Конспект занятия по шахматам тренера-преподавателя Лобанова Е. В. Тема. Король и пешка против короля. Оппозиция. Занятие №96





Скачать 82.67 Kb.
НазваниеКонспект занятия по шахматам тренера-преподавателя Лобанова Е. В. Тема. Король и пешка против короля. Оппозиция. Занятие №96
Дата публикации22.10.2013
Размер82.67 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Физика > Конспект
План-конспект занятия по шахматам тренера-преподавателя

Лобанова Е.В.
Тема. Король и пешка против короля. Оппозиция.

Занятие № 96.

Тип занятия: Изучение и закрепление нового материала.

Вид занятия: традиционный.

Цель. Изучение методов борьбы в пешечном окончании.

Задачи:

I. Изучить принципы игры в эндшпиле- борьбы за оппозицию и

ключевые поля.

II. Развивать умственные способности и мышление детей.

III. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

Оборудование занятия.

1.Демонстрационная доска.

2.Магнитные шахматы.

3.Настольные доски.

4.Настольные шахматные фигуры.

5.Карточки.

Конспект занятия


Этапы работы

Цели и задачи этапа

Содержание этапа

  1. Организационный момент. -2мин.




Организовать

обучающихся к занятию.

Здравствуйте, ребята.

Отгадайте слово ЗОЯИОПЦИП (оппозиция)

Сегодня мы продолжим изучать пешечный эндшпиль и узнаем что такое оппозиция и ключевые поля.


II.Повторение изученного.-5 мин.


Проверка дом.задания

Что такое эндшпиль? Какие виды эндшпиля вы знаете?

Работа по карточкам (определить является ли данная позиция эндшпилем, определить вид эндшпиля)

III.Объяснение нового материала. -15мин.


Изучение принципов игры в эндшпиле

Объяснение учителя сопровождающееся показом на демонстр.доске позиций

Каждый солдат мечтает стать генералом, а каждая пешка — ферзем. Однако провести можно далеко не каждую пешку, особенно, если на ее пути неприятельский король.
Начнем с простых, но важных позиций.
Рассмотрим случаи, когда король сильнейшей стороны находится сбоку или позади своей пешки.

XABCDEFGHY
8-+-+k+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+KzP-+&
5+-+-+-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
При ходе черных белые выигрывают 1...Крf8 2.f7Крg7 3.Кре7, и пешка проходит в ферзи.
Но если ход белых, то черные достигают ничьей:
1.f7+ Крf8. Чтобы не потерять пешку, белые играют 2.Крf6 и пат.
Полезно запомнить первую верную “примету”: если пешка становится на предпоследний ряд без шаха, то она проходит в ферзи.
Вспомним еще одно важное понятие. Противостояние королей через одно поле называется оппозицией.

Если ход черных, мы говорим, что оппозицией владеют белые. Если ход белых, значит, оппозицией владеют черные.
Оппозиция играет важнейшую роль во многих пешечных окончаниях. Поэтому лучше ей владеть, чем наоборот.
В оппозиции короли, подобны двум упрямым баранам на узком мостике, — не хотят уступать дороги. Понятно, ведь от этого часто зависит исход борьбы, как на диаграмме 2.
А если здесь попробовать сыграть похитрее и не двигать пешку сразу на 7-ю горизонталь?! В этом случае после 1.Кре5 Крf7 2.Крf5 черный король должен правильно отступить. Из трех ходов только 2.. .Крf8! дает ничью. действительно, на З.Кре6 или 3.Крg8 черные завладеют оппозицией после З...Кре8 или З..Крg8. Это обеспечит им ничью.
Полезно запомнить и вторую верную «примету»: отступать королем следует по линии движения пешки.
Легко убедиться, что в случае неправильных отступлений на е8 или g8, уже белые захватят оппозицию, и выиграют.
На диаграмме черные достигают ничьей независимо от очереди хода. Вот продолжение игры:

XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+-+-%
4-+-mk-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+PmK-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
1.сЗ+ Крс4 2.Крс2 Крс5 3.Крb3 Крb5
Отметим два важных момента:
Одинокий король должен быть на пути движения пешки.

2. Когда король противника станет рядом с пешкой, надо занять оппозицию.
4. с4+ Крс5 5.Крс3 Крс6 6.Крd4 Крd6 7.с5+ Крс6 8.Крс4 Крс7 9.Крb5 Крb7
1
06+ Крс7 11.Крс5 Крс8 12.Крd6 Крd8 1З.с7+ Крс8 14.Крс6. Ничья.
Можно было убедиться, что «приметы» сработали, и белым не удалось завладеть оппозицией.
Рассмотрим случаи, когда король сильнейшей стороны находится впереди своей пешки. Здесь важны три следующие позиции.
Правило. Если король захватил 6-ю (З-ю) горизонталь и ведет пешку за собой, то выигрыш независимо от очереди хода.
При ходе черных белые владеют оппозицией (диаграмма 3) и надо уступить дорогу:1…Крс8 2.Кре7 или 1…Кре8 2.Крс7, и пешке обеспечен победный марш пешки в ферзи.

ABCDEFGHY
8-+-mk-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-mK-+-+&
5+-+P+-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
При ходе белых после 1.Кре6 Кре8
2.с6 черные вынуждены уступить оппозицию.
2….Крd8 3. d7 Крс7 4.Кре7 и пешка проходит. XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+k+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+K+-+-%
4-+-zP-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
abcdefghy

Правило. Если король впереди пешки на 5-й горизонтали ,то результат зависит от очереди хода. Ход белых ничья, ход черных белые выигрывают. При ходе белых черные удерживают оппозицию:
1.Крс5 Крс7 2.Крd5 Крd7 3.Кре5 Кре7 4.d5 Крd7 5.d6 Крd8! с ничьей.
При своем ходе черные
уступают оппозицию и проигрывают. Белый король сразу захватывает 6-ю горизонталь.
1...Кре7 2.Крс6 Крd8 3.Крd6 Кс8 4.Кре7! Продвигай короля как можно дальше! Чем дальше, тем лучше — пешка пройти успеет.
4...Крс7 5.d5. Пешка проходит в ферзи.

XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+k+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+K+-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+P+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
В этом примере белые выигрывают независимо от очереди хода. Запасной резервный) ход d4 позволяет им сохранить оппозицию. После 1.d4 черные вынуждены сдать белому королю 6-ю горизонталь. Дальнейшее уже понятно.Теперь самостоятельно убедитесь в том, что при крайних (ладейных) пешках оппозиция теряет свое значение.

XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7mK-+k+-+-'
6P+-+-+-+&
5+-+-+-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy

С крайними пешками позиции типа 1-6 выигрыша белым не дают. Неприятельского короля не вытеснить из угла доски и дело кончится патом.
Более того, чтобы остановить такую пешку, черному королю необязательно попадать в угол.
На диаграмме 6 ход черных. Как им сделать ничью? Влияет ли на результат количество пешек на линии «а»?.
В следующей позиции («диаграмма 7») добиться выигрыша можно, подключив короля.

XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+-+-%
4-+-+k+-zP$
3+-+-+-mK-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
I.Крg4! (иначе 1...Крe5 с ничьей) IКре5 2.Крg5Кре6 З.Крg6 Кре7 4.Крg7 Кре6 5h5, и пешка проходит.
Все время захватывая горизонтальную оппозицию, белые добились нужной цели. Из позиции видно, как важно было белым проникнуть на поле g7. Это обеспечило проход пешки в ферзи.

XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7zp-+-+-+-'
6k+-+-+-+&
5+-+-+-mK-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
На диаграмме 8 крестиками отмечены два поля: b1 b b2. Решение позиции показывает: если черный король займет хотя бы одно из них, то пешка “а” пройдет в ферзи. Если белый король успеет занять поле с1 и не пустить черного короля к этим полям, то ничья.
Такие поля в теории шахматных окончаний называются ключевыми или критическими.
В данной позиции результат зависит от очереди хода. Ход белых — ничья, ход черных — выигрыш. Попробуй это доказать. Разберем еще несколько важных позиций с некрайними пешками (диаграмма 9). Казалось бы, король на З-й горизонтали, двигай пешку и все ясно. Увы, к выигрышу это не ведет (проверь 1 ...g3+) 1…Крf2! 2.Крh1 КрgЗ, захватывая поле перед пешкой и обеспечивая победу. Докажи это.

XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+-+-%
4-+-+-+p+$
3+-+-+k+-#
2-+-+-+-mK"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy

— в следующей позиции
(диаграмма 10) крестиками отмечены ключевые поля. Именно их стремятся захватить или контролировать оба короля.

ABCDEFGHY
8-+-+k+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+-+-%
4-+-zPK+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
Когда число полей между королями 3 оппозиция называется средняя, 5-дальняя. Как и раньше, владеет ею тот, за кем нет очереди хода.
Так, например, при ходе белых черные легко удерживают оппозицию: 1.Крd5 Крd7 или 1 .Кре5 Кре7 и т. д.
Сложнее при ходе черных. Если 1...Кре7, то 2.Кре5 Крd7 3.Крd5, и бой за ключевые поля черными проигран. И все-таки один выжидательный ход у черных есть! Он обеспечивает ничью. Как ее сделать?

XABCDEFGHY
8-+-+k+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+P+-+"
1+-+-mK-+-!
xabcdefghy
В данной позиции между королями четное число (6) полей. Если ход черных, то после
1 . . .Кре7! они захватывают дальнюю оппозицию ( число полей — 5) и делает ничью. Например, 2.Крf2 Кре6 3.Кре3 Кре5 или 3.Крf3 выигрывая бой за ключевые поля.
Какой будет результат при ходе белых и почему? Обобщим примеры «золотым правилом» оппозиции:

Если короли расположены друг против друга и между ними нечетное число полей, то оппозицией владеет тот, кто ходил
последним.



IY.Физразминка

Соблюдать принципы здоровьясбережения,

Заботиться о физ.здоровье детей.

Выполнение физ. упр.

IY.Практическая часть (работа по карточкам). -20 мин.


Закрепление новых знаний.

Мы изучили ряд важных точных позиций. Постарайтесь понять метод игры в них, то есть как достигать выигрыша или ничьей. Эти позиции могут стать маяками, указывающими правильный путь в «пешечном море» шахматных окончаний.

А) Составить пешечное окончание по теме и определить ключевые поля.

Б) Конкурс «Кто быстрее? »

Каждому ученику дается по 4 карточки для решения на время

1.Определить результат при ходе белых или ходе чёрных.

ABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-mkp+-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+K+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy
2.Белые начинают и выигрывают двумя способами.

XABCDEFGHY
8-+-+-mk-+(
7+-+-+-+-'
6-+-zP-+-+&
5+-+-mK-+-%
4-+-+-+-+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
3.Какой результат при ходе белых или ходе чёрных?

XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+-+-%
4-+-mk-+-+$
3+-+p+-+-#
2-+-+-+-+"
1+K+-+-+-!
xabcdefghy

4.Как закончится партия при ходе белых или ходе чёрных?


XABCDEFGHY
8-+-mk-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+-+-%
4-+-+-zP-+$
3+-+-+-mK-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy

5.Чёрные начинают и выигрывают двумя способами.
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+-+-%
4-+-+-+-+$
3+kzp-+-+-#
2-+-+-+-+"
1mK-+-+-+-!
xabcdefghy
6.Определить результат при ходе белых или ходе чёрных.

XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+k'
6-+-+-+-+&
5+-+-+-+-%
4-+-+-mKP+$
3+-+-+-+-#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+-!
xabcdefghy

7.Ход белых. Какой результат и почему?
XABCDEFGHY
8-+-+-+-+(
7+-+-+-+-'
6-+-+-+-+&
5+-+-+-+-%
4-+-+-mK-+$
3+-+-+-+p#
2-+-+-+-+"
1+-+-+-+k!
xabcdefghy


Y.Итог занятия.-3 мин.


Объяснение дом.зад.

С какими правилами вы познакомились ?
Домашнее задание.

1.придумать 3-5 пешечных окончаний по теме «король и пешка против короля».



Лобанов Евгений Васильевич

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект занятия по шахматам тренера-преподавателя Лобанова Е. В. Тема. Король и пешка против короля. Оппозиция. Занятие №96 iconУрок по шахматам "Пешка"
Познакомить с шахматной фигурой – пешка, с правилами перемещения пешки, с правилами взятия. Продолжить формирование базы для серьёзной...
Конспект занятия по шахматам тренера-преподавателя Лобанова Е. В. Тема. Король и пешка против короля. Оппозиция. Занятие №96 iconКонспект занятия (лепка, пластилинография) по сказке А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы»....
Конспект занятия по шахматам тренера-преподавателя Лобанова Е. В. Тема. Король и пешка против короля. Оппозиция. Занятие №96 iconКонспект учебно-тренировочного занятия тренера-преподавателя отделения дзюдо
Дзюдо моу дод «Борисовская детско – юношеская спортивная школа» Зозули Анатолия Васильевича для учебно-тренировочной группы 2 года...
Конспект занятия по шахматам тренера-преподавателя Лобанова Е. В. Тема. Король и пешка против короля. Оппозиция. Занятие №96 iconКонспект занятия по звукопроизношению. Тема: Гласные звуки «а», «у», «и», «о»
Сегодня мы продолжим изучать пешечный эндшпиль и узнаем что такое оппозиция и ключевые поля
Конспект занятия по шахматам тренера-преподавателя Лобанова Е. В. Тема. Король и пешка против короля. Оппозиция. Занятие №96 iconУрок Тема: Шахматные фигуры ладья и король. Один урок 45 мин
Ладья и король – ключевые фигуры на шахматном поле. Ладья одна из мощных линейных шахматных фигур, без наличия короля невозможна...
Конспект занятия по шахматам тренера-преподавателя Лобанова Е. В. Тема. Король и пешка против короля. Оппозиция. Занятие №96 iconКонспект урока изобразительного искусства. 5 класс. Тема : «Глиняная...
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
Конспект занятия по шахматам тренера-преподавателя Лобанова Е. В. Тема. Король и пешка против короля. Оппозиция. Занятие №96 iconКонспект урока изобразительного искусства. 6 класс. Тема занятия:...
Задание для самостоятельной работы: Выполнение графического рисунка способом «графической аппликации» или «лоскутное одеяло»
Конспект занятия по шахматам тренера-преподавателя Лобанова Е. В. Тема. Король и пешка против короля. Оппозиция. Занятие №96 iconКонспект занятия Занятие обобщающего повторения при подготовке к...
Учитель сообщает тему занятия, его цель, структуру занятия, необходимость его проведения
Конспект занятия по шахматам тренера-преподавателя Лобанова Е. В. Тема. Король и пешка против короля. Оппозиция. Занятие №96 iconКонспект дефектологического занятия-игры «Умники и умницы» с применением...
Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы»....
Конспект занятия по шахматам тренера-преподавателя Лобанова Е. В. Тема. Король и пешка против короля. Оппозиция. Занятие №96 iconКонспект открытого занятия Ф. И. О. педагога
Место в учебном курсе: занятие №1 в теме «Программирование» На данную тему отводится 3 занятия
Конспект занятия по шахматам тренера-преподавателя Лобанова Е. В. Тема. Король и пешка против короля. Оппозиция. Занятие №96 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема занятия, дата проведения: в качестве открытого мероприятия представлено предновогоднее занятие для подростков. Это двенадцатое...
Конспект занятия по шахматам тренера-преподавателя Лобанова Е. В. Тема. Король и пешка против короля. Оппозиция. Занятие №96 iconКонспект внеурочного музыкального занятия в 1 «А» классе тема «Музыкальная...
Цель: Развитие творческих способностей у детей в процессе инструментального музицирования
Конспект занятия по шахматам тренера-преподавателя Лобанова Е. В. Тема. Король и пешка против короля. Оппозиция. Занятие №96 iconКонспект занятия в средней группе. Тема «Нарымские вечёрки»
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект занятия по шахматам тренера-преподавателя Лобанова Е. В. Тема. Король и пешка против короля. Оппозиция. Занятие №96 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Комплекс позволяет повысить эффективность обучения школьников шахматам и облегчить работу преподавателя
Конспект занятия по шахматам тренера-преподавателя Лобанова Е. В. Тема. Король и пешка против короля. Оппозиция. Занятие №96 iconКонспект для тренера. Знакомство тренера с участниками группы (40 мин)
Тренер представляется и рассказывает о себе, о своем опыте и о том, что такое тренинг (спрашивает о том, был ли кто-то раньше на...
Конспект занятия по шахматам тренера-преподавателя Лобанова Е. В. Тема. Король и пешка против короля. Оппозиция. Занятие №96 iconКандидат в мастера спорта по шахматам и шашкам
Сергей Александрович: ( г. Миасс, Челябинская область), кандидат в мастера спорта по шахматам и шашкам, организатор и руководитель...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск