«особенности работы с одаренными детьми»





Скачать 141.53 Kb.
Название«особенности работы с одаренными детьми»
Дата публикации08.01.2015
Размер141.53 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

Определение понятий

«одаренность» и «одаренный ребенок»
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется ярки­ми, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренно­сти - это всегда результат сложного взаимодействия:

  • наследствен­ности (природных задатков)

  • социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

  • при этом особое значение имеют собственная инициативность ребенка,

  • а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.


В некоторых случаях причиной, за­держивающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выра­жена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в каче­стве потенциала психического развития по отношению к после­дующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом сле­дует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление зако­номерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный по другим - как отстаю­щий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом боле благоприятных условий жизни данного ребенка.

Оценка ребенка одаренного в значительной мере условна. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, про­являемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благопри­ятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро ис­чезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организа­ции практической работы с одаренными детьми.

Исходя из этого, в практической работе вместо поня­тия «одаренный ребенок следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или ребёнок с признаками одаренности»).
ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ
Выделяются два аспекта поведения одаренного ребенка: инст­рументальный и мотивационный.

Инструментальный аспект поведения одаренности ребенка может быть описан следующими п р и з н а к а м и:

1) Наличие специфических стратегий деятельности. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

  • быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения

  • использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

  • выдвижение новых целей деятельности за счет более глубо­кого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.



2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
3) Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высо­кая структурированность; способность видеть, изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответст­вующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).
4) Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализи­ванной образовательной среды.

Мотuвацuонный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими п р и з н а к а м и :

1) Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, ху­жественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
2) Повышенная познавательная потребность, которая проявля­ется в ненасытной любознательности, а также готовности по собст­венной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
3) Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-­либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности име­ет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
4) Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопреде­ленной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5) Высокая требовательность к результатам собственного тру­да, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Мотивационными признаками одаренных детей являются вы­сокий уровень познавательной потребности, огромная любозна­тельность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярковыраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на проблеме и даже своего рода одержимость.

Иногда стремясь добиться совершенства в выполнении деятельности, ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь соответствия одному ему известного критерия совершенства. Это каче­ство может превратиться в своего рода «самоедство», невозможность до­вести работу до конца. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка со­всем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одарен­ности вариативны и часто противоречивы. Тем не менее даже наличие одного из этих признаков должно привлечь, внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая.
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ

К основным видам деятельности относятся:

  • практическая (можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную)

  • познавательная (область естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и т.д.)

  • художественно-эстетическая деятельность (изобразительная, хореографическая, литературно-поэтическая, музыкальная одаренность)

  • комму­никативная (лидерская одаренность)

  • духовно-ценностная – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей, в служении людям, обществу.



По форме проявления можно говорить еще о явной и скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь оче­видны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскиро­ванной форме, она не замечается окружающими. В результате воз­растает опасность ошибочных заключений об отсутствии одарен­ности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и, поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.
По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать раннюю и позднюю одаренности.

Примером ранней одаренности являются дети, которые полу­чили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально - «чудес­ный ребенок) - это ребенок, как правило, дошкольного или млад­шего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности - математике, по­эзии, музыке, рисовании, танце, пении... Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети.

Качества личности

  • Стремление к творческой деятельности

  • высокий уровень познавательной потребности,

  • огромная любознательность,

  • страстная увлеченность любимым делом,

  • наличие ярковыраженной внутренней мотивации.


Иногда педагоги ошибочно за одаренность принимают самостоятельность ученика при выполнении заданий: сам подобрал материал, проанализировал его и написал реферат и т. д. Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать, негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привес­ти к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.
Одна из основных характеристик одаренных детей и подрост­ков НЕЗАВИСИМОСТЬ (автономность): отсутствие склонности дей­ствовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. В какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое зна­ние. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельно­сти, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружаю­щих. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать э т у психологическую особен­ность, понимая ее природу.
Роль CЕМЬИ

Развитию одаренности детей способствуют высокие по­знавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная дея­тельность - общие игры, совместная работа на компьютере, обсуж­дение сложных задач и проблем.
Взаимоотношения со сверстниками

Сверстники относятся к одаренным детям в основном - с большим уважением, многие одаренные дети пользуются высокой популярно­стью. В тех школах, где обучение явля­ется ценностью, такие дети становятся лидерами, «звездами» клас­са. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: когда обуче­ние становится слишком легким. Очень важно создать для этих де­тей оптимальные по трудности условия их одаренности:

  • Во-­первых, одаренный учащийся должен иметь реальную возможность не только знакомиться с различными точками зрения по интере­сующему его вопросу, но и при желании вступать во взаимодействие с другими спе­циалистами (учителями, консультантами и т. п.).

  • Во-вторых, поскольку позиция одаренного ребенка при этом может быть весьма активной, ему должна быть предоставлена возможность ее реали­зации. Поэтому учитель должен быть готов к тому, что его ученик может оспаривать чужие точки зрения (в том числе и весьма авторитетные), отстаивать свое мнение.­


ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДEТЕЙ
Выявление одаренных детей – это продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. В этом случае одноразовая процедура тестирования невозможна. Поэтому необходим постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения (возможно по специальным программам).

Тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одаренным» либо «неодаренным».

Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду т р е ­б о в а н и й :

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные ис­точники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность процесса идентификации;

3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые

в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

4) экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математиче­ских задач и пр.) с привлечением экспертов - специалистов высшейквалификации и соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т. д);

5) выявление признаков одаренности ребенка, не только по от­ношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития

(в частности, в условиях обога­щенной предметной и образовательной среды при разработке ин­дивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целе­сообразно проведение проблемных уроков по особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых можно ор­ганизовывать определенные развивающие влияния и снимать, ти­пичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.;

6) многократность и многоэтапность обследования с использо­ванием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивиду­альностью данного ребенка;

7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме ор­ганизации к естественному эксперименту;

8) использование таких предметных ситуаций, которые моде­лируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;

9) анализ реальных достижений детей и подростков в различ­ных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревно­ваниях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т. п.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

ПРИНЦИПЫ, цели, содержание и методы обучения.

К основным общим принципам обучения одаренных детей школьного возраста относятся:

  • принцип развивающего и воспитывающего обучения;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип учета возрастных возможностей.


По целям образования применительно к одаренным детям необходимо обратить особое внимание на следующие моменты.

Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. Несмотря на более вы­сокие способности в отдельных предметных общеобразовательных областях или в других областях, не включенных в содержание об­щего среднего образования, для многих одаренных детей усвоение такого разнообразия знаний может быть нелегким делом.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания явля­ется обеспечение условий для раскрытия и развития всех способ­ностей и дарований с целью их последующей реализации в профес­сиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким обра­зом, поддержать и развить -индивидуальность ребенка, не расте­рять, не затормозить pост его способностей - это особо важная за­дача обучения одаренных детей.

Так, в качестве п р и о р и т е т н ы х ц е л е й обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:

- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе даро­вание, а то, какое применение оно будет иметь);

- создание условий для развития творческой личности;

- развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);

- обеспечение широкой общеобразовательной подготовки вы­сокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропони­мания и высокого уровня компетентности в различных областях знания.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Ведущими и основными являются мето­ды творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоя­тельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мыш­ления и многих важных качеств личности (познавательной мотива­ции, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмо­циональной стабильности и способности к сотрудничеству, и др.).

Формы обучения

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциа­ции и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуaль­ного учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т. д.).

Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных детей может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист - (ученый, поэт, художник, шахматист и т. п.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника - на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способностей к самоопределению и самоорганизации.

Занятия по свободному выбору - факультативные и особенно организация малых групп - в большей степени, чем работа в клас­се, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предпола­гающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

Большие возможности содержатся в такой форме работы с ода­ренными детьми, как организация исследовательских объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм.

Сеть творческих объединений позволяет реализовать совмест­ную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся.

Распространенной формой исследовательской деятельности является проектный метод.

Перегруппировка параллелей.

Дифференциация параллелей

Группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные ма­лые группы

Обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы.

Попеременное обучение.

Выделение группы одаренных учащихся из параллели.

Обучение детей в системе дополнительного образования, где могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

2) работа по исследовательским и творческим проектам в ре­жиме наставничества (в качестве наставника выступают, как пра­вило, ученый, деятель науки и культуры, специалист высокого класса);

3) очно-заочные школы;

4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие ла­боратории;

5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

6) детские научно-практические конференции и семинары.
ВЫВОД. Одаренность - это системное качество пси­хики, развивающегося на протяжении всей жизни. Особенности динамики становления одаренности в детском возрасте оказывают влияние не только на уровень достижений ребенка и формирование его личности, но и его дальнейшую судьбу.

Но в реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«особенности работы с одаренными детьми» iconПсихолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми
...
«особенности работы с одаренными детьми» iconПрограмма работы с одарёнными детьми по математике (3 4 класс) Составитель:...
Закон РФ от 24. 07. 1998 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
«особенности работы с одаренными детьми» iconВнеклассное мероприятие по литературе, 6 б 27 Учителя рус языка, истории, музыки Верещагина Е. И
Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми....
«особенности работы с одаренными детьми» iconДоклад «Организация работы с одаренными детьми во внеурочное время»
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать...
«особенности работы с одаренными детьми» iconПлан работы с одаренными детьми гбоу сош №2091 Методическое объединение...
Разработка плана работы с одаренными детьми на 2013/2014 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный...
«особенности работы с одаренными детьми» iconАвторская рабочая программа по немецкому языку для работы с одарёнными детьми Разработано
Европе (на немецком языке говорят народы пяти стран: Германии, Австрии, части Швейцарии, Люксембурга) и, наконец, большим вкладом...
«особенности работы с одаренными детьми» iconСоциальная работа с одаренными детьми
Социальная работа с одаренными детьми: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И. В. Плющ. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011....
«особенности работы с одаренными детьми» iconОсобенности работы с одаренными детьми по химии
Индивидуальность проявляется в темпераменте, характере, проявлению эмоций, в интересах, склонностях и т д. Перед нами ребенок со...
«особенности работы с одаренными детьми» iconАнализ работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию...
Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности
«особенности работы с одаренными детьми» iconОсобенности работы с одарёнными детьми на уроках биологии
Они заключались в том, что для этих особо одарённых детей и программа обучения должна быть другая, не такая как для всех учащихся....
«особенности работы с одаренными детьми» iconДоклад заместителя директора по увр н. В. Белей на тему: «Методические...
«Методические приемы современных педагогических технологий в работе с одаренными детьми»
«особенности работы с одаренными детьми» iconОрганизация работы учителя истории и обществознания с одаренными...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,...
«особенности работы с одаренными детьми» iconПлан работы с одаренными детьми на 2013-2014 учебный год
Организация научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в общеобразовательной школе
«особенности работы с одаренными детьми» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Механизм методического и педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми
«особенности работы с одаренными детьми» iconО подготовке и проведении районной
В целях развития творческой личности, обладающей навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности и совершенствования...
«особенности работы с одаренными детьми» iconГородской семинар в школе №1252
«Система работы с одаренными детьми в мо иностранных языков школы №1252 им. Сервантеса»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск