Н. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии





Скачать 353.99 Kb.
НазваниеН. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии
страница1/4
Дата публикации15.01.2015
Размер353.99 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
  1   2   3   4

Н.В. Черенева



Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника

в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии.

Описанный в данной статье опыт позволяет учителю достичь на своих уроках необходимого уровня индивидуализации учебного процесса при работе с одаренными учащимися. В статье можно найти ответы на вопросы, волнующие современного учителя. Как использовать содержание предмета в качестве средства развития ученика? Какой дидактический потенциал таит в себе каждый вид учебной работы? Особое внимание привлекут разнообразные учебные приёмы и задания, направленные на развитие психофизиологических процессов учащихся.

Детский возраст — это период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса определяет динамику развития одаренности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Диагностика учащихся показала, что при ориентации на формирование эмпирического, репродуктивного мышления, многие ученики, хорошо знающие школьную программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, в основном опираются на свою память, испытывают затруднения при ответах на проблемные вопросы.

При переходе от модели предметно-ориентированного обучения к личностно ориентированному, возникает потребность перестроить работу учителя таким образом, чтобы она была построена на критериях «от ученика». А для этого нужно знать, какие механизмы задействованы учениками при освоении школьных предметов, какова преимущественная ориентация на способ познания и восприятия учебного материала.

Как учитель-естественник, я отмечаю, что с одной стороны предмет «биология» обеспечивает разнообразие методов, форм и средств учебной работы, с другой стороны – в образовательном процессе «имеет место» разнообразие учащихся. Для того чтобы эти два «разнообразия» (учеников и учебных форм работы) целенаправленно шли в одном направлении, в своей работе я использую личностно ориентированную технологию учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика, применение которой позволяет создать и определить пространство учебного успеха ученика.

Поэтому целью моей работы с одаренными учащимися является поэтапное, целенаправленное и управляемое со стороны учителя, определение и развитие параметров учебного успеха на уроках биологии с помощью специальной системы познавательных заданий, создание благоприятных условий для каждого ученика, выявление и активное использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учащихся.

Задачу педагога я вижу в том, чтобы, используя разнообразные методы обучения, формы и виды учебной работы, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, вооружить учащихся способам познания окружающего мира, приёмам приобретения новых знаний, умений и навыков, создать условия для наиболее полного раскрытия способностей и дарований каждого ребенка.

Исходя из опыта работы, и на основании изученного теоретического материала по данному вопросу, для создания пространства учебного успеха ученика, я использую следующие параметры:

  • мотивация ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков;

  • формирование у учащихся системы знаний;

  • формирование у учащихся системы умений и навыков;

  • развитие познавательной сферы ученика через развитие психофизиологических свойств личности (внимание, логическое мышление, память и др.).

На основании данных параметров разработаны составляющие и структура учебного успеха ученика:

Ресурсы учебного успеха ученика

Ресурсы учебного успеха

Параметры индивидуального стиля учебной деятельности

Система измерения параметра

«ЗНАЮ»

Обученность

Оценка по предмету

«МОГУ»

Внимание


Уровни проявления:

  • недопустимый

  • критический

  • недостаточный




Память







Модальность

Аудиал, визуал, кинестетик




Доминирование полушарий

Правое, левое, равное

«УМЕЮ»

Интеллектуальные навыки


Уровни сформированности:

  • недопустимый

  • критический

  • достаточный




Информационные навыки







Коммуникативные навыки







Организационные навыки




«ХОЧУ»

Уровень развития мотивации

Эмоциональный

Познавательный

Социальный

Социально-духовный


Если развивается и работает любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей, то есть его обучаемость.

Для эффективного использования технологии учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности с целью развития психофизиологических процессов учащихся на уроках биологии свою работу я строю следующим образом.

  1. Педагогическая и психологическая диагностика уровней параметров учебного успеха ученика.

  2. «Сворачивание» информации об уровнях параметров и ее анализ (определение параметров недостаточного и критического уровня).

  3. Создание, накопление и систематика учебных приемов, видов и форм учебных заданий для использования в технологии.

  4. Выбор форм работы и заданий на разных этапах учебно-познавательной деятельности, необходимых для развития данного ученика.

  5. Оформление индивидуальной карты учебного успеха ученика, определение программы развития.

  6. Использование системы упражнений для развития психических механизмов учащихся (внимания, памяти, мышления) как основы продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.

  7. Подготовка и организация творческой и исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.

  8. Оценка, анализ и корректировка деятельности учителя и учащихся на основе данных диагностики и выводов о ее результативности.


Работа с учащимися строится в соответствии со следующими принципами в педагогической деятельности:

  1. личностно-деятельный подход (признание индивидуальности личности ученика, ее уникальности и своеобразия, организация деятельности с учетом личностных качеств каждого ученика);

  2. создание атмосферы творческого самовыражения детей, управление формированием свойств личности;

  3. гуманизация личностных и межличностных взаимоотношений между учителем и учеником, уважительное отношение к мнению учащихся, создание условий для развития творческих способностей;

  4. формирование творческого мышления и нацеленность учебной деятельности на создание творческого продукта;

  5. активизация интересов школьников к самостоятельной творческой деятельности;

  6. оптимальное сочетание разных форм и видов учебной работы для организации познавательной деятельности учащихся.


I. Педагогическая и психологическая диагностика уровней параметров учебного успеха ученика.

Чтобы человека обучать и воспитывать его надо знать во всех отношениях. Учитель, как отмечал А.М.Макаренко, осуществляет «проектирование личности». Для того чтобы проектирование было целенаправленным и осознанным, нужно, прежде всего, ясно представлять конечную цель (что я хочу формировать в ученике?) и исходные данные (каков мой ученик сегодня?).

В ходе диагностики изучается следующие особенности учащихся.

  • Особенности внимания (объем, распределение, концентрация и устойчивость). Данные об уровне развития внимания ученика и различных его качеств – это важнейшая информация для способов проектирования способов подачи материала, а также форм его самостоятельной деятельности. Лучше всего использовать данные о развитии внимания учащихся, полученные психологами, но опытный учитель-предметник также может оценить развитие психофизиологического параметра внимание через наблюдение на уроках за выполнением учеником заданий определённого типа (Приложение 1).

  • Свойства памяти (словесно-логическая, наглядно-образная, и эмоциональная). Эта информация для учителя важна как ещё одно основание для выбора комфортных приёмов освоения нового материала, в форме, удобной для запоминания именно этому ученику. Одновременно нужно обратить внимание на развитие тех видов памяти, которыми ученик владеет на низком уровне. Лучше всего эти данные брать из психологических обследований, но и здесь путём внимательного наблюдения за деятельностью ученика учитель может определить «западающий» вид памяти (Приложение 2).

  • Модальность (предпочитаемый канал приема информации: визуальный, аудиальный, кинестетический). Для учителя это очень важный параметр, определяющий способ подачи материала и формы самостоятельной работы ученика. Важно бывает определить модальность, как входа, так и выхода (способ «выдачи» информации). Важная роль отводится педагоги-ческому наблюдению и педагогическому эксперименту (Приложение 3 и Приложение 4).

  • Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга.

Изучается в связи с тем, что в каждом классе до 25% учащихся – так называемые «левши», которые требуют особого подхода в обучении. Для учителя важно выделить таких учеников, у которых доминирование полушарий ярко выражено, так как явное доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации. Такая информация помогает учителю понять, в каком виде ученику удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления, какие формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие (Приложение 5).
II. «Сворачивание» информации об уровнях параметров и ее анализ

На основании данных диагностики учителем заполняется индивидуальная карта учебного успеха ученика.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО УСПЕХА УЧЕНИКА

Фамилия Имя




оптимальный

критический

недостаточный


ВНИМАНИЕ

Объем













Распределение













Концентрация













Устойчивость











ПАМЯТЬ

Словесно-логическая













Наглядно-образная













Эмоциональная










МОДАЛЬНОСТЬ





визуальный

аудиальный

кинестетический

ПОЛУШАРИЕ





равно

левое

правое
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии iconПлан работы с одарёнными и мотивированными учащимися лицея на 2013-2014 учебный год период
Выступление на августовском педсовете с сообщением о работе с одарёнными учащимися за отчётный период
Н. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии iconДоклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Охватывает различные сферы педагогической деятельности учителя: проверку работы с классными журналами, с дневниками учащихся, контроль...
Н. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии iconВнеклассное мероприятие по литературе, 6 б 27 Учителя рус языка, истории, музыки Верещагина Е. И
Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми....
Н. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Систему работы учителя с неуспевающими учащимися, оставленными на повторный курс обучения, учащимися, имеющими высокую мотивацию...
Н. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии iconДоклад государственного бюджетного общеобразовательного учреждения...
Охватывает различные сферы педагогической деятельности учителя: проверку работы с классными журналами, с дневниками учащихся, контроль...
Н. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения средней...
Охватывает различные сферы педагогической деятельности учителя: работа с классными журналами, с дневниками учащихся, выполнение государственных...
Н. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии iconМетодическая система работы учителя иностранного языка Теплоуховой О. С
«банк» способов, приёмов и решений педагогических задач, определяю для себя основные идеи методики преподавания. Стараюсь углубить...
Н. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии iconВек активного использование информационных технологий
Все чаще и чаще учителя стараются внедрять на своих уроках мультимедийное сопровождение. Так в нашей школе активный интерес к использованию...
Н. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии iconОписание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г
Педагогический процесс в настоящее время требует от учителя поиска новых, более эффективных технологий
Н. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии icon«Опыт работы на интегрированных уроках» учителя английского языка Прмановой Г. Т
Выступление на педагогическом совете «Инновационные технологии в образовании» на тему «Опыт работы на интегрированных уроках» учителя...
Н. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии iconИнтегрированное занятие учителя начальных классов, педагога-психолога...

Н. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учителя начальных классов – проблемная группа по работе с одаренными детьми. Отв. Иванова Т. В
Н. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии iconСоветы, памятки поддержание дисциплины на уроке
Выслушивает их мнения, вопросы, предложения. Старается учиты­вать их на следующих уроках. Атмосфера урока зависит от эмоцио­нального...
Н. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии iconСистема подготовки к Единому государственному экзамену (егэ) по биологии...
Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия...
Н. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии iconПрограмма "Одаренные дети" система работы школы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня...
Н. В. Черенева Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии iconОрганизация работы учителя истории и обществознания с одаренными...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск