Скачать 395.18 Kb.
|
Пояснительная записка Программа для 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденным в 2004 году. За основу взята авторская программа Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010. Рабочая программа составлена с учетом учебно-методического комплекта:
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
Основные задачи данной рабочей программы:
Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Из них: контрольные работы – 6 часов; лабораторные работы – 14 часов. На первом уроке в сентябре и первом уроке в январе учебного года с учащимися 7 класса проводится вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете физики. Текущий инструктаж по ТБ проводится перед каждой лабораторной работой. В программу внесены изменения: за счёт резервного времени, уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Требования к уровню подготовки учащихся Ученик должен знать/понимать: • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, инерция;
уметь описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное прямолинейное движение, применять основные положения МКТ для объяснения диффузии, различия между агрегатными состояниями вещества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Содержание программы учебного предмета (68часов) Введение. (4 ч) Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника. Лабораторные работы и опыты. 1.Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч) Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений. Лабораторная работа. 2.Измерение размеров малых тел. Взаимодействие тел. (21 ч) Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложения сил, действующих по одной прямой. Центр тяжести тела. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Лабораторные работы. 3.Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. 4.Измерение массы тела на рычажных весах. 5.Измерение объема твердого тела. 6.Измерение плотности твердого тела. 7.Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. 8.Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. 9.Определение центра тяжести плоской пластины. Давление твердых тел, газов, жидкостей. (23 ч) Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание. Лабораторные работы. 10.Измерение давления твердого тела на опору. 11.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. 12.Выяснение условий плавания тела в жидкости. Работа и мощность. Энергия. (13 ч) Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра. Лабораторные работы. 13.Выяснение условия равновесия рычага. 14.Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. Итоговое повторение (1 ч) Оборудование к лабораторным работам Лабораторная работа № 1. «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности» Оборудование: измерительный цилиндр (мензурка), линейка, термометр, стакан с водой, небольшая баночка, пробирка, пузырек. Лабораторная работа № 2. «Измерение размеров малых тел». Оборудование: линейка, дробь, горох, иголка. Лабораторная работа № 3. «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Изменение скорости» Оборудование: трубка стеклянная длиной не менее 200 мм с водой(можно использовать трубку длиной 600 мм из оборудования на газовые законы) , стеариновым шариком и тремя резиновыми кольцами (кольца от детских надувных шариков), метроном (один на класс), линейка измерительная. Лабораторная работа № 4. «Измерение массы тела на рычажных весах». Оборудование: весы, гири, три небольших тела разной массы. Лабораторная работа № 5. «Измерение объема тела». Оборудование: мензурка, тела неправильной формы, нитки. Лабораторная работа № 6. «Определение плотности твердого тела». Оборудование: весы, гири, мензурка, твердое тело, нитка. Лабораторная работа №7. «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины» Оборудование: штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов , масса каждого по 0,1 кг, линейка. Лабораторная работа №8. «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления» Оборудование: динамометр, деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов. Лабораторная работа №9. «Определение центра тяжести плоской пластины» Оборудование: Лабораторная работа №10. «Измерение давления твердого тела на опору» Оборудование: линейка, плоская пластина произвольной формы, отвес, булавка, штатив с лапкой и муфтой, пробка. Лабораторная работа №11. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» Оборудование: динамометр, штатив, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде. Лабораторная работа №12. «Выяснение условия плавания тел в жидкости» Оборудование: весы, гири, мензурка, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, сухая тряпка. Лабораторная работа №13. «Выяснение условия равновесия рычага» Оборудование: рычаг на штативе, набор грузов, масштабная линейка, динамометр. Лабораторная работа№14. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» Оборудование: доска, динамометр, линейка, брусок, штатив . Демонстрационное оборудование Первоначальные сведения о строении вещества 1.Модели молекул воды, кислорода, водорода. Взаимодействие тел. 2.Пружинный и нитяной маятники. 3.Динамометр. 4.Набор брусков. Давление твердых тел, жидкостей и газов. 5.Сообщающиеся сосуды. 6.Барометр-анероид. 7.Манометр. Работа и мощность. 8.Набор брусков. 9.Динамометры. 10.Рычаг. 11.Набор блоков. Формы и средства контроля Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: самостоятельные и контрольные работы, тесты. Система оценивания 1. Оценка устных ответов учащихся. Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов. Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов. Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. А так же ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов. Оценка письменных контрольных работ. Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы, а так же ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях. 3. Оценка лабораторных работ. |