Технология и народные промыслы.
8 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематический план разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образовани по направлению «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценности человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цель обучения технологии:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологический проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, ою информационных технологиях;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- овладение способами деятельности:
-умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники ;
-способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами и т.д., критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
-умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т.д.;
- освоение компетенций – коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающей.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования, обеспечивающие совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали, становления и формирования социально трудовой и эстетической компетентности учащихся, становление и формирование культурно-эстетической, межкультурной компетентности учащихся. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции учащихся. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения.
Способность учащихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, наделенного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
В соответствии с этим реализуется:
- модифицированная программа, разработанная на основе федеральной типовой программы «Технология. Трудовое обучение 5-11 классы», Министерства образования и науки РФ (под ред. Ю.Л.Хотунцева, В.Д. Симоненко, 2008).
На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования области «Технология», реализуется базисный уровень усвоения материала. Программа предполагает обучение в объеме 35часов в 8 классе. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса (базовый уровень)
Перечень знаний и умений, формируемых у школьников 8 классов.
Учащиеся должны знать:
о влиянии на качество пищевых продуктов отходов промышленного производства, ядохимикатов, пестицидов, радионуклидов и т. п.;
общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты, источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях, передающихся через пищу, о профилактике инфекций;
общие сведения о пищевой ценности фруктов и ягод, о содержании в них минеральных веществ, углеводов, витаминов, о сохранности этих веществ в процессе хранения и кулинарной обработки, методы определения качества ягод и фруктов, сроки сбора ягод и фруктов в домашнем хозяйстве;
сервировку стола; правила поведения в гостях, за столом;
основные свойства искусственных волокон и тканей из них, характеристику сложных переплетений, зависимость свойств тканей от вида переплетения;
виды соединений деталей в узлах механизмов и машин, их условные обозначения на кинематических схемах;
виды женского легкого платья и бельевых изделий, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к бельевым швейным изделиям, правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежа основы платья, особенности моделирования плечевых изделий на основе чертежа платья, способы моделирования; назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графические обозначения швов: стачных (запошивочного, двойного, накладного с закрытыми срезами) и краевых (окантовочного с открытым и закрытым срезами, окантовочного тесьмой), технологическую последовательность обработки проймы и горловины подкройной и косой обтачкой, кружевом, обработки ластовицы и соединения ее с изделием, обработки застежки планкой, притачивания кулиски;
экономную раскладку выкройки на ткани с направленным рисунком, с симметричными и асимметричными полосами, технологическую последовательность раскроя ткани, правила подготовки и проведения примерки, выявление и исправление деединство стиля костюма, прически, косметики, интерьера;
условия труда и требования к дизайнерам и специалистам по технологии обработки тканей и пищевых продуктов;
понятия технического творчества, законы и закономерности строения и развития техники; методы технического творчества;
основы бизнес-планирования; потребности семьи, иерархию человеческих потребностей;
понятие профессиональной деятельности; разделение и специализации труда, сферы, отрасли, предметы и процесс профессиональной деятельности;
назначение и виды устройств бытовых электроустановок от перегрузки, правила безопасной эксплуатации бытовой техники, пути экономии электрической энергии в быту;
технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема. Учащиеся должны уметь:
приготавливать пресное тесто и блюда из него, защипывать края пельменей, вареников, чебуреков;
проводить первичную обработку фруктов и ягод, приготавливать из них пюре, сиропы, фруктовые супы, желе и муссы;
варить варенье, повидло, джем, мармелад, цукаты, определять готовность варенья, перекладывать варенье на хранение, переваривать прокисшее варенье;
соблюдать правила санитарии, гигиены, безопасной работы в мастерских;
применять ткани из искусственных волокон в швейных изделиях;
определять виды соединений деталей в узлах механизмов и машин; читать кинематические схемы;
разбирать и собирать челнок, закреплять строчку обратным ходом швейной машины, обметывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной строчкой;
выполнять машинные швы: стачные (запошивочный, двойной, накладной с закрытыми срезами) и краевые (окантовочный с открытым и закрытым срезами, окантовочный тесьмой), обрабатывать пройму и горловину подкройной обтачкой, кружевом, тесьмой;
выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, с симметричными и асимметричными полосами, заготавливать косые обтачки, обрабатывать срезы рукавов, низа платья, исправлять дефекты, оценивать качество готового изделия;
проводить анализ творческих объектов, использовать различные методы технического творчества в создании новых объектов;
проводить расчеты и обоснование создания ученического предприятия;
выполнять эскизные работы проекта; выбирать, обосновывать и выполнять индивидуальный творческий проект; соблюдать правила безопасного труда при выполнении ручных швейных работ;
правильно организовывать учебное место;
объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам, рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии;
выполнять чертежи, эскизы, составлять технологические карты.
Тематический план
Разделы программы
| Количество часов
| Кулинария
| 2
| Заготовка продуктов
| 2
| Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
| 13
| Рукоделие. Художественные ремесла.
| 2
| Элементы материаловедения
| 2
| Конструирование и моделирование поясного изделия
| 4
| Технология изготовления швейных изделий
| 7
| Технология ведения дома
| 4
| Ремонт помещений
| 2
| Санитарно-технические работы
| 2
| Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов
| 4
| Электротехнические работы
| 2
| Современное производство и профессиональное образование
| 4
| Сферы производства и разделения труда
| 2
| Пути получения профессионального образования
| 2
| Творческие, проектные работы
| 8
| Резерв учебного времени (контрольные работы)
| 2
|
Содержание программы.
Кулинария (2часа).
Заготовка продуктов (2 часа)
Основные теоретические сведения
Способы консервирования фруктов и ягод. Преимущества и недостатки консервирования стерилизацией и пастеризацией. Значение кислотности плодов для консервации. Стерилизация в промышленных и домашних условиях. Время стерилизации. Условия максимального сохранения витаминов в компотах. Условия и сроки хранения компотов.
Практические работы
Первичная обработка фруктов и ягод для компота. Подготовка банок и крышек для консервирования. Приготовление сахарного сиропа. Бланширование фруктов перед консервированием. Стерилизация и укупорка банок с компотом.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (13 часов)
Элементы материаловедения (2часа)
Основные теоретические сведения
Синтетические волокна, технология их производства и эксплуатационные свойства. Материалы для соединения деталей в швейных изделиях. Сложные, мелкоузорчатые и крупноузорчатые переплетения нитей в тканях. Размерные величины ткани, их влияние на способ раскладки выкройки и технологию пошива изделия.
Практические работы
Определения синтетических и искусственных волокон в тканях. Исследование сравнительной прочности ниток из различных волокон.
Конструирование и моделирование поясного изделия (4часа)
Основные теоретические сведения
Брюки в народном костюме. Основные направления современной моды. Выбор модели с учетом особенностей фигуры. Мерки, необходимые для построения чертежа брюк. Конструктивные особенности деталей в зависимости от фасона. Зрительные иллюзии в одежде. Способы моделирования брюк. Виды художественного оформления изделия.
Практические работы
Чтение чертежа брюк. Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа брюк в масштабе 1:4 по своим меркам. Построение основы чертежа в натуральную величину или копирование чертежа готовой выкройки из журнала мод, его проверка и коррекция по снятым меркам. Моделирование брюк выбранного фасона. Выбор художественного оформления. Подготовка выкройки к раскрою.
Технология изготовления поясного изделия (7часов)
Основные теоретические сведения
Применение складок в швейных изделиях. Правила обработки кокеток с глухим и отлетным краем. Виды строчек для отделки кокетки и их расположение. Технология обработки вытачек. Обработка карманов, поясов, шлевок, застежки «молния», разреза (шлицы).
Практические работы
Изготовление образцов пооперационной обработки поясных швейных изделий. Раскладка выкройки на ворсовой ткани и раскрой. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Обработка верхнего края притачным поясом. Проведение примерки, выявление и устранение дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.
Обработка низа брюк потайным подшивочными стежками. Окончательная отделка изделия. Режимы влажно- тепловой обработки изделий из тканей с синтетическими волокнами. Контроль и оценка качества.
Технология ведения дома (4 часа)
Ремонт помещений (2часа)
Основные теоретические сведения
Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений. Инструменты для ремонтно-отделочных работ. Подготовка поверхностей стен помещений под покраску или оклейку. Технология нанесения на подготовленные поверхности водорастворимых красок, наклейка обоев, пленок, плинтусов, элементов декоративных украшений. Соблюдение правил ТБ и гигиены при ремонтно-отделочных работах. Применение индивидуальных средств защиты и гигиены. Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ.
Профессии, связанные с ремонтно-отделочными работами.
Практические работы
Выполнение эскиза жилой комнаты (гостиной, спальни). Подбор строительно-отделочных материалов по каталогам. Определение гармоничного соответствия вида плинтусов, карнизов и др.стилю интерьера. Выбор обоев, красок, элементов декора по каталогам. Эскиз оформления приусадебного (пришкольного ) участка с использование декоративных растений.
Санитарно-технические работы (2часа)
Основные теоретические сведения
Правила эксплуатации систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации. Устройство современных кранов, вентелей, смесителей, сливных бачков. Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта. Соблюдение правил предотвращения аварийных ситуаций в сети водопровода и канализации. Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ.
Практические работы
Ознакомление с системой теплоснабжения, водоснабжения и канализации в школе и дома. Подбор по каталогам элементов сантехники для ванной комнаты и туалета.
Электротехнические работы (2часов)
Основные теоретические сведения
Принципы работы и использования типовых средств защиты. Схема квартирной электропроводки. Способы определения места расположения скрытой электропроводки. Подключение бытовых приемников и счетчиков электроэнергии. Пути экономии электрической энегрии. Виды и назначения автоматических устройств. Автоматические устройства в бытовых электроприборах. Простейшие схемы устройств автоматики. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Практические работы
Определение расхода и стоимости электрической энергии. Изучение схемы квартирной электропроводки. Сборка модели квартирной электропроводки с использованием типовых аппаратов коммуникации и защиты. Подбор бытовых приборов по мощности.
Средства защиты и правила ТБ при электротехнических работах. Пути экономии электроэнергии
Современное производство и профессиональное образование (4часа)
Сферы производства и разделение труда.
Основные теоретические сведения
Сферы и отрасли современного производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Разделение труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в легкой и пищевой промышленности. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Практические работы
Анализ структуры предприятия легкой промышленности. Анализ профессионального деления работников предприятия. Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса. Экскурсия на предприятие швейной промышленности.
Пути получения профессиональное самоопределение (2час)
Основные теоретические сведения
Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.
Практические работы
Знакомство с профессиями работников, занятых в легкой и пищевой промышленности. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Творческие проектные работы (8часа)
Сервировка праздничного стола.
Изготовление сувенира в технике художественной росписи ткани.
Виды контроля
Поскольку уроки носят практический характер, то существуют следующие виды контроля: текущий контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, промежуточный, итоговый.
Способы организации деятельности учащихся
В основе лежат практические занятия, реже – лабораторные, написание творческих, проектных работ, рефератов, выполнение домашних заданий, контрольных работ. Развернутый тематический план ориентирован на использование учебников:
1.Технология. Обслуживающий труд: 7 класс : Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. И.А.Сасовой. – 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2008. – 224с.: ил.
2. Технология.: 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., перераб./Б.А.Гончаренко, Е.В.Елисеева, А.А.Электов и др. под ред.В.Д.Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2010. – 208с.: ил.
Дополнительные пособия для учителя:
Технология. 7-11 классы: практико-ориентированные проекты/авт.-сост.В.П.Боровых.-Волгоград:Учитель,2009.-134с.:ил.
Технология.5-9классы (девочки): уроки с использованием ИКТ, внеклассные мероприятия/авт.-сост.Л.В.Боброва.-Волгоград:Учитель,2009.-222ст.
Технология 8 класс (вариант для девочек) поурочные планы по учебнику №Технология.8класс» В.Д.Симоненко, часть 1,2 /сост Н.Б.Голондарева- Волгоград:Учитель.,2007-287с.
Технология 8 класс (вариант для девочек) поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко, авт.- сост О.В.Павлова - Волгоград:Учитель.,2010-281с.
Технология предпринимательства.9кл.: Учебн. для общеобразоват.учеб.заведений.-М.Дрофа.2000.-192с.:ил.
|