Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии
Соколова Е.Н.,
учитель биологии и химии МОСШ № 17
В последние годы мне приходилось работать с очень способными, одарёнными детьми, призёрами олимпиад, конференций, при подготовке которых иногда испытывала трудности. Они заключались в том, что для этих особо одарённых детей и программа обучения должна быть другая, не такая как для всех учащихся. Для этого мне самой приходилось повышать свой кругозор, искать вопросы по биологии внешкольной программы.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одарённых детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.
В этих условиях поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одарённых детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одарённости детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одарёнными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
Недостаточная научно-методическая база для учителей, работающих с данной категорией учащихся.
Эпизодическая индивидуальная работа с одарёнными детьми.
Проблемой остаётся психолого-педагогическое сопровождение способных и одарённых детей.
Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.
Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одарённых детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарённых детей требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности. Для того чтобы развить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, необходимо внедрять в образовательный процесс новые образовательные технологии, развивающие формы и методы обучения.
При работе с одарёнными детьми необходимо решить ряд задач:
Сформировать устойчивый мотив к учебной и творческой деятельности.
Овладеть элементами исследовательской деятельности.
Формировать основы теоретического мышления.
Развивать самостоятельную и творческую деятельность.
Направление и способы работы с одарёнными детьми
Организационное направление
Работа на этом этапе предполагает диагностику и анализ информации об одарённых детях, условиях их обучения и развития.
Научно-методическое направление
Создание банка методических материалов для работы с одарёнными детьми.
Экспериментальное направление
Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет.
Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.
Аналитическое направление
На данном этапе планируется проанализировать результаты работы, определить проблемы, пути их решения и составить перспективный план на 2010-2011 учебный год.
Формы работы с одаренными детьми
Творческие мастерские.
Работа по индивидуальным планам развития.
Элективные курсы.
Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися.
Кружки по интересам.
Конкурсы.
Интеллектуальный марафон.
Участие в олимпиадах.
Участие в работе городских, предметных НОУ.
Занятия с преподавателями ВУЗов.
Обучение в профильных классах.
Участие в Интернет-олимпиадах.
При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
1-й уровень – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство).
2-й уровень – развитие любознательности, выраженной в интересе к определённым занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки).
3-й уровень (высший уровень) – познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).
Можно организовать систему стимулов для учащихся:
Работа на доверии.
Предоставление свободного посещения уроков для подготовки к городским, областным олимпиадам и спортивным соревнованиям.
Предоставление дополнительных каникулярных дней во время зимних каникул.
В традиции школы праздник – «Слёт одарённых детей» в мае и награждение победителей школьных, городских и областных олимпиад.
Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Формы и приёмы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности нашли широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах на уроках биологии и химии.
Список использованной литературы
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей: Работа с хорошо успевающими и одарёнными учащимися//Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.- М.: Пед. общество России, 2000.-С. 96-111.
Возрастная и педагогическая психология /Сост. Дубровина И.В.-М.: Академия, 2001.
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. Мухина В.С.- М.: Академия, 2001.
Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети.- М.: Знание, 1991.
Ильин В.П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001. (способности и одарённость)
Ландау Э. Одарённость требует мужества: Психологическое сопровождение одарённого ребенка.- М.: Академия, 2002.
Лейтес Н.С. Возрастные основы умственного роста. Возрастная и педагогическая психология. Сост. И. В. Дубровина и др.- М.: Академия, 2000 - С. 166-173.
Миллер А. Драма одарённого ребенка и поиск собственного Я. - М.: Академический проект, 2001.
Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя.- М.: Центр "Пед.поиск", 2001.
Психология одарённости: от теории к практике. Ред. Ушаков Д.В. - М.: ПЕР СЭ, 2000.
Психология одарённости детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш..и сред. учеб. зав. Под ред. Лейтеса Н.С. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия,2000.
Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. - М.: Пед. общ-во России, 1999.
Савенков А.И. Одарённый ребенок в массовой школе. Ред. Ушакова М.А. - М.: Сентябрь, 2001.
Савенков А.И. У колыбели гения. - М.: Педагогическое общество России,2002.
Холодная М.А. Психология интеллекта. - 2-е изд., доп., перераб.-СПб.: Питер, 2002.
Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Владос, 2000.
Штерн В. Умственная одарённость: Пер. с нем. Болтунова А.П.; Под ред. Лукова В.А.: Психологические методы испытания умственной одарённости в их применении к детям школьного возраста. Психология ребёнка. - СПб: Союз,1997.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.
|