Технология и народные промыслы.
6 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Тематический план разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
В процессе трудового обучения ставятся задачи:
-воспитывать тудолюбие,внимательность, самостоятельность,чувство ответственности;
-формировать эстетический вкус;
-прививать уважительное отношение к труду,навыки трудовой культуры,аккуратности;
-совершенствовать формы профориентации учащихся;
-развивать логическое мышление и творческие способности;
-научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания, полученные на уроке.
В соответствии с этим р е а л и з у е т с я:
– модифицированная программа, разработанная на основе федеральной типовой программы «Технология. Трудовое обучение 5–11 классы», Министерства образования и науки РФ (под ред. Ю. Л. Хотунцева, В. Д. Симоненко, 2008).
На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования области «Технология», реализуется базисный уровень усвоения материала. Программа предполагает обучение в объеме 70 часов в 6 классе.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса (базовый уровень)
Перечень знаний и умений, формируемых у школьников 6 классов
Учащиеся должны знать:
возможности использования ЭВМ в информационных технологиях;
санитарные требования к помещению кухни и столовой; правила работы с горячими маслами и жирами, мытья посуды;
общие сведения о значении минеральных солей и микроэлементов в жизнедеятельности организма, о кулинарном значении, питательной ценности и химическом составе молока; способы определения качества молока, способы сохранения свежего молока, технологию приготовления молочных супов и каш;
общие сведения о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря, о возможности кулинарного использования рыбы разных пород, методы определения качества рыбы;
способы первичной обработки рыбы, технологию приготовления рыбной котлетной массы и рыбных полуфабрикатов, способы тепловой обработки рыбы;
виды жаренья продуктов, их отличительные особенности, посуду и инвентарь для жаренья;
технологию приготовления кулинарных блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря, способы определения готовности и правила подачи рыбных блюд к столу;
правила варки крупяных каш различной консистенции, особенности приготовления блюд из бобовых и макаронных изделий, соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш и гарниров;
способы приготовления теста, виды пищевых разрыхлителей теста, технологию выпечки блинов, оладий, блинчиков;
виды и кулинарные свойства крахмала, технологию приготовления компотов и киселей; правила сервировки стола к ужину;
общие сведения о процессах, происходящих при солении и квашении овощей, технологию квашения капусты, засолки огурцов, помидоров, грибов, зелени, мочения яблок;
значение композиции в интерьере, способы оформления интерьера, роль освещения в интерьере, санитарно-гигиенические требования к уборке жилых и производственных помещений;
правила санитарии, гигиены, безопасной работы с колющим и режущим инструментом, с электрооборудованием, электронагревательными приборами;
основы семейного уюта;
традиционные и семейные праздники, правила соблюдения траура, выражение соболезнования;
способы получения натуральных волокон животного происхождения, получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях, свойства натуральных волокон животного происхождения, нитей и тканей на их основе, саржевые и атласные переплетения;
принцип действия механизмов преобразования движения, их обозначения на кинематических схемах; назначение, устройство и принцип действия регуляторов швейной машины;
композицию, ритм, орнамент, раппорт в вышивке, холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета, способы увеличения и уменьшения рисунка;
эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью, материалы и отделки, применяемые при изготовлении юбок, основные конструкции юбок, правила снятия мерок и их условные обозначения, основные приемы моделирования конических и клиньевых юбок, правила подготовки выкройки к раскрою;
назначение, конструкция, условные графические обозначения и технология выполнения следующих швов: настрочного с открытым срезом, настрочного с одним закрытым срезом, шва встык, накладного с двумя закрытыми срезами, основные технологические приемы обработки юбки;
правила подготовки ткани к раскрою и технологию раскроя ткани, технологическую последовательность обработки юбки;
основные требования по уходу за одеждой и обувью;
санитарно-гигиенические требования к предметам и средствам ухода за волосами; требования к прическе.
Учащиеся должны уметь:
использовать ЭВМ для хранения и получения необходимой информации; проводить визуальную оценку экологического состояния водоемов;
работать с бытовыми электроприборами, с моющими и чистящими химическими веществами, мыть посуду, применять моющие и дезинфицирующие средства для мытья посуды;
определять качество молока, проводить его тепловую обработку, готовить молочные супы и каши, оценивать качество готовых блюд;
определять качество рыбы, оттаивать мороженую и вымачивать соленую рыбу, проводить первичную обработку рыбы, приготавливать рыбную котлетную массу с помощью мясорубки, варить и жарить рыбу и рыбные полуфабрикаты, готовить блюда из рыбной котлетной массы, определять готовность рыбных блюд, подавать их к столу;
проводить первичную обработку круп, бобовых и макаронных изделий; варить крупяные рассыпные, вязкие и жидкие каши, готовить запеканки, крупеники, котлеты, биточки из круп, варить бобовые и макаронные изделия;
приготавливать тесто и выпекать блины, оладьи, блинчики, варить компоты и кисели;
готовить ужин, сервировать стол к ужину, принимать гостей;
квасить капусту, проводить первичную обработку и засолку огурцов, томатов, зелени, грибов;
выполнять эскизы интерьера детской комнаты, проводить сухую и влажную уборку, пользоваться пылесосом и другими электробытовыми приборами;
определять раппорт саржевого и атласного переплетения, лицевую и изнаночную стороны и дефекты ткани;
регулировать качество машинной строчки, устанавливать иглу в швейную машину, подбирать иглу и нить в зависимости от вида ткани, определять неполадки швейной машины, вызванные неправильной установкой иглы, чистить и смазывать швейную машину;
подбирать одежду к традиционным праздникам, строить симметричный узор, орнамент в квадрате, в полосе, определять размер и место узора на изделии, подбирать нитки по цвету, тональности, насыщенности, выполнять счетные швы и свободную вышивку по рисованному контуру;
подбирать ткань и отделку для изготовления юбки, снимать и записывать мерки, читать и строить чертежи конической и клиньевой юбок, моделировать конические и клиньевые юбки, подготавливать выкройки юбок к раскрою;
выполнять на швейной машине надстрочный шов с открытым срезом, надстрочный шов с одним закрытым срезом, шов встык, накладной шов с двумя закрытыми срезами, обрабатывать клиньевую и коническую юбки (обработка пояса юбки корсажной тесьмой, обработка застежки тесьмой «молния», застежки на крючки и петли, обработка низа юбки ручным и машинным способами, обметывание швов);
готовить ткань к раскрою, выполнять экономную раскладку выкройки на ткани, раскраивать коническую и клиньевую юбки,
подготавливать детали кроя к обработке, обрабатывать детали кроя, проводить примерку, определять и исправлять дефекты, выполнять окончательную отделку и определять качество готового изделия;
выполнять простейший ремонт подкладки и карманов, отпарывать и пришивать фурнитуру, подшивать низ брюк тесьмой.
Тематический план.
Разделы программы
| Количество часов
| Кулинария
| 14
| Физиология питания
| 2
| Технология приготовления пищи
| 10
| Заготовка продуктов
| 2
| Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
| 36
| Рукоделие. Художественные ремесла
| 12
| Элементы материаловедения
| 2
| Элементы машиноведения
| 4
| Конструирование и моделирование швейных изделий
| 6
| Технология изготовления швейных изделий
| 12
| Технология ведения дома
| 4
| Уход за одеждой и обовью
| 2
| Электротехнические работы
| 2
| Электромонтажные работы
| 2
| Творческие, проектные работы
| 10
| Резерв учебного времени (контрольные работы)
| 4
|
Содержание программы
Кулинария (14 час).
Физиология питания (2ч)
Основные теоретические сведения
Минеральные соли и микроэлементы, содержание их в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека. Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека. Суточная потребность в солях
Практические работы
Работа с таблицами по составу и количеству минеральных солей и микроэлементов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов. Обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных солях и микроэлементах.
.
Технология приготовления пищи (10ч).
Блюда из молока и кисломолочных продуктов (4ч)
Основные теоретические сведения
Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Виды молока и молочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока. Условия и сроки его хранения. Значение кисломолочные продукты в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов. Виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов. Практические работы
Первичная обработка круп. Определение качества молока. Приготовление молочного супа или молочной каши. Приготовление простокваши, кефира, творога в домашних условиях. Приготовление блюда из кисломолочных продуктов.
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря (2ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки рыбы.
Практические работы
Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Определение свежести рыбы органолептическим методом. Первичная обработка чешуйчатой рыбы. Варка и жаренье рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из рыбы.
Блюда из круп (2ч)
Основные теоретические сведения
Виды круп и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающих сохранение в них витаминов группы «В». Причины увеличения веса и объема при варке.
Практические работы
Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий.
Приготовление обеда в походных условиях(2ч)
Основные теоретические сведения
Обеспечение сохранности продуктов. Посуда для приготовления пищи в походных условиях. Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер противопожарной безопасности.
Практические работы
Расчет количества, состава и стоимости продуктов для похода.
Заготовка продуктов (2ч)
Основные теоретические сведения
Процессы, происходящие при солении и квашении. Консервирующая роль молочной кислоты. Сохранность питательных веществ в соленых и квашеных овощах. Время ферментации (брожения) квашеных и соленых овощей до готовности. Условия и сроки хранения.
Практические работы
Первичная обработка овощей перед засолкой. Подготовка тары. Определение количества соли и специй. Засолка огурцов или томатов. Квашение капусты.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов(36 ч).
Рукоделие. Художественные ремесла. (10ч).
Лоскутное шитье
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно- прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.
Практические работы
Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку, фактуре, подготовка их к работе. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкройки элементов орнамента. Раскрой ткани с учетом направления долевой нити. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.
Свободная роспись по ткани (2ч)
Основные теоретические сведения
Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, колоритное решение рисунка. Приемы выполнения свободной росписи.
Практические работы
Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций. Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация. Подбор тканей и красителей. Инструменты и приспособления для свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка в технике «свободной росписи» по ткани.
Элементы материаловедения (2ч)
Основные теоретические сведения
Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе. Саржевые и атласные переплетения в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драпируемость ткани. Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчато-бумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.
Практические работы
Распознавание в тканях волокон из хлопка, льна, шелка, шерсти. Определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений. Составление коллекции тканей саржевого и атласного переплетений.
Элементы машиноведения (4 ч)
Основные теоретические сведения
Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадка в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой.
Практические работы
Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Замена иглы в швейной машине. Уход за швейной машиной, чистка и смазка.
Конструирование и моделирование поясных швейных изделий (6ч)
Основные теоретические сведения
Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа конической, клиньевой и прямой юбок. Прибавки к меркам на свободу облегания. Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Способы моделирования конических, клиньевых и прямых юбок. Форма, силуэт, стиль. Индивидуальный стиль в одежде.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры. Моделирование юбки выбранного фасона. Подготовка выкройки юбки к раскрою.
Технология изготовления поясных швейных изделий (12ч)
Основные теоретические сведения
Назначение и конструкции стачных, настрочных и накладных швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску. Способы обработки нижнего и верхнего срезов юбки. Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей.
Практические работы
Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре. Стачивание деталей изделия. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Художественное оформление изделия. Контроль и оценка качества готовности изделия.
Технология ведения дома (2ч).
Уход за одеждой и обовью (2ч)
Основные теоретические сведения
Современные средства ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Средства защиты от моли. Оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки.
Практические работы
Удаление пятен с одежды. Ремонт одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами. Закладка на хранение шерстяных и меховых вещей. Закладка на летнее хранение зимней обуви. Влажная уборка дома. Электротехнические работы (2ч)
Основные теоретические сведения
Общее понятие о электротехническом токе. Виды источников тока и потребителей электрической энергии. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов. Индивидуальные средства защиты при выполнении электротехнических работ. Виды соединения элементов в электрических цепях. Условное графическое изображение элементов электрических цепей на электрических схемах. Электроустановочные изделия. Виды проводов. Приемы монтажа установочных изделий. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.
Практические работы
Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ. Выполение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Подключение поводов к патрону электрической лампы, выключателю, вилке, розетке. Сборка электроосветительного прибора из деталей электроконструктора. Оказание первой помощи при повреждении электрическим током.
Творческие проектные работы ( 10ч).
Сбор коллекции образцов декоративно - прикладного искусства края. Изготовление сувенира. Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.
Виды контроля
Поскольку уроки носят практический характер, то существуют следующие виды контроля:
текущий контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, промежуточный, итоговый.
Способы организации деятельности учащихся
В основе лежат практические занятия, реже - лабораторные, написание творческих, проектных работ, рефератов, выполнение домашних заданий, контрольных работ.
Развернутый тематический план ориентирован на использование учебников:
1. Технология. Обслуживающий труд: 7 класс : Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. И.А.Сасовой. – 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2008. – 224с.: ил.
Дополнительные пособия для учителя:
1. Технология. 6 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В.Крупской, Н.И.Кизеевой, Л.В.Сазоновой, В.Д.Симоненко (материаловедение, лоскутная техника, вышивка, кулинария, интерьер)/ авт.-сост. И.В.Бобунова. _Волгоград: Учитель, 2006.-127 с.
2. Технология. 5-9 классы. :дополнительные и занимательные материалы/ авт.-сост. Л.Д.Карачевцева, О.В.Власенко. – Волгоград: Учитель, 2009. -138 с.: ил.
3.Технология: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, В.Н.Правдюк; под ред. В.Д.Симоненко. – 2-е изд., перераб. –М.: Вентана-Граф, 2010. – 80 с.(вклад.): ил.
4. Технология: олбслуживающий труд. 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю.В.Крупская, Н.И.Лебедева, Л.В.Литикова; под ред. В.Д.Симоненко. –М.: Вентана-Граф, 2010. – 80 с.: ил. |