Рабочая программа по географии для 9 класса основного общего образования учителя географии





Скачать 317.78 Kb.
НазваниеРабочая программа по географии для 9 класса основного общего образования учителя географии
страница1/3
Дата публикации14.11.2014
Размер317.78 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3
МОУ Вощиковская основная общеобразовательная школа







Утверждена

Директор школы:________( Хорошкова М.Л.)

Приказ по школе №_78_ от «_2_» ___09._2013 г


Рабочая программа


по географии

для 9 класса основного общего образования

учителя географии

Краюхиной З.В.




2013 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по географии составлена на основе следующих документов:

  • в соответствии с ФК ГОС основного общего образования , 2004 года (основание: приказ МО РФ от 09.03.2004 № 1312)

  • Федеральный базисный учебный план 2004 г для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 05. 03. 2004 г. №1089)

  • Примерная программа основного общего образования по географии . Базовый уровень

  • Базовый уровень: авторская программа по географии 6-10 кл. / Под редакцией В.И. Сиротина. – М.: Дрофа, 2008.

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.2.2821-10);

Учебно – методическое сопровождение. УМК: При выборе УМК по учебному предмету «География» руководствовалась следующими документами: - стандартом общего образования по географии: - стандартом общего образования по географии;

- требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по географии;

- Федеральным перечнем учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012/13 уч.г., утвержденным приказом Минобразования России от 27 декабря 2011 г. N 2885. 1.Учебник географии. Алексеев А.И. Низовцев В.А. Ким Э.В. Лисенкова Г.Я. Сиротин В.И. География. Россия. Хозяйство и географические районы. «Дрофа», Москва, 2010. Допущен МО и науки РФ. Учебник написан с учётом основных тенденций изучения географии в современной школе и реализует комплексный подход к изучению курса географии своей страны в 8-9 классах. Курс «География России» состоит из двух частей. Текст учебника хорошо проработанный методический аппарат, разноуровневую систему вопросов и заданий, содержит большое количество карт, схем, графиков, фотографий.

2. Ким Э.В. Марченко Н.А. Низовцев В.А. Рабочая тетрадь для обучающихся.К учебнику под редакцией А.И. Алексеева «география России. Хозяйство и географические районы».2012

3.Румянцев А.В. Ким Э.В. Дронов В.П. География. Методическое пособие.2008

4. Петрушина Н.П. Ким Э.В. География России. Хозяйство и географические районы. Рекомендации к планированию уроков. 9 класс. 2009

5. Петрова Н.Н. Новый образовательный стандарт. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии.9 класс. 2006

6. Географический атлас и контурные карты.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 70 часов (при 35 недельном обучении) для обязательного изучения учебного предмета в 9 классе из расчета 2 учебные часа в неделю. В 9 классе изучается 2 часть курса «География России» - «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России».

Курс «География России» завершает географическое образование обучающихся основной школе.  Он содержит основное количество информации, проверяемой в рамках ЕГЭ. Учебник Алексеева является логическим продолжением первой книги учебника. Рецензентами отмечается высокий потенциальный уровень учебника, отражающего современные требования к школьной географии. Отмечается новизна содержания, в котором нашла отражение идея комплексной характеристики территории России. Авторы вводят понятие географического района. Хорошо прослеживается идея гуманизации, заявленная в первой книге; при характеристике районов показана жизнь людей, особенности их быта и культуры. Цели: - освоение знаний об основных географических понятиях; о своей родине – России во всём её разнообразии и целостности; географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий, об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;

- овладение умениями использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к использованию гео знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Содержание программы включает ряд новых подходов. При изучении раздела 1 «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, ее особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами.

Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни страны. Раздел 2 «Районы России» включает темы: «Европейская часть России» и «Азиатская часть России».

Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить следующие:

1.формирование «образов» отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счет комплексной (физико-, социально-, культурно-географической) характеристики;

2.углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Дается полная характеристика отраслей специализации данной территории. Это позволяет использовать метод сравнения при изучении других районов.

В заключительной теме «Россия в мире» рассматриваются внешние экономические связи нашей страны, особенности ее взаимоотношений с соседними государствами, раскрываются существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи с этими государствами, география государств нового зарубежья, оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией, объекты мирового природного и культурного наследия.

Ставится также цель обобщить изученный материал на более высоком мировоззренческом уровне и подготовить учащихся к восприятию нового курса «Экономическая и социальная география мира», изучаемого в 10 классе, дать логическое завершение курсу «География России». Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.) , широкого использования источников географической информации(картографических, графических, статистических, текстовых и др.)

Использование резервного времени. Резервные часы (2 часа) использовала: - для обобщающего повторения за курс географии основной школы - проведения итогового тестирования.

В рамках курса «География России» согласно требованиям ФКГОС по географии 2004 года изучается раздел «География своей республики (края, области)», который включает следующие содержательные элементы – характеристика современного хозяйства, внутренних различий районов и городов; - достопримечательности; - топонимика. Для организации изучения географии своей области в рамках курса «Географии России» использую включение элементов краеведческого содержания в отдельные темы курса.

В раздел «Хозяйство России» включены дополнительные темы по развитию хозяйства Ярославской области.

1. ТЭК Ярославской области 2. Химико-лесной комплекс Ярославской области 3. АПК Ярославской области 4. Машиностроительный и транспортный комплексы Ярославской области, рекреационное хозяйство. А также в теме «Районы России» 1. Восточно-Европейская равнина. 2. Волга. 3. Центральная Россия. Количество и тематика итоговых практических работ соответствует примерной программе основного общего образования по географии и авторской программе А.И. Алексеева.

Кабинета географии в школе нет.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии ученик должен знать/понимать

* основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

* географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

* географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

* специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

* природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Уметь * выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

* находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

* приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

* составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

* определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

* применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

* ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

* учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

* наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

* решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;*проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических геоинформационных. Требования к уровню подготовки обучающихся прописаны в календарно- тематическом планировании поурочно. В конце учебного года каждый обучающийся защищает информационный проект по географии. Темы на выбор предлагаются в 1 полугодии.


Тематическое планирование по географии 9 класс, География России. Хозяйство и географические районы.

(70 часов, 2 часа в неделю)

№ п\п

Наименование темы

Всего

часов










Основное содержание по темам

Практические работы




Раздел 1 РАЗДЕЛ 1 ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

18

Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве.Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.

Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.


№ 1. Характеристика одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

№ 2. Характеристика одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам

№ 3. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

№4 «Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства»

№5 «Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности»

№ 6 «Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны ( в т. ч. своей местности) на основе анализа карт»

№7 «Выделение на контурной карте главных промышленных и с\х районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий»

№ 8 « Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, с\х и транспортом. Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество»






РАЗДЕЛ 2. РЕГИОНЫ РОССИИ.


42

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.

Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.


№ 9 . Анализ разных видов районирования России

№10 «Оценка ЭГП Центральной России»

№11 «Составление маршрутов путешествий по достопримечательным местам Центральной России

( памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России и др.)»

№12 «Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем»

№13 «Нанесение на контурную карту городов Поволжья. Сравнительная характеристика(оценка) двух городов ( на выбор) по транспортно-географическому положению, историко- культурной и хозяйственной роли в жизни страны»

№14 «Сравнение природных условий западной и восточной частей Северного Кавказа»

Продолжение №14 «Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по развитию АПК и рекреационного хозяйства»

1
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по географии для 9 класса основного общего образования учителя географии iconПояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса
Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по географии для 9 класса основного общего образования учителя географии iconПояснительная записка к рабочей программе по географии 11 класса
Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по географии для 9 класса основного общего образования учителя географии iconРабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких,...
Минобразования России от 05. 03. 2004 №1089 Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального...
Рабочая программа по географии для 9 класса основного общего образования учителя географии iconРабочая программа по географии для 9 класса учителя I квалификационной...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)
Рабочая программа по географии для 9 класса основного общего образования учителя географии iconОбразовательная программа для 7 класса предусматривает обучение географии...
Настоящая образовательная программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного...
Рабочая программа по географии для 9 класса основного общего образования учителя географии iconРабочая программа по географии для 5 класса учителя биологии высшей категории
Рабочая программа по географии линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным...
Рабочая программа по географии для 9 класса основного общего образования учителя географии iconРабочая программа по географии составлена для 5-9 классов на основе...
Мбоу «Гимназия №1» муниципального образования город Ноябрьск, примерной программы основного общего образования по географии с учетом...
Рабочая программа по географии для 9 класса основного общего образования учителя географии iconРабочая программа учебного курса география 6 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии под редакцией А. И. Алексеева (М.: Просвещение, 2009), примерной...
Рабочая программа по географии для 9 класса основного общего образования учителя географии iconРабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка
Курс географии построен в соответствии' с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки...
Рабочая программа по географии для 9 класса основного общего образования учителя географии iconРабочая программа по географии для 7 класса общеобразовательной школы...
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 7-го класса общеобразовательной средней школы
Рабочая программа по географии для 9 класса основного общего образования учителя географии iconМахов С. И. География. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии под редакцией А. И. Алексеева (М.: Просвещение, 2009), примерной...
Рабочая программа по географии для 9 класса основного общего образования учителя географии iconРабочая программа по географии среднего общего образования для 11 класса
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии Холиной В. Н. (М.: Просвещение, 2009), федерального компонента...
Рабочая программа по географии для 9 класса основного общего образования учителя географии iconРабочая программа по географии Пояснительная записка
Образовательная программа по географии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии
Рабочая программа по географии для 9 класса основного общего образования учителя географии iconРабочая программа По географии в 7 классе Составлена в соответствии
Курс географии построен в соответствии' с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки...
Рабочая программа по географии для 9 класса основного общего образования учителя географии iconРабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень, авторской программы по географии. 6-10 кл....
Рабочая программа по географии для 9 класса основного общего образования учителя географии iconСагировой Ландыш Мазиповны по географии для 7 класса 2011 2012 учебный...
Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск