Скачать 52.88 Kb.
|
Особенности работы с одаренными детьми по химии Романова Э.И. учитель химии МБОУ СОШ с. Красная Горка МР Нуримановский район РБ bashirovaelvira@mail.ru «Все серьезные мысли уже думаны и передуманы. Надо лишь попытаться продумать их заново» Иоганн Вольфганг фон Гёте Все дети разные от природы. Один и тот же ребенок по-разному ведет себя в разной обстановке, с разными людьми, у разных учителей. Индивидуальность проявляется в темпераменте, характере, проявлению эмоций, в интересах, склонностях и т.д. Перед нами ребенок со своим уникальным, индивидуальным миром, со своим восприятием окружающего мира. «В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» - это слова Имануила Канта. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. При этом успех зависит не только и не столько от качества самого задатка, сколько от вложенного труда. Опыт работы с одаренными детьми, накопленный мною за 27 лет педагогического стажа, показывает, что прежде всего их необходимо просто отыскать. Обучение химии начинается в 8 классе. Как трудно восьмиклассникам погружаться в этот незнакомый мир веществ и формул. Поначалу учащиеся демонстрируют интерес к данному предмету. Но с течением времени, когда они сталкиваются с той бездной знаний, которую таит в себе данная наука, энтузиазм стихает. Одним становиться неинтересно, другим предмет дается с трудом, третьи просто зарабатывают отметки. И лишь немногие, выдержавшие это нелегкое испытание, не теряют блеска в глазах и искреннего стремления к познанию. Поэтому так важно определить основные задачи в работе с такими детьми: развитие творческих способностей на уроках; развитие способностей во внеурочной деятельности; создание условий для всестороннего развития одаренных детей. Основные направления в моей работе с одарёнными детьми – урок, предметный кружок, проектная деятельность, факультативы, подготовка к олимпиадам. Как можно раскрыть природные особенности ребенка на уроке? Ограниченность во времени, стремление успеть выполнить учебную программу не всегда позволяет учителю выслушать мнение ученика, проявить себя. В силах учителя создать на уроке атмосферу добра и творчества. Позитивный психологический климат на уроке очень важен, так как познавательная потребность может развиваться лишь в условиях радостного отношения к познанию. Урок должен иметь творческий характер и быть направлен на создание для каждого ребенка "ситуации успеха". Предъявляйте требования, которые соответствуют развитию ребенка, а затем постепенно «повышайте планку». Поэтому целесообразным считаю предлагать им индивидуальную программу, творческие задачи, домашние эксперименты, подготовку презентаций. Результативным оказалось включение таких детей в работу класса в качестве консультантов на семинарах и зачетах, исследователей при изучении нового материала. Грамотно организованный урок - это залог позитивного эмоционального, физического благополучия и раскрытия природных задатков учащихся. Способный ученик должен развиваться не только на уроке. В течение ряда лет веду кружковую работу с учащимися 8-9 классов. Именно на таких занятиях, в непосредственной обстановке можно разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить интересные способы решения поставленных перед ними задач. На кружке с детьми выполняем исследования продуктов питания, выращиваем кристаллы, готовим учебные пособия. При выполнении этих работ закрепляются практические умения и навыки. Занятия в кружках в значительной степени способствуют развитию индивидуальных способностей одаренных детей, их творческого потенциала, повышают внутреннюю культуру. Далее с такими учащимися работа идет во внеурочное время: факультативы, выполнение исследовательских и проектных работ, подготовка к участию в олимпиадах. В процессе изучения предметов естественнонаучного цикла можно более качественно развивать навыки и умения учащихся, необходимые для научно – исследовательской деятельности. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников является метод проектов. При организации данного вида деятельности можно разрабатывать различные виды проектов, например, учебные, информационные, исследовательские и другие. Так группой учащихся 9 класса был выполнен информационный проект «Сотовый телефон: благо или вред? », который стал лауреатом Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (2012 г) Работа над проектами приводит к следующим результатам: усиливается учебная мотивация; повышается успешность обучения и интерес учащихся к предмету химия; улучшаются навыки обработки результатов лабораторных исследований; в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся расширяется их кругозор; ребята продвигаются по пути познания себя; дети становятся более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний. Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Как правило, при подготовке к олимпиаде у каждого учителя возникают следующие вопросы: 1. Как, среди уменьшающегося количества часов, выкроить время на подготовку? 2. Как можно мотивировать учеников? 3. И где найти силы учителю, который завален отчетами, документацией, должен вести воспитательную работу? Работу по подготовке к олимпиадам различных уровней провожу в течение всего учебного года на дополнительных занятиях во внеурочное время, использую различные формы работы. Очень важно, чтобы у участника олимпиады был прочный фундамент не только химических, но и физических, и математических знаний. Успешное решение химических задач невозможно без этих наук. Кроме естественнонаучных знаний, у школьников должен быть определенный набор методологических приемов - способов, которые помогают добывать новые знания и творчески перерабатывать уже имеющиеся. Способные ученики каждый год принимают участие и становятся призерами районных олимпиад, а победители этих туров – участники и есть призер республиканской олимпиады. В последние два года дети участвуют в Открытой Олимпиаде по химии, проводимой химическим факультетом БГУ, занимают призовые места. Олимпиады однозначно нужны детям как путь к самовыражению, к развитию. Так, результатом своей работы с одаренными детьми считаю выбор учениками по окончании школы специальностей, связанных с химией (БГМУ, УГНТУ, химический факультет БГУ, Московский медико-стоматологический университет, Пермская медицинская академия ) Эти ученики в течение нескольких лет работали над проектами и занимали призовые места на районной олимпиаде, участвовали в различных конкурсах, представляли научно-исследовательские работы. В заключение хочу сказать, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он не позволяет мне, как учителю стоять на месте, побуждает меня все время двигаться вперед, это способствует: саморазвитию; самореализации; освоению новых технологий, практик; развитию информационной культуры. Литература 1. Нечитайлова Е.В. Модернизация образования: Работа с одаренными детьми//Химия в школе.- 2011.- №8.- с.2 2. Гриднева Е. П. Чем одарить одаренного ребенка //Химия в школе. – 2007.- №4.- с.2 3. Сайт Учительский портал. Педагогические статьи: http//www/uchportal/ru |
Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми ... | Программа работы с одарёнными детьми по математике (3 4 класс) Составитель:... Закон РФ от 24. 07. 1998 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» | ||
Внеклассное мероприятие по литературе, 6 б 27 Учителя рус языка, истории, музыки Верещагина Е. И Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми.... | Доклад «Организация работы с одаренными детьми во внеурочное время» Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать... | ||
План работы с одаренными детьми гбоу сош №2091 Методическое объединение... Разработка плана работы с одаренными детьми на 2013/2014 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный... | Авторская рабочая программа по немецкому языку для работы с одарёнными детьми Разработано Европе (на немецком языке говорят народы пяти стран: Германии, Австрии, части Швейцарии, Люксембурга) и, наконец, большим вкладом... | ||
Программа межрайонного семинара учителей географии, биологии, химии «Работа школьного методического объединения учителей географии, биологии, химии в условиях деятельности муниципальной экспериментальной... | Социальная работа с одаренными детьми Социальная работа с одаренными детьми: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И. В. Плющ. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011.... | ||
«особенности работы с одаренными детьми» Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более... | Анализ работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию... Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности | ||
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии Они заключались в том, что для этих особо одарённых детей и программа обучения должна быть другая, не такая как для всех учащихся.... | Доклад заместителя директора по увр н. В. Белей на тему: «Методические... «Методические приемы современных педагогических технологий в работе с одаренными детьми» | ||
Организация работы учителя истории и обществознания с одаренными... Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,... | План работы с одаренными детьми на 2013-2014 учебный год Организация научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в общеобразовательной школе | ||
О подготовке и проведении районной В целях развития творческой личности, обладающей навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности и совершенствования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Механизм методического и педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми |