Программа по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи: формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой.





Скачать 83.38 Kb.
НазваниеПрограмма по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи: формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой.
Дата публикации24.07.2014
Размер83.38 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Мастер – класс по теме: «Развитие творческого потенциала младших школьников через введение в курс предметов «математика и конструирование» и «трудовое обучение» раздела «Модульное конструирование».

Актуальность методической темы.

Я работаю учителем начальных классов с 2003 года. Педагогическое училище дало мне базу в организации работы с учащимися по развитию творческих способностей учащихся. Особенно в силу своих природных способностей меня интересовала изодеятельность и декоративно-прикладное искусство. Девиз моей жизни: «Каждое дело творчески, а иначе – зачем?»

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.   Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А

Делая что-либо своими руками, дети развивают  внимание и память, приучаются к  аккуратности, настойчивости и терпению. Все это помогает ребенку в  школе при овладении знаниями по предметам, да и в дальнейшей его жизни  эти качества будут значимыми. Занятия творчеством помогают развивать  художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно  для младших школьников.

Программа по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи: формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой.); формирование умений выполнять задания по техническому рисунку, чертежу, делать чертеж по анализу готового изделия, вносить изменения в чертеж и в объект с целью его совершенствования. Мне хотелось расширить раздел конструирования изделий, как материал, позволяющий более глубоко и полно развивать пространственные представления младших школьников, поэтому с 2006 года в учебный план школы по моей просьбе был введен предмет «математика и конструирование». Обучение ведется по программе С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина. Данный курс преследует реализацию следующих задач:

- формирование геометрических представлений методом конструкторско-практического действия с объектами и моделями;

- развитие пространственных представлений и воображения учащихся.

Тем самым я значительно усилила возможности по развитию творческих способностей в области конструирования. В своей работе я стремилась показать большую значимость систематической и целенаправленной работы по развитию творческой активности детей. Уроки математики и конструирования я тесно связывала с уроками трудового обучения. В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т. д.), признаки их сходства и различия. Уроки труда дают реальную возможность для формирования практических навыков по вычерчиванию, построению, измерению, конструированию и т.д. Это я и использовала, занимаясь изготовлением различных поделок на уроках.

На уроках творчества мы занимались изготовлением поделок из природного материала, бросового материала, пластилина, папье – маше, из соленого теста; занимались вышивкой, шитьем мягкой игрушки, оригами. Во многих случаях результаты работы моих учащихся были настолько впечатляющими, что те, кто видел эти работы, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Новизна методического опыта.

Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко…. Но развивать природные способности детей можно и нужно. Главным инструментом вовлечения детей в творческую работу считаю красоту и новизну изделия. Детям особенно нравится разнообразие поделок, их практическая значимость.

В 2008 году я узнала, что есть новый тип оригами – модульный. Заинтересовалась я этой идеей после того, как купила учебники по трудовому обучению, автор— Татьяна Проснякова. Решила в интернете побольше узнать об авторе и наткнулась на сайт «Страна мастеров», где были выставлены ее работы (http://stranamasterov.ru/).

Я увидела возможности для реализации такой учебной цели, как формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерности, решением сложных проблемных ситуаций. Именно изготовление изделий в технике модульного оригами даёт детям основы целостного представления об окружающем мире, природе и обществе. К тому же данные поделки красочны, впечатляют объемом работы. У школьников появляется желание творить, получить результат работы, да ещё и приготовить ценный подарок своими руками.

Со  второй половины XX века начал складываться новый тип оригами – модульный, в котором  целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей).

Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы.

Современные педагоги не без оснований применяют оригами в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно, на развитие интеллекта в целом. Но развитие умственных способностей — не единственное назначение оригами в работе с детьми младшего школьного возраста. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок заботливый педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Это занятие интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это — чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолетик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, семенит, спускаясь с горки, человечек, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга!

Методическая составляющая опыта.

Поэтому мною было несколько скорректировано календарно – тематическое планирование по математике и конструированию и трудовому обучению таким образом, что практические работы по одному предмету совмещены по времени с другим предметом. Например, в 3 четверти в 4 классе по математике и конструированию изучается геометрическая фигура – шар, идет знакомство с цилиндром и конусом. Для этого предусмотрены часы на изготовление модели асфальтового катка. На уроках трудового обучения по программе Т.Н. Просняковой параллельно изучается тема: «Художественное моделирование путем складывания». Данные темы легко объединяются при изготовлении изделий в технике модульного оригами. При выборе сложности заданий, выборе изделия я исходила из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. На практических работах по математике и конструированию мы выполняем разметку для будущей работы соответственно размерам, указанным на чертеже, затем чертим и вырезываем, а на уроках трудового обучения мы начинаем из заготовок делать модули и собирать их в одно целое.

Приведу пример проведения занятий по изготовлению кусудамы «Ноготки».

Работе с бумагой по изготовлению кусудамы сопутствует определённый алгоритм:

  • знакомство с условными знаками, со схемами;

  • знакомство с базовыми формами;

  • рисование эскизов;

  • поэтапное изготовление игрушки;

  • выполнение работы.

Так как дети 4 класса умеют читать чертежи и выполнять на материале разметку соответственно размерам, указанным на чертеже, начинаем чертить квадрат со стороной 10 см. Одновременно с усвоением навыков чтения графических изображений учащиеся усваивают общий подход к выполнению любого трудового процесса. После этого без особого труда делаем базовую форму «двойной квадрат».

В ходе работы демонстрирую детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из своего опыта работы, я пришла к выводу, что намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов (презентация).

На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. Здесь мои дети учатся внимательно слушать устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук.

Дети далее работают со схемами и инструкционными картами.

Этот этап предполагает большой объём самостоятельной работы учащихся со схемами оригами из модулей.

Во время самостоятельной работы по изготовлению кусудамы для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

В это время я оказываю лишь небольшую индивидуальную консультативную помощь учащимся.

В индивидуальной работе с учащимися опираюсь на педагогический принцип доступности и посильности обучения. Учитываю индивидуально-психологические особенности учеников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребенка, особенности процессов внимания, мышления, памяти.

На уроке отмечаю самых старательных учеников. Даже слабые ученики тянутся за сильными, стараются выполнить работу не хуже других. Таким образом, происходит ненавязчивая активизация познавательной деятельности учащихся.

На занятии мы не только учились складывать фигурки, но и изучали традиции Японии. А в проведении занятий нам помогал: сказочный персонаж чудесный Квадратик и его подружка.

Именно игра вызывает у детей интерес и способствует достижению результата. Именно в игре возникает необычное состояние души. У этого состояния много различных названий. Одно из них — вдохновение. В итоге у детей получились интересные, жизнерадостные кусудамы.

В них нет места жестокости, агрессии, отрицательного отношения к миру. Дети очень любят такие работы, когда фантазии всех участников сливаются воедино, и создается своя сказка, свой добрый, фантастический мир.

Творческие  занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить  завтрак, сделать своими руками подарки  родным и друзьям - все это пригодится ребенку в дальнейшей жизни.

     И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет  ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности  в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

Я хочу показать коллегам те игрушки, что сделаны моими учениками. В  искусстве оригами есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь — процесс, а не конечный результат. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи: формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой. iconУчебника: «Человек и воздух» Тема урока: «Использование ветра. Работа...
Знают приёмы работы с бумагой и картоном, правила работы с ножницами, клеем, шаблоном, умеют использовать и применять их в практической...
Программа по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи: формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Являясь структурным подразделением образовательного учреждения, библиотека ставит перед собой следующие задачи
Программа по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи: формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью данного урока является формирование умений в говорении Задачи: формирование лексических навыков; формирование грамматических...
Программа по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи: формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой. iconПротокол №5, от 23. 03. 2010г. Положение о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению
На экзамене по трудовому обучению проверяются соответствие знаний выпускников требованиям программ, глубина и прочность полученных...
Программа по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи: формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой. iconРабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) 5 класс
Рабочая программа предназначена для преподавания швейного дела в специальных (коррекционных) образовательных учебных заведениях для...
Программа по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи: формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой. iconСценарий урока по трудовому обучению в 3 классе по теме
Ребята, скажите, с какими материалами мы с вами работали вот уже два урока? (нитки, клей, картон)
Программа по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи: формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой. iconПоложение об экзамене по трудовому обучению выпускников Березовской...
На экзамене по трудовому обучению проверяются соответствие знаний выпускников требованиям программ, глубина и прочность полученных...
Программа по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи: формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой. iconКонспект урока на тему: «Работа с бумагой и картоном. Оригами. Бабочка.»
Материально-техническое обеспечение мбдоу детский сад №2 Г. Балаково саратовская область
Программа по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи: формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Процесс информатизации...
Программа по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи: формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельной деятельности...
Программа по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи: формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой. iconПоложение о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников 9-х классов
Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Программа по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи: формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Обучающая: познакомить детей с различными видами цветов; познакомить с правилами работы с ножницами и бумагой
Программа по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи: формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа кружка организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, тканью...
Программа по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи: формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой. iconУчимся рисовать: первые уроки
Обучение рисованию начинается с показа доступных ребенку приемов изображения. А также с обучения правилам работы с материалами для...
Программа по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи: формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой. iconДетское инструментальное музицирование: цель, задачи, методы работы
При этом учителем решаются следующие задачи: развитие интереса к музыкальным занятиям, их эмоционального отклика на исполняемые произведения,...
Программа по трудовому обучению ставит перед учителем следующие задачи: формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой. iconБюджетная система РФ
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск