Скачать 90.77 Kb.
|
7 класс Вводный урок. Тема: Земля отцов – моя Земля. Цель : познакомить с геополитическим положением региона в XVII-XVIII вв., полиэтническим составом населения; развивать навык работы с источниками информации; содействовать воспитанию этнотолерантности и патриотизма. Оборудование: ММ презентация, рабочий лист урока. Ход урока.
СЛ 1 Отчий дом, родной край… Так называем мы землю, где родились и живём, где трудились наши деды и отцы, землю, которую они защищали, за которую погибали. Без этой земли непонятно слово “Родина”. Её могучие корни способны дать человеку высокую степень нравственной устойчивости. Они связывают её с семьей, соотечественниками, прошлым и настоящим, природой, помогают обрести собственный опыт. Тема нашего урока так и звучит «Земля отцов – моя Земля». СЛ 1
- Территория, на которой теперь расположен Краснодарский край , не раз была ареной столкновения и взаимодействия культур самых различных народов: печенегов, хазар, славян, половцев, татаро-монголов. Все они разговаривали на разных языках, обладали различной этнической культурой, и каждый из этих народов оставил свой след на кубанской земле: в культуре живущих на ней людей, в географических названиях, в фамилиях, именах. В XVII-XVIII вв. в борьбе за эту территорию находились Россия и Османская империя, о чём свидетельствуют многочисленные войны. Обе империи привлекали: богатая кубанская земля, выход к южным морям, как возможность иметь на них свой флот для ведения военных и торговых дел. Местное адыгское население, занимавшее большую территорию Северо-Западного Кавказа, в лице кабардинских князей выражало России союзно-подданистическое отношение, прося защитить их от турок и татар.
- Что означает это слово? (см. «Рабочий лист урока») СЛ 3 (поли – много, этнос – народ, племя) - Какие народы проживали на территории Кубани? - Адыги, как и другие кавказские народности, подразделялись на субэтносы, или племена. Обратимся к исследованиям А.П.Берже. Сл №4 СПРАВКА: Адольф Петрович Берже (1828—1886) — российский историк, археограф и кавказовед. С 1864 года председатель Кавказской археографической комиссии, инициатор издания и редактор документальной публикации «Акты, собранные Кавказской археографической комиссией» (тт. 1—11); основал Общество любителей кавказской археологии (1873). Собрал коллекцию документов по истории народов Кавказа и Закавказья. Труды по истории и археологии Кавказа; составил «Персидско-французский словарь» (1868). Ад. Берже выделяет двенадцать адыгских субэтносов: кабардинцы, шапсуги, натухаевцы, хегаки, абадзехи, гатюкаевцы, бжедуги, жанеевцы, темиргоевцы, бесленеевцы, махошевцы, убыхи . Из адыгских субъэтносов данные племена были наиболее значительными по численности. Также в источниках упоминаются менее многочисленные субэтносы: мамхеговцы, егерухаевцы, гуае, адале, адамиевцы, хакучи, тубинцы и т.д. По данным Т.В. Половинкиной, СЛ 5 ( СПРАВКА: Тамара Васильевна Половинкина - научный сотрудник Лазаревского музея, сочинский историк, автор книг «Черкесия - боль моя», «Аборигены Кавказского Причерноморья») к началу XIX в. существовало 18 этнических подразделений адыгов.)
Работа с атласом, интерактивной и контурной картой ( после каждого сообщения, учащиеся ищут места проживания данного племени в атласе и на слайде, отмечают в контурной карте Задание №1 рабочего листа урока). СЛ 6 Бжедуги («бжъэдыгъу»). Бжедуги – один из крупных адыгских субэтносов. Принято считать, что первоначально они жили в районе р. Шахе, между нынешним Туапсе и Сочи. Впоследствии это племя разделилось на две территориальные группы – причерноморские («абхазские») и адыгские («за горой Обур», по-видимому, за Кавказским хребтом). По преданиям, из-за прироста населения и частых войн с более сильными соседями бжедуги начали искать более удобные места проживания на Северном Кавказе . В конце XVIII–XIX в. бжедуги занимали «земли по левую сторону Кубани, по низовьям р. Пшиша и Псекупса до границы шапсугов». Большинство источников делит бжедугов на два колена – «хамышей, живших от шапсугской границы до реки Псекупса, и черченей – далее до реки Пшиша» . У С. Хан-Гирея можно найти упоминание еще о трех бжедугских коленах – вепсне, хеххадчь и жане . Вепсне проживали в окрестностях «реки Вепсн, впадающей в Черное море» . Колено хеххадчь обитало в «южных окрестностях устья реки Кубани, частью и на полуострове Тамани» . Жанеевцы - отдельное племенное образование адыгов. «…в прежние времена жанеевцы обитали в низовых местах, то есть ближе к устью р. Адекума, занимая довольно значительное расстояние на западе, на востоке и на юге внутри гор…». И. Бларамберг писал: «Ранее они жили на правом берегу Кубани выше Копыла, но при приближении русских в 1778 году укрылись на левом берегу реки вместе с жителями Тамани, а в настоящее время осели недалеко от Кубани на обоих берегах р. Пшиш» . Натухаевцы («Натхъуадж»). «Племя это занимает западную оконечность понижающегося к Черному морю Кавказского хребта. Земли его простираются по восточному берегу моря, от р. Джубги до крепости Анапы и граничат на севере с нижней Кубанью и главным хребтом» С. Броневский местом обитания натухаевцев упоминал долины рек: «Атакум, Бакан, Цемес, Тадипш, Джуп, Прибепс, Шупш, Нефиль, Псиф, Кудака» . Хегаки («шегаки»). «Большое некогда племя, занимавшее окрестности крепости Анапа, где теперь живут натухажцы, в котловине Чехурай. Истребленные войной и окончательно чумой в 1812 году и будучи не в состоянии по малочисленности своей сохранить самобытность, хегайки совершенно слились с натухажцами». Хатук, или адале. «Они жили на полуострове Тамань до занятия его войском Черноморским» И. Бларамберг отмечал, что адале «были частью татары из племени булнади, а частью черкесы. Их называли адалами, что на татарском языке означает "жители острова"; они удалились на левый берег Кубани и поселились вдоль ее лимана, обосновав поселения и сохранив свое старое название – адалы» . «После взятия Анапы в 1791 году большое число их погибло, и с этого времени они почти совсем исчезли или же ассимилировали с соседними племенами» . Адамиевцы (адамий) обитали между нижним течением р. Пшиш и р. Белой. По сведениям И. Бларамберга, – «маленькое черкесское племя, обосновавшееся на речке Сгагваше близ Кубани» . Темиргоевцы В начале XVIII в. они населяли горные районы по р. Белой, численность их составляла всего 2 000 дворов. Однако в течение столетия происходило расширение территории темиргоевцев, и в конце века их селения располагались уже между р. Белой и Лабой. На севере их земли шли по Кубани, на юге – приблизительно по линии р. Белой. На западе они граничили хатукайцами, на юге – с адамиевцами, на востоке – с егерухаевцами. На территории темиргоевцев расселялись такие малочисленные группы адыгов, как егерухаевцы, махоши и мамхеги, находившиеся при этом в политической зависимости от темиргоевцев. Значительно возросла численность этого племени за счет включения в его состав переселившихся сюда хатукаевцев, адами, хегаков и др. Вопросы и задания:
Вывод: Местное население – адыги, представляли собой многочисленные племена и проживали на большой территории Северо-Западного Кавказа. СЛ 7 Учитель: - вы уже знаете, что первое славянское поселение появилось на Кубани ещё в Х веке, после основания на Таманском полуострове русского города Тмутаракани, просуществовавшего до монголо-татарского нашествия. Вторая волна русских переселенцев началась в конце 17- начале 18 веков и связана она церковным расколом и с разгоном восстания Кондратия Булавина. Его сподвижник, Игнат Некрасов, привёл сюда оставшихся в живых участников. В конце 18 века на Кубань переселяются линейные и черноморские казаки. СЛ 8 - Кто из представителей славянского населения проживал на Кубани? ( беглые крестьяне, раскольники, старообрядцы, казаки-некрасовцы, линейцы и черноморские казаки) Планомерное заселение Кубани российскими подданными началось после двух русско-турецких войн XVIII века. В 17-18 веках население Кубани по ряду причин пополнялось представителями многих других национальностей. От турецкого гнёта нашли убежище на Кубани представители армянской, грузинской национальностей, болгары. А в конце 18 в. решением императрицы Екатерины II на Кубань начинается переселение представителей разных народов с территории Европы.
«22 июля 1763 г. обнародованы два законодательных акта, ставшие основой иностранной колонизации в России: манифест о даруемых иностранным переселенцам правах и льготах и указ об учреждении Канцелярии опекунства иностранных граждан. Канцелярия подчинялась непосредственно императрице. Манифест 22 июля 1763 г. определял статус переселенцев: все иностранцы, изъявившие желание записаться в купечество или же поселиться колониями на свободных и удобных для хлебопашества землях, «по своей вере и обрядам приносят обыкновенную присягу на подданство». Обнародованный в 1763 г. Манифест Екатерины II вызвал в Германии активное движение: все неимущие, прельщенные льготами и кормовыми деньгами, стали записываться в колонисты. На Северный Кавказ переселение иностранных колонистов началось с 1778 г. в основном это были немцы из южной части Германии. Активно приветствовалось также переселение французских, румынских, греческих, шведских и других поселенцев. В целом, однако, первый опыт поселения иностранных колоний в России оказался неудачным: переселенцы не отличались положительными ни нравственными, ни физическими качествами. Более продуманное и организованное переселение произошло в начале 19 века при правлении Александра I. К переселенцам также выдвигался ряд требований и расселение проводилось только в сельской местности». - Появление представителей каких национальностей в составе нашего края объясняет этот документ? (немцы, греки, шведы, румыны и т.д.) -Почему опыт переселения европейцев в 18 веке называют неудачным? ( неимущие переселенцы, не обладающие нравственными и физическими качествами). -Когда и почему переселение европейцев было более удачным? ( В начале 19в., к ним выдвигались требования в материальном и профессиональном плане). - Где и зачем расселяли переселенцев? (в сельской местности, для развития сельского хозяйства и освоения земель).
Беседа по вопросам:
Вывод урока: В крае живут потомки не только местного коренного населения (адыги), но и русские, украинцы, белорусы, армяне, молдаване, ассирийцы, греки, евреи, представители многих других национальностей. Каждый из этих народов вносит свой вклад в развитие Кубани, а взаимодействие народов приводит к обогащению культур.
Рабочий лист урока. Тема: Земля отцов – моя Земля. Словарь: Этнос – народ. Полиэтничное – («поли» - много, «этнос» - народ) – многонациональное. Адыгские племена: Бжедуги, жанеевцы, натухаевцы, хегаки, хатуки (адале), адамиевцы, темиргоевцы кабардинцы, шапсуги, абадзехи, гатюкаевцы, бесленеевцы, махошевцы, убыхи, хамышеевцы, черченеевцы, хакучи. Задание №1. Задание №2:
«22 июля 1763 г. обнародованы два законодательных акта, ставшие основой иностранной колонизации в России: манифест о даруемых иностранным переселенцам правах и льготах и указ об учреждении Канцелярии опекунства иностранных граждан. Канцелярия подчинялась непосредственно императрице. Манифест 22 июля 1763 г. определял статус переселенцев: все иностранцы, изъявившие желание записаться в купечество или же поселиться колониями на свободных и удобных для хлебопашества землях, «по своей вере и обрядам приносят обыкновенную присягу на подданство». Обнародованный в 1763 г. Манифест Екатерины II вызвал в Германии активное движение: все неимущие, прельщенные льготами и кормовыми деньгами, стали записываться в колонисты. На Северный Кавказ переселение иностранных колонистов началось с 1778 г. в основном это были немцы из южной части Германии. Активно приветствовалось также переселение французских, румынских, греческих, шведских и других поселенцев. В целом, однако, первый опыт поселения иностранных колоний в России оказался неудачным: переселенцы не отличались положительными ни нравственными, ни физическими качествами. Более продуманное и организованное переселение произошло в начале 19 века при правлении Александра I. К переселенцам также выдвигался ряд требований и расселение проводилось только в сельской местности». Домашнее задание. Подготовить сообщение о традициях, культуре любого из народов, проживающих на территории Кубани. |
Урок «Земля отцов моя земля» А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая: История Древнего мира, Просвещение, 2008г | Программа проведения Единой Всекубанской предметной Недели основ... Интегрированные уроки кубановедения и опк «Земля отцов – моя земля. Казак без веры не казак» | ||
Тема «Правописание ы – и после Ц» Цели урока: образовательная: помочь... «Человек, лишенный святого сыновнего чувства к отчему краю, не способен по-настоящему любить свою Родину, свою Отчизну. Ведь само... | Конспект урока по русскому языку правописание приставок. Малая родина.... «Человек, лишенный святого сыновнего чувства к отчему краю, не способен по-настоящему любить свою Родину, свою Отчизну. Ведь само... | ||
Урок по природоведению 5 класс темау рока : как возникла Земля? Цель: сформировать у учащихся понятие о возникновении Солнечной системы и планеты Земля | Конспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода Тема урока: «Земля – часть Солнечной системы» (урок №7 в теме «Земля – часть Солнечной системы») | ||
Классный час. Тема : «Земля. Биография планеты» Тема: «Земля. Биография планеты», посвящённая Международному дню Матери-Земли (22 апреля) | Приход в честь архангела михаила Самарская земля – это земля благодатная, овеянная славой многих исторических имён, таких, как Святитель Алексий, преподобный Сергий... | ||
Урок Тема: Пасха «Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова | Гражданско-патриотическое Участие в областных историко-литературных исследовательских конкурсах «Отечество моё, моя земля», «Рукописной книги» | ||
Н. в смирнова М. Н., Тлиф Н. А. Тема урок «Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Принято на педагогическом совете Утвержден Содержанием экологического воспитания являются базовые национальные ценности: природа, родная земля, заповедная природная, планета... | Урок истории в 6-м классе Тема: «Откуда есть пошла земля Русская » План воспитательной работы классного руководителя 6 "Б" класса на 2012 – 2013 учебный год | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: §9 «Осевое вращение Земли» (урок 4 в разделе «Земля во вселенной») | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Загадки планеты Земля : [школьный путеводитель: для среднего и старшего школьного возраста / С. Ю. Афонькина; ил. В. Г. Шаблова].... |