Рогачева Ирина Геннадьевна, учитель I квалификационной категории моу «Мезенская сош»





Скачать 118.1 Kb.
НазваниеРогачева Ирина Геннадьевна, учитель I квалификационной категории моу «Мезенская сош»
Дата публикации27.07.2014
Размер118.1 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Рогачева Ирина Геннадьевна, учитель I квалификационной категории МОУ «Мезенская СОШ»

Интеграция и межпредметные связи в начальном обучении

Социальные запросы, предъявляемые к школе, диктуют учителю поиск новых форм обучения. Одной из таких актуальных проблем и является проблема интеграции обучения в начальной школе.

Интеграция – важное требование современной науки и развития цивилизации в целом. Как сказал замечательный исследователь русской культуры Ю.М. Лотман: «Современная стадия мышления все более характеризуется стремлением рассматривать не отдельные. Изолированные явления жизни, а обширные единства»

Действительно, создать у учащихся целостную картину мира сегодня не возможно без интеграции предметов – то есть объединения их в единое целое. Наиболее прогрессивные ученые, такие как Р. Фейнман, считают, что «науки разделены не естественным путем, а лишь из соображений удобства. Природа вовсе не заинтересована в подобном разделении, и многие интересные явления лежат именно на стыке разных областей науки». Современные запросы, предъявляемые к школе, ставят учителю проблему поиска различных вариантов нетрадиционных дидактических средств мотивации учебной деятельности учащихся. Одним из таких средств является интеграция.

Немаловажно и то, что в настоящее время в обществе отмечается возросший интерес к изучению народных традиций, истории, природы, культуры своего края. Малая Родина (родной край) дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления о добре и зле, красоте и уродстве берут начало здесь и всю жизнь затем соотносятся с изначальными образами и понятиями. Но, к сожалению, в школе неумело используется сочетание программного материала (литературоведческого, исторического, природоведческого) с краеведческим с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них, развития основы правильных мировоззренческих взглядов младших школьников, становления их активными участниками поиска смысла существования и своего места в мире.

Многолетние наблюдения показывают, что учащиеся начальных классов, а позднее выпускники средней школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять «частные» знания, умения при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или новые ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам начальной школы. В результате, у школьника складывается фрагментарная картинка мира из знаний и представлений, идущих от отдельных, внутренне не связанных между собой предметов.

Возникает вопрос о необходимости реформы образования, благодаря которой школьники будут не просто усваивать знания из отдельных наук, но и приобретут умение увязывать эти знания в целостную картину мира, в центре которой человек не сам по себе, а как его бытие в окружающем МИРЕ.

Изложенные выше факты определили тему моей работы: «Интеграция и межпредметные связи в начальном обучении».

Цель работы: выявить особенности интеграции и межпредметных связей в начальном образовании.

Задачи работы:

  1. Рассмотрение методических приемов и требований к уроку с межпредметными связями.

  2. Разработка уроков эстетического цикла.


Раскроем факторы, влияющие на эффективность интегрированных уроков.

Прежде всего выясним, какие уроки более приемлемы интеграции. В основе таких уроков - близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи.

Уроки обучения грамоте (обучения чтению и письму) – уже интегрированные уроки (со времен К.Д. Ушинского эти уроки проводились интегрировано). В настоящее время в первом полугодии первоклассники в ряде школ обучаются чтению и письму на подобных уроках.

Изначально интегрированный курс – внеклассное чтение. Здесь целостный процесс:

А) книга, как инструмент чтения, совершенствование навыков чтения, полученных на уроке чтения;

Б) текст, как искусство слова, развития речи;

В) мир книг как выбор круга собеседников.

Изначально интегрированный курс математики – арифметика, элементы алгебры, геометрии, способствующие лучшему усвоению арифметического материала, и в то же время подготовки к изучению темы алгебры, геометрии, основ трудового обучения. Изначально интегрированный курс и окружающего мира (основы естествознания и географии).

Кроме названых изначально интегрированных курсов следует выделить возможность сочетания таких предметов, как

- чтение – русский язык,

- чтение – природоведение,

- математика – природоведение,

- математика – труд,

- чтение – ИЗО,

- чтение – ИЗО – музыка,

- природоведение – трудовое обучение,

- чтение – внеклассное чтение – природоведение и т.д.

В ходе своей практике мною намечены следующие сквозные межпредметные блоки с 1 по 4 класс:

I блок: «Фольклор»

Изучение темы рассчитано на четыре года. В течение четырех лет в системе занятий перед ребенком в живом фольклорном и этнографическом материале (песни, сказки, загадки, народный костюм, утварь, жилище и т.д.) раскроется система миропонимания, выработанная его предками.
II блок: «У природы нет плохой погоды»

Изучение изменений в природе по временам года, дать представление о единстве человека с природой, воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
III блок: «Красный день календаря»

Праздники, их исторические особенности, традиции. Праздники глазами художников и музыкантов.
IV блок: «Мама, папа, я – дружная семья»

Дать представление о жизненном круге человека, о его роли в семье, воспитывать уважение к родителям, интерес к семейным традициям.

Подробнее остановимся на программе первого и второго блока.
Первый блок «Фольклор»:

Комплексная цель: дать целостное представление о фольклоре, его основных признаках, непреходящем значении как источника, раскрыть своеобразие фольклора, дать представление об анализе исторического, литературного, музыкального и художественного источника, формировать умение работать с текстами, дополнительной литературой, формировать навыки сравнения, обобщения, сопоставления целей и результатов самостоятельной работы, стимулировать творчество учащихся.

Частные цели:

Литературное чтение: усвоить разнообразие жанров фольклора; познакомить с развитием фольклорных традиций; взаимодействие фольклора и литературы, место фольклора в культуре и духовной жизни народа; начать формирование умений работать с дополнительной литературой; умение самостоятельного поиска.

Музыка: познакомить с историей музыкального развития народа; дать понятие о языке музыки, его особенностях; показать особенности взаимосвязи текста и напева; формировать умение ориентироваться в форме произведения, его стилевых и жанровых особенностях.

Изобразительное искусство: познакомить с историей декоративно-прикладного искусства; формировать умение выделять характерные черты росписи (оттенки, главные элементы); развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческое воображение; учить разнообразным приемам работы с кистью при рисовании декоративных элементов.
Изучение тем провожу последовательно. Распределила блок на три уровня по классам:

1 класс: «Хоровод – хоровод»

2 класс: «Сказка в музыке и музыка сказки»

3-4 класс: «Мезень – родина моя» (северное народное творчество); «Былинные сказания»
Рассмотрим планомерность работы по каждому уровню.

Класс

Литературное чтение

Музыка

ИЗО

1 класс

Знакомство с народными песнями, колыбельными, загадками, потешками, небылицами и т.д.

Знакомство с народными музыкальными инструментами (гармонь, балалайка, дудочка)

Разучивание песен: «Во поле береза стояла», «Со вьюном я хожу» и др.

Слушание русских народных песен. Разучивание танцевальных движений.

Знакомство с предметами декоративно- прикладного искусства, с народными костюмами.

2 класс

Сказка – как жанр устного народного творчества. Присказка, зачин, концовка, выразительные средства сказки, язык, музыкальность сказки, сочинение собственных сказок, придумывание разных концовок к известным сказкам, виды сказок: о животных, волшебные и бытовые


Знакомство с оперой: «Волк и семеро козлят» Слушание фрагментов из балета «Золушка».

Музыка – как выразительное средство сказки

Знакомство и беседа по картинам Ю. Васнецова. Выполнение работ по иллюстрированию сказок.

3-4 класс

Былина – как жанр русского народного творчества.

Сходство и различие между былиной и сказкой.

Композиционные особенности былин.


Знакомство с творчеством местных писателей, поэтов, песенников.

Посещение краеведческого музея.

Своеобразие северного языка

Как передается былина сказителями? (способ исполнения, кто исполняет). Каков инструментарий?

Мелодическая основа плача и причитаний.


Северные народные песни, пляски

Посещение концерта народного хора

Знакомство с картинами русских художников о богатырях, с памятниками истории.


«Мезенская роспись» и ее отличительные особенности. Красота народного северного костюма. Знакомство с местными художниками и их работами


Изучение каждого уровня в блоке «Фольклор» заканчивается обобщающим уроком – праздником, куда выносится наработанный материал. Такой подход позволяет ученикам пережить фольклор как форму бытования, как саму жизнь. А не просто, как воспроизведение культурного наследия. Так после изучения темы “Хоровод, хоровод” (1 класс) мы провели интегрированный урок – концерт, урок – вечер ”Деревенские посиделки”, который был проведен в вечернее время. Организация его потребовала много сил, но все окупилось с лихвой мощным эмоциональным подъёмом, который испытали учителя, ведущие его, и гости , и самое главное, ученики.

Заранее были приглашены зрители: родители, бабушки – дедушки, друзья, участники хореографической студии (они исполняли русские народные танцы).

Оформление класса было сделано в деревенском стиле. И здесь не обошлось без работ ребят. На уроках ИЗО и труда мы сделали интерьер деревенской избы, украсили все росписью, приготовили костюмы для вечера. Вечер длился около двух часов, но пролетел, как один миг. Весь урок звучали то шутки, небылицы, то грустные протяжные песни, то ноги сами пускались в пляс при звуках гармошки.

После этого урока детям была предложена работа над “Книжкой – малышкой” с аналогичным названием ”Хоровод- хоровод”. Ученики с энтузиазмом восприняли это предложение. А результат – несколько прекрасно оформленных книжек.

Такие работы учеников вдохновляют меня на дальнейшую деятельность по осуществлению связи между предметами.

В связи с этим я делала попытку в объединении уроков русского языка и рисования.

Так, например, в 3 классе на уроках ИЗО мы изучали тему “Мезенская роспись», а на уроках русского языка при изучении имени существительного проводится работа по обучению описания предмета. Предметами для описания я избрала произведения мезенских мастеров. Тема интегрированного урока “Добрым людям на загляденье”. Цели этого урока: это умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова; учиться художественному видению окружающего мира, расширять кругозор, развивать устную и письменную речь; создавать тексты определенного типа речи. На этом уроке я знакомлю детей с историей мезенской росписи. Мы учимся описывать предметы старинной домашней утвари (лукошко, туесок, прялка, разделочные доски и т.д.) И дети с удовольствием расписывают изделия и пишут мини- сочинение- описание.

Этот урок ребята надолго запоминают как урок радости и творчества .

С раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе. С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребёнок свой особый поэтический образ природы, образ Родины, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведёт к нравственному совершенствованию.

Поэтому второй блок интегрированных уроков, который я выделила, называется:

«У природы нет плохой погоды» (времена года в искусстве и литературе)

Комплексная цель; формирование у школьников способности воспринимать красоту природы, развитие потребности в нравственности эстетической отзывчивости на красоту окружающего мира, развивать умение сравнивать состояние природы в разное время года; видеть “открывать” для себя многоцветие мира, многообразие форм и “настроении” природы, эмоционального отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира.

Изучение этой темы тесно связанно с таким предметом как природоведение.

В круг чтения моих учеников вошли книги писателей натуралистов: Л.Федорова, В. Пескова, К.Паустовского, М. Пришвина, Г. Скребицкого, а также книги других писателей о природе.

Особую ценность в знакомстве детей с природой представляют экскурсии в лес, сад, парк.

Так во втором классе мы пишем сочинение по материалам экскурсии в лес. Тема сочинения «Здравствуй, гостья зима»!»

Цель урока: развивать умение обобщать материалы наблюдений в соответствии с темой сочинения, излагать его по плану.

За несколько недель до написания сочинения идёт подготовка. Мы идём на зимнюю экскурсию по природоведению. Наблюдаем за растительным миром, погодой, птицами и т.д. На уроках русского языка ведём запись отдельных слов, словосочетаний, предложений и отдельных фрагментов текста на зимнюю тему. На уроках чтения читаем стихотворения русских поэтов о зиме. На уроках ИЗО рисуем деревья в зимнем наряде и рассматриваем репродукции Пластова «Первый снег» и Шишкина «Лес зимой».

Период работы над сочинением делится на этапы:

1 Накопление материала: наблюдения, экскурсии, рассматривание картин, чтение художественной литературы.

2 Отбор материала в соответствии с темой и замыслом её раскрытия, систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждение, выделение существенного, отдельные записи, подготовка лексики.

3 Словесное, речевое оформление сочинения.

Работа, проделанная нами, и связь уроков чтения и музыки наиболее ярко проявилась в творческих работах детей. Вот пример сочинения Наташи Калининой, которое она написала на этом уроке. Сочинение называется «Зима».

«Пришла красавица зима - и сразу выпал крупный снег. И тут же вьюга началась. Все, усыпав снегом, метель уснула. Небо стало голубым, выглянуло солнце. Снег под солнцем стал сверкать, переливаться. Мороз- волшебник одарил деревья пушистым инеем».

Другое сочинение, написанное Ирой Ждановой, начиналось небольшим стихотворением, которое она сочинила, прослушав музыкальное произведение П. И. Чайковского:

«Ветер листья подметает,

Ветер осень прогоняет.

Надоели всем дожди,

Зима скорее приходи»!
Интеграционные уроки пришлись мне по душе, т. к. интеграция- это высокая форма межпредметных связей, источник новых фактов. Они снимают утомляемость, повышают работоспособность, рождают интерес не только к отдельному предмету, а к процессу познания в целом.

Заключение.

Перестройка образования стимулирует активные поиски совершенствования форм и методов обучения. В современной школе складывается новая форма учебного занятия- интегрированный урок.

Интегральным урокам присущи значительные педагогические возможности. Здесь учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по – новому осмысливают события, явления. У школьников формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности как необходимая предпосылка формирования научного мировоззрения.

Таким образом, интегральным урокам присущ значительный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал, который реализуется при определённых условиях. Основные из них:

- правильное вычленение междисциплинарных объектов изучения;
- согласованность действий учителей и учащихся в процессе проведения урока;
- оперативное использование обратной связи для регулирования педагогического процесса.

Особое место в интегральных уроках занимают уроки творчества. Принцип единства эмоциального и интеллектуального гармонирует учебно-познавательную деятельность, придаёт ей действенный творческий характер, воспитывает в ребёнке положительную мотивацию к учению, формирует в нём поисковые, исследовательские навыки, способствует тем самым развитию нестандартно мыслящего человека, обладающего различными средствами и методами познания мира, умеющего и желающего преобразовывать и совершенствовать его.

Интегральные уроки займут надлежащее место в структуре педагогического процесса обновляемой школы.



“Интеграция и межпредметные связи в начальном обучении”


Рогачева И.Г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рогачева Ирина Геннадьевна, учитель I квалификационной категории моу «Мезенская сош» iconВидоизменения подземных побегов Учитель
Учитель: Карпенко Ольга Геннадьевна, учитель химии и биологии I квалификационной категории
Рогачева Ирина Геннадьевна, учитель I квалификационной категории моу «Мезенская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В состав шмо естественно-математического цикла входят учителя: Кондратьева Р. Р. – учитель математики 1 квалификационной категории,...
Рогачева Ирина Геннадьевна, учитель I квалификационной категории моу «Мезенская сош» iconПлан мероприятий моу «Средняя общеобразовательная школа №16» по подготовке...
Автор: Евсеева Ирина Васильевна, учитель географии первой квалификационной категории
Рогачева Ирина Геннадьевна, учитель I квалификационной категории моу «Мезенская сош» iconУчебник «Русский язык»
Абрамова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Рогачева Ирина Геннадьевна, учитель I квалификационной категории моу «Мезенская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: Зазуляк Оксана Викторовна учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №16, Владимирова Светлана Петровна учитель...
Рогачева Ирина Геннадьевна, учитель I квалификационной категории моу «Мезенская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель истории i-ой квалификационной категории, наставник молодых учителей, директор высшей квалификационной категории моу «Хадаханская...
Рогачева Ирина Геннадьевна, учитель I квалификационной категории моу «Мезенская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных...
Рогачева Ирина Геннадьевна, учитель I квалификационной категории моу «Мезенская сош» iconУрока: закрепление зунов по теме «Графический редактор»
Л. В. Балашова, учитель информатики высшей квалификационной категории, моу сош №32, г. Таганрог
Рогачева Ирина Геннадьевна, учитель I квалификационной категории моу «Мезенская сош» iconПрокошина Ирина Александровна, преподаватель-организатор обж, руководитель...
Заведующий кабинетом: Прокошина Ирина Александровна, преподаватель-организатор обж, руководитель нвп, учитель высшей квалификационной...
Рогачева Ирина Геннадьевна, учитель I квалификационной категории моу «Мезенская сош» iconЕрмошкина Надежда Николаевна, учитель мбоу «Лицей №44» г. Чебоксары
Учителя: Гусева Т. В., учитель 2 квалификационной категории, Коледова О. В., учитель 2 квалификационной категории
Рогачева Ирина Геннадьевна, учитель I квалификационной категории моу «Мезенская сош» iconГородской этап конкурса учитель года – 2011 Зелинская С. В., учитель...
«Программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья к смг»
Рогачева Ирина Геннадьевна, учитель I квалификационной категории моу «Мезенская сош» iconРабочая программа по английскому языку в 7 классе моу «Чувашско-Бродская сош»
Составила: Низамова. Р. Н- учитель английского языка второй квалификационной категории
Рогачева Ирина Геннадьевна, учитель I квалификационной категории моу «Мезенская сош» iconКонспект урока литературы в 7,8 классе Учителя: Гусева Т. В., учитель...
Учителя: Гусева Т. В., учитель 2 квалификационной категории, Коледова О. В., учитель 2 квалификационной категории
Рогачева Ирина Геннадьевна, учитель I квалификационной категории моу «Мезенская сош» iconУрок английского языка в 10 классе. Учитель первой квалификационной категории моу «сош №6»
Конвенцией ООН по правам детей и основными правами, провозглашенными в данной конвенции
Рогачева Ирина Геннадьевна, учитель I квалификационной категории моу «Мезенская сош» iconПрограмма элективного курса профильного обучения с использованием информационных технологий
Автор программы: Курышева Ирина Владимировна, учитель биологии высшей категории моу сош №226, г. Заречный, Пензенской области
Рогачева Ирина Геннадьевна, учитель I квалификационной категории моу «Мезенская сош» iconТесты №8 -12 (А, В, С). Выполнить в отдельной тонкой тетради (А, В, с с комментариями
Учителя: Гусева Т. В., учитель 2 квалификационной категории, Коледова О. В., учитель 2 квалификационной категории


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск