Пояснительная записка
к образовательной программе по географии в 7классе
Настоящая образовательная программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по географии и программы по географии для 7 класса
В образовательной программе нашли отражение цели и задачи обучения географии на ступени основного (или среднего (полного) общего образования изложенные в пояснительной записке к примерной программе по географии.
Образовательная программа ориентирована на использование учебника «География» (указать автора и год издания) включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год.
Согласно действующему учебному плану школы образовательная программа для 7 класса предусматривает обучение географии в объеме 2 часа в неделю.
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.
Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.
В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
В результате изучения географии ученик должен
1.3нать/понимать
•
• географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
•
• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
2.Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
3. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
4. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
5. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
6. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п/и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране
Образовательная программа ориентирована на использование пособий для учителя:
География в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
География . Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
Тематический тестовый контроль: География материков и океанов 7кл С.С Дюкова, География материков и океанов 7к. Л.И.Саубанова, А.С Тайсин.
Методическое пособие по географии материков и океанов. 7 кл. В.А.Коринская.И.В.Душина. В.А.Щенева.
Методическое пособие. Наш дом –Земля.Материки, океаны, народы и страны 7 кл.В.А.Коринская.И.В.Душина. В.А.Щенева.
Поурочные планы 7.кл. Т.Н. Воронцова
Опорные конспекты в обучении географии 7 кл.Т.М.Беннькович
Поурочные планирование географии материков и океанов. 7 кл.Г.Н.Элькин.
Электронные учебные пособия: Наш дом –Земля.Материки, океаны, народы и страны 7кл
и дополнительной литературы для учащихся:
Справочник школьника 6-10 кл. Издательский дом «Дрофа» 19997г
Энциклопедический словарь . География России А.П.Горкин 1998г Москва. Научное издательство.
Географический Атлас мира.
Азбука природы.
По материкам и океанам Н.П.Смирнова, А.А.Шибанова.
Биогеография материков и океанов. П.П Второв, Н.Н. Дроздов.
роки
| № урока
| Тема урока
| Образовательный стандарт/Планируемые результаты подготовки учащихся:
| НРК
| Практические работы
| Домашнее задание
| ВВЕДЕНИЕ – 3 ЧАСА
|
| 1
| Что изучают в курсе географии материков и океанов?
| Учащиеся должны показывать материки и части света; приводить примеры островов материковых, вулканических, коралловых, давать характеристику карты, уметь читать и анализировать карту.
|
|
| Стр3-6
Стр. 6 вопр
|
| 2
| Как люди открывали и изучали свою Землю?
|
|
| 1.2
|
| 3
| Карты материков и океанов. Разнообразные источники географической информации.
| Карта РТ
|
| 1 стр 6-15
| Раздел I ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ - 14 часов
|
| 4
| Состав и строение литосферы.
| Учащиеся должны уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры; объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков; называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики; делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов; показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод; приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков; приводить примеры природных комплексов, составлять простейшие схемы взаимодействия природных компонентов.
| Геология РТ
|
| 2. стр27-33, вопр.
|
| 5
| Рельеф Земли. Карта строения земной коры. Взаимосвязь строения земной коры, рельефа и размещения полезных ископаемых.
| Рельеф РТ
|
| 3 стр33-36
| ТЕМА 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ - 3 ЧАСА
|
|
|
|
|
| 6
| Климатообразующие факторы. Распределение температуры и осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах.
| Особенности погоды своей местности
|
| 4,5
Стр37-46
|
| 7
| Климатические пояса Земли.
| Климат РТ
| 1. Обозначение на контурной карте климатических поясов Земли и их основных характеристик. 2. Описание климатических поясов по картам атласа.
| 6
Стр46-50
Вопр стр50
| ТЕМА 3. МИРОВОЙ ОКЕАН - ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ГИДРОСФЕРЫ - 5 ЧАСОВ
|
|
|
|
|
| 8
| Воды Мирового океана.
|
|
| 7,8
|
| 9
| Океан как среда жизни. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
|
|
| 9
|
| 10
| Тихий океан - уникальный географический объект Земли. Географическое положение, русские имена на карте океана, природа, хозяйственная деятельность в океане. Индийский океан.
|
|
|
| 34
Стр199-211,вопр
|
| 11
| Атлантический океан - самый обжитый и освоенный. Северный Ледовитый океан - хозяйственное использование, экологические проблемы.
|
|
| 35,38.
Повторить изученное
|
| 12
| Урок обобщения по теме "Океаны".
|
|
|
| ТЕМА 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА - 4 ЧАСА
|
|
|
|
|
| 13
| Строение и свойства географической оболочки. Этапы развития географической оболочки.
|
|
| 10
Стр69-74
|
| 14
| Общие географические закономерности - целостность, зональность, ритмичность, их значение для жизни и хозяйственной деятельности людей.
|
|
| 11
Стр74-78
|
| 15
| Разнообразие природы Земли как проявление действия зональных и азональных факторов.
|
| ПК своей местности
|
| 12
Стр78-82
|
| 16
| Урок обобщения по разделу "Главные особенности природы Земли".
|
|
|
| Раздел II ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ - 2 часа
|
| 17
| Основные причины и пути расселения человека на Земле. Современные региональные различия в плотности населения.
| Учащиеся должны иметь представление об основных путях расселения человека по материкам, о главных областях расселения, о разнообразии видов хозяйственной деятельности людей.
Учащиеся должны уметь читать комплексную карту, показывать наиболее крупные страны мира.
| Заселение территории РТ
| Обозначение на контурной карте крупнейших государств мира.
| 13
Стр 83-85
|
| 18
| Основные виды хозяйственной деятельности людей. Комплексная карта.
| Хозяйственная деятельность
|
| Стр85-89
| РАЗДЕЛ III ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ - 41 ЧАС
| ТЕМА 1. ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ - 1 ЧАС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 19
| Географическое положение Африки. История исследования Африки
|
|
| Обозначение на контурной карте береговой линии Африки. (Моря, заливы, проливы, острова, полуострова, крайние точки).
| 14. зак п.р
|
| 20
| Рельеф и полезные ископаемые.
|
| (продолжение). Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, рек и озер.
| 15 стр96-99
|
| 21
| Африка - самый жаркий материк. Климат
|
| 16
Стр99-103
|
| 22
| Внутренние воды.
|
|
| 17 стр104-106
|
|
| 23
| Природные зоны Африки. Различная среда жизни людей. Изменение их под влиянием деятельности человека. Охрана природы
|
|
| 18-19
|
| 24
| Население Африки, политическая карта.
|
|
| 20
|
| 25
| Арабские страны Северной Африки: особенности природы, население - быт, традиции, нравы (изучаемые страны должны быть наиболее типичными для данного региона - по выбору учителя).
|
|
|
21
|
| 26
| Страны Центральной, Западной и Восточной Африки - калейдоскоп природных и социальных особенностей.
|
|
| 21.1
|
| 27
| Страны Южной Африки - богатый природными ресурсами и наиболее развитый в хозяйственном отношении регион.
|
|
|
| 22
Повторить изучен.
|
| 28
| Урок обобщения по теме: «Материк Африка»
|
|
|
| Тема 3. Австралия и Океания - 3 часа
|
|
|
|
|
| 29
| Географическое положение, история исследования, особенности природы материка.
|
| Практическая работа с контурной картой.
| 23,24стр139-150
|
| 30
| Население. Австралийский Союз - страна-материк.
|
|
| 25.стр150-154
|
| 31
32
| Океания.
Повторение темы : «Австралия»
|
|
| 154-159, вопр.
Повт. изучен
| Тема 4. Южная Америка - 7 часов
|
|
|
|
|
| 33
| Географическое положение, история исследования материка.
|
| Практическая работа с контурной картой.
| 27 стр 162-164
|
| 34
| Особенности рельефа.
|
|
| 28.стр164-167
|
| 35
| Климат и внутренние воды. Южная Америка - самый влажный материк.
|
|
| 29
|
| 36
| Почвенно-растительные зоны Южной Америки.
|
|
| 30
|
| 37
| Население. Страны Востока материка.
|
| Комплексная характеристика одной из стран или природных областей.
| 31,32
|
| 38
39
| Андийские страны (изучение по выбору) Повторение темы :
«Южная Америка»
|
| 33
Стр193-198.
Под.к тесту
| Тема 5. А
нтарктида - 3 часа
|
|
|
|
|
| 40
| Антарктида - уникальный по географическому положению и природе материк.
| Вклад ученых в открытии Антарктиды
|
| 36
|
| 41
| Освоение ледяного материка
|
|
| 37, повторить изученное
|
| 42
| Урок обобщающего повторения по южным материкам.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 7. Северная Америка - 7 часов
|
|
|
|
|
| 43
| Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки.
|
| Практическая работа с контурной картой.
| 39.
Стр237-241
|
| 44
| Особенности рельефа и полезные ископаемые.
|
|
| 40
|
| 45
46
| Климат Северной Америки
Внутренние воды Северной Америки
|
| Сравнительная характеристика климата отдельных территорий материка.
| 41, вопр
|
| 47
| Природные зоны, изменения природы под влиянием деятельности человека.
|
|
| 42,стр
252-258
|
| 48
| Население материка и страны (по выбору).
|
|
| 43,44
Стр259-264
|
| 49
| США - одна из ведущих стран современного мира. Природа, население, хозяйство.
|
|
| 45
Стр264-269
|
| 50
| Обобщение по теме: «Материк Северная Америка
|
|
|
| Тема 8. Евразия - 15 часов
|
|
|
|
| 51
| Географическое положение, история исследования материка
|
|
| Практическая работа с контурной картой.
| 46
Стр275-278
|
| 52
| Рельеф и полезные ископаемые Евразии.
|
| Практическая работа с контурной картой.
| 47
|
| 53
| Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей.
|
|
| 48
|
| 54
| Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение.
|
|
| 49
|
| 55
| Природные зоны материка.
|
| Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии по 40° с. ш. Выявление причин сходства и различий в чередовании зон.
| 50
п/р закончить
|
| 56
| Зарубежная Европа. Страны Северной Европы.
|
|
| 51,52
|
| 57
| Страны Средней Европы.
|
|
| 53,54,55
|
| 58
| Страны Восточной Европы.
|
|
|
| 56
|
| 59
| Страны Южной Европы.
|
|
| 57
|
| 60
| Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии.
|
|
| 58
|
| 61
| Страны Центральной Азии.
|
|
| 58.2
|
| 62
| Страны Восточной Азии.
|
|
| 59
|
| 63
| Страны Южной Азии.
|
|
| 61
|
| 64
| Страны Юго-Восточной Азии.
|
|
| 62
повторить
|
| 65
| Урок обобщающего повторения по материкам Северного полушария.
|
|
|
|
| 66
| Закономерности географической оболочки, влияние их на жизнь и деятельность людей.
| Учащиеся должны приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки - целостность, ритмичность, зональность, и объяснять влияние их на жизнь и деятельность человека, называть разные виды природных ресурсов, приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.
| Закономерности географической оболочки, влияние их на жизнь и деятельность людей в РТ
|
|
63
|
| 67
| Природные условия и природные богатства и влияние их на жизнь людей.
|
|
| 64
|
| 68
| Изменение природы под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
|
|
| 64 повторить приготовится к тесту
|
| 69
| Экскурсия по изучению природного комплекса
|
|
|
|
| 70
| Итоговый урок . Игра « По материкам и странам»
|
|
|
|
| |