ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. М. Геронимус в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, в том числе на проведение экскурсий – 1 час.
Для реализации программного содержания используются:
Геронимус, Т. М. Технология. Маленький мастер. 4 класс : учебник / Т. М. Геронимус. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2011.
Геронимус, Т. М. Технология. Я всё умею делать сам. : рабочая тетрадь для 4 класса / Т. М. Геронимус. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2011.
Геронимус, Т. М. Уроки технологии в 4 классе : метод. пособие к учебному комплекту «Я всё умею делать сам» / Т. М. Геронимус. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год – 34.
Количество часов в неделю – 1.
тематическое планирование № п/п
| Наименование
раздела программы.
Вид искусства
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования
к уровню подготовки
обучающихся
| Вид
контроля
| Элементы дополни- тельного содержания
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
1
| Комплексные работы
(4 ч)
| Экскурсия в парк за природными материалами
|
1
| Урок-экскурсия
| Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления)
| Знать роль трудовой деятельности в жизни человека.
Уметь осуществлять сотрудничество в совместной работе
| Текущий
|
|
2
| Сортировка и закладка на хранение собранного материал
|
1
| Комбинированный
| Многообразие материалов и область их приме- нения. Природные и искусственные материалы (название, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов
| Знать область применения и назначения инструментов, распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей), влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье
| Самостоятельная работа
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
3
|
| Объемные игрушки из природных материалов. Райская птичка, на отдыхе, лесные строители, папа и сыночек
|
1
| Комбинированный
| Изготовление объемных изделий из природных материалов. Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Основные способы соединения деталей изделия
| Уметь организовывать и планировать собственную трудовую деятельность, выполнять инструкции
| Самостоятельная работа
|
|
4
| Игрушки из нескольких помпонов.
Сова, совёнок
|
1
| Комбинированный
| Изготовление объемных изделий из текстильных материалов
| Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке материалов
| Самостоятельная работа
| Создание декоративных композиций
|
5
| Работа с бумагой и картоном
(3 ч)
| Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик»
|
1
| Комбинированный
| Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия, изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, соединение деталей изделия, сборка
| Знать свойства бумаги; правила работы с бумагой.
Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам
| Самостоятельная работа
|
|
6
| Тетрадка- малышка
|
1
| Комбинированный
| Самостоятельная работа
| Ручной, меха- низированный и автоматизированный труд.
Распределение рабочего вре- мени
|
7
| Блокнот для записей
|
1
| Комбинированный
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
8
|
| Лягушонок-озорник из бумажных конусов
|
1
| Комбинированный
| изделия. Разметка с ис-пользованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля). Декоративное оформление изделия аппликацией
|
|
|
|
9
| Комплексные работы
(2 ч)
| Игольничек «Мышка»
|
1
| Комбинированный
| Подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, разметка и раскрой ткани
| Уметь организовывать и планировать собственную трудовую деятельность; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами
| Самостоятельная работа
|
|
10
| Подсвечник из металлической банки
|
1
| Комбиниро-ванный
| Определение последовательности изготовления изделия. Основные приемы обработки фольги, проволоки
| Уметь выполнять изделие по образцу, соблюдать правила работы с режущими инструментами
| Самостоятельная работа
| Проверка модели в действии
|
11
| Изделия из бумаги
(6 ч)
| Фигурки из бумажных салфеток: «лилия», «шляпа кардинала», «королевская мантия»
|
1
| Комбинированный
| Складывание и сгибание заготовок. Последовательность и краткая характеристика операций. Изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка за- готовок, резание нож-
| Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия; выполнять изделие по чертежам и схемам
| Самостоятельная работа
| Распределение рабочего времени
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
|
|
|
|
| ницами по контуру, соединение деталей изделия, сборка изделия
|
|
|
|
12
| Плетеный браслет
|
1
| Комбиниро-ванный
| Изготовление изделий из бумаги по образцам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок, соединение деталей изделия склеиванием, сборка изделия, выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного.
Определение последовательности изготовления изделия по операционной карте
| Знать свойства бумаги.
Уметь выполнять изделие по рисунку и образцу; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами
| Самостоятельная работа
| Проверка модели в действии
|
13
| Сумочка сюрпризная
|
1
| Создавать изделия по собственному замыслу
|
14
| Елочное украшение «Складная звезда»
|
1
| Распределение рабочего времени
|
15
| Елочная подвеска «Золотая рыбка»
|
1
| Комбинированный
| Основные приемы обработки бумаги. Изготовление объемных изделий.
Определение этапов работы
| Знать свойства бумаги.
Уметь изготавливать изделие по схеме и чертежу; выполнять правила безопасности при работе с нож- ницами
| Самостоятельная работа
| Распределение рабочего времени
|
16
| Подвеска из конусов «Петрушка»
|
1
|
|
| Проверка модели в действии
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
17
| Комплексные работы
(3 ч)
| Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Снеговик»
|
1
| Комбинированный
| Клеевое и ниточное соединение деталей. Декоративное оформление изделия накладными деталями
| Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу
| Самостоятельная работа
| Создание модели по собственному замыслу
|
18
| Детали карнавального костюма «Каменный цветок»
|
1
|
| Оформление домашних праздников: разработка и изготовление сувениров для конкурсов, подарков. Основные приемы обработки бумаги, картона. Изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, соединение деталей изделия, сборка изделия
| Уметь выполнять объемные изделия из бумаги; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами
|
| Проверка модели в действии
|
19
| Папочка-иголь- ница
|
1
| Комбинированный
| Основные части книги. Приемы обработки плотной бумаги и картона. Подбор ткани с учетом размеров и свойств. Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам
| Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу
| Самостоятельная работа
| Проверка модели в действии
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
20
| Изделия из бумаги
(1 ч)
| Раскладной конверт
|
1
| Комбинированный
| Складывание и сгибание заготовок. Разметка заготовок деталей с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, угольника). Использование измерений для решения практических задач
| Уметь использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами; выполнять изделие по схеме
| Самостоятельная работа
| Ручной, механизированный и автоматизированный труд
|
21
| Изделия из ткани
(2 ч)
| Однослойная прихватка
|
1
| Комбинированный
| Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств, определение лицевой и изнаночной сторон, клеевое соединение деталей, соединение деталей ручными швами
| Уметь выполнять плоскостные и объемные изделия из текстильных материалов; использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами
| Самостоятельная работа
| Проверка модели в действии
|
22
| Браслет-булавочница
|
1
| Комбинированный
| Проверка модели в действии
|
23-24
| Комплексные работы
(7 ч)
| Динамическая игрушка «Зайчик-прыгунчик»
|
2
| Комбинированный
| Разметка заготовок деталей по шаблонам и с использованием разметочных инструментов
| Уметь использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий
| Самостоятельная работа
| Проверка модели в действии
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
25-27
|
| Копилка из папье-маше на резиновой основе
|
3
| Комбинированный
| Изготовление объемных изделий из бумаги, соединение деталей изделия склеиванием
| Знать технику папье- маше.
Уметь осуществлять декоративное оформление и отделку изделий
| Самостоятельная работа
| Проверка модели в действии
|
28
| Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона
|
1
| Комбинированный
| Клеевое и ниточное соединение деталей.
Декоративное оформление изделия накладными деталями
| Знать правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами
| Самостоятельная работа
| Распределение рабочего времени
|
29
| Игрушки из поролона: «Слоник», «Осьминог»
|
1
| Комбинированный
| Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование мате- риалов
| Уметь использовать безопасные приемы работы с материалами, инструментами; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий
| Самостоятельная работа
| Распределение рабочего времени
|
30
| Изделия из ткани
(1ч)
| Кармашек для мелочей «Слон»
|
1
| Комбинированный
| Самостоятельная работа
| Проверка модели в действии
|
31
| Комплексные работы
(2 ч)
| Кожаный брелок для ключей «Поросёнок»
|
1
| Комбинированный
| Самостоятельная работа
| Проверка модели в действии.
Работа с ко- жей
|
32
| Подвес для прищепок «Обезьянка»
|
1
| Комбинированный
| Искусственные мате- риалы
| Уметь изготавливать изделия по эскизу и чертежу, осуществлять декоративное оформление работы
| Самостоятельная работа
| Проверка модели в действии
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
33
| Комплексные работы
(2 ч)
| Игрушка из полуфабрикатов «Японка»
|
1
| Комбинированный
| Многообразие материалов и область их приме- нения. Природные и ис-кусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Бережное использование и экономное расходование мате- риалов
| Уметь изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам
| Самостоятельная работа
|
|
34
|
|
1
| Комбинированный
| Самостоятельная работа
| Создание декоративных композиций
| |