Николай ФЕДОРЕЦ,
Ph.D в обл. образования (doctor în pedagogie), международный эксперт
Лариса ГЛЕБОВА,
заместитель директора гимназии №7 г.Одессы
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ, АНАЛИЗ
(Журнал «Управління школою» № 16, 2010) Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений
Общедидактические положения
Осознайте свою миссию в процессе воспитания, обучения, развития и социализации каждого ребёнка в отдельности и класса в целом. На каждом уроке создавайте условия для адекватного разностороннего развития детей.
Постоянно имейте в виду принцип природосообразности, согласно которому для развития любых способностей, равно как и для формирования любого умения, качества и т.д., природой отведены определённые возрастные периоды. В случае если природные возможности не были своевременно реализованы, то упущенные способности и качества у подавляющего большинства людей уже не могут быть достигнуты в полном объёме. Сверхзадача семьи, школы и каждого учителя заключается в своевременной и последовательной реализации этих возможностей.
Чаще вспоминайте дидактические принципы в современной интерпретации. Сверяйте с ними основные положения проекта урока и процесса его реализации.
Старайтесь быть больше тренером1, чем учителем. Не «солируйте» на уроке. Продуктивный урок предполагает высокую активность учащихся, притом, что педагог остаётся как бы в тени.
Уделяйте внимание одарённым детям. Формируйте для них индивидуальные траектории обучения и развития. Ведите этих детей на высоком уровне их возможностей. На каждом уроке старайтесь создавать для них зоны ближайшего развития. Не бойтесь дистанции между уровнями развития слабых и сильнейших учащихся.
Чаще практикуйте интегрированные уроки. При грамотном подходе они гораздо эффективнее монопредметных. Не забывайте, что на таком уроке все предметы-компоненты должны быть представлены на профессиональном уровне. Особенно это касается использования музыки2, изобразительного искусства, театра и пр.
Помните, что на уроке используется, как правило, три категории учебной информации. Это: опорные понятия, подлежащие обязательному усвоению каждым учеником; более обширные знания по теме/предмету, запоминание которых желательно, но не обязательно (!), а также информация культурологического характера, составляющая интеллектуальный фон урока. Ясно определяйте для себя, какие именно опорные понятия учащиеся должны усвоить (и запомнить) на данном уроке и добивайтесь этого.
Необходимо также чётко представлять не только какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке:
на уровне восприятия, осмысления и запоминания;
на уровне применения знания по образцу;
на уровне применения знаний в новой ситуации.
Сохраняйте и систематизируйте проекты/планы проведённых уроков со всеми дидактическими приложениями. При подготовке аналогичных уроков в будущем, эти материалы помогут воссоздать сильные и слабые их стороны, сэкономив время при значительном повышении качества.
Стремитесь сделать урок динамичным и разнообразным в дидактическом смысле. Речь идёт о рациональной последовательности и целесообразной смене видов и форм учебной работы в ходе урока, обусловленной учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся класса.
Перед каждым заданием на уроке делайте краткий и чёткий инструктаж. Добейтесь, чтобы все учащиеся хорошо поняли, как нужно выполнять задание.
Во время индивидуальной работы с отдельными учащимися и/или группами, всегда давайте задание классу и контролируйте его выполнение. Не надейтесь на то, что учащиеся сами догадаются, что необходимо делать.
Создавайте для себя в течение урока несколько пауз - возможностей для «отстранения» от его непосредственного ведения, и поручайте это сильным учащимся. Рефлексируйте3 свою работу на уроке. Наблюдайте, оценивайте и корректируйте её как бы «со стороны».
Используйте на уроках тренеров из числа учащихся. Давайте им с этой целью специальные домашние задания и учите их работать с одноклассниками в этом качестве.
Не стойте весь урок над детьми и не ходите без надобности по классу. Они устают от непрерывного надзора и контроля. Сделайте центральным субъектом урока самих учащихся. Больше доверяйте им. Контроль частично передайте детям. Их много, они ничего не упустят.
Festina Lente!4 Не спешите на уроке и не торопите детей. Урок должен протекать в оптимальном темпе, размеренно и основательно. Не говорите торопливо. Полностью откажитесь от бесполезных, стрессогенных призывов и замечаний типа: «быстрее», «швиденько», «будь внимательным» etc.
Коммуникация учителя с учащимися и учащихся между собой во время урока
Следите за динамикой и выразительностью своего голоса при коммуникации с учащимися. При фронтальном обращении говорите умеренно громко, при общении с малой группой – вполголоса, а при индивидуальном – переходите на шёпот. Никогда не кричите и не позволяйте это учащимся.
Любой текст читайте артистично, выразительно, с выделением ключевых слов, фраз и предложений. Добивайтесь того же от учащихся.
Не бойтесь коллективных бесед, ответов и обсуждений. Сократите до разумного минимума индивидуальный опрос и общение в режиме «один на один», если остальные ученики на заняты в это время выполнением самостоятельной работы.
Наиболее распространенный метод ведения урока - эвристическая беседа (проблемные вопросы, коллективное обсуждение и закрепление учебного материала). Следует помнить, что наибольшую эффективность при этом можно достигнуть, лишь вовлекая всех учащихся в работу. Поэтому обращения типа: «Миша, как ты думаешь …?», в данной ситуации неудачно. Лучше: «Ребята, как вы думаете …?», а затем, после 3-5 секундной паузы обратиться к одному из учащихся или к классу. Полученный ответ необходимо уточнить/обобщить и закрепить. Распространённой ошибкой многих учителей является то, что получив ответ от одного из учеников, они сразу переходят к следующему вопросу.
Ясно, точно и остроумно формулируйте вопросы. Умение профессионально ставить вопросы в соответствии с задачами урока, темы, предмета в целом и всего курса школьного обучения – одна их важнейших компетенции учителя.
Чётко различайте и классифицируйте четыре уровня динамики/громкости голоса учащихся во время чтения, при ответах и другой коммуникации. Пользуйтесь при этом единой терминологией:
чтение «внутренним голосом», «про себя» - беззвучно, но выразительно, «слыша» звучащий текст внутри, работая губами и выделяя ключевые слова, фразы etc.;
чтение шёпотом – также выразительно, прислушиваясь к себе и несколько утрируя дикцию;
«жужжащее» чтение – также как и шёпотом, но вполголоса;
обычное чтение «в голос».
Учите детей громко, выразительно, с хорошей дикцией читать/говорить перед аудиторией.
Помните, что работу современного учителя отличают лёгкость, естественность и простота в работе с детьми, их родителями и коллегами. Такому учителю присущи: уверенность в себе (Вы - автор данного урока!), юмор, выразительность на вербальном и невербальном уровнях, гибкость, контрастность в темпе работы и голосе, умение быстро переключаться, импровизировать и т.п.
Организация интеллектуального/учебного труда учащихся5
Постоянно работайте над формированием и развитием у учащихся общеучебных умений, навыков и способов деятельности. Согласно распространенной классификации, все общие учебные умения, которыми необходимо овладеть школьнику, делятся на четыре вида:
Учебно-организационные умения: умение понимать и достигать учебных целей, выполнять задания по образцу, по алгоритму; умение составлять план и работать по плану; умение определять и формулировать цели, самостоятельно выполнять учебные задания; умение осуществлять контроль и самоконтроль; умение рационально организовывать свой учебный труд.
Учебно-информационные умения, необходимые для получения и первичной обработки учебной информации: умение хорошо читать и работать с текстами из учебников и дополнительной литературы; умение работать с графиками, схемами, таблицами (составлять, чертить, изменять форму и содержание, читать их и т.д.); умение пользоваться картами, библиографическими списками и каталогами, справочной литературой и т.д.
Учебно-коммуникативные умения, обеспечивающие общение между людьми: умение последовательно, логично и кратко излагать своё мнение (монолог, небольшое публичное выступление, резюме и т.п.); умение отвечать на вопросы и формулировать их; умение вести учебный диалог, дискуссию; умение слушать собеседника, управлять своим вниманием; а также умения, относящиеся к письменной монологической речи: умение писать диктант, изложение, эссе, сочинение, конспект, тезисы, реферат, статью, деловые бумаги (заявление, автобиографию и пр.).
Учебно-интеллектуальные умения, которые подразумевают осуществление различных мыслительных операций: анализ, сравнение, выделение основной идеи, главной мысли; умение классифицировать, обобщать и делать выводы, абстрагироваться, синтезировать; умение применять знания в новой, нестандартной ситуации; умение выполнять творческие задания и пр.6
Особое внимание следует уделить умению учащихся свободно читать и работать с текстами. Не менее важно научить школьников грамотно излагать свои суждения, критически мыслить и свободно применять полученные знания в реальных ситуациях7. Так, согласно результатам международных исследований PISA8, лишь 3% учащихся из России9 на высоком уровне овладевают знаниями, умеют объяснить, оценить информацию, а также сформулировать свою гипотезу и сделать вывод.
Помните, что в условиях информационного общества большую актуальность приобретает функциональная грамотность – умению свободно пользоваться справочниками и электронными ресурсами.
Формируйте у учащихся навык продуктивно работать в парах и командах. Воспитывайте у них лидерские качества, волю, настойчивость, ответственность, толерантность, а также умение подчиняться и считаться с мнением других.
Обучите детей правилам работы в условиях читального зала со свободным (деловым) перемещением по классу. Неукоснительно выполняйте эти правила сами.
Научите школьников любой текст читать с карандашом в руке и делать по ходу лёгкие пометки. Выучите с учащимися общепринятые знаки, выставляемые на полях (N.B., !!,?, !? и пр.).
Прививайте детям хороший вкус ко всему, что их окружает, и что они делают. Обращайте внимание учащихся на красоту математического решения, художественного текста, изящество выполненных заданий и т.п.
Не упускайте возможности использовать на уроке занимательные задания и деловые/ролевые игры, особенно в процессе закрепления и практического применения знаний и умений.
В учебном кабинете/классе необходимо иметь и постоянно использовать библиотечку из необходимой для данного предмета литературы: справочников, словарей, сборников дидактических материалов, занимательных заданий, хрестоматийной литературы10 на 2-3 языках, употребляемых в данной школе (к примеру, на украинском, русском, английском).
Плотность урока
Плотность/насыщенность - это один из важнейших показателей современного урока. Критерием плотности урока является рациональное, использование учебного времени как группой (классом) в целом, так и каждым ребёнком в отдельности. «Сверхзадача» учителя – добиться высокой плотности урока, т.е. ситуации, когда каждый из учащихся продуктивно работает/учитСЯ в зоне своего ближайшего развития, оптимально используя каждую минуту.
Напомним, что традиционные пассивные формы: лекция, рассказ учителя, индивидуальный опрос, проверка домашнего задания в ходе урока и т.п. дают низкую плотность учебного занятия. Высокую плотность обеспечивают активные/партисипативние (интерактивные) формы работы на уроке.11 К примеру:
самостоятельная дифференцированная работа над разным по трудности, объёму и характеру учебным материалом в обстановке читального зала, с возможностью получения консультации учителя или «сильного» ученика;
дифференцированная коллективная работа учащихся в парах или в составе малых разноуровневых групп над материалом, адекватным по трудности, объёму и характеру, под руководством лидера группы и наблюдением педагога;
совместная работа всех учащихся под руководством педагога в составе подгруппы или группы (класса), при условии её педагогической целесообразности и т.д.
Не забывайте о важности включения в процессе чтения (и другого интеллектуального труда) всех трёх анализаторов (зрительного, слухового и моторного). Это существенно повышает качество усвоения информации12. К примеру, в то время, когда текст озвучивает учитель или кто-либо из детей, остальные учащиеся выполняют одновременно несколько заданий: следят за звучащим текстом карандашом (зрительный и слуховой анализаторы), отмечают ключевые слова, предложения, смысловые части и пр. (моторный анализатор); прислушиваются и оценивают правильность и выразительность воспроизведение текста (слуховой анализатор); а также читают внутренним голосом вместе с читающим вслух и контролируют собственное чтение (зрительный и слуховой анализаторы).
Воспитывайте у учащихся вкус к умственному труду, развивайте у них воображение и различные виды памяти. Научите детей методам и приёмам эйдотехники и постоянно пользуйтесь ими.
При проектировании и проведении уроков старайтесь максимально обеспечить индивидуализацию/персонализацию обучения. Учите «сильных» учащихся быстро переключаться с одного вида работы/задания на другой и также быстро возвращаться к прежнему виду/заданию.
Научите детей самостоятельно находить себе дополнительную работу, если они выполнили задание раньше других. Установите на видном месте 2-3 коробки с разными по трудности заданиями по теме урока для самостоятельного выбора. Стимулируйте учебную инициативу детей.
Введите дифференцированные домашние задания, в зависимости от объёма и сложности выполненной в классе работы. Освобождайте наиболее отличившихся учащихся от домашних заданий тренировочного характера, а взамен поручайте им творческую работу, в т.ч. связанную с подготовкой последующих уроков.
Валеологический подход к организации урока13
Валеологический подход заключается в снижении здоровьезатратности учебных занятий за счёт устранения главных патогенный факторов:
состояния перманентного стресса14: физиологического, информационного, коммуникативного, психологического (эмоционального)15;
неудовлетворительного физического развития и хронической гиподинамии16;
кислородного и «солнечного» голодания17;
дидактогений18 и другие «профессиональных» заболеваний школьников: понижения зрения, сколиоза, неврозов и пр.
неправильно организованного режима дня и плохого питания.
Для организации валеологически грамотного урока необходимы определённые меры. Например:
обеспечить санитарно-гигиенические условия в учебном помещении: температурный и световой режимы, влажную уборку и пр.
обеспечить выполнение нормативов воздушного режима, которые установлены с учётом возраста детей, времени года и температуры воздуха в атмосфере19;
проводить для учащихся уроки в режиме сидя-стоя; постоянно следить за осанкой детей; научить их всегда располагать текст не расстоянии 35-45 см от глаз.
практиковать (особенно в начальной школе) смену расположения учащихся в учебной комнате в ходе урока. Для этого использовать «демократическое» (по периметру комнаты), «командное» (группирование по 3-4 человека), «расслабляющее» (на ковре) и другие формы размещения (у конторок, у подоконников и т.д.);
обеспечить достаточную динамику урока – т.е. отводить в ходе каждого урока (в начальной школе) по 5-10 минут на подвижные дидактические игры, инсценировки, динамические паузы, физкультминутки под музыку и пр., а также обеспечить движение и перемещение учащихся по учебной комнате во время занятий;20
иметь в запасе 3-4 комплекса физкультминуток/динамических пауз разной интенсивности и чередовать их в зависимость от обстоятельств; привлекать детей к составлению и разучиванию этих комплексов в качестве соавторов, тренеров, музыкальных редакторов etc.
строго выполнять рекомендации медико-психолого-педагогического/педологического консилиума при работе с детьми из группы риска, т.е. имеющими хронические заболевания и другие отклонения;
непосредственно принимать участие в динамических паузах, физкультурных и валеологических мероприятиях вместе с детьми, показывая им (и их родителям) пример здорового образа жизни и двигательной активности, соответствующей возрасту;
создать комфортный морально-психологический климат во время пребывания детей в образовательном учреждении;
воспитывать у детей оптимизм, жизнелюбие, желание быть здоровыми, сильными и ловкими, учить их получать радость от каждого прожитого дня, от общения с одноклассниками и взрослыми;
формировать у учащихся уважение к чужому мнению, даже если его не разделяет большинство, показывать личный пример толерантности, терпимости и настоящей интеллигентности;
педагогически грамотно и тактично использовать все виды оценки учебной работы и полезного труда учащихся, стимулировать их работоспособность одобрением и похвалой;
формировать у детей повсеместно – на учебных занятиях, в спорте, на отдыхе – чувство команды, взаимопомощи и отзывчивости;
обращаться к детям по именам, спокойным и доброжелательным тоном и пр.
Оптимизация учебного помещения.
Для проведения занятий (особенно в начальных классах) необходимо использовать валеологическую мебель21. Столы и стулья должны быть лёгкими и удобными, такими, чтобы ребёнок мог без труда переставлять их в ходе урока в зависимости от характера учебной работы (коллективной, деления на подгруппы, на малые уровневые группы, работы в парах, в обстановке читального зала и пр.).
Организуйте для учащихся дополнительно по 2-3 условных рабочих места в режиме сидя-стоя. Используйте для этого свободные парты (для групповой работы), подоконники, настольные подставки/трибунки (для работы стоя), а также любые другие возможности учебной комнаты. К примеру, можно организовать работу малой группы, стоя в кругу у окна и т.д.
Разместите на боковых стенах учебной комнаты дополнительные школьные доски и максимально используйте их для повышения плотности уроков.
Создайте также для себя дополнительные «рабочие места» в классной комнате, что поможет менять психолого-педагогическую ситуацию во время урока, устранить доминирование педагога, создать обстановку читального зала, коллективной/командной работы и т.д. Так, в зависимости от задач отдельных этапов урока учитель может располагаться позади учащихся на высоком («барном») стуле, рядом с кем-либо из них за партой, в составе «круглого стола», в малой группе у подоконника etc.
Приложение 1
ХРОНОКАРТА
диагностики и самооценки/экспертной оценки подготовки и реализации
проекта современного здоровьесберегающего урока
ОБЩИЕ ДАННЫЕ ОБ УРОКЕ
Учитель _______________________________________________________. Предмет ______________, класс_____. Дата ______________, день недели __________, № по распис. ____. Всего уч-ся в классе ____, из них присут.___.
Тип урока _____________________________, если интегрир, то с какими предм.___________________________ . Раздел/тема ______________________________________________________________________________________
_______________________________________, всего уроков в разделе/теме______ ; № урока в разделе/теме _____.
|