Тема урока: Грибы
Цели урока:
Формировать представление о строении грибов, их разнообразии,
отличительных признаках, о съедобных и ядовитых грибах, правилах
сбора, значении в природе и для человека.
Развивать внимание, умение сравнивать
Развивать интерес к изучению природы
Воспитывать бережное отношение к природе, формировать
экологическую культуру.
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление знаний и способов
деятельности.
Форма урока: комбинированный урок с применением мультимедийной презентации.
Оборудование: медиапрезентация «Грибы» (слайды), выставка книг, в которых можно
найти описание грибов, учебное пособие «Человек и мир»
Организация класса
Учитель:
Ты проверь, сейчас, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь,
С усердием трудитесь.
Актуализация знаний об осенних изменениях в природе.
1. Ученики (заранее подготовленные) читают загадки о порах года.
Учитель: Ребята, послушайте внимательно загадки и разгадайте, о какой поре года идет в них речь.
Сентябрь : Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край Земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришёл ? (дети отвечают).
Октябрь: Все мрачней лицо природы:
Почернел и огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Ноябрь: Поле черно - белым стало.
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодело -
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи !
Учитель: Какие приметы помогли вам правильно разгадать загадки?
2. Учитель:
- Объясните пословицы:
Сентябрь холоден, да сыт.
Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.
Ноябрь без топора мосты наводит
3. Сообщение неполной темы урока.
Учитель: сегодня мы Совершим путешествие в осенний лес.
4. Ученики читают стихи о лесе.
Лес наш сказочно богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю - хворостинкой А. Рождественская
Мы ведь с лесом крепко дружим, Он ведь людям очень нужен! Нас ждут в лесу калина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых.
Найду грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану – Присяду на пенек.
А будет жажда мучить, То мне Лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться – И видно все до дна. Течет вода-водица Вкусна и холодна.
Проверка домашнего задания (лекарственные и ядовитые растения)
- А сейчас представьте, что в лесу нам понадобились лекарства. Отгадайте загадки и расскажите, от каких проблем избавят нас эти лекарства. (слайды) Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.
Его бьют сапогами, его мнут колесом,
Ему все нипочем, хоть ударь кирпичом. (Подорожник) «Кошачья» травка – больным поправка.
Корешок в аптечку, чтоб помочь сердечку. (Валериана) Горькая травка, а животу поправка.
И сама душистая, и лечит чисто. (Полынь)
Как остановить кровь? Чем? (тысячелистником)
Фотографии на слайдах появляются после ответов детей.
А что мы ни в коем случае не будем рвать, и класть в рот? (на слайде появляются ядовитые растения)
Белену
Волчье лыко
Вороний глаз
Фотографии появляются после ответов детей. Дети комментируют свои ответы. V. Физминутка
Митя шел, шел, шел, белый гриб нашел.
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок,
Положил их в кузовок.
Дети имитируют движения Мити VI. Изучение нового материала.
Природа. Природа живая и неживая. (актуализация знаний)
Учитель. Что такое природа?
Учащиеся. Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека.
Учитель. Какая бывает природа?
Учащиеся. Живая и неживая. (На слайде № 4 появляются поочередно слова: природа, потом – живая и неживая)
Учитель. Какие признаки живого нам известны?
Учащиеся . Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает.
Учитель. Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу?
Учащиеся. На мир животных и мир растений. (на слайде № 4 появляются слова – растения, животные)
Работа над новым материалом.
. Определение темы урока.
Отгадайте загадку и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы -
Нет под шапкой головы.
Дети. Это гриб. Речь пойдет о грибах.
Учитель. Как вы догадались?
Дети. У гриба есть шапочка – шляпка, растет в траве в лесу.
Постановка целей урока:
Учитель: Ответьте на мой вопрос
- Что вы хотите узнать о грибах? (на доске можно написать ответы детей)
Учитель. А что вы знаете о грибах?
Цели урока : (на слайде № 5)
Узнаете о строении грибов, их разнообразии, отличительных признаках, о съедобных и ядовитых грибах, правилах сбора, значении в природе и для человека.
Будете учиться внимательно слушать, наблюдать, сравнивать,
Появится интерес к изучению природы
Научитесь бережному отношению к природе
Учитель . Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
Ответы детей.
– Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?
Дети. Опята, подберезовики, сыроежки.
Учитель. Я вижу, что вы вполне готовы к работе 3. Определение места грибов в природе.
Учитель: – Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа?
- Живая.
- Почему?
- Грибы появляются (рождаются), растут, умирают...
- А к какому миру живой природы можно отнести грибы?
- К миру растений.
-- Почему?
- Они растут из земли.
- А какие части растений нам известны?
- Корень, стебель, ветки, листья, плод.
- Есть ли они у грибов?
- У грибов нет листьев, стебля, веток.
- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?
- Нет.
- А к миру животных?
- Тоже нет.
- Так что же это такое – грибы?
- Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные.
Учитель. Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру животных, ни к миру растений. (на слайде № 4 появляется царство грибов)
Учитель. – А какая часть гриба упоминалась в загадке?
Дети. Шляпка.
Учитель . Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными. 4. Физкультминутка для глаз.
5. Строение гриба (слайд № 6)
- Прочитайте и назовите части гриба.
6. Где растут грибы?
Учитель. Попробуйте отгадать место , где растет гриб, по его названию.
Подберезовик –
Подосиновик –
Поддубовик –
Моховик –
Опята -
- Правильно, грибы растут под деревьями, на корнях. (слайд № 7)
Да, многие грибы растут под конкретными деревьями: например, маслята – под хвойными, белые – под дубами... Почему так происходит?
Дети предлагают свои версии.
– Рассмотрите иллюстрацию. Что видите?
Дети. Нити грибницы переплетаются с корнями деревьев.
Учитель. Как вы думаете, что при этом происходит?
Дети обсуждают, читают текст в учебнике.
Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница, в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница!
7. А теперь познакомимся с грибами.
Учитель - Как вы думаете, на какие группы можно разделить грибы? (слайд № 8)
Учитель. А теперь проверим, знаете ли вы грибы. На слайде появятся грибы, а вы скажите его название. (слайды №№ 9 – 29 – по желанию учитель выбирает только грибы, которые ему необходимо для урока в конкретном классе)
Например:
8. Физкультминутка для глаз.
9. Ядовитые грибы.
Учитель: Все ли грибы можно употреблять в пищу?
Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти, поэтому при сборе грибов надо быть очень внимательными и брать только те грибы, которые вам известны, а незнакомые грибы лучше не трогать.
Отгадайте загадки про ядовитые грибы.
У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его не украсил.
Ты не трогай этот гриб. Учти – он очень ядовит!
Смотри, не бери его с полянки!
Его называют ,,,,бледной поганкой!
С красной шапочкой в горошек
Он известен с давних пор.
Не клади его в лукошко
Он зловредный ………. Мухомор.
Желчный гриб.
10. Сбор грибов. (слайд № 37 )
- Как правильно собирать грибы? (слайд)
Рассмотрите рисунки (под ними отсутствуют сначала подписи – правильно-неправильно) и попробуйте сделать вывод о правильности такого способа сбора грибов.
Грибы нужно осторожно, не повреждая грибницу, выкручивать. Так не загниют остатки гриба, и на этом месте вырастет новый гриб.
11. Дополнительные сведения о грибах (материал дается на повышенном уровне):
- белка заготовляет на зиму до 600 г сухих грибов; - быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик – по 4 см в сутки; - во время Великой Отечественной войны, когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала, медсестры собирали грибы-трутовики – они успешно заменяли вату.
Минутка эрудита.
Если одна белка на зиму заготовит 600 г сухих грибов, то сколько заготовят две белки?
Какой высоты вырастет подберезовик за неделю?
Какое свойство трутовика помогало медсестрам в войну?
VII. первичное закрепление изученного .
Игра «Узнай гриб» Учитель показывает слайды, читает описания грибов. Дети должны узнать гриб. По команде на экране появляются слайды с правильным ответом. (слайды №№ 30 – 36)
VIII. контроль усвоения знаний
Тест. (слайд) Тест с самопроверкой. Детям предлагается отвечать знаками «+» или «-». Ответы к заданиям появятся после выполнения .
Грибы – это часть живой природы?
| +
| Грибы – это растения?
| -
| Гриб состоит из таких частей: шляпка, ножка, корень?
| -
| Под землей у гриба грибница?
| +
| Мухомор – ядовитый гриб?
| +
| У бледной поганки есть чашечка?
| +
| Ядовитые грибы нужно сбивать?
| -
| Собирать нужно все грибы: и старые, и молодые?
| -
| Грибы нужны лесу?
| +
| IX. домашнее задание.
Базовый уровень. Описать один из грибов на страницах 29 и 31 по плану:
1. Название
2. Размер
3. Где растет.
4. Цвет шляпки, ножки.
5. Съедобный или несъедобный.
Повышенный уровень Подготовить сообщения о грибах, которые не были названы на уроке.
X. Рефлексия
1. Продолжи предложение
- Я получил ответ на вопрос………(назови вопрос)
- Я узнал, что…..
- Я понял, что…….
2. В размещенные на доске две корзинки детям предлагается разместить грибы: боровички, если они считают свою работу на уроке успешной, если много интересного и нового они узнали, и мухоморы, если материал урока для них был неинтересный и работа на уроке была неуспешна.
Учреждение образования
Администрации Московского района г. Минска
СШ № 209
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ПО КУРСУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»,
ПРОВЕДЕННОГО ВО 2 «Б» КЛАССЕ
Тема урока: «ГРИБЫ»
Учитель Кудош Марина Алексеевна
Высшая категория, стаж 18 лет.
2006 – 2007 уч. год |