№
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Обязательные
понятия
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Форма контроля
| Дата
| Практические
работы
| Домашнее
задание
|
2 Введение
|
1
| Краеведение – наука о местности, в которой мы живем Повторение
«ГП Саратовской области».
|
1
| Эвристическая
беседа. Формирование
новых знаний
| Понятие биологического краеведения.
| Знать что такое биологическое краеведение.
Науки, связанные с краеведением. Краеведческая работа в области
| Взаимо-
контроль
| Сен-
тябрь
01.09-
07.09
|
|
Стр.3
р/т 1
|
2
| Основные направления краеведческой работы.
Повторение
«Геологическое строение»
| 1
| Эвристическая
беседа
| Важнейшие краеведческие музеи. Видные ученые краеведы области
| Знать основные направления краеведческой работы в области
| групповой
| Сен-
тябрь
09.09-
14.09
| Экскурсия в областной краеведческий музей
| Стр.4-5
|
2 Методы краеведческой работы
|
3
| Методы краеведческой работы.
Повторение
«Растительность»
| 1
| Эвристическая
беседа с опорой
на знания,
полученные
ранее
| Понятия
«полевые наблюдения»
Походы, экскурсии, фенологические наблюдения
| Знать методы краеведческой работы.
| фронтальный
| Сен-
тябрь
16.09-
21.09
|
| Записи в тетради
|
4
| Поиск информации о родном крае в краеведческой литературе.
Повторение
«Животный мир»
| 1
| практикум
| Понятия
«Статистическая обработка материала»
| Уметь находить информации о родном крае в краеведческой литературе.
| групповой
| Сен-
тябрь
23.09-
28.09
| Пр № 1
«Работа со школьными определителями растений и животных»
| Записи в тетради
|
Краткая географическая характеристика области. Характеристика
природных сообществ
|
5
| Рельеф и геологическая структура.
Повторение
«Природные зоны»
| 1
| практикум
| Формы рельефа. Полезные ископаемые
| Знать природные условия и причины биологического разнообразия Саратовской области (географическое положение области, рельеф).
| индивидуальный
| Ок-
тябрь
30.09-
05.10
| Пр № 2
«Работа с атласом карт Саратовской области»
|
Записи в тетради
|
6
| Внутренние водоемы.
| 1
| Объяснительно
иллюстратив-
ный
| Понятия
Волга, малые реки, озера, пруды
| Знать природные условия и причины биологического разнообразия Саратовской области (гидрология).
| Фронтальный, индивидуальный
| Ок-
тябрь
07.10-
12.10
|
| Записи в тетради
|
7
| Климат области.
| 1
| Объяснительно
иллюстратив-
ный
| Сезонные климатические изменения
| Знать природные условия и причины биологического разнообразия Саратовской области ( климат).
|
Фронтальный, индивидуальный
| Ок-
тябрь
14.10-
19.10
|
| Записи в тетради
|
8
| Природные сообщества.
| 1
| практикум
| Связь фауны и флоры с зональными, ландшафтными и климатическими характеристиками
| Знать природные условия и причины биологического разнообразия Саратовской области
| Письмен-
ный
опрос
обучаю-
щихся
| Ок-
тябрь
21.10-
26.10
| Пр № 3
«Составление схем, характеризующих структуры местных природных сообществ.»
| Записи в тетради
|
9 Растительный мир
|
9
| Флора Саратовской области.
| 1
| Урок изучения нового материала
Презентация
| Флора. Растительность. Фитоценоз
| Уметь раскрывать связь строения растений со средой обитания
| Индивиду-
альная
проверк
| Ноябрь
04.11-
09.11
| Экскурсия в дендрарий ботанического сада СГУ
| Стр. 7
§ 1.2
р/т 2-6
проект
|
10
| Растительность лесостепной зоны
| 1
| Урок изучения нового материала
Презентация
| Представители растений леса
| Уметь различать растительность лесостепной зоны. Раскрывать связь строения растений со средой обитания
| Фронтальный, индивидуальный
| Ноябрь
11.11-
16.11
|
| §1.3
р/т 33-37
|
11
| Растительность степной зоны.
| 1
|
практикум Презентация
| Представители растений степи
| Уметь различать растительность степной зоны. Раскрывать связь строения растений со средой обитания
|
групповой
| Ноябрь
18.11-
23.11
| Пр № 4
«Работа по изготовлению гербариев растений»
| § 1.4
р/т 38-40,42-43
|
12
| Растительность полупустынной зоны.
| 1
| Урок изучения нового материала
Презентация
| Представители растений полупустынь
| Уметь различать растительность полупустынной зоны. Раскрывать связь строения растений со средой обитания
| индивидуальный
| Ноябрь
25.11-
30.11
|
| § 1.4
р/т 45,46
|
13
| Растительность пойм.
| 1
| Объяснительно
иллюстратив-
ный.
Эврестическая
беседа.
| Знакомство с
понятиями:
пойменная растительность
| Уметь различать растительность пойм. Раскрывать связь строения растений со средой обитания
| индивидуальный
| Декабрь
02.12-
07.12
|
| §1.6
р/т 51-54
|
14
| Споровые растения. Грибы. Лишайники.
| 1
| Эвристическая
Беседа с опорой
На предыдущие
знания
| Съедобные и несъедобные грибы. редкие и охраняемые виды грибов
| Знать споровые растения нашей местности. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы нашей местности. Лишайники
| Индивиду-
альный
опрос.
| Декабрь
09.12-
14.12
|
| §1.1
р/т 7-16
|
15
| Сорные растения. Растения - паразиты.
| 1
| Эвристическая
беседа.
Сообщения
Обучающихся
Презентация
| Сорные растения. Растения - паразиты
| Знать растения - паразиты. Сорные растения. Ядовитые растения.
Уметь изготавливать гербарии.
| Сообщения обучающихся
| Декабрь
16.12-
21.12
| Составления рефератов об интересных растений
| §1.2 (с.17-18)
р/т 27-30
|
16
| Полезные дикорастущие растения..
| 1
| Самостоятель-
ное изучение
нового
материала
Презентация
| Понятия:
Лекарственные, пищевые растения.. Листовые овощные
| Использование растений в жизни человека. Полезные дикорастущие растения. Лекарственные, пищевые растения. Сельскохозяйственные культуры.
| групповой
| Декабрь
23.12-
28.12
| проект
| §1.2 (с.12-16)
р/т 22-26
|
17
| Обобщающий по теме:
«Растительный мир».
| 1
| Урок - контроля
|
|
| тестирование
| Январ
13.01-
18.01
|
| р/т 17- 20,31,32
|
7 Животный мир области
|
18
| Животные лесостепной зоны
| 1
| Практикум Презентация
| Понятия:
Представители животных леса
| Знать животных лесостепной зоны.
| групповой
| Январь
20.01-
25.01
| Составление списков местных животных и растений
| §2.1
р/т 64-70
|
19
| Животные степной зоны
| 1
| Практикум Презентация
| Понятия:
Представители животных
степи
| Знать животных степной и полупустынной зоны.
| индивидуальный
| Январь
27.01-
01.02
| Пр № 5
«Зарисовка животных»
| §2.2
р/т 71-74
|
20
| Водные и около водные животные.
| 1
| Практикум Презентация
| Понятия:
«Рыбные богатства Волги и малых рек»
| Знать водных и около водных животных.
| групповой
| Фев-
раль
03.02-
08.02
| Пр № 6
«Изучение микрофлоры микрофауны реки»
| §2.3,2.4
р/т 75-82
|
21
| Беспозвоночные животные.
| 1
| Мини-сообще-
ния.
Сообщения
обучающихся.
Работа с
учебником
| Понятия:
«Ракообразные, черви, паукообразные и насекомые»
| Знать беспозвоночных животных. Ракообразных, червей, паукообразных и насекомых, характерных для нашего края.
|
,фронтальный индивидуальный
| Фев-
раль
10.02-
15.02
|
| §2.5,2.6
р/т 86-89
|
22
| Сельскохозяйственные животные. Вредители сельского хозяйства.
| 1
| Эвристическая
беседа с
объяснением
новых
понятий
| Понятия:
«Животноводство Саратовской области»
| Знать характерных птиц и млекопитающих района. Животноводство в Саратовской области.
| Взаимопро
верка
| Фев-
раль
17.02-
22.02
| рефераты
| §2.7,2.8
р/т 90-93, 96-97
|
23
| Животные города.
| 1
|
Мини-сообще-
ния.
Сообщения
обучающихся Презентация
| Объяснить
Понятии:
«Животный мир городов и других населенных пунктов»
| Знать животный мир городов и других населённых пунктов.
| индивидуальный
| Фев-
раль
24.02-
02.03
| Составление рефератов о животном мире и отдельных интересных животных
| §2.9
р/т 83-85
|
24
| Обобщение темы «Животный мир»
| 1
| Урок контроля
|
|
| Тестирование
| Март
03.03-
08.03
| проект
| §33,§34
р/т 98-100
|
Природа Саратовской области. Прошлое, настоящее, будущее
История развития органического мира
|
25
| Основные этапы развития животного и растительного мира.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Понятия:
«геохронология»
| Знать основные этапы развития животного и растительного мира. Понятие о геохронологии.
| Фронтальный, индивидуальный
| Март
10.03-
15.03
|
| §3.1
р/т 101-104
|
26
| Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения.
| 1
| практикум
| Понятия:
«характерные ископаемые животные области»
| Знать. восемнадцать саратовских морей и один океан. Наиболее интересные палеонтологические районы области Характерные ископаемые животные области
| групповой
| Март
17.03-
22.03
| Пр № 7
«Составление коллекции палеонтологических объектов местности»
| §3.2
р/т 105-108
|
27
| Ископаемые позвоночные животные.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Понятия:
«палеонтологическая характеристика края»
| Знать наиболее интересные палеонтологические районы области Характерные ископаемые животные области
| Фронтальный, индивидуальный
| Апрель
01.04-
05.04
| Работа с
рисунками
учебника
| §3.3
р/т 109-114
|
28
| Ранняя история Земли. Палеозойская эра.
Повторение
«Флора Саратовской области»»
| 1
|
Урок изучения нового материала
|
| Знать основные этапы развития животного и растительного мира.
| Фронтальный, индивидуальный
| Апрель
07.04-
12.04
|
| §3.4
р/т 115-116
|
29
| Мезозойская эра. Кайнозойская эра. Повторение
«Сорные растения»
| 1
|
Урок изучения нового материала
| Понятия:
«Мезозойская эра. Кайнозойская эра.»
| Знать основные этапы развития животного и растительного мира.
| Сообщения обучающихся
| Апрель
14.04-
19.04
| Составление рефератов
| §3.5,3.6
р/т 117-120
|
1 Влияние человека на природные объекты
|
30
| Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области. Повторение
«Грибы»
| 1
| Урок изучения нового материала
| Понятия
Промышленные предприятия. Добыча и транспортировка нефти и газа. Балаковская АЭС и экологические проблемы»
| Знать основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области. Промышленные предприятия.
| Фронтальный, индивидуальный
| Апрель
21.04-
26.04
|
| §46,§47
|
5 Охрана природы
|
31
| Красная книга Саратовской области.
Повторение
«Беспозвоночные»
| 1
| практикум Презентация
| Редкие и охраняемые животные
| Знать меры охраны природной среды. Красная книга Саратовской области. Редкие и охраняемые животные России, области и родного края.
| Взаимопро
верка
| Апрель
28.04-
03.05
| Составление книги своего района
| §4.1
р/т 121-123
|
32
| Особо охраняемые территории
Повторение
«Позвоночные»
| 1
| Эвристическая
Беседа с опорой
На предыдущие
знания
Презентация
| Природоохранные территории нашей области
| Знать организации, занимающиеся охраной природы. Природоохранные территории нашей области. Хвалынский национальный парк. Природоохранные заказники. Памятники природы. Природоохранные объекты родного края.
| Фронтальный, индивидуальный
| Май
05.05-
10.05
|
| §4.2
р/т 124-127
|
33
| Конференция «Охрана природы Саратовской области»
| 1
| Урок - проект
|
| Знать мероприятия по охране природы. Очистка сточных вод. Леса и лесное хозяйство области. Регуляция охоты. Гос. НИИОРХ. Красная книга Саратовской области. Редкие и охраняемые животные России, области и родного края.
| индивидуальный
| Май
12.05-
17.05
|
| проекты
|
34
| Обобщающее повторение
| 1
| Урок контроля
|
|
| Тестирование
| Май
19.05-
24.05
|
|
|
35
| Заключительный урок
| 1
|
|
|
|
| Май
26.05-
31.05
|
|
|