Система ресурсных центров представляет собой многоуровневую территориальную структуру





Скачать 209.79 Kb.
НазваниеСистема ресурсных центров представляет собой многоуровневую территориальную структуру
Дата публикации13.07.2014
Размер209.79 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > География > Анализ
Ресурсные центры профессионального образования.

Ресурсный центр профессионального образования - новая единица региональной сети непрерывного профессионального образования, в которой концентрируются ресурсы, необходимые для подготовки высококвалифицированных рабочих, востребованных региональным рынком труда.

Создание ресурсных центров профессионального образования в России началось на рубеже ХХ-ХХI вв. в связи с дефицитом бюджетных средств и формированием отрицательных тенденций в развитии профессионального образования: моральный и физический износ материально-технической базы подготовки квалифицированных рабочих; отсутствие бюджетного финансирования для переоснащения; усиление конкурентной борьбы между учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования за абитуриентов в условиях демографического спада и снижения престижа рабочих профессий; разрушение института базового предприятия и т.д.

Выходом из создавшейся ситуации стала концентрация образовательных ресурсов с одновременным обеспечением их коллективного использования. При этом под образовательными ресурсами понимаются не только учебно-лабораторное оборудование, но и учебно-методические, информационные, кадровые и другие виды ресурсов, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих кадров.

Таким образом, создание ресурсных центров происходит, как правило, в рамках региональных образовательных программ, регламентирующих и контролирующих процесс организации ресурсной сети и опирающихся в своей деятельности на соответствующие программы федерального уровня (например, на целевую программу "Развитие единой информационной образовательной среды").

Система ресурсных центров представляет собой многоуровневую территориальную структуру, включающую:

1) федеральные отраслевые специализированные ресурсные центры (ОСРЦ), создаваемые на базе ведущих вузов и научно-исследовательских институтов отрасли;

2) региональные окружные ресурсные центры(РЦФО), создаваемые на базе ведущих университетов отрасли в регионах, являющихся центрами федеральных округов;

3) региональные ресурсные центры (РРЦ, РИЦ,РЦИО), создаваемые в других субъектах Федерации на базе наиболее развитых сточки зрения информатизации учреждений образования;

4) межрайонные, муниципальные и межшкольные методические ресурсные центры (МРЦ, ММЦ),создаваемые для информационного обеспечения и технической поддержки информатизации образовательных учреждений общего и среднего профессионального образования.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что ресурсный центр как объект права представляет собой имущественный комплекс, включающий оборудование, программно-аппаратные средства, информационные, кадровые, учебно-методические ресурсы, обеспечивающий подготовку кадров, востребованных рыночной экономикой.

Анализ специальной литературы, деятельности ресурсных центров показал, что по форме собственности ресурсные центры могут быть в:

а) государственной форме, когда в ресурсные центры реорганизуются образовательные учреждения с одним государственным учредителем(собственником);

б) кооперативно-долевой форме, когда партнеры создают ресурсные центры на основе со учредительства и со финансирования;

в)муниципальной форме;

г) комбинированной форме, когда возникает необходимость объединения различных форм собственности при сохранении каждой из них своего особого содержания (образовательные консорциумы, негосударственные агентства).

Основные цели и задачи Ресурсного центра
Целями создания и деятельности Ресурсного центра является

1) ресурсное обеспечение качественно нового уровня профессионального образования;

2) повышение качества подготовки рабочих кадров и специалистов, оказания методической помощи педагогам системы профессионального образования, удовлетворения кадровых потребностей работодателей, образовательных и профессиональных запросов молодежи;

3) развитие социального партнерства на основе сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования региона и их равного доступа к научно-методическим, материально-техническим, информационным, кадровым ресурсам.

4) оказание дополнительных образовательных услуг организациям всех форм собственности и учреждениям НПО.

Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:

1) внедрение и использование современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, мониторинг процесса обучения;

2) обучение учащихся и студентов на современном высокотехнологичном оборудовании;

3) внедрение системы независимой сертификации качества знаний выпускников учреждений профессионального образования;

4) стажировка, повышение квалификации и аттестация преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений профессионального образования и работников производства;

5) привлечение инвестиций в развитие условий для подготовки рабочих и специалистов по металлообработке;
Основные виды деятельности Ресурсного центра
Деятельность Ресурсного центра соответствует профилю обучения профессионального образовательного учреждения, на базе которого он создан.

Основными видами деятельности Ресурсного центра являются: образовательная, методическая, информационная, инновационная, экспертная, организационная.

Образовательная деятельность Ресурсного центра заключается в:

1) реализации программ профессионального образования металлобрабатывающего профиля (в том числе, интегрированных);

2) организации курсов повышения квалификации, проведении стажировок и подготовки педагогических работников однопрофильных учреждений профессионального образования Костромской области;

3) профессиональном (практическом) обучении различных возрастных групп граждан по сложным и новым профессиям, специальностям, видам профессиональной деятельности и профессиональной ориентации, профессиональном консультировании, технологическом обучении учащихся общеобразовательных школ, обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья;

4) повышении профессиональной квалификации, переквалификации, переподготовке, предоставлении возможности получения второго (дополнительного) профессионального образования, стажировке, ученичестве, организации параллельного и дистанционного обучения по профессии, развитии системы дополнительных образовательных услуг, в том числе для работников учреждений профессионального образования;

5) реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с полным возмещением затрат на обучение по договорам с физическими и юридическими лицами.

Методическая деятельность Ресурсного центра обеспечивает:

1) учебно-методическую поддержку учреждений профессионального образования металлообрабатывающего профиля;

2) разработку, тиражирование и распространение интегрированных программ обучения по новым профессиям и специальностям профиля машиностроительного профиля, рабочих программ, методических и учебных пособий;

3) введение новых педагогических технологий в учебный процесс.

Информационная деятельность Ресурсного центра включает:

1) внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и мониторинг эффективности этого процесса;

2) информационную поддержку учреждений профессионального образования металлообрабатывающего профиля;

3) предоставление информационно-коммуникационных услуг.

Инновационная деятельность Ресурсного центра заключается в:

1) профессиональном отборе и формировании кадрового потенциала для обеспечения высокотехнологических производств, ведении регионального реестра победителей конкурсов профессионального мастерства;

2) проведении маркетинговых исследований территориального рынка трудовых ресурсов и образовательных услуг, определении рейтинга профессий (специальностей);

3) выявлении требований работодателей к квалификации выпускников учреждений профессионального образования;

4) разработке модульных учебных программ, учебно-методического, программного, тестового обеспечения, в том числе развитие новых педагогических, информационных технологий профессионального обучения, Интернет-образование;

5) взаимодействии с работодателями по диагностике их потребностей в рабочей силе, определении количественных объемов подготовки и разработке конкурсной процедуры на реализацию заказа на подготовку квалифицированной рабочей силы.

В сферу экспертной деятельности Ресурсного центра входит экспертиза программ, проектов и других учебно-методических материалов по профилю работы ресурсного центра.

Организационная деятельность Ресурсного центра состоит из:

1) создания сетевого взаимодействия Ресурсного центра с учреждениями профессионального образования металлообрабатывающего профиля, работодателями, центрами занятости населения и кадровыми агентствами;

2) профессиональной ориентации и профессиональной диагностики обучающихся.
Исходя из основных направления деятельности ресурсных центров, можно выделить главные категории потребителей и заказчиков этих услуг.

Это молодежь старшего школьного возраста, которая заинтересована в получении до профессионального образования, репетиторских услуг по школьным предметам, валеологических, развивающих, библиотечных услуг; получении простейших профессиональных навыков; в изучении иностранного языка, компьютера и т.д.

Молодежь 15-20 лет, которая заинтересована в получении начального и среднего профессионального образования; репетиторских и целого спектра иных образовательных, развивающих и информационных услуг.

Молодежь старше 20 лет и люди среднего возраста, вплоть до пенсионного, которые заинтересованы в получении дополнительного профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также в различных оздоровительных, информационных, развивающих услугах.

Работодатели, которые заинтересованы, прежде всего, в повышении квалификации и профессиональной переподготовке своих работников, а также в консалтинговых услугах.

Родители подростков, заинтересованные в получении своими детьми развивающих, оздоровительных, информационных, репетиторских услуг, профессиональной ориентации, получении ими базового профессионального образования.

Другие учебные заведения, заинтересованные в получении методических и консалтинговых услуг, повышении квалификации своих сотрудников.

Региональные органы управления образованием выступают в роли покупателей образовательных услуг, они также заинтересованы в повышении квалификации работников учебных заведений, предприятий, организаций на базе ресурсных центров.

Муниципальные органы, в ведении которых находится общее среднее образование, видят в ресурсных центрах партнеров в организации профильного обучения старшеклассников. Службы занятости, которые отдают предпочтение организации переобучения безработных ресурсным центрам ввиду лучшей оснащенности их материальной базы.

Значительный объем образовательных услуг ресурсных центров может потребляться взрослым населением. Росту доли образовательных услуг, предоставляемых взрослым, способствуют следующие факторы:

демографическая ситуация в обществе;

разрушение системы подготовки кадров на производстве;

опережающий рост сферы услуг, в которой выполнение многих операций не требует длительного обучения;

рост малого и среднего бизнеса и необходимость для его участников получения профессиональных навыков в короткие сроки;

рост требований работодателей к основным (базовым, ключевым) навыкам: владение компьютером, знание иностранного языка, развитые навыки общения и т.д.;

рост уровня доходов в обществе, способствующий популяризации оздоровительных и развивающих услуг среди взрослого населения, и т.д. Необходимо учитывать, что большая часть взрослого населения оплачивает услуги самостоятельно. Меньшая часть услуг оплачивается службами занятости и работодателями.

Ресурсные центры профессионального образования могут сыграть значительную роль в развитии непрерывного образования. Разнообразие потребителей и заказчиков образовательных услуг усложняет организацию процесса обучения и требует тщательного анализа потребностей клиентов в предоставляемых услугах. Было бы неправильно при управлении сферой профессионального образования ориентироваться исключительно на экономические цели. Ее деятельность имеет и социальную направленность. В подавляющем большинстве индустриально развитых стран государство берет на себя обязанность по обеспечению приобретения молодежью первой профессии, что объясняется не только экономическими интересами, но и социально-политическими: стремлением предотвратить появление неуправляемой массы молодых людей в возрасте от 16 лети старше, покинувших стены общеобразовательной школы. В связи с отсутствием какой-либо квалификации им трудно найти постоянную работу на рынке труда, а до службы в армии (там, где она обязательна) остается еще два-три года. В постсоветских странах эта проблема стала особенно актуальной в связи с резким снижением доходов родителей, разгулом преступности и исчезновением доступных для большинства населения услуг в сфере досуга. Слабой стороной российской системы профессионального образования является неготовность к обучению молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

В деятельности управленцев сферы образования всегда присутствуют такие социальные аспекты, как обеспечение доступности получения первой профессии для молодежи, независимо от доходов родителей, пола, места проживания и т.д.; предоставление безработным возможности для переобучения; стимулирование работодателей к организации обучения и повышения квалификации работающего населения; привлечение социальных партнеров(работодателей и профсоюзов) к решению вопросов обеспечения качества профессионального обучения молодежи; создание и совершенствование деятельности общественно-государственных органов управления на всех уровнях.

Модель взаимодействия

Цели взаимодействия сторон

Обеспечение отслеживания и анализа эффективности реализации приоритетных проектов по вопросам деятельности РЦ и получение аналитической информации для оценки эффективности работы.

Для органов власти: контроль и управление финансированием и координация работой, получение и анализ статистики

Для учебных учреждений: выявить профессиональные предпочтения молодежи, стыковка рынка образовательных услуг и рынка труда, корректировка и исполнение программы обучения, профессиональная адаптация будущих выпускников и закрепление молодых специалистов на рынке труда и предприятиях работодателей.

Для работодателей: получение квалифицированных специалистов, экспертный фильтр.
Стороны в процессе взаимодействия

  1. Департамент образования

  2. Департамент занятости

  3. Комитет по молодежной политике

  4. Работодатели

  5. Департамент соц. защиты населения

  6. Департамент экономического развития

  7. Представители ВУЗов

  8. Департамент информационной политики

 

Администрация отвечает за:

  1. выделение административного ресурса

  2. финансирование проектов

  3. выведение нормативно правовых инициатив на уровень федерации

  4. работу по проф. ориентации в регионе на уровне федерации

  5. контроль за реализацией проектов

Учебные заведения отвечают за:

  1. организация и проведение профессиональных проб и тестирования

  2. организация процессов профессиональных проб и тестирования

  3. сохранение контингента

  4. качество обучение сотрудников

  5. соответствие программа обучения к требованиям работодателя и рынка труда

  6. соответствие преподавателей требованиям компетентности

  7. взаимодействие с другими органами, занимающимися профориентацией

Работодатели отвечают за:

  1. взаимодействие с учебными организациями и теми структурами, которые занимаются профориентацией

  2. участие в конкурсах

  3. ведение учебных программ в НПО/СПО/ВУЗах(есть пример выделения специалистов предприятий для чтения лекций в учебные заведения)

  4. формулировка предложения по дополнению в профессиональный стандарт

  5. предоставление возможности производственной практики

  6. участие при аттестации учащихся/студентов

  7. софинансирование проектов профориентационной работы

  8. формирование заявки на подготовку кадров

  9. мероприятия по отбору (аукцион сотрудников)


Нормативно-правовое обеспечение деятельности РЦ в Костромской области

Приказ департамента образования и науки Костромской области от 01.02.2007 № 162 «О РЦ профессионального образования Костромской области» на основании постановления губернатора Костромской области от 27 ноября 2006 г. № 735 «О повышении роли учреждений начального профессионального образования в удовлетворении спроса на рынке труда Костромской области», в целях удовлетворения потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов, повышения эффективности использования материальных и кадровых ресурсов учреждений профессионального образования

РЦ создается в качестве структурного подразделения ОУ на основании приказа департамента образования и науки от 13.06.2007 №1014

Приказ по ОУ о создании РЦ в 2007 г.

Положение о КЦ ОУ

Должностные инструкции

Планы работы по должностям
Структура, штатное расписание Ресурсным центром
утверждается директором ОУ , устанавливается в составе:

- руководитель ресурсного центра - 1 чел.

- методист - 1 чел.

- специалист по работе с предприятиями организациями-1 чел.

- специалист маркетингу и ИКТ- 1 чел.
Для выполнения Ресурсным центром функций, предусмотренных настоящим Положением, администрацией выделено необходимые служебные помещения с соответствующим оборудованием, включая электронно-вычислительную технику с программным обеспечением, средствами связи и другое оборудование.
Результаты:
Организационно - образовательная деятельность:


  1. Реализация программ профессионального образования базового уровня по профессии «Наладчик станков и оборудования в механообработке»;

  2. Реализация интегрированной программы профессионального образования по специальности «Технология машиностроения»;

  3. Организация и проведение семинара на тему: «Организационно – методические аспекты деятельности ресурсного центра: из опыта работы учреждений НПО И СПО Костромской области»

  4. Организация и проведение областного методического совета с работниками однопрофильных учреждений профессионального образования и Круглого стола работников системы профессионального образования и социальных партнеров на тему «Подходы к вариативной части основных образовательных программ по специальностям металлургии, машиностроения и металлообработки»;

  5. Разработка учебно-планирующей документации для организации профессиональной подготовки взрослого населения по программам опережающего профессионального обучения по профессиям «Штамповщик», «Шлифовщик», «Слесарь маханосборочных работ», «Изготовитель художественных изделий из металла», «Кузнец ручной ковки», «Аппаратчик – оператор в производстве цветных металлов»;

  6. Обмен методическими материалами с однопрофильными учебными заведениями по блочно-модульной системе обучения;

  7. Организация деятельности Ресурсного центра по профессиональному обучению различных возрастных групп населения:

- профессиональная ориентация;

- профессиональное консультирование;

- профессиональная переподготовка;

- повышение квалификации.

7. Реализация в Ресурсном центре на основании договоров с полным возмещением затрат программ обучения физических и юридических лиц;

8. Оформление информационного стенда «Ресурсный центр металлообрабатывающего профиля»;

9. Подбор материалов для участия в олимпиадах профессионального мастерства и технического творчества;

10. Работа по организации элективных курсов с учениками МОУ №12, 17, 41 и подписание договора о предпрофильной подготовке.

11. Проведено обучение взрослого населения по профессиям «Аппаратчик – оператор в производстве цветных металлов», «Оператор станков с ЧПУ», «Изготовитель художественных изделий из металла», «Оператор ЭВМ».

12. Разработаны модули для организации обучения и стажировки преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения УНПО и УСПО.

13. Ведется фотоархив конкурсов, мероприятий, олимпиад и т.д.
Методическая деятельность.

В методической работе РЦ существует три направления:

1.Педагогическое направление предусматривает:

  • Оказание практической помощи ИПР;

  • Развитие творческой инициативы;

  • Консультативная помощь преподавателям и мастерам п/о;

  • Оперативное тиражирование материалов педагогического опыта.

Здесь можно сказать о поиске методической и технической информации в Интернет (книги и брошюры по машиностроению, экономике, управлению – объем учебного материала по машиностроению составляет 3,1 Гб, 350 наименований учебников, пособий, карт, схем, чертежей), получение новых стандартов по профессиям и специальностям образовательного учреждения, подготовка материалов для участия в различных выставках, конкурсах. Разработана и апробирована программа курса «Научная организация труда студентов». Внедрена модульная система в изучении курса экономики по специальности «Технология машиностроения» для составления бизнес – планов к дипломному проектированию.

2. Технологическое направление предусматривает:

  • Анализ педагогической деятельности ИПР;

  • Описание педагогического труда;

  • Доведение педагогического опыта до уровня педагогической технологии;

  • Взаимопосещение уроков и т.д.

Вначале каждого учебного года составляется график взаимопосещения занятий. Данный график утверждается на заседании методической комиссии, в данном случае МК отделения металлообработки.

Анализ педагогической деятельности (посещение уроков) проводится на диагностической основе. Анализ эффективности урока проводится по двум параметрам – деятельность педагога и деятельность обучающегося.

В ГОУ СПО «Костромской машиностроительный техникум» создан Пантеон славы педагогов и выпускников. Среди ИПР отделения металлообработки в РЦ в Пантеон вошли: Цвирко В.Л., Коврижных И.П., Бедов А.Н., Фефелова Л.И., Иванова О.Ю.

У нас в техникуме есть локальный документ «Положение об обобщении педагогического опыта ГОУ СПО «Костромской машиностроительный техникум».

3. Управленческое направление предусматривает:

  • Создание информационного банка данных учебной документации;

  • Организация педагогических чтений, семинаров;

  • Организация конкурсов профессионального мастерства;

  • Организация работы методического кабинета.

В ГОУ СПО «Костромской машиностроительный техникум» существует давняя традиция ежегодного проведения предметной недели «Машиностроитель», в рамках которой проводятся конкурсы профессионального мастерства по профессиям: «Токарь», «Слесарь», «Фрезеровщик», «Наладчик станков и оборудования в механообработке».

В рамках недели задействованы все группы профессий металлообработки. Они участвуют в конкурсах на лучшую стенгазету, стихи, эмблемы, эссе по профессии.

Структура конкурса включает два тура: теоретический и практический. Теоретическая часть предполагает выполнение заданий тестового типа разного уровня сложности, а практическая – изготовление детали. Обучающиеся предварительно знакомятся с основными критериями оценки выполнения задания будущего конкурса, условия которого приближены по содержанию к производственным. К таковым мы относим: организацию рабочего места и культуру труда, соблюдение правил техники безопасности, качество выполнения работы, производительность труда, применение теоретических знаний, рационализаторство, предложения по совершенствованию технологического процесса или его элементов, приспособлений или инструментов, экономное расходование материалов, уровень производственной самостоятельности.
Методическая работа РЦ ведется также в других направлениях.

  1. Разработка методических программ и учебных пособий и участие в конкурсах на лучшее методическое пособие и методическую разработку;

  2. Введение новых педагогических технологий:

Инженерно-педагогические работники Ресурсного центра металлообрабатывающего профиля в образовательном процессе используют более 10-ти образовательных технологий, в том числе:

  • Информационно-коммуникационные технологии (уроки с использованием электронных учебников, компьютерной сети Интернет и т.д.)

  • Развивающее обучение

  • Проблемное обучение

  • Модульное обучение

  • Здоровьесберегающие педагогические технологии

  • Дифференцированное обучение и т.д.

Инженерно-педагогические работники Ресурсного центра металлообрабатывающего профиля в образовательном процессе используют следующие современные производственные технологии:

- Интегрированные уроки производственного и теоретического обучения

- Модульное обучение

- Информационные технологии в производственном обучении

- Проектная деятельность в производственном обучении

- Использование программного обеспечения на уроках производственного обучения, предоставленного работодателями.

3. Организация обучающих семинаров для мастеров производственного обучения, преподавателей специальных и общеобразовательных предметов.

4. Программно-методическое обеспечение профессионального обучения по новым профессиям и специальностям.

5. Проведение мониторинга внедрения современных образовательных и производственных технологий.

6. Организация конкурсов профессионального мастерства, конкурсов методических разработок, смотров – конкурсов кабинетов и учебно – производственных мастерских.

7. Организация обмена и распространения педагогического опыта.

8. Разработан учебно-методического комплекса по профессии «Оператор ЭВМ» в форме экстерната.

9. Обработка и обобщение материалов со Всероссийских олимпиад профессионального мастерства по профессиям металлообработки и предоставление для использования в однопрофильных учебных заведениях, ГОУ ДОД «Истоки», а также для проведения конкурсов профессионального мастерства на базе техникума.

10. Продолжение работы над составлением новых контрольно – измерительных материалов для проведения итоговой аттестации в виде Единого итогового междисциплинарного экзамена.

11. В методическом кабинете идет накопление и систематизация учебной документации и методической литературы, материалов передового опыта, нормативных и других материалов.
Информационно-инновационная деятельность


  1. Разработка материалов с использованием ИКТ:

- разработка уроков ИКТ по металлообработке

- разработка дидактических материалов

- разработка контролирующих материалов

  1. Информационная поддержка однопрофильных образовательных учреждений:

- бюллетени по методическим материалам

- информационные листы с программным обеспечением

- информационные листы по новостям техники.

  1. Предоставление информационно-коммуникационных услуг:

- распечатка

- доступ к Интернет

- разработка Интернет-представительства.

  1. Развитие новых педагогических, информационных технологий профессионального обучения, Интернет-образование:

- поиск наработок и внедрение педагогических технологий в области профессионального образования

- поиск наработок и внедрение информационных технологий в области профессиональных технологий

- поиск и адаптация материалов Интернет-образования.

  1. Проведение маркетинговых исследований территориального рынка трудовых ресурсов и образовательных услуг.

  2. Издательская деятельность:

- набор

- макетирование

- печать.

  1. Курсы повышения квалификации и переподготовки:

- по заявкам по темам

- Интернет-технологии

- мультимедиа-технологии.
Экспертная деятельность


  1. Создание экспертной деятельности.

  2. Организация обучения экспертной группы алгоритму экспертной деятельности.

  3. Экспертиза учебно-методических материалов, предоставляемых на конкурсы.

  4. Проведение экспертизы новых Федеральных Государственных образовательных стандартов по профессиям «Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики», «Наладчик станков и оборудования в механообработке», «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» и по специальности «Технология машиностроения».

Список  литературы

 

1.Ломакина Т.Ю.Ресурсный центр как единица системы профобразования // Профессиональное образование. 2006. № 12. С. 2-4.

2.Фирсов Г.А., Платонова Т.И. Организационно-правовая форма ресурсных центров // Профессиональное образование. 2006. № 12. С. 4, 5.

3. Организация работы ресурсного центра профессионального образования /Авт.-сост. Р.А. Биккенин, Р.Р. Биккенин, А.В.Леонтьев, С.Е. Матвеева, П.Н.Осипов; Под общ. ред. А.В. Леонтьева. Казань: РИЦ "Школа", 2006.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Система ресурсных центров представляет собой многоуровневую территориальную структуру iconКоммерческое право России
Современная теория коммуникации представляет собой достаточно разветвленную и многоуровневую структуру знаний о коммуникации и является...
Система ресурсных центров представляет собой многоуровневую территориальную структуру iconП. М. Мозиас (к э. н., доцент кафедры экономики и предпринимательства мгоу)
Современная теория коммуникации представляет собой достаточно разветвленную и многоуровневую структуру знаний о коммуникации и является...
Система ресурсных центров представляет собой многоуровневую территориальную структуру iconМетодические указания для выполнения контрольных работ по учебной дисциплине
Современная теория коммуникации представляет собой достаточно разветвленную и многоуровневую структуру знаний о коммуникации и является...
Система ресурсных центров представляет собой многоуровневую территориальную структуру iconФгос вопрос Каковы ключевые особенности фгос?
Современная теория коммуникации представляет собой достаточно разветвленную и многоуровневую структуру знаний о коммуникации и является...
Система ресурсных центров представляет собой многоуровневую территориальную структуру icon0686. Экз. 02;Тбпд. 01;1 "Архивный метод" исследования по-другому может называться
Современная теория коммуникации представляет собой достаточно разветвленную и многоуровневую структуру знаний о коммуникации и является...
Система ресурсных центров представляет собой многоуровневую территориальную структуру iconМинистерство транспортного строительства государственный всесоюзный...
Современная теория коммуникации представляет собой достаточно разветвленную и многоуровневую структуру знаний о коммуникации и является...
Система ресурсных центров представляет собой многоуровневую территориальную структуру iconВопросы к экзамену по гигиене детей и подростков для студентов IV...
Современная теория коммуникации представляет собой достаточно разветвленную и многоуровневую структуру знаний о коммуникации и является...
Система ресурсных центров представляет собой многоуровневую территориальную структуру iconРецензент: кандидат технических наук, доцент, начальник отдела информационного...
Современная теория коммуникации представляет собой достаточно разветвленную и многоуровневую структуру знаний о коммуникации и является...
Система ресурсных центров представляет собой многоуровневую территориальную структуру iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Современная теория коммуникации представляет собой достаточно разветвленную и многоуровневую структуру знаний о коммуникации и является...
Система ресурсных центров представляет собой многоуровневую территориальную структуру iconПриказ об утверждении фгт к условиям реализации ооп дошкольного образованияот...
Современная теория коммуникации представляет собой достаточно разветвленную и многоуровневую структуру знаний о коммуникации и является...
Система ресурсных центров представляет собой многоуровневую территориальную структуру icon5 Туристско-рекреационный кластер
В регионе имеются инфраструктурные предпосылки формирования туристско-рекреационных центров, рекреационных и курортных местностей,...
Система ресурсных центров представляет собой многоуровневую территориальную структуру iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сводный отчет составлен на основании отчетов руководителей образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в режиме...
Система ресурсных центров представляет собой многоуровневую территориальную структуру iconПлан работы опорных, базовых школ, ресурсных, учебно-методических...
Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности младших школьников
Система ресурсных центров представляет собой многоуровневую территориальную структуру iconМетодические указания к выполнению лабораторной работы для студентов...
Дисперсная система – гетерогенная многофазная система, одна из фаз которой представляет собой непрерывную дисперсионную среду, а...
Система ресурсных центров представляет собой многоуровневую территориальную структуру iconТематический план изучения дисциплины
Классификация ресурсных циклов. Система контролирующих показателей мониторинга природных ресурсов
Система ресурсных центров представляет собой многоуровневую территориальную структуру iconSmart
Система дистанционного обучения нглу (до нглу) представляет собой виртуальный университет


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск