№
| Тема урока
| Кол
час.
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Виды
контроля,
измерит.
| Планируемые результаты освоения материала
| Д/З
| Дата
проведения
|
план
| фактич
|
|
1
| Введение.
Изучение природы человеком
Науки о природе.
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Знакомятся с требованиями к уроку, с понятиями «тело», «вещество», «явление природы».
| Заполнение таблицы
| З. Комплексы наук о природе. У.Использовать знания о природных процессах и явлениях в практической деятельности.
Н. работать с учебником.
| Стр.
6-14 Ртс 6-8
|
2.09.
|
|
2
| Методы изучения природы.
Оборудование для научных исследований. П/р №1 «Знакомство с назначением и правилами ТБ использования лабораторного оборудования».
|
1
|
Урок-практикум
| Знакомятся с методами изучения окружающей действительности.
Рассматривают оборудование, описывают назначение.
| Правила ТБ
| З. о методах их изучения.
У. вести наблюдение за изменениями природы.
Н. закрепить на практике умение вести наблюдения за изменениями в природе.
З. об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы.
У. различать лабораторное оборудование.
|
Стр.
15-19
Ртс 8-10
|
4.09.
|
|
3
| Великие естествоиспытатели.
| 1
| Комбинированный.
| Составляют схему.
|
| З. о вкладе в науку великих естествоиспытателей.
У. Объяснять вклад ученых в естествознание.
Н. работать с дополнительным материалом
|
Стр.
21-22
Ртс 11-13
|
9.09
|
|
|
4
| Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную.
| 1
| Урок формирования новых знаний.
| Воспринимают речь учителя, выделяют главное.
|
| Знать современное определение Вселенной, представление о Вселенной у древних людей. Взгляды Пифагора на форму Земли. Н. работать с таблицами.
| Стр.
24-25, 28.
Ртс 15-17
|
11.09
|
|
5
| Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею
| 1
| Комбинированный
| Сравнивают системы мира Аристотеля и Птолемея.
| Работа со схемой.
| Знать: суть модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею. У. Распознавать модели Вселенной разных ученых. Н. работать с таблицами
|
Стр.
26-28
Ртс 17
|
16.09
|
|
6
| Николай Коперник и его модель Вселенной.
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с различными типами справочных изданий. Сравнение системы мира Коперника с другими.
| Работа со схемой и таблицей
| З. Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Система мира по Копернику.
У. Распознавать модели Вселенной разных ученых.
Н. конкретизировать основные события.
| Стр.
29-30
Р.т. Уп-р.5.стр.19
|
18.09
|
|
7
| Дж. Бруно и Г. Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника.
| 1
| Комбинированный
| Сравнивают, анализируют, делают выводы.
| Самостоятельное чтение с.10-11
| З. Развитие учения Н. Коперника итальянскими учеными: Бруно и Галилеем.
| Стр.
30-32
Ртс 18-20.
|
23.09
|
|
8
| Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы.
| 1
| Урок формирования новых знаний.
| Описывать одну из планет Солнечной системы. Наблюдать суточное движение солнца и звезд.
| Работа по карточкам, заполнение таблицы
| З. Строение и состав Солнечной системы, понятие о небесных телах.
Уметь указывать на модели положение Солнца в Солнечной системе. Составлять сообщения самостоятельно, используя дополнительную литературу.
Н. работать с различными источниками знаний.
|
Стр.
34-36, 38.Ртс.
20-22
|
25.09
|
|
9
| Планеты-гиганты и маленький Плутон.
| 1
| Урок формирования новых знаний.
| Работа с различными типами справочных изданий.
| Работа со схемой и таблицей
| Знать названия, характеристику планет Солнечной системы.
У. проводить сравнение.
Н. различать и показывать планеты- гиганты
| Стр.39-42. Поду-майте
№1 стр.42.
|
30.09
|
|
10
| Спутники планет.
| 1
| Комбинированный
| Самостоятельная работа с текстом учебника.
|
| З. понятие о Луне.
У. вести наблюдения; Н.закрепить понятия о небесных телах.
| Стр.
36,40
Ртс.24. упр.5
|
2.10
|
|
11
| Астероиды. Кометы.
| 1
| Комбинированный урок
| Составление краткого конспекта.
| Заполнение таблицы.
| Знать определение «астероида», «кометы». З. понятие об астероидах, кометах, метеорах и метеоритах.
У. проводить сравнение. Н.различать и показывать небесные тела на таблицах.
|
Стр.
43-44,46
Ртс
25-27.
|
7.10
|
|
12
| Метеоры. Метеориты.
| 1
| Комбинированный
| Самостоятельная работа с текстом учебника.
|
| З. понятие об метеорах и метеоритах.
У. проводить сравнение. Н.различать и показывать небесные тела на таблицах.
|
Стр. 45,46.
Ртс.25-26.
|
9.10
|
|
13
| Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда. Практическая работа № 2
«Наблюдение за движением Солнца и звезд. Нахождение созвездий. Нахождение млечного Пути».
| 1
| Комбинированный
| Беседа.
| Работа со словарем на с.52.
| З. Разнообразие звезд по размерам, цвету, яркости, температуре, их расположенности относительно Земли.
У.обосновывать принадлежность Солнца к звезде.
Н.находить Полярную звезду, работать с звездной картой
|
Стр.48-49.
Ртс 27
|
14.10
|
|
14
| Многообразие звезд.
Практическая работа № 3. Работа с подвижной картой звездного неба».
| 1
| Урок применения умений и навыков.
| Проводить наблюдения природных объектов. Наблюдать суточное движение звезд.
| Работа по карточкам
| Знать, что звезды - гигантские пылающие шары, находящиеся на очень больших расстояниях от нашей планеты;
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника.
| Стр.49-50.
Ртс
27-28.
|
16.10
|
|
15
| Созвездия.
| 1
| Урок формирования новых знаний.
| Проводить наблюдения природных объектов.
|
| Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
| Стр
50
Ртс
28-29
|
21.10
|
|
16
| Обобщающий урок по теме «Вселенная»
| 1
| Урок контроля знаний.
| Выполняют задания.
| Вопросы-задания, тесты.
|
|
Ртс 32-33
|
23.10
|
|
17
| Повторение по теме «Вселенная»
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Работать с различными типами справочных изданий.
| Работа по карточкам.
| 1.Иметь представление об основных этапах развития взглядов людей на Вселенную. 2.Знать строение и состав Солнечной системы. 3.Отличие систем мира по Птолемею и Н. Копернику. 4.Различать планеты-гиганты и планеты земной группы. 5.Называть существенные признаки астероидов, комет, метеоров и метеоритов. 6.Различать звезды по цвету, размеру, температуре. 7.Знать названия четырех-пяти созвездия неба Северного полушария. 8.Различать два типа галактик. Уметь: 1.Наблюдать за звездным небом. 2.Находить основные созвездия северного полушария, пользуясь картой звездного неба. 3.Зарисовывать фазы Луны. 4.Находить на подвижной карте звездного неба созвездия, видимые в данном месте в данное время.
| Стр.52.Ртс.29-31.
|
28.10
|
|
|
18- 19
| Как возникла Земля. Ги-потезы о воз-нии Земли. Как возникла Земля. Ги-потезы о воз-нии Земли.
| 2
| Урок формирования новых знаний.
| Описывать Землю как элемент Солнечной системы. Описывать форму и размеры Земли, ее строение.
Определять горные породы и минералы по образцу.
| Работа по карточкам
| З. основные гипотезы о возникновении Земли.
У. проводить сравнение.
Н. конкретизировать знания
| Стр.54-56,58. Стр.57.
Ртс.34-36.Подумайте стр.59
| 30.11
11.11
|
|
20
| Внутреннее строение Земли.
| 1
| Комбинированный .
|
| Знать как устроена планета Земля.
Уметь следовать правилам безопасности при проведении практических работ; сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам
|
Стр. 60
Ртс
36-37
|
13.11
|
|
21
| Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
| 1
| Комбинированный
| Работа с коллекцией горных пород и минералов.
|
| З. свойства и особенности происхождения горных пород. У. отличать горные породы от минералов. Н. работать с коллекцией горных пород
|
Стр.
61-62
Ртс
37-38
|
18.11
|
|