателями, их марки, достоинства и недостатки, область применения, мощность двигателей):

1. в нашем посёлке;

2. в соседнем совхозе.

9

Для выполнения заданий обучающиеся обращаются в правление совхоза, встречаются с механизаторами, с инженерами, узнают о характеристиках различных двигателей и т. д. Такие задания выполняют с удовольствием, проявляют активность.

Опыт показывает, что наибольший интерес у обучающихся вызывают те уроки, в которых они принимают активное участие. В качестве таких уроков я провожу уроки-конференции.

При изучении темы «Электродинамика» я провожу урок - конференцию «Человек и электричество» (приложение 1).

При изучении темы «Рентгеновское излучение», провожу урок – конференцию, описание которого приведено ниже.
Цели урока:

Образовательная - расширение представлений обучающихся о физической картине мира на примере рентгеновского излучения.

Воспитательная - формирование диалектико-материалистического мировоззрения, доказательство познаваемости мира.

Развивающая - развитие у обучающихся умений сравнивать и обобщать изучаемые факты и явления.

План урока:

1. Вступительное слово ведущего о необходимости дальнейшего изучения шкалы электромагнитных волн и места в ней рентгеновского излучения (в роли ведущего здесь и на протяжении всей конференции может выступать ученик - «физик - теоретик»).

2. История открытия рентгеновских лучей (доклад «историков»).

3. Источники рентгеновского излучения (доклад «инженеров»),

4. Природа рентгеновских лучей (доклад учителя физики).

5. Свойства рентгеновских лучей (доклад «физиков экспериментаторов).

10

6. Применение рентгеновских лучей (с докладами выступают обучающиеся, интересующиеся той или иной областью науки); в медицине, археологии, криминалистике, биологии.

После изучения соответствующей темы для повышения познавательной активности учащихся, я провожу уроки - семинары.

Удачно прошёл семинар, посвящённый электрическим зарядам и электрическому полю. Ученикам была указана соответствующая литература и представлены необходимые приборы для постановки опытов. На семинаре по каждому вопросу выступали два ученика: один сообщал теоретические сведения, второй демонстрировал эксперименты. После своего сообщения выступающие обращались к обучающимся, предлагая им объяснить увиденные опыты. Роль учителя сводилась к дополнению и обобщению материала.

Чтобы активизировать познавательную деятельность обучающихся, сформировать у них навыки самостоятельного приобретения знаний, я стремлюсь научить каждого обучающегося, следить за логикой изложения учебного материала, участвовать в беседе. С этой целью я подбираю систему вопросов, позволяющих вести беседу целенаправленно и требующих от обучающихся напряжения умственных сил. Среди вопросов я выбираю такие, для ответа на которые необходимо не только знание фактов, формулировок законов, но и умение анализировать явления, а также собственные суждения и высказывания.

В развитии познавательной активности при изучении физики особенно велика роль эксперимента. Большое внимание я уделяю решению экспериментальных задач на различных этапах урока и с различной целью: при постановке проблемы, закреплении знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи я включаю в домашнее задание. Например, при изучении коэффициента поверхностного натяжения я даю такое задание: «Пронаблюдайте и объясните поведение

11

двух спичек без «головок» на поверхности воды, когда между ними помещён

кусочек сахара или мыла».

Известно, что большой интерес обучающихся вызывают экспериментальные домашние задания. Проводя наблюдения, за каким либо физическим явлением, ставя дома эксперимент, который нужно объяснить при выполнении этих заданий, обучающиеся учатся самостоятельно мыслить, развивают свои практические навыки.

При изучении мощности я даю практическое задание: «Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Наблюдение за работой электросчётчика Задание: написать краткий отчет о вашем опыте и объясните его результаты, (приложение 2). При проверке задания можно сравнить отчеты, отметить лучшие из них.

Самостоятельная работа с учебником играет немаловажную роль в развитии познавательных интересов. Самостоятельная работа обучающихся с учебником должна, на мой взгляд, предполагать достижения такого уровня обучения, при котором они могли бы выделять в тексте главное и второстепенное, делать обобщения и приводить примеры, находить в изучаемом материале проблему и решать её.

Например, составление вопросов и задач по иллюстрациям. (рисунки учебника)

При изучении закона Кулона я даю следующие вопросы:

1. Что можно измерить с помощью прибора, изображённого на рисунке?

2. Какую роль играет шарик С?

3. Чем обеспечивается точность измерения сил взаимодействия?

При изучении рентгеновского излучения - следующие вопросы:

1. Почему на фотографии внутренних органов человека, полученной с помощью рентгеновских лучей, хорошо различимы кости скелета и места различных перерождений мягких тканей?

12
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики» iconГригорий Медведев. Чернобыльская тетрадь
«Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики»
Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: развитие познавательной активности учащихся, применение знаний, полученных на уроках в игровой ситуации, применение теоретических...
Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики» iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...

Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики» iconРабота мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной...
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения»
Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики» iconМетодическая разработка Внеклассного мероприятия
...
Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики» iconМетодическая разработка III место в Областном конкурсе методических разработок 2009 года
Игра на уроках математики как один из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету
Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики» iconМетодическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для...
Комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию суворовцев на уроках физики
Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики» iconТема: Сфера и шар. Уравнение сферы
Формирование навыков решения задач по данной теме, развитие познавательной активности
Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики» icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование и развитие познавательной активности у учащихся к предмету, понимания практической направленности школьных знаний
Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики» iconТема: «Das Studium» Проблема: Учеба за рубежсм, возможно ли это?
Развивающая: формирование у учащихся потребности и важности изучения иностранных языков в современном мире, развитие интереса к познавательной...
Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики» iconОпорный конспект как средство развития познавательной активности обучающихся
Формирование научного мировоззрения, умения выделять и описывать физические явления, развитие мышления
Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики» iconПояснительная записка Тематический план первого года обучения
Целью данной программы является формирование системы знаний по предмету «Информатика», углубление и расширение полученных знаний,...
Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики» iconI. Методическая и просветительская литература. Алкоголь и потомство....
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики» iconМетодическая разработка на тему: «Формирование исследовательской...
Кузнецова Марина Станиславовна, преподаватель (руководитель дисциплины физика и астрономия)
Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики» iconУроках математики Учителя начальных классов
Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск