Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии





НазваниеОсобенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии
Дата публикации15.08.2014
Размер57.2 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии

Соколова Е.Н.,

учитель биологии и химии МОСШ № 17

В последние годы мне приходилось работать с очень способными, одарёнными детьми, призёрами олимпиад, конференций, при подготовке которых иногда испытывала трудности. Они заключались в том, что для этих особо одарённых детей и программа обучения должна быть другая, не такая как для всех учащихся. Для этого мне самой приходилось повышать свой кругозор, искать вопросы по биологии внешкольной программы.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одарённых детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

В этих условиях поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одарённых детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одарённости детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одарёнными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

  1. Недостаточная научно-методическая база для учителей, работающих с данной категорией учащихся.

  2. Эпизодическая индивидуальная работа с одарёнными детьми.

  3. Проблемой остаётся психолого-педагогическое сопровождение способных и одарённых детей.

  4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.

  5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.

Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одарённых детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарённых детей требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности. Для того чтобы развить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, необходимо внедрять в образовательный процесс новые образовательные технологии, развивающие формы и методы обучения.

При работе с одарёнными детьми необходимо решить ряд задач:

  1. Сформировать устойчивый мотив к учебной и творческой деятельности.

  2. Овладеть элементами исследовательской деятельности.

  3. Формировать основы теоретического мышления.

  4. Развивать самостоятельную и творческую деятельность.

Направление и способы работы с одарёнными детьми

  1. Организационное направление

Работа на этом этапе предполагает диагностику и анализ информации об одарённых детях, условиях их обучения и развития.

  1. Научно-методическое направление

Создание банка методических материалов для работы с одарёнными детьми.

  1. Экспериментальное направление

  • Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

  • Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет.

  • Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.

  1. Аналитическое направление

На данном этапе планируется проанализировать результаты работы, определить проблемы, пути их решения и составить перспективный план на 2010-2011 учебный год.

Формы работы с одаренными детьми

  • Творческие мастерские.

  • Работа по индивидуальным планам развития.

  • Элективные курсы.

  • Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися.

  • Кружки по интересам.

  • Конкурсы.

  • Интеллектуальный марафон.

  • Участие в олимпиадах.

  • Участие в работе городских, предметных НОУ.

  • Занятия с преподавателями ВУЗов.

  • Обучение в профильных классах.

  • Участие в Интернет-олимпиадах.

При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

1-й уровень – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство).

2-й уровень – развитие любознательности, выраженной в интересе к определённым занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки).

3-й уровень (высший уровень) – познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).

Можно организовать систему стимулов для учащихся:

  1. Работа на доверии.

  2. Предоставление свободного посещения уроков для подготовки к городским, областным олимпиадам и спортивным соревнованиям.

  3. Предоставление дополнительных каникулярных дней во время зимних каникул.

  4. В традиции школы праздник – «Слёт одарённых детей» в мае и награждение победителей школьных, городских и областных олимпиад.

Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Формы и приёмы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности нашли широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах на уроках биологии и химии.

Список использованной литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.

  2. Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей: Работа с хорошо успевающими и одарёнными учащимися//Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.- М.: Пед. общество России, 2000.-С. 96-111.

  3. Возрастная и педагогическая психология /Сост. Дубровина И.В.-М.: Академия, 2001.

  4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. Мухина В.С.- М.: Академия, 2001.

  5. Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети.- М.: Знание, 1991.

  6. Ильин В.П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001. (способности и одарённость)

  7. Ландау Э. Одарённость требует мужества: Психологическое сопровождение одарённого ребенка.- М.: Академия, 2002.

  8. Лейтес Н.С. Возрастные основы умственного роста. Возрастная и педагогическая психология. Сост. И. В. Дубровина и др.- М.: Академия, 2000 - С. 166-173.

  9. Миллер А. Драма одарённого ребенка и поиск собственного Я. - М.: Академический проект, 2001.

  10. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя.- М.: Центр "Пед.поиск", 2001.

  11. Психология одарённости: от теории к практике. Ред. Ушаков Д.В. - М.: ПЕР СЭ, 2000.

  12. Психология одарённости детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш..и сред. учеб. зав. Под ред. Лейтеса Н.С. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия,2000.

  13. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. - М.: Пед. общ-во России, 1999.

  14. Савенков А.И. Одарённый ребенок в массовой школе. Ред. Ушакова М.А. - М.: Сентябрь, 2001.

  15. Савенков А.И. У колыбели гения. - М.: Педагогическое общество России,2002.

  16. Холодная М.А. Психология интеллекта. - 2-е изд., доп., перераб.-СПб.: Питер, 2002.

  17. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Владос, 2000.

  18. Штерн В. Умственная одарённость: Пер. с нем. Болтунова А.П.; Под ред. Лукова В.А.: Психологические методы испытания умственной одарённости в их применении к детям школьного возраста. Психология ребёнка. - СПб: Союз,1997.

  19. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии iconПсихолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми
...
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии iconПрограмма работы с одарёнными детьми по математике (3 4 класс) Составитель:...
Закон РФ от 24. 07. 1998 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии iconВнеклассное мероприятие по литературе, 6 б 27 Учителя рус языка, истории, музыки Верещагина Е. И
Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми....
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии iconДоклад «Организация работы с одаренными детьми во внеурочное время»
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать...
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии iconПлан работы с одаренными детьми гбоу сош №2091 Методическое объединение...
Разработка плана работы с одаренными детьми на 2013/2014 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный...
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии iconАвторская рабочая программа по немецкому языку для работы с одарёнными детьми Разработано
Европе (на немецком языке говорят народы пяти стран: Германии, Австрии, части Швейцарии, Люксембурга) и, наконец, большим вкладом...
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В статье рассказывается об особенностях работы с одаренными детьми на уроках английского языка
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии iconПрограмма работы с одарёнными детьми по литературному чтению в 4 классе
Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей»
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии iconСоциальная работа с одаренными детьми
Социальная работа с одаренными детьми: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И. В. Плющ. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011....
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии iconПрограмма межрайонного семинара учителей географии, биологии, химии
«Работа школьного методического объединения учителей географии, биологии, химии в условиях деятельности муниципальной экспериментальной...
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии iconОсобенности работы с одаренными детьми по химии
Индивидуальность проявляется в темпераменте, характере, проявлению эмоций, в интересах, склонностях и т д. Перед нами ребенок со...
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии icon«особенности работы с одаренными детьми»
Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более...
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии iconАнализ работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию...
Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии iconРабота с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время
В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии iconЭкологические особенности пустынь Африки
Организация проектной и исследовательской работы учащихся на уроках географии, биологии и экологии в условиях фгос
Особенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии iconН. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических...
Как использовать содержание предмета в качестве средства развития ученика? Какой дидактический потенциал таит в себе каждый вид учебной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск