Скачать 230.3 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дубровская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ Камалова Салавата Аглямовича и Залата Светланы Александровны учителей краеведения 6-8 класс Базовый уровень Рассмотрено на заседании методического совета школы протокол № ____от «__»_______2013 г. 2013 - 2014 учебный год I. Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Краеведение» (по 35 часов в каждом классе, по 1 ч. в неделю) 6 - 8 класс 2013 – 2014 учебный год Нормативная база
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19.12. 2012 г. 3 1067. Москва. Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. Регистрационный № 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/14 учебный год;
Программа по краеведению Челябинского Южного Урала раскрывает содержание регионального учебного предмета, выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов. В том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Содержание программы достаточно универсально и служит ориентиром для учителя в условиях вариативности основного общего образования – с одной стороны и его стандартизации – с другой. Это представляет широкие возможности для создания рабочих программ в общеобразовательных учреждениях. При этом учитель может предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса краеведения, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников. II. Результаты освоения конкретного учебного предмета (Требования к уровню подготовки учащихся) В результате изучения краеведения в основной школе ученик должен Знать/понимать
Уметь
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
III. Содержание учебного предмета Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, а так же обоснование выделения на данные темы учебных часов в объеме, определённом календарно-тематическим планом. 6 класс
Так как в программе 5 часов вынесены на резерв учителя, то, учитывая практику и сложность для восприятия учащимися данных тем, добавлены часы для лучшего усвоения материала в темы «Школа юного краеведа» - 1 час, «Климат и погода в нашем крае» - 1 час, «Природные комплексы нашего края» - 3 часа. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Школа юного краеведа (8 часов). Вводный урок. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Краевед - исследователь родного края. Практическая работа. Составление географического рассказа о путешествии по родному краю (составление фотоальбома, видеофильма). Из истории изучения нашего края. Происхождение названий Уральских гор. Уральские горы на древних и старинных картах. Карты Птолемея и А. Дженкинсона из атласа Ортелия (1570 г), Книга Большому чертежу (1627 г). Первопроходцы. Петр Рычков. Иоганн Гмелин. Петр Паллас. Иван Лепехин. Александр Гумбольдт. Пионеры южноуральского краеведения. Местные краеведы А. М. Маметьев, П. Минеев, Л. Г. Максимова, Ф. М. Утешев, С. И. Вдовина. Челябинская область вчера и сегодня. XVII век. Первое пограничье. Под прикрытием монастырских стен. XVIII век. Оренбургский проект. Строжевые «крепостцы» и Исетская провинция. Оренбургская губерния. Заводские дачи. XIX век и начало XX века. Новая Оренбургская линия. От уездов к области. Наш край во все стороны света. Челябинская область на карте мира, России, Урала. Край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ Южного Урала и Челябинской области. Географическое положение Челябинской области на границе России, стыке двух частей света, природных областей. В. Н. Татищев о границе между Европой и Азией. Обелиск «Европа-Азия». Практическая работа. Обозначение на контурной карте Южного Урала природных и административных границ Челябинской области, знаменитых географических пунктов области, крайних точек области. Определение протяженности Челябинской области с севера на юг и с запада на восток. Район наш Красноармейкий. Географическое положение района. Первые казачьи поселения на территории района Основание Миасской крепости. Основание казачьего поселения Пашнино. Практическая работа. Происхождение названий местных населенных пунктов, (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой). Из истории поселения Дубровка. Географическое положение Происхождение местных названий, улиц поселка. «Ориентирование». Решение задач по плану местности (определение географического положения поселка, школы, своего дома). История Дубровской школы. Экскурсия в музей. Достижения и рекорды школы. Директора школы. Учителя школы разных лет. Выпускники школы разных лет. Достижения выпускников. Школьная Книга Почета. Книга Спортивной Славы школы. Беседа с ветеранами – учителями, выпускниками школы об истории образовательного учреждения. Знаменитые люди Красноармейского района. Урок-конференция. Жители района и поселения Дубровка– Герои Советского Союза, награжденные орденами и медалями. Имена, занесенные в Книгу Почета района, в Энциклопедию Челябинской области. Беседы с родителями и родственниками о семейных реликвиях. Символы нашего края. Челябинская область — субъект РФ. Официальные символы области: герб, гимн, флаг. Герб, гимн, флаг Красноармейского района. Практическая работа. Изображение и описание символа поселка, школы, семьи. Тема 2. Геология и рельеф нашего края (6 часов). Рельеф Челябинского Урала. Три ступени высоты. Знаменитые географические пункты Челябинской области: самая высокая (г. Б.Нургуш) и самая низкая (долина р. Уй на границе с Курганской областью) точки. Практическая работа. Горная решетка Урала. Беседа со старшеклассниками-туристами о восхождениях на горы Южного Урала. «Биография Уральских гор». История формирования и геологическое строение Урала. Как рождаются и исчезают горы. «Лингвистический конструктор». Богатства «Каменного пояса». Горные породы, их происхождение и определение. Древняя история «подземных кладовых». Редкие и уникальные ископаемые, практическое значение. «Яшмовый пояс». Способы обработки камней. Богатства недр Челябинского Южного Урала в искусстве, художественной литературе и публицистике. «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова. Картины П. Рейхета, А.Альховского, В. Чуднова, В.Романова, Т.Федоровой, В. Лукка об Ильменах. Практическая работа. Определение местных полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурной карте районов их залегания. Полезные ископаемые, добываемые на территории Красноармейского района, их использование в хозяйственной деятельности и строительстве. Мраморный карьер. Месторождения камня-плиточника, песка, кварцитов. Рельеф и хозяйственная деятельность обитателей нашего края. Формы рельефа красноармейского района, особенности их происхождения и размещения. Рельеф и местная топонимика. Влияние рельефа на освоение территории. Места естественных или искусственных обнажений горных пород. Изменение рельефа под влиянием внутренних и внешних факторов. Памятники природы Красноармейского района Практическая работа. Обозначение на контурной карте местных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Экскурсия в картинную галерею, Экскурсия в Мраморный Карьер с Б.Баландино. Фотовыставка «Пейзажи окрестностей п. Дубровка. Изделия из поделочных и драгоценных камней. Повторительно-обобщающий урок. Викторина юных краеведов. Тема 3. Климат и погода в нашем крае (6 часов). О метеонаблюдениях в нашем крае. История метеонаблюдений. Знаменитый челябинский метеоролог Т. Л. Ишукова. Современные приборы для метеорологических наблюдений. Погодные явления на Южном Урале. Солнечная радиация. Господствующие местные ветры, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Температура воздуха, ее изменения в течение суток, месяца, по сезонам года. Осадки, их виды, распределение по сезонам года. Климатические закономерности. Исторические изменения климата. Редкие и катастрофические погодные явления на Челябинском Урале. Погодные явления Южного Урала в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике. Климатические особенности разных частей нашего края. Главные факторы, влияющие на местный климат. Климат в горах Южного Урала. Климат степей и лесостепей. Климатическая характеристика Красноармейского района. «Рекордные» погодные показатели на территории Челябинской области, Красноармейского района и п. Дубровка. Разница в температурном режиме различных частей Красноармейского района. Практическая работа. Заполнение календаря наблюдений за погодой. Подсчет среднесуточной и среднемесячной температуры. Построение графика хода температуры за сутки, месяц. Построение местной «розы ветров», диаграмм облачности. Составление климатического очерка о Красноармейского районе и п. Дубровка. Экскурсия. Фенологические наблюдения за весенними изменениями в природе на местности. Роль климата в жизни южноуральцев. Влияние местного климата на здоровье человека и хозяйство. Биологические часы. Местное (декретное) время, его влияние на самочувствие и здоровье людей. Влияние человека на климат. Тема 4. Край рек и озер (6 часов). На Евразийском водоразделе. Речные бассейны и водоразделы. Знаменитые географы и краеведы, изучавшие гидрологию Челябинского Южного Урала. М.А.Андреева. Водные богатства Челябинского Урала в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике. Речная сеть Южного Урала. Горные и равнинные реки Челябинского Урала. Характер течения, речной режим и речной сток. Влияние водотоков на формирование местных ландшафтов и освоение территории. Практическая работа. Происхождение названий рек. Озёра и болота, подземные воды и родники. Три полосы озер на Челябинском Южном Урале. Типы озер. Численность озер. Озерные здравницы. Пруды и водохранилища. Болота. Происхождение названий водоемов. Местные грунтовые воды (родники, колодцы). Меры по экономному использованию и охране водных объектов п. Дубровка и Красноармейского района. Практическая работа. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Челябинской области. Вода в жизни жителей нашего края. «Вододействующие» заводы и «железные» караваны. Рациональное использование в хозяйственной деятельности человека местных поверхностных и грунтовых вод в Челябинской области. Встреча с медиком. Правила безопасного поведения и спасания на водах в разные времена года. Река Миасс - главная река Красноармейского района и ее притоки. Практическая работа. Численность и протяженность местных рек. Беседа со старожилами о местных источниках и водоемах, легенды, предания. Учебный проект по экономному использованию и охране вод Красноармейского района Тема 5. Природные комплексы нашего края (6 часов). Природные зоны и ландшафты Челябинского Урала. Знаменитые биологи, экологи и краеведы, изучавшие флору и фауну Челябинского Урала. Животные, растения Челябинского Урала фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике. Почвы и растительность Челябинского Южного Урала. Почвенно-растительный покров. Разнообразие растительности. Растительный мир горно-лесной, лесостепной и степной зон: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Зависимость между местными формами рельефа, климатом и растительными группировками, их приспособленность к данным средам обитания. Животный мир Челябинского Южного Урала. Животный мир лесной, лесостепной и степной зон: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Описание местных животных и определение их хозяйственного значения. Акклиматизация новых видов. Животные – синантропы, спутники человека. Растительный и животный мир Красноармейского района. Учебная экскурсия. Картинная галерея (фотовыставка). Изделия из бересты и лыка, резьба по дереву. Памятники природы Красноармейского района. Эндемические, редкие и исчезающие виды растений и животных в Троицком районе. Местные лекарственные и ядовитые растения. Беседа с лесниками, грибниками, ягодниками, рыбаками и охотниками п Бобровка . об интересных местных растениях, повадках животных района. Охрана природы. Особые режимы природопользования. «Красная Книга» Челябинской области. Туристические ресурсы Челябинского Южного Урала. Виды туризма. Туристско-краеведческое движение «Отечество». Краеведческие экспедиции по Южному Уралу. 7 класс
Из школьного компонента 3 часа были распределены по темам: Введение, тема 1 и тема 3. Учитывая, что Родина и Родной край для любого ребёнка начинаются с семьи, а в данном случае единой семьёй для всех детей является школа, где они обучаются, то и изучение достопримечательностей лучше начинать с атрибутов школы: герба и гимна. Поэтому из школьного компонента взят один час во Введение. Кроме того, для лучшего усвоения насыщенного, сложного и обширного материала из глав 1 и 3, были так же добавлены по 1 часу из школьного компонента. 8 класс
Из школьного компонента 1 час добавлен в тему № 1, для проведения объёмной практической работы, а 2 часа были распределены в теме «Просвещение и искусство Южного Урала» для лучшего усвоения насыщенного, сложного и обширного материала. IV. Перечень компонентов УМК, обеспечивающего реализацию рабочей программы Для учителя:
Для учащихся:
V. Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся В.М.Кузнецов, А.С.Маркова, М.С.Гитис. КИМы для проведения годовых контрольных работ по курсу краеведения в 6 и 7 классах. (Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 7 мая 2007 г. №243.) VI. Приложения практические работы и экскурсии: 6 кл практические работы Тема 1. Школа юного краеведа 1. Обозначение на контурной карте природных и административных границ Южного Урала и Челябинской области, своего района (города, села). Определение протяженности Челябинской области с севера на юг и с запада на восток. 2. «Ориентирование». Решение задач по плану местности. Определение географического положения своей школы, дома. 3. Составление фотоальбома, видеофильма, географического рассказа о путешествии по родному краю, совершенном учащимся.
Тема 2. Геология и рельеф нашего края
Тема 3. Климат и погода в нашем крае
Тема 4. Край рек и озер
Тема 5. Природные комплексы нашего края 14. Определение местных растений по гербарию. 15. Определение местных птиц по пению (аудиозаписи) и гнёздам (коллекции). 16. Конкурс плакатов «Осторожно, ядовитые растения!», «Берегите природу». Экскурсии: 2. Комплексная экскурсия по изучению территории своей местности, своего населенного пункта. Съемка плана местности. 3. Школьный (краеведческий) музей. Источники по изучению родного края.
14. Школьный (краеведческий) музей. Местные и акклиматизированные растения и животные. (Проводятся по мере возможности во внеурочное время): 1. Знаменитые географические пункты Челябинской области: обелиск «Европа – Азия» (г. Златоуст), мосты через р. Урал (г. Верхнеуральск, г. Магнитогорск, с. Кизильское) – граница между частями света; крайние южная, северная, западная и восточные точки; географический центр Челябинской области. 4. Картинная галерея (фотовыставка). Виды города (поселка). 5. Места естественных или искусственных обнажений горных пород. 6. Школьный (краеведческий, геологический) музей; Ильменский заповедник. Минералогическая экспозиция. 7. Знаменитые географические пункты Челябинской области и местной территории: самая высокая (г. Б. Нургуш) или самая низкая точки (долина р. Уй на границе с Курганской областью).
15.Экологическая тропа. Определение местных растений, наблюдение за насекомыми, следами животных. Сбор лекарственных растений для аптеки.
7 кл практические работы Тема 1. Южно-зауральский край 1. Реконструкция орудий труда древних южноуральцев. 2. «Топонимическая экспертиза». Происхождение географических названий, связанных с именем Емельяна Пугачёва и его сподвижников. 3. Контурная карта. «Достопримечательности Южного Зауралья. Тема 2. Горнозаводской Южный Урал 4. «Топонимическая экспертиза». Происхождение географических названий, связанных с «царскими» именами на Южном Урале. 5. «Уральские следопыты»: историческое расследование исчезнувших с карт южного Урала Азяш-Уфимского и Киалимского заводов (творческое задание). 6. Изготовление муляжей золотых самородков «Большой треугольник», «Верблюд», «Заячьи уши», «Мефистофель» (творческое задание). 7. Конкурс плакатов. «Южноуральский Сочи»: горнолыжные курорты Южного Урала в 2014 году. 8. Контурная карта. «Достопримечательности Горнозаводского Южного Урала». Тема 3. Восточно-зауральский край 9. Конкурс проектов. «Уральские Минводы»: озёрные здравницы Южного Урала в 2020 году. 10. Контурная карта. «Достопримечательности Восточного Зауралья». Экскурсии (Проводятся по мере возможности во внеурочное время): 1. Заповедник «Аркаим». 2. Новолинейные «крепости» (с. Наследнинское, Брединского района, с. Николаевка, Варненского района). 3. Краеведческий музей (с. Фершенпенуаз, Нагайбакский район, город Пласт). 4. «Эйфелева» башня и Ольховая роща (Нагайбакский район). 5. Краеведческий музей (города Миасс, Златоуст, Касли, Кыштым). 6. Национальные парки «Таганай», «Зюраткуль». 7. Смотровая площадка (город Златоуст). 8. Горнолыжные курорты «Золотая долина», «Завьялиха». 9. Музей Южноуральской железной дороги. 10. Пешеходная экскурсия по Кировке. Встречи с интересными людьми, интервью: 1. Социологический опрос: «Семь чудес» Южного Урала. Аудитория – школьники МОУ ДСОШ 2. Социологический опрос: Жителей города об отношении к изменениям в его архитектурном облике. Аудитория – школьники МОУ ДСОШ 8 кл практические работы Тема 1. Народы Южно-уральского края 1. Статистический анализ национального состава учащихся школы (населения села, города). 2. «Родословное древо»: составление генеалогической схемы своей семьи или знаменитых местных жителей. 3. Анализ традиционных орнаментов. 4. Рисунки по мотивам народных ремёсел и художественных промыслов. 5. Изготовление традиционных детских игрушек. 6. Подготовка выставки произведений народного творчества Южного Урала. (творческое задание). 7. Контурная карта. «Народы Южного Урала», «Народные ремёсла и художественные промыслы Южного Урала. Тема 2. Просвещение и искусство Южного Урала 8. Написание сценария фильма о культуре Южного Урала. 9. Конкурс проектов: театр, кинотеатр, музей, библиотека будущего. 10. Составление программы театрального фестиваля, кинофестиваля. 11. Контурная карта. «Учреждения образования и культуры Южного Урала». Экскурсии (Проводятся по мере возможности во внеурочное время): 1. «Купола над городом». Автобусная экскурсия по культовым местам Челябинска. Свято-Симеоновская церковь (2883г., ул. Кыштымская,3), Ак-мечеть(1899г., ул. Елькина, 16). 2. Вознесенская церковь (1855г., Касли). 3. Никольский собор (Верхнеуральск). 4. Троицкий (Уйский) собор (Троицк). 5. Церковь Богоматери – Скоропослушницы в Верхней Санарке. 6. Челябинский областной краеведческий музей (этнографическая экспозиция). 7. Фольклорные фестивали. 8. Музей музыкальных инструментов (ДК ЧТЗ). 9. Музей казачьего быта (музей-заповедник «Аркаим»). Ветряная мельница из пос. Варшавка, дом-крестовик и усадьба казака Долгополова из пос. Варламово. 10. Челябинский областной центр народного творчества. 11. Этнографический (школьный, краеведческий ) музей. 12.Челябинский областной музей искусств. 13. Картинная галерея, выставочный зал (местный, школьный музей искусств). 14. Краеведческий музей (г.Касли). Памятник Н.Р.Баху. Дом-музей скульптора И.Чиркина. 15. Детская художественная (музыкальная) школа. 16. Театр, кинотеатр, дворец культуры, клуб. 17. Театральный фестиваль. Кинофестиваль. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
Рабочая программа по истории для V-IX класса составлена на основе... Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,... | Пояснительная записка статус документа Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,... | ||
Программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая Бим. Конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационно методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,... | Содержание программы (35 часов) Введение. Краса и гордость Южного Урала (2 час) Комплексное географическое районирование Челябинского Южного Урала. Природные и историко-культурные особенности Южно-зауральского,... | ||
Рабочая программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной программы федерального компонента государственного стандарта (основного)... | Примерная программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... | ||
Примерная программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая Примерная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационно-методическая функция позволяет получать представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития... |