Пояснительная записка. В основу рабочей программы по природоведению положено





Скачать 265.36 Kb.
НазваниеПояснительная записка. В основу рабочей программы по природоведению положено
страница1/3
Дата публикации27.07.2014
Размер265.36 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3


Пояснительная записка.

В основу рабочей программы по природоведению положено:

- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089)

- Примерная программа основного общего образования по природоведению («Сборник нормативных документов. Природоведение. Примерные программы.»М.:Дрофа, 2010)

- Авторская программа основного общего образования по природоведению Н.И.Сонина Захаровой Е.Т. («Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.» М., Дрофа, 2007).

Программа рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год)

Учебный курс природоведения преподается в 5 классе.

Цели и задачи изучения природоведения в 5 классе:

1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

2. овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; безопасного поведения в природной среде; оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Форма обучения - классно-урочная, также используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий.

Методы обучения – словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрации, демонстрации), практические (выполнение практических работ), самостоятельные работы со справочной литературой (обычной и электронной).

Технологии обучения – дифференцированное, проблемное, групповое, игровое.

Формы мониторинга знаний – фронтальный и индивидуальный опрос, тестовые работы, самостоятельные работы, творческие задания (защита проектов, доклады, презентации).

Для реализации программы используется учебник А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс»

Основное содержание программы.

Тема 1. Изучение природы (4 часа)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент(опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Великие естествоиспытатели.

Практические работы

№ 1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

№ 2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы

Тема 2.Вселенная (14 часов)

Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Копернику.

Роль Дж.Бруно и Г.Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

Демонстрации: карта звездного неба, модель Солнечной системы, глобус, фотографии планет .

Практические работы

№ 3 Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

Тема 3.Земля (19 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, Кант, Джинс, Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

Демонстрации: примеры простых и сложных веществ, смесей, опыты, демонстрирующие горение веществ, примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых).

Практические работы:

№ 4. Описание и сравнение признаков веществ.

№ 5. Исследование 2 физических явлений.

№ 6. Наблюдение признаков химических реакций.

№ 7. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Тема 4. Жизнь на Земле (16 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода, расцвет древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины-степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Практические работы:

№ 8. Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации.

№ 9. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

№ 10. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.

Тема 5. Человек на Земле (19 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники- первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрации: ядовитые растения и опасные животные нашей местности.

Практические работы:

№ 11. Знакомство с экологическими проблемами местности доступными путями их решения.

№ 12. Измерение своего роста и массы тела.

№ 13. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Учебно-тематическое планирование по природоведению. 5 класс.



Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды

контроля

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата
План

Дата
Факт

I Вселенная (16часов)

1.

Введение.

Науки о природе.

1

Фор-ние новых

знаний

Беседа, работа в тетради

Фронтальный опрос

Объяснять понятия тела, вещества, явления природы

Стр. 6-13







2.

Методы изучения природы.

1

Изучение нового материала

Беседа, работа в тетради

Практическая работа №1

Фронтальный опрос

Объяснять понятия явления природы

методы

Стр. 15-17







3.

Оборудование для научных исследований

1

Изучение нового материала

Практическая работа №2

Тестовое задание

Знать назначение приборов и оборудования

Стр. 18-19







4.

Великие учёные- естествоиспытатели

1

Изучение нового материала

Беседа

Устный опрос

Знакомство с выдающимися учёными- естествоиспытателями

Стр.21-22







5.

Представление о Вселенной у древних.

1

Комбинированный

Работа с рисунками в учебнике

Фронтальный опрос

Объяснять понятия Вселенная, ее составные части

Стр.24-25, стр 28 (1и2)







6.

Пифагор о форме Земли

1

Изучение нового материала

беседа

Опрос-игра

Объяснять представление Пифагора о Земле

Стр. 25







7.

Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею

1

Изучение нового материала

Работа со схемами в учебнике

Индивидуальный опрос

Объяснять и сравнивать модели

Стр. 26-27







8.

Система мира по Копернику. Джордано Бруно и Г. Галилей

1

Изучение нового материала

Работа со схемами в учебнике

Фронтальный опрос

Объяснять и сравнивать модели

Стр. 29-32







9.

Солнечная система, ее состав.

1

Изучение нового материала

Работа с

текстом учебника, в тетради

Диктант

Знать строение и состав солнечной системы

Стр.34







10.

Планеты земной группы.

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с рисунками

Индивидуальный опрос

Характеризовать и сравнивать планеты земной группы

Стр. 34-36







11.

Планеты гиганты.

1

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника, с рисунками

Индивидуальный опрос

Характеризовать и сравнивать планеты гиганты

Стр. 39-40, задания стр. 42







12.

Астероиды. Кометы.

1

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника, с рисунками

Задания учебника


Характеризовать и сравнивать небесные тела

Стр. 43-44, стр. 47 зад.1,2







13.

Метеоры. Метеориты.

1

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника, с рисунками

Индивидуальный опрос

Характеризовать и сравнивать небесные тела

Стр.45,стр.47 зад.3







14

Звезды. Солнце -ближайшая к нам звезда.

1

Комбинированный

Работа с рисунками в учебнике, в тетради схема

Диктант

Характеризовать звезду Солнце, отличие от планет

Стр.48-49







15

Многообразие звезд

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, в тетради

Диктант

Называть основные типы звезд

Стр. 48-50, зад. стр 51







16

Созвездия.


1

Изучение нового материала

Работа с учебником, в тетради, с рисунками, практическая работа №3

Индивидуальный опрос

Находить созвездия Большой и Малой медведицы, Полярную звезду

Стр.50, п/р №3







17

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

1

Повторениеи обобщение знаний

Работа с учебником, в тетради, с рисунками

Итоговый контроль

Знать основные понятия темы, уметь сравнивать и делать выводы

Творческое задание «Путешествие на планету

…»







18

Контрольная работа №1 по теме «Вселенная»

1

Проверки и учета знаний

Выполнение теста

Итоговый контроль

Знать основные понятия темы, уметь применять полученные знания











II Земля (19 часов)

19

Гипотезы о возникновении Земли

1

Формирования новых знаний

Работа с текстом учебником, с рисунками

Фронтальный опрос

Характеризовать гипотезы Бюффона, Канта,Лапласа,Джинса, Шмидта, современную гипотезу

Стр. 54-58







20

Внутреннее строение Земли.

1

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника

Индивидуальный опрос

Знать внутреннее строение Земли, характеризовать ее части

Стр.60







21

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

1

Комбинированный

Работа с рисунучебника, с коллекцией горных пород

Фронтальный опрос

Умение различать горные породы

Стр. 61-62







22

Полезные ископаемые.

1

Обучение умениям и навыкам

Работа с коллекцией горных пород, в тетради, п/р 4

Фронтальный опрос

Характеризовать горные породы и минералы, их использование

Стр.62







23

Вещества

1

Изучение нового материала

Работа с текстом и рисунками учебника

Фронтальная работа

Иметь представление о веществах, их составе

Стр. 64-67







24

Разнообразие природных явлений

1

Изучение нового материала

Работа с текстом и рисунками учебника

Ответы на вопросы

Различать физические и химические явления

Стр. 67-71







25

Землетрясения.

1

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника

Терминологический диктант

Знать причину возникновения землетрясений, основные понятия


Стр. 72







26

Вулканы.

1

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника, в тетради

Пр.р.5

Фронтальный опрос

Знать строение, причину возникновения вулканов

Стр. 73-77,

принести красную и черную пасту, к/к







27

Суша планеты.

1

Комбинированный

Работа с картой полушарий

Фронтальный опрос

Характеристика материков, знать части света

Стр.78-81







28

Атмосфера Земли.

1

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника

Фронтальный опрос

Знать строение атмосферы, состав воздуха, типы облаков

Стр.85







29

Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Климат.

1

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника

Фронтальный опрос

Знать причины образования ветра Знать отличие погоды от климата, их влияние на жизнь живых организмов

85-89







30-31

Гидросфера Земли, ее части

2

Комбинированный

Работа с географ.картой, в тетради, с учебником

Индивидуальный опрос

Знать составные части, агрегатное состояние воды, роль воды. Умение работать с картой

Стр. 91






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. В основу рабочей программы по природоведению положено iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию
За основу рабочей программы взята авторская программа по биологии для 6 класса разработанной авторским коллективом в составе В. В....
Пояснительная записка. В основу рабочей программы по природоведению положено iconПояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе...
Программа разработана на основе авторской программы по природоведению для общеобразовательных учреждений Пасечника В. В
Пояснительная записка. В основу рабочей программы по природоведению положено iconПояснительная записка в основу программы положено обучение, основанное...
Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения,...
Пояснительная записка. В основу рабочей программы по природоведению положено iconПояснительная записка. Основу рабочей программы составляют следующие документы
Русский язык: учебник для 7 кл общеобразовательных учреждений /М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.; М. Просвещение, 2009 г
Пояснительная записка. В основу рабочей программы по природоведению положено iconПояснительная записка Наименование документов положенных в основу составленной рабочей программы
Рабочая программа по музыке для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Пояснительная записка. В основу рабочей программы по природоведению положено iconПояснительная записка За основу рабочей программы взята авторская...
За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г. И. Беленького, Э. А. Красновского, Ю. И....
Пояснительная записка. В основу рабочей программы по природоведению положено iconПояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству подготовительный класс
За основу рабочей программы по изобразительному искусству для подготовительного класса взята Программа 1-4 класса коррекционного...
Пояснительная записка. В основу рабочей программы по природоведению положено iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии. 9 класс рабочая...
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята...
Пояснительная записка. В основу рабочей программы по природоведению положено iconПояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена...
Примерной программы основного общего образования по природоведению мо РФ 2004 г
Пояснительная записка. В основу рабочей программы по природоведению положено iconПояснительная записка к учебной программе по природоведению 5 класс. Цели курса
...
Пояснительная записка. В основу рабочей программы по природоведению положено iconРабочей программы Паспорт рабочей программы 3 Пояснительная записка...
Мбоу «сош №41» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности...
Пояснительная записка. В основу рабочей программы по природоведению положено iconПояснительная записка Предлагаемая рабочая программа разработана...
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята...
Пояснительная записка. В основу рабочей программы по природоведению положено iconРабочая программа по химии для 9 класса количество часов в год -68
Пояснительная записка для рабочей программы по химии 9 класс Исходными документами для составления рабочей программы явились
Пояснительная записка. В основу рабочей программы по природоведению положено iconСодержание рабочей программы: Пояснительная записка к рабочей программе...
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы
Пояснительная записка. В основу рабочей программы по природоведению положено iconПояснительная записка. Статус рабочей программы
«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы» (М.: Дрофа 2007 г)
Пояснительная записка. В основу рабочей программы по природоведению положено iconПояснительная записка Статус рабочей программы
«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы» (М.: Дрофа 2007 г)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск