Рецензент: кандидат технических наук, доцент, начальник отдела информационного обеспечения качества профессионального





НазваниеРецензент: кандидат технических наук, доцент, начальник отдела информационного обеспечения качества профессионального
страница1/14
Дата публикации04.08.2013
Размер2.49 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



УДК 37(075.32) ББК 74.57я723 П196

Рецензент:

кандидат технических наук, доцент, начальник отделаc:\documents and settings\admin\рабочий стол\1.jpg

информационного обеспечения качества профессионального

образования Департамента образования Москвы В.А.Поунойский

Пастухова И. П.

П196 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов : учеб.-метод.пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений / И.П.Пастухова, Н.В.Тарасова. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 160 с. 15ВН 978-5-7695-6040-8

В данном учебном пособии рассмотрена роль учебно-исследовательской работы в образовании и воспитании будущего специалиста. Определены цели, задачи, содержание, формы и методы исследовательской работы студентов, показаны различные подходи к организации учебно-исследовательской деятельности, отражающие специфику учебного заведения.

Для студентов средних профессиональных учебных заведений.

УДК37(075.32)

Ш>К 74.57я723

Учебное издание

предисловие

Одной из тенденций модернизации и развития российского образования является переход учебных заведений от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу. Этот переход позволяет осуществить организацию исследовательской работы студентов системы среднего профессионального образования в самых разных формах ее проявления: студенческие научные общества, элективные курсы и факультативы, научно-практические конференции, исследовательские проекты и пр.

Все более очевидно, что в процессе подготовки специалиста главным является не усвоение готовых знаний, а развитие у выпускников способностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. Меняется сама парадигма конечной образовательной цели: от специалиста-исполнителя к компетентному профессионалу-исследователю. Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной и исследовательской деятельности невозможно.

В государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних учебных заведений говорится, что после окончания обучения учащиеся должны: быть способными к самостоятельному поиску истины, к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности; обладать стремлением к самосовершенствованию (самосознанию, самоконтролю, саморегуляции, саморазвитию); стремиться к творческой самореализации.

Однако, как показывает практика, вчерашние школьники не умеют использовать полученные знания в ситуациях, когда необходимо сравнивать, делать выводы, обосновывать ответы, интерпретировать и обобщать результаты деятельности, применять их в повседневной жизни. Это обусловлено тем, что они слабо владеют навыками самостоятельной исследовательской работы, в том числе с книгой и другими источниками информации, не умеют выделять главное, существенное, усваиваемые знания воспроизводят лишь на репродуктивном уровне, не имеют внутренних мотивов самостоятельной познавательной деятельности, не владеют объективными критериями самооценки.

При выполнении курсовых работ, дипломных проектов, выступлении с докладами на научных конференциях, написании статей начинающие исследователи нередко проявляют удивительную неосведомленность в той или иной научной области вообще и в гносеологии (теории научного познания) — в частности. Логика научных работ студентов нередко строится по аналогии с другими учебными работами, отсутствует осознанный научный подход к выбору проблемы изучения, структуры и методов исследования и т.д.

Настоящее пособие адресовано в первую очередь студентам педагогических специальностей. Оно призвано оказать им помощь в овладении учебным курсом «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» (ОУИДС), а также в организации различных видов самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся в течение всего периода профессиональной подготовки.

Пособие содержит два раздела: в первом представлен лекционный материал по курсу ОУИДС; во втором — рекомендации по самоорганизации исследовательской работы, выполнению обязательных и вариативных учебных и научно-исследовательских заданий. В приложениях в сжатом и наглядном виде в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования представлены отдельные проблемы курса.

Для успешной организации учебно-исследовательской работы в приложениях даны памятки студентам, образцы заполнения курсовых и дипломных работ, темы микроисследований в области образования, обучения и воспитания.

В пособии рассматриваются многие аспекты ОУИДС: функции, организация, планирование учебно-исследовательской деятельности, применение традиционных и новых ее форм. Прослеживается специфика использования приемов и методов овладения студентами исследовательскими умениями и навыками в зависимости от профиля ссуза.

На основе многолетнего опыта работы даются практические рекомендации по вовлечению студентов в учебно-исследовательскую деятельность, способствующую формированию и развитию профессиональных компетенции и творческих способностей, необходимых для последующей работы в системе образования, науки, культуры и других областях социальной сферы.

глава 1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1.1. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Государственные образовательные стандарты для специальностей профессионального образования предполагают изучение учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов (ОУИДС)», которая относится к циклу общепрофессиональных дисциплин. Целью курса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» является овладение основами исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебно-профессиональной деятельности и активизацию личностной позиции.

В основу методики преподавания этой дисциплины должны быть положены методы, рекомендуемые учеными при использовании технологии личностно ориентированного обучения в профессиональной школе: создание условий для свободы выбора в учебном процессе, опережающая самостоятельная работа, побуждение к рефлексии — самоанализу учебной и профессиональной деятельности, выявлению собственных затруднений и ошибок, а также обучение профессиональным умениям и навыкам путем «погружения» в профессиональную деятельность, психологическая поддержка в самоопределении.

В процессе изучения учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» студенты осваивают понятие «научное исследование», устанавливают место и роль научных исследований в практической деятельности человека, изучают методы научного познания и рассматривают возможность их применения в учебной и профессиональной деятельности, знакомятся с использованием логических законов, с метода ми накопления научной информации, правилами оформления результатов научного исследования.

Ведущую роль в формировании у студентов исследовательских умений призваны играть практические занятия, которые являются необходимой составной частью курса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов». Следует отметить, что эти умения могут и должны быть востребованы при изучении специальных дисциплин, при выполнении курсовых и выпускной квалификационной работ, а также в ходе будущей профессиональной деятельности. Большинство заданий, выполняемых студентами на практических занятиях, носят частично-поисковый характер — студентам предлагается применить определенный метод, прием исследования в конкретной ситуации.

Приведем пример учебного плана и краткое содержание программы курса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов (ОУИДС)» (табл. 1).
Таблица 1. Учебный план курса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов (ОУИДС)» для группы педагогических специальностей




Тема занятий

Кол-во часов

В том числе


Самостоятель-ная работа

1

Введение в педагогическое исследование

4

2



2

2

Методология педагогического исследования

4

2



2

3


Структура и этапы педагогического исследования

4


2





2

4

Методы исследования в педагогике

4

2



2

5


Обоснование актуальности избранной темы,

определение исходных научных позиции

4





2


2


6


Содержание и логика педагогического исследования

4





2


2


7



Выбор и обоснование методов исследования

по конкретной теме; педагогический экспе-

римент

4





2

2


8



Обработка и оформление результатов иссле-

дования

4





2

2


Итого:

32

8

8

16

Тема 1. Введение в педагогическое исследование

Образование в его неразрывной связи с наукой как фактор национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина, новых жизненных установок личности. Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства как главная задача российской образовательной политики.

Связь педагогической науки и педагогической практики как единый цикл деятельности. Реализация опережающей функции науки по отношению к педагогической практике. Передовой опыт как образец хорошей работы. Критерии передового опыта.

Особенности педагогической деятельности учителя: творческий подход, участие в экспериментальной работе, повышение значимости диагностической деятельности, необходимость развития рефлексии, способность прогнозировать результаты воспитания, участие в создании инновационных технологий и др. Овладение соответствующими умениями как условие и результат исследовательской деятельности педагога.

Основные условия успешной исследовательской деятельности: выбор актуальной проблемы, знание методологии исследования, владение комплексом исследовательских методов, умение анализировать, обобщать и делать выводы, владеть научным стилем изложения фактов, способность логично выстраивать структуру исследования и др.
Тема 2. Методология педагогического исследования

Методология как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Педагогическая методология — учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Четыре уровня методологии: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.

Сферы реализации методологии педагогики: система научно-педагогических знаний, процесс научного познания педагогических явлений, практика как сфера реализации педагогических знаний.

Методологические принципы научно-педагогического исследования: принцип объективности и детерминированности педагогических явлений; принцип целостного подхода в изучении педагогических явлений и процессов; принцип изучения явлений в развитии, в связях и взаимодействии с другими явлениями; принцип рассмотрения процесса развития как самодвижения и саморазвития, обусловленного присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития.

Классификация педагогических исследований: фундаментальные, прикладные исследования, разработки. Объект, предмет, задачи педагогических исследований.
Тема 3. Структура и этапы педагогического исследования

Примерная структура научно-исследовательской работы: титульный лист, содержание (оглавление), введение, основная часть (обычно представлена двумя главами: теоретической и практической), заключение, библиография, приложение. Краткая характеристика содержания каждого структурного компонента.

Логика научно-педагогического исследования. Первый этап: выбор темы исследования, обоснование ее актуальности, определение исходных научных позиций (объекта, предмета, цели, гипотезы, задач исследования). Второй этап: выбор методов исследования в соответствии с целью, гипотезой, задачами исследования. Третий этап: изложение теоретических основ избранной темы. Четвертый этап: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). Пятый этап: анализ, интерпретация и оформление результатов. Заключительный пятый этап — выработка практических рекомендаций.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рецензент: кандидат технических наук, доцент, начальник отдела информационного обеспечения качества профессионального iconОбразовательная программа среднего профессионального образования...
Рецензент: Б. А. Сазонов, кандидат технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ниирпо
Рецензент: кандидат технических наук, доцент, начальник отдела информационного обеспечения качества профессионального iconОбразовательная программа среднего профессионального образования...
Рецензент: Б. А. Сазонов, кандидат технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ниирпо
Рецензент: кандидат технических наук, доцент, начальник отдела информационного обеспечения качества профессионального iconИнтерактивные инновационные методы обучения студентов иностранным языкам
И. Турковский; зав кафедрой педагогики, канд пед наук, доцент Н. А. Ракова; декан филологического факультета, кандидат филологических...
Рецензент: кандидат технических наук, доцент, начальник отдела информационного обеспечения качества профессионального iconПрограмма по предмету «История и культура Башкортостана»
Составители: Доктор филологических наук, профессор С. А. Галин, кандидат филологических наук, доцент Г. С. Галина, доктор филологических...
Рецензент: кандидат технических наук, доцент, начальник отдела информационного обеспечения качества профессионального iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс компьютерные сети и системы...
Рецензенты: кандидат физико-математических наук, доцент Маренич А. С., кандидат технических наук, доцент Ланина Н. Р
Рецензент: кандидат технических наук, доцент, начальник отдела информационного обеспечения качества профессионального iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С. А. Галин, кандидат филологических наук, доцент Г. С. Галина, доктор филологических наук, профессор Ф. Т. Кузбеков, начальник отдела...
Рецензент: кандидат технических наук, доцент, начальник отдела информационного обеспечения качества профессионального iconПояснительная записка Планирование составлено на основе примерной...
С. А. Галин, кандидат филологических наук, доцент Г. С. Галина, доктор филологических наук, профессор Ф. Т. Кузбеков, начальник отдела...
Рецензент: кандидат технических наук, доцент, начальник отдела информационного обеспечения качества профессионального iconПояснительная записка Планирование составлено на основе примерной...
С. А. Галин, кандидат филологических наук, доцент Г. С. Галина, доктор филологических наук, профессор Ф. Т. Кузбеков, начальник отдела...
Рецензент: кандидат технических наук, доцент, начальник отдела информационного обеспечения качества профессионального iconПояснительная записка Планирование составлено на основе примерной...
С. А. Галин, кандидат филологических наук, доцент Г. С. Галина, доктор филологических наук, профессор Ф. Т. Кузбеков, начальник отдела...
Рецензент: кандидат технических наук, доцент, начальник отдела информационного обеспечения качества профессионального icon«утверждено» Проректор по высшему профессиональному образованию,...
Ректор Московской Академии рынка труда и информационных технологий, доктор технических наук профессор, Заслуженный деятель науки...
Рецензент: кандидат технических наук, доцент, начальник отдела информационного обеспечения качества профессионального iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13 (ДС. 13, Дс 7)...
Кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела инспектирования, лицензирования, аттестации и государственной аккредитации...
Рецензент: кандидат технических наук, доцент, начальник отдела информационного обеспечения качества профессионального iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ
Семен Леонидович басов, кандидат юридических наук, доцент; Наталья Михайловна иванова, кандидат исторических наук, доцент; Галина...
Рецензент: кандидат технических наук, доцент, начальник отдела информационного обеспечения качества профессионального iconСистема менеджмента качества в современном университете: достижения, проблемы и перспективы
Солодков А. П., д б н., профессор Прищепа И. М., канд пед наук, доцент Турковский В. И., канд пед наук, доцент Ракова Н. А., канд...
Рецензент: кандидат технических наук, доцент, начальник отдела информационного обеспечения качества профессионального iconТема: «электричество»
...
Рецензент: кандидат технических наук, доцент, начальник отдела информационного обеспечения качества профессионального icon050201. 65 Математика
...
Рецензент: кандидат технических наук, доцент, начальник отдела информационного обеспечения качества профессионального iconУтверждаю проректор по ур 2012 г
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск