Дипломная работа





НазваниеДипломная работа
страница1/6
Дата публикации01.07.2014
Размер0.69 Mb.
ТипДиплом
100-bal.ru > География > Диплом
  1   2   3   4   5   6
Главное управление Курганской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Курганский педагогический колледж»

Развитие компетенций у учащихся посредством применения практических методов в курсе изучения «Окружающего мира»

Дипломная работа

Студент группы №52 /Малахова О. А./
Специальность Преподавание в начальных классах /050709/
Руководитель / Беляева Т.В./
Председатель предметно-
цикловой комиссии / /

Курган 2012г.

Оглавление

Глава 1 Практические методы обучения как способ формирования компетенций в курсе предмета «окружающий мир»

    1. Характеристика практических методов обучения, в преподавании естествознания.

    2. Характеристика компетенций формированных в курсе изучения окружающего мира (стр 14-15 Ольга Баранова)

    3. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира.

    4. Методика организации практических методов обучения (теория)

Глава 2 Описание практической деятельности по формированию компетенций в курсе изучения предмета «окружающий мир»

« Цель обучения ребенка состоит в том,

Чтобы сделать его способным развиваться

дальше без помощи учителя».

Элберт Хаббарт
Введение 1. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений, и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни; готовности к тому, что бы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает.

Введение 2.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря- формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Введение 3

С введением ФГОС изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры.

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества

его результатов. Основные причины, выдвигающие задачу развития образования в центр государственной образовательной политики, — это поворот к личности обучаемых (развитие личности — смысл и цель современного образования) Эти во многом принципиально новые требования обусловлены изменениями сложившихся ранее представлений о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей, инновационному поведению и т. д.

В настоящее время деятельность человека все больше становится принципиально инновационной. Существенно сокращается значимость и сужается круг репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий, растет инновационная активность человека во всех областях его деятельности. Эти процессы и тенденции могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования — системы, ориентированной на новые образовательные результаты. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

«Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди которые могут самостоятельно принимать решения... прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью... способны к сотрудничеству... обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».

Образование, таким образом, должно стать важнейшим, конкурентоспособным институтом социализации подрастающего поколения, ориентиром в достижении средствами образования идеалов социального равенства и консолидации граждан, благосостояния, стабильности и процветания России.

1.2.Характеристика компетенций: практическая работа по предмету «окружающий мир» в начальной школе имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Велика роль практической работы в расширении эрудиции школьников, развитии их личностных качеств, в развитии исследовательских умений. На уроках практических методов учащиеся приобретают многие жизненно необходимые навыки-учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться друг с другом.

Стандарты нового поколения называют компетентностными стандартами, то есть стандартами результатов образования. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования так же определены основные требования к результатам обучения в том числе к мета предметным, которые являются освоенными обучающимися универсальными учебными действиями. /Стандарт/. Универсальные учебные действия обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Понятие «компетенция» широко обсуждается в научных кругах. Ученые по разному, трактуют его. Так, И. М. Осмоловская считает, что компетенция-это способность человека решать жизненно важные проблемы, А. В. Хуторской определяет компетенцию как отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимо для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Ключевые компетенции-это компетенции которыми должен обладать каждый член общества, и их можно было бы принять в самых различных ситуациях, которые невозможно спрогнозировать заранее относительно будущих задач и необходимых для их решения знаний и навыков. И. О. Сергеев и В. И.Блинов считают, что множество ключевых компетенций- образовательная, исследовательская, социальная, личностная и др.- складывается из четырех «кирпичиков». Это информационная, коммуникативная, проблемная, и кооперативная компетенции.

« Информационная компетенция выражается в умениях самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях. Практически все формы и виды практической работы по окружающему миру способствуют формированию информационной компетенции.

«Коммуникативная компетенция выражается в умениях самостоятельно: вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени близости и знакомости и. т. д.), учитывая его особенности, поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а так же с использованием средств невербального общения; слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения».

Коммуникативная компетенция в большей степени формируется и развивается в процессе применения практических методов при обсуждении результата, при формировании вывода, при обсуждении последовательности выполнения опыта. Если привлекать детей к подготовке и проведению практической работы то эффективность формирования коммуникативной компетенции будет выше.

« Проблемная компетенция, или компетенция по решению проблем, выражается в умениях самостоятельно: выявлять проблему в ситуациях избыточной информации; формулировать цель; делить цель на ряд последовательных задач; находить альтернативные пути и средства решения задач, в том числе оценивать необходимость и масштабы привлечения внешних ресурсов; определять наиболее и наименее выигрышных из них; предвидеть возможность появления вторичных проблем вследствие использования указанных путей и средств; реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы; в случае появления затруднений формулировать осмысливать их и применять решения о выборе других путей и средств; доводить решение проблемы до конца; публично представлять результаты; оценивать степень разрешённости проблемы и характер достигнутого продвижения». Проблемная компетенция формируется в процессе наблюдений, мини исследований по окружающему миру. Например при проведении исследования причин загрязнения воды, воздуха или при ответе на вопросы: «какие бывают дожди?», «почему в деревне воздух чище чем в городе?», «каким должно быть меню ученика начальных классов?» и др.

« Кооперативная компетенция, или компетенция по работе в сотрудничестве, выражается в умениях самостоятельно: находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; осуществлять коллективное целеполагание и планирование; распределять задачи и роли между участниками группы; действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя; координировать свои действия с действиями других членов группы, решающими общую задачу; анализировать и разрешать противоречия , препятствующие эффективности работы команды; осуществлять коллективное поведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и ее результатов; осуществлять презентацию продукта деятельности группы». Формированию компетенции способствуют развитие универсальных умений и действий.

Характеристика учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира.

Формирование универсальных учебных действий это один из приоритетов современного начального образования. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объем знаний, умений, и навыков который должен освоить ученик. Ученые и учителя определяли что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означает его успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, а и над предметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Поэтому сегодня когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося а так же связанных с умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность ученика самостоятельному усвоению новых знаний умений и компетенции определяет й, сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию , обеспечивающую у учащихся « умение учиться». Е. В. Бондаревская определяет ключевую компетенцию , как личностно- осознаваемую, вошедшую в субъективный опыт, имеющую личностный смысл системы знаний умений и навыков которая имеет универсальное значение то есть может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем.

Универсальные учебные действия разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды:

Личностные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание принятия учащимся жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных нормах, правилах.

Регулятивные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.

Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий учащиеся активно рассматриваются А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, О. А Карабановой, Л. Г. Петерсон. Так концептуальная идея формирования у учащихся УУД , принятая в образовательной системе Л. Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:

1.Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

2.Преобретение знаний о способе выполнения действия.

3.Тренинг в применении знаний, самоконтроль коррекция.

4.Контроль умения выполнять действия.

Приведем пример заданий которые помогут педагогу формировать у детей познавательные УУД на уроках окружающего мира в начальной школе.

1.Задания которые позволяют учащимся овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.
Раздел: Роль начальной школы в формировании универсальных учебных действий.

Роль начальной школы в формировании универсальных учебных действий заключается в интеграции, обобщении, осмыслении новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя-вот так задача, в решении которой школе на данный момент замены нет!

По сути происходит переход:

- от обучения как преподавания системы знаний к работе над заданиями с целью выработки определенных решений.

- От освоения отдельных предметов к меж предметному изучению сложных жизненных ситуаций.

- К сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями.

- к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. Сравнительно новым содержательным комплексом ФГОС НШ являются личностные, и универсальные учебные действия. Для создания благоприятных условий развития универсальных учебных действий необходимо внести коррективы в цели, содержание, и методику обучения. Основная цель курса изучения «окружающий мир» в начальной школе-формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентах единого мира, практико- ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, мета предметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дипломная работа iconДипломная работа
Мамзеров Д. В., навигация и интерфейс в средах виртуальной реальности, дипломная работа
Дипломная работа iconДипломная работа по теме: “ Интерактивная база данных по дендроклиматологии” Работу
Моя дипломная работа очень актуальна, потому что дендроклиматология – малоизученная и малоизвестная область биологии. Дендроклиматология...
Дипломная работа iconДипломная работа содержит 104 листа, 6 таблиц, 35 рисунков. Тема:...
Данная дипломная работа посвящена проблемам разработки и внедрения устройств связи высокочастотного и сверхвысокочастотного диапазона....
Дипломная работа iconНазвание организации
Заголовок «Дипломная работа» или «Курсовая работа»: Times New Roman, 14 (вопреки П. 113), по центру. Затем – 2 пустые строки
Дипломная работа iconРеферат. Содержание
Дипломная работа (далее просто работа) выполняется на листах формата А4 с размерами полей: сверху – 20 мм, снизу – 20мм, справа –...
Дипломная работа icon2 требования к содержанию работы
Дипломная работа (далее просто работа) выполняется на листах формата А4 с соблюдением следующих размеров полей: правое – 10 мм, верхнее...
Дипломная работа iconДипломная работа

Дипломная работа iconРеферат. Содержание
Дипломная работа (далее просто работа) выполняется на листах формата А4 с размерами полей: сверху – 20 мм, снизу –20мм, справа- 15мм,...
Дипломная работа iconДипломная работа пгу 030501

Дипломная работа iconКнига 1
Объем работы – реферат от 12 до 25 печатных листов, курсовая работа – от 20 до 30 страниц, дипломная работа 60-70 страниц компьютерного...
Дипломная работа iconТребования к дипломной работе учащихся 10 11-х классов
Дипломная работа заключительная работа учебно-исследовательского характера, выполняемая оканчивающими университеты, экономические,...
Дипломная работа iconЛатинские заимствования в современном русском литературном языке (дипломная работа)

Дипломная работа iconДипломная работа Создание программы помогающей изучать английский язык

Дипломная работа iconДипломная работа на тему: «Совершенствование организации поддержки...
Дипломная работа «Совершенствование организации поддержки и развития малого предпринимательства в муниципальном районе на примере...
Дипломная работа iconДипломная работа
Соответствие современной интернет-рекламы психологическим особенностям подростков
Дипломная работа iconДипломная работа не менее 65 страниц без приложения
Курсовая работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 Х 297 мм). Иллюстрированный материал (таблицы, схемы,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск