Скачать 99.64 Kb.
|
Урок-проект по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца» в 6 классе Цели урока: -показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире; -сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле; -раскрыть иносказательность и символику языка произведения; -пробудить в учащихся чувство переживания; -воспитывать в детях чувство красоты, доброты; -раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя. Оборудование: ноутбук, проектор, портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, рисунки учащихся “Ель и сосна на Блудовом болоте”, “У лежачего камня”, презентация. Эпиграф Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф. Тютчев Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Сегодня у нас урок-проект по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». С удовольствием поделимся своими знаниями, вместе сделаем важные и серьёзные выводы. На уроке работают группы: «Литературоведы», «Лингвисты», «Художники», «Топографы», «Ботаники», «Кинологи». Нам предстоит раскрыть иносказательность и символику пришвинского произведения, показать единство человека и природы, понять, кто остаётся человеком и в трудной жизненной ситуации. Слайды №1-4 Начинаем работу. 2. Ответы учащихся из группы «Литературоведы». Слайд№8 Они получили задание найти в тексте произведения слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения. Посмотрим, что у них получилось. Примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мужичок, хвостик, коротенький, детишки… – Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит? - О любви к природе, о том, что он относится к ней ласково, с уважением. Говорит об авторской любви к своим героям. Примеры сравнений и олицетворений: как Золотая Курочка, как золотые монетки…; деревья стонали, выли… – Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения? - Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа. Учитель.:А теперь давайте поговорим с вами о жанре этого произведения. Как сам автор определяет его? - Сказка – быль. Уточним значения этих слов. Нам помогут в этом ребята из группы “Лингвисты”. 3. Ответы учащихся из группы «Лингвисты» Слайд№ 12-13 1) В толковом словаре Ожегова даётся такое значение этих слов: Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы. Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное. - Что же можно считать былью в этом произведении? - Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли. – В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь? Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам другого мира? Слайд№14 Это мы понимаем, когда читаем о ели и сосне, описанным как живые существа. Слайд №15 Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека. Давайте прочитаем художественное описание ели и сосны (стр.87-88) Слайд№15 «…двести лет ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа». -А теперь представим себе зрительно рассматриваемый образ. Обратимся к рисункам ребят из группы «Художники». 4. Представление рисунков группы «Художники». – Что самое главное вы хотели показать в своих рисунках? Слайд №14 ( и на листочках) - Хотела показать, что деревья не просто срослись и переплелись друг с другом, это не свидетельство их мирного сосуществования, они проткнули друг друга, это результат жестокой борьбы за жизнь. - Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют. Очень жалко и ель, и сосну. – А какие ещё сказочные образы вы можете назвать? - Образ ворона, образы ёлочек-старушек, серого волка; Лежачий камень. В произведении Пришвина есть лесные тайны, лесные жители говорят. 5. Выбор пути. Детальный анализ текста. В это сказочное царство попадают Настя и Митраша. Давайте повторим их путь, отправимся с вами тропою Пришвина. Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга дети. Докажите это текстом (стр.89) Чтение отрывка. – Что произошло потом? -Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой. – Как природа помогает понять настроение спорящих детей? -Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце? (стр.89) Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим взаимоотношениям героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте (стр.89).Слайд №18 -Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали. -Как, по-вашему, автор относится к происходящему? -Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними. Но это не остановило наших героев, каждый из них пошёл своей тропой. Отправимся вслед за ними, а помогут нам в этом ребята из группы «Топографы». Они изобразили маршрут Насти и Митраши. Расскажите, куда ведёт тропинка, которую выбрал Митраша? Слайд №20 Сообщение «Топографов». Митраша выбирает малоизвестную тропу и попадает в болото. Слайд №26 Он чуть не утонул, но благодаря выдержке, смекалке и помощи собаки Травки выбрался из болота, убил Серого Помещика. А Настя отправляется совсем в другую сторону. - Митраша шёл по болоту. Направление на север ему указывала стрелка компаса. Как вы думаете, смогли бы растения указать Митраше не только путь на север, но и безопасную тропу на болоте? А как это описывал Пришвин? Докажите текстом, что растения, деревья хотели помочь мальчику? Чтение отрывков: «Ёлочки-старушки» ( стр.92). Очень волновались старушки-ёлки, пропуская между собой мальчика с длинным ружьём. Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждёшь – вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мёртвыми головами на шестах». «Трава-белоус» (стр.94). Слайд№25 «Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место. Но самое главное: он увидел, что совсем близко по той стороне поляны змеилась высокая трава белоус –неизменный спутник тропы человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша подумал: «Зачем же я буду повёртывать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать виднеется там, за полянкой?» -Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах? -Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу. -А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова Ф.Тютчева? Слайд №4 Ф.И.Тютчев хочет нам сказать, природа – это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь. -Думаю, что вы правы. В таком отношении к природе Пришвин и Тютчев едины. -А теперь давайте вернёмся к Насте. Видела ли природу Настя? -Нет. Настю охватила жадность. Она позабыла обо всём, даже о брате. И ничего, кроме клюквы, не видела. -Ребята, а как выглядит клюква? Слайд № 27 Давайте послушаем наших «Ботаников» Они нашли научное описание этой ягоды. Слайд № 28 Сообщение группы «Ботаники» « Клюква обыкновенная, болотная. Произрастает на верховых болотах в виде стелющихся укореняющихся кустиков на почти лежащих цветоносах, на которых и образуются крупные красные ягоды, кажущиеся прямо лежащими на мху. Весной после схода снега можно собирать оставшуюся зимовать подснежную клюкву, более сладкую». -Отличается описание Пришвиным ягоды от того, которое ребята нашли в словаре? -У Пришвина художественное описание клюквы. Он описывает ягоду с любовью. -Ребята, в наших краях нет болот и болотистых мест. В наших лесах не растет клюква. В РТ клюква растет в Агрызском районе. А мы с вами собираем землянику, чернику, малину. Слайд № 29 Учитель: Продолжим разговор о Насте. Она, попав на палестинку, забыла не только о брате, но и о себе: она забыла о еде, о том, что она человек. Девочка ползала и собирала клюкву. Прочитаем об этом на стр.97-98. В это время в рощице на пригорке находился лось. Что говорится о нём? Слайд№32 -Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь. -Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни. -Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. А человеку всё мало, он от жадности забывает себя. Для чего даётся это описание? – Для контраста. – А что значит контраст? – Противопоставление. – Это противопоставление подчёркивает ничтожность человеческой жадности. Глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека. А Настя продолжает ползать, пока не добирается до пня. Слайд № 31 Давайте сравним Настю, лишившуюся человеческого облика, и пень. Что они делают? – Собирают. Настя – клюкву, а пень – солнечное тепло. – Для чего они собирают? – Настя – для себя, пень – для других - отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце. Поэтому на пень вползла змея. Слайд №33 – Есть ли сходство между девочкой и змеёй? – Да, девочка ползает по земле, боится, что клюква достанется кому-то ещё, быстро-быстро собирает её. Змея на пне «стережёт тепло». – А что происходит дальше? -Настя потянула за ниточку, обвивавшую пень. Потревоженная змея с угрожающим шипением «приподнялась». Девочка испугалась; вскочила на ноги, теперь лось признал в ней человека и убежал; Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только что была этой змеёй; вспомнила о брате, закричала, начала звать Митрашу и заплакала (стр. 99). – Кто же заставил Настю встать на ноги? – Змея, пень, лось. – Значит, на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком. – Ребята, как вы думаете, Настя жадная девочка? Кому она отдала ягоду? - Настя отдала всю корзину ягод ленинградским детям, которые были эвакуированы из блокадного Ленинграда. - Ребята, эвакуированные из Ленинграда дети жили и д. Нижний Таканыш нашего района, учились в школе. Деревенские жители всячески помогали им, как могли: давали одежду, картошку, муку и все, что нужно. В сельском кладбище есть могила лениградских детей, умерших от болезни. Жители до сих пор помнят о них. – Ветер далеко отнес Настин голос, и Митраша его не услышал. На помощь мальчику пришла собака Травка, как вы думаете, почему? -Травка спасла Митрашу, потому что он напоминал ей Антипыча. Она очень скучала после смерти своего хозяина. Когда собака увидела Митрашу, подумала, что это Антипыч. – А какой породы была Травка? – Гончая. – А что вы знаете об этих собаках? Послушаем, что нам расскажут кинологи? Сообщение «Кинологов» -Гончие собаки получили своё название за то, что они гонят зверя с ровным гулким лаем. Охотник становится где-нибудь на пути зверя, а собака гонит лису или зайца прямо на него. Это смелые и выносливые собаки. Поэтому Травка не побоялась прийти на помощь Митраше. Слайд №40 Итак, ребята, Митраша выходит победителем из сложной ситуации. – Почему жители деревни говорили о Митраше: «Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой» Учитель: Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники. – Как вы понимаете слова Пришвина: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”? Слайд № 41 -Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью, себялюбием. И только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить. – А как вы думаете, Настя и Митраша поняли, в чём правда жизни? -Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни. 6. Подведение итогов. Шумом деревьев, воем зверей, пением разноголосых птиц переполнена «Кладовая Солнца». Живая природа - полноправный герой пришвинской сказки-были. Свои богатства природа раскрывает далеко не каждому. Только душевно красивый человек, наделенный чувством любви, способен увидеть и оценить окружающий его мир животных и растений. У писателя есть очень наглядная философская формула о глубинной связи человека и природы и об особом назначении человека: Слайд №42 Я стою и расту - я растение. Я стою, и расту, и хожу - я животное. Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я человек. Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля. Опираясь на землю, Я поднимаюсь: И надо мною небо – Все небо моё. В завершение разговора вдумайтесь в слова М. М. Пришвина, обращенные к юному поколению, то есть к вам: Слайд№43 «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и для нас она кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу- значит охранять родину». 7. Домашнее задание. Написать сочинение -размышление на тему «Охранять природу - значит охранять родину». Слайд№44 |
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений... План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок», — говорит народная мудрость. «Кладовая солнца» М. М. Пришвина — это настоящая... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Итак, мы прочли произведение М. Пришвина «Кладовая солнца». И на сегодняшнем уроке мы завершим разговор о писателе, который ярко... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок – презентация по произведениям Михаила Михайловича Пришвина в четвертом классе | ||
Программа «Эколог» Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо... | Космические объекты: Солнце Ускорение свободного падения на поверхности Солнца составляет 273,98 м/се Вторая космическая скорость на поверхности Солнца равна... | ||
Литература в 5 классе Урок-обобщение. Тема «Добро побеждает зло в... Урок-обобщение. Тема «Добро побеждает зло в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева» | Урок внеклассного чтения по сказке Сельмы Лагерлеф «Подменыш» Цели урока На уроках литературы мы с вами знакомились со сказками как русскими, так и зарубежными. А сегодня мы с вами поговорим об удивительной... | ||
А. С. Пушкин "Уж небо осенью дышало ", Г. Скребицкий "Осень" Открытый... Дети читают эпиграф на доске (слова М. М. Пришвина): "Мы любим и бережем нашу Родину, научимся же беречь нашу родную природу" | Урок русского языка в 5 классе Тема. Прямая речь К вечеру облака исчезают, но сначала ложатся розовым клубом напротив заходящего солнца. (И. Тургенев) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок – путешествие по сказке «Гуси – лебеди». Русский язык во 2 классе (по учебнику В. П. Канакиной) | Урок изо в 1 классе. Тема: Иллюстрация к сказке «Колобок» Цель: Развивать детское воображение и умение передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки | ||
Сказка ложь, да в ней намёк… Краткое содержание проекта Проект рассчитан... Название темы вашего учебного проекта: Идейный смысл и система образов в русской народной сказке «Царевна-лягушка» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок литературы в 5 классе по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Подготовила и провела учитель русского языка и литературы... | ||
Урок путешествие по сказке «Гуси лебеди». Русский язык во 2 классе (по учебнику В. П. Канакиной) Построение парами. Переход на площадку. Построение в шеренгу. В центре площадки ребята образуют круг и делятся на две команды | Энергия Солнца А и света. Считается, что температура на поверхности Солнца составляет около 5500 о с (10 000 оF). Энергия Солнца определяет погоду... |