Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений





Скачать 335.94 Kb.
НазваниеПамятка для учителей и руководителей образовательных учреждений
страница1/4
Дата публикации25.12.2014
Размер335.94 Kb.
ТипПамятка
100-bal.ru > География > Памятка
  1   2   3   4
Николай ФЕДОРЕЦ,

Ph.D в обл. образования (doctor în pedagogie), международный эксперт

Лариса ГЛЕБОВА,

заместитель директора гимназии №7 г.Одессы

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ, АНАЛИЗ

(Журнал «Управ­ління школою» № 16, 2010)
Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений


  1. Общедидактические положения




    1. Осознайте свою миссию в процессе воспитания, обучения, развития и социализации каждого ребёнка в от­дельности и класса в целом. На каждом уроке создавайте условия для адекватного разностороннего развития де­тей.

    2. Постоянно имейте в виду принцип природосообразности, согласно которому для развития любых способно­стей, равно как и для формирования любого умения, качества и т.д., природой отведены определённые возрастные периоды. В случае если природные возможности не были своевременно реализованы, то упущенные способности и качества у подавляющего большинства людей уже не могут быть достигнуты в полном объёме. Сверхзадача семьи, школы и каждого учителя заключается в своевременной и последовательной реализации этих возможностей.

    3. Чаще вспоминайте дидактические принципы в современной интерпретации. Сверяйте с ними основные поло­жения проекта урока и процесса его реализации.

    4. Старайтесь быть больше тренером1, чем учителем. Не «солируйте» на уроке. Продуктивный урок предпола­гает высокую активность учащихся, притом, что педагог остаётся как бы в тени.

    5. Уделяйте внимание одарённым детям. Формируйте для них индивидуальные траектории обучения и разви­тия. Ведите этих детей на высоком уровне их возможностей. На каждом уроке старайтесь создавать для них зоны ближайшего развития. Не бойтесь дистанции между уровнями развития слабых и сильнейших учащихся.

    6. Чаще практикуйте интегрированные уроки. При грамотном подходе они гораздо эффективнее монопредмет­ных. Не забывайте, что на таком уроке все предметы-компоненты должны быть представлены на профессиональном уровне. Особенно это касается использования музыки2, изобразительного искусства, театра и пр.

    7. Помните, что на уроке используется, как правило, три категории учебной ин­фор­мации. Это: опорные поня­тия, подлежащие обязательному усвоению каждым учеником; более обширные знания по теме/предмету, запоминание которых желательно, но не обязательно (!), а также информация культурологического характера, составляющая интеллектуальный фон урока. Ясно определяйте для себя, какие именно опорные понятия уча­щиеся должны усвоить (и запомнить) на данном уроке и добивайтесь этого.

    8. Необходимо также чётко представлять не только какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке:

  1. на уровне восприятия, осмысления и запоминания;

  2. на уровне применения знания по образцу;

  3. на уровне применения знаний в новой ситуации.

    1. Сохраняйте и систематизируйте проекты/планы проведённых уроков со всеми дидактическими приложе­ниями. При подготовке аналогичных уроков в будущем, эти материалы помогут воссоздать сильные и слабые их стороны, сэкономив время при значительном повышении качества.

    2. Стремитесь сделать урок динамичным и разнообразным в дидактическом смысле. Речь идёт о рациональ­ной последовательности и целесообразной смене видов и форм учебной работы в ходе урока, обусловленной учё­том возрастных и инди­ви­дуальных особенностей учащихся класса.

    3. Перед каждым заданием на уроке делайте краткий и чёткий инструктаж. Добейтесь, чтобы все учащиеся хорошо поняли, как нужно выполнять задание.

    4. Во время индивидуальной работы с отдельными учащимися и/или группами, всегда давайте задание классу и контролируйте его выполнение. Не надейтесь на то, что учащиеся сами догадаются, что необходимо делать.

    5. Создавайте для себя в течение урока несколько пауз - возможностей для «отстранения» от его непосредствен­ного ведения, и поручайте это сильным учащимся. Рефлекси­руйте3 свою работу на уроке. Наблю­дайте, оценивайте и корректируйте её как бы «со стороны».

    6. Используйте на уроках тренеров из числа учащихся. Давайте им с этой целью специальные домаш­ние зада­ния и учите их работать с одноклассниками в этом качестве.

    7. Не стойте весь урок над детьми и не ходите без надобности по классу. Они устают от непрерывного над­зора и контроля. Сделайте центральным субъектом урока самих учащихся. Больше доверяйте им. Контроль час­тично передайте детям. Их много, они ничего не упустят.

    8. Festina Lente!4 Не спешите на уроке и не торопите де­тей. Урок должен протекать в оптимальном темпе, разме­ренно и основательно. Не говорите торопливо. Полностью откажитесь от бесполезных, стрессогенных при­зывов и замечаний типа: «быстрее», «швиденько», «будь внимательным» etc.




  1. Коммуникация учителя с учащимися и учащихся между собой во время урока




    1. Следите за динамикой и выразительностью своего голоса при ком­муникации с учащимися. При фронталь­ном обращении говорите умеренно громко, при общении с малой группой – вполголоса, а при индиви­дуальном – пе­реходите на шёпот. Никогда не кричите и не позволяйте это учащимся.

    2. Любой текст читайте артистично, выразительно, с выделением ключевых слов, фраз и предложений. Доби­вайтесь того же от учащихся.

    3. Не бойтесь коллективных бесед, ответов и обсуждений. Сократите до разум­ного минимума индивидуаль­ный опрос и общение в режиме «один на один», если остальные ученики на заняты в это время выполнением самостоя­тель­ной работы.

    4. Наиболее распространенный метод ведения урока - эвристическая беседа (проблемные вопросы, коллектив­ное обсуждение и закрепление учебного материала). Следует помнить, что наибольшую эффектив­ность при этом можно достигнуть, лишь вовлекая всех учащихся в работу. Поэтому обращения типа: «Миша, как ты думаешь …?», в данной ситуации неудачно. Лучше: «Ребята, как вы думаете …?», а затем, после 3-5 се­кундной паузы обратиться к одному из учащихся или к классу. Полученный ответ необходимо уточ­нить/обобщить и закрепить. Распространённой ошибкой многих учителей является то, что получив ответ от од­ного из учеников, они сразу переходят к следующему вопросу.

    5. Ясно, точно и остроумно формулируйте вопросы. Умение профессионально ставить вопросы в соответст­вии с задачами урока, темы, предмета в целом и всего курса школьного обучения – одна их важнейших компе­тенции учителя.

    6. Чётко различайте и классифицируйте четыре уровня динамики/громкости го­лоса учащихся во время чте­ния, при ответах и другой коммуникации. Пользуйтесь при этом единой терминологией:

  1. чтение «внутренним голосом», «про себя» - беззвучно, но выразительно, «слыша» звучащий текст внутри, работая губами и выделяя ключевые слова, фразы etc.;

  2. чтение шёпотом – также выразительно, прислушиваясь к себе и несколько ут­рируя дикцию;

  3. «жужжащее» чтение – также как и шёпотом, но вполголоса;

  4. обычное чтение «в голос».

    1. Учите детей громко, выразительно, с хорошей дикцией читать/говорить перед аудиторией.

    2. Помните, что работу современного учителя отличают лёгкость, естественность и простота в работе с детьми, их родителями и коллегами. Такому учителю присущи: уверенность в себе (Вы - автор данного урока!), юмор, выразительность на вербальном и невербальном уровнях, гибкость, контрастность в темпе работы и го­лосе, умение быстро переключаться, импровизировать и т.п.




  1. Организация интеллектуального/учебного труда учащихся5




    1. Постоянно работайте над формированием и развитием у учащихся общеучебных умений, навыков и спосо­бов деятельности. Со­гласно распространенной классификации, все общие учебные умения, которыми необ­хо­димо овладеть школьнику, делятся на четыре вида:

    1. Учебно-организационные умения: умение понимать и достигать учеб­ных целей, выполнять задания по об­разцу, по алгоритму; уме­ние со­ставлять план и работать по плану; умение определять и формулиро­вать цели, самостоятельно выполнять учебные задания; умение осуще­ствлять контроль и самоконтроль; умение рацио­нально организовывать свой учебный труд.

    2. Учебно-информационные умения, необходимые для получения и пер­вич­ной обработки учебной информа­ции: умение хорошо читать и рабо­тать с текстами из учебников и дополнительной литературы; умение работать с графиками, схемами, таблицами (составлять, чертить, изме­нять форму и содержание, чи­тать их и т.д.); умение пользоваться кар­тами, библиографическими списками и катало­гами, справочной ли­те­ратурой и т.д.

    3. Учебно-коммуникативные умения, обеспечивающие общение ме­жду людьми: умение последовательно, логично и кратко излагать своё мне­ние (монолог, небольшое публичное выступление, резюме и т.п.); уме­ние отвечать на вопросы и формулировать их; умение вести учебный диалог, дискуссию; умение слушать собеседника, управлять своим вниманием; а также умения, относящиеся к пись­менной монологиче­ской речи: умение писать диктант, изложение, эссе, сочинение, кон­спект, тезисы, реферат, статью, деловые бу­маги (заявление, автобио­графию и пр.).

    4. Учебно-интеллектуальные умения, которые подразумевают осуществ­ле­ние различных мыслительных опе­раций: анализ, сравне­ние, выделение основной идеи, главной мысли; умение классифици­ровать, обобщать и делать выводы, абстрагироваться, синтезировать; умение применять знания в новой, нестандартной ситуа­ции; умение выполнять творческие задания и пр.6

    1. Особое внимание следует уделить умению учащихся свободно читать и работать с текстами. Не менее важно научить школьников грамотно излагать свои суждения, кри­тически мыслить и сво­бодно применять полученные знания в реаль­ных ситуациях7. Так, согласно результатам международных исследований PISA8, лишь 3% учащихся из России9 на высо­ком уровне овладевают знаниями, умеют объяснить, оценить ин­форма­цию, а также сформулировать свою гипотезу и сделать вывод.

    2. Помните, что в условиях информационного общества большую актуальность приобретает функциональ­ная грамотность – умению сво­бодно пользоваться справочниками и электронными ресурсами.

    3. Формируйте у учащихся навык продуктивно работать в парах и командах. Воспитывайте у них лидерские качества, волю, настойчивость, ответственность, толерантность, а также умение подчиняться и считаться с мне­нием других.

    4. Обучите детей правилам работы в условиях читального зала со свободным (деловым) перемещением по классу. Неукоснительно выполняйте эти правила сами.

    5. Научите школьников любой текст читать с карандашом в руке и делать по ходу лёгкие пометки. Выучите с учащимися общепринятые знаки, выставляемые на полях (N.B., !!,?, !? и пр.).

    6. Прививайте детям хороший вкус ко всему, что их окружает, и что они делают. Обращайте внимание уча­щихся на красоту математического решения, художественного текста, изящество выполненных заданий и т.п.

    7. Не упускайте возможности использовать на уроке занимательные задания и деловые/ролевые игры, осо­бенно в процессе закрепления и практического применения знаний и умений.

    8. В учебном кабинете/классе необходимо иметь и постоянно использовать библиотечку из необходимой для данного предмета литературы: справочников, словарей, сборников дидактических материалов, заниматель­ных заданий, хрестоматийной литературы10 на 2-3 языках, употребляемых в данной школе (к примеру, на украин­ском, русском, английском).



  1. Плотность урока




    1. Плотность/насыщенность - это один из важнейших показателей современного урока. Критерием плотно­сти урока является рацио­наль­ное, использование учеб­ного времени как группой (классом) в це­лом, так и каждым ребён­ком в отдельно­сти. «Сверхзадача» учителя – добиться высокой плотности урока, т.е. ситуации, когда каждый из учащихся продуктивно работает/учитСЯ в зоне своего ближайшего развития, оптимально ис­пользуя каждую минуту.

    2. Напомним, что традиционные пассивные формы: лекция, рассказ учителя, индивидуальный опрос, про­верка домашнего задания в ходе урока и т.п. дают низкую плотность учеб­ного занятия. Высокую плотность обеспечивают активные/партисипативние (интерактивные) формы ра­боты на уроке.11 К примеру:

  1. самостоятельная дифференцированная работа над разным по трудно­сти, объёму и харак­теру учебным ма­териалом в обстановке читального зала, с возможностью получения консультации учителя или «силь­ного» ученика;

  2. дифференцированная коллективная работа учащихся в парах или в со­ставе малых разно­уровневых групп над материалом, адекватным по трудности, объёму и характеру, под руководством лидера группы и на­блюдением педагога;

  3. совместная работа всех учащихся под руководством педагога в со­ставе подгруппы или группы (класса), при условии её педагогиче­ской целе­сообразности и т.д.

    1. Не забывайте о важности включения в процессе чтения (и другого интеллектуального труда) всех трёх ана­лизаторов (зрительного, слухового и моторного). Это существенно повышает качество усвоения информа­ции12. К примеру, в то время, когда текст озвучивает учитель или кто-либо из детей, остальные учащиеся выпол­няют одновременно несколько заданий: следят за звучащим текстом карандашом (зрительный и слуховой анализаторы), отмечают ключевые слова, предложения, смысловые части и пр. (моторный анализатор); при­слушиваются и оценивают правильность и выразительность воспроизведение текста (слуховой анализатор); а также читают внутренним голосом вместе с читающим вслух и контролируют собственное чтение (зрительный и слуховой анализаторы).

    2. Воспитывайте у учащихся вкус к умственному труду, развивайте у них воображение и различные виды па­мяти. Научите детей методам и приёмам эйдотехники и постоянно пользуйтесь ими.

    3. При проектировании и проведении уроков старайтесь максимально обеспечить индивидуализа­цию/персонализацию обучения. Учите «сильных» учащихся быстро переключаться с одного вида ра­боты/задания на другой и также быстро возвращаться к прежнему виду/заданию.

    4. Научите детей самостоятельно находить себе дополнительную работу, если они выполнили задание раньше других. Установите на видном месте 2-3 коробки с разными по трудности заданиями по теме урока для самостоятельного выбора. Стимулируйте учебную инициативу детей.

    5. Введите дифференцированные домашние задания, в зависимости от объёма и сложности выполненной в классе работы. Освобождайте наиболее отличившихся учащихся от домашних заданий тренировочного харак­тера, а взамен поручайте им творческую работу, в т.ч. связанную с подготовкой последующих уроков.




  1. Валеологический подход к организации урока13




    1. Валеологический подход заключается в снижении здоровьезатратности учебных занятий за счёт устране­ния главных патогенный фак­то­ров:

  1. состояния перманентного стресса14: физиологического, информаци­он­ного, коммуникативного, психологи­ческого (эмоционального)15;

  2. неудовлетворительного физического развития и хронической гиподина­мии16;

  3. кислородного и «солнечного» голодания17;

  4. дидактогений18 и другие «профессиональных» заболеваний школьни­ков: понижения зрения, сколиоза, нев­розов и пр.

  5. неправильно организованного режима дня и плохого питания.

    1. Для организации валеологически грамотного урока необходимы определённые меры. Например:

  1. обеспечить санитарно-гигиенические условия в учебном помещении: температурный и световой ре­жимы, влажную уборку и пр.

  2. обеспечить выполнение нормативов воздушного режима, которые установлены с учётом возраста де­тей, времени года и темпе­ра­туры воздуха в атмосфере19;

  3. проводить для учащихся уроки в режиме сидя-стоя; постоянно следить за осанкой детей; научить их все­гда располагать текст не расстоянии 35-45 см от глаз.

  4. практиковать (особенно в начальной школе) смену расположения учащихся в учебной комнате в ходе урока. Для этого использовать «демократическое» (по периметру ком­наты), «ко­мандное» (группирование по 3-4 человека), «расслаб­ляющее» (на ковре) и другие формы размещения (у конторок, у по­доконников и т.д.);

  5. обеспечить достаточную динамику урока – т.е. отводить в ходе каждого урока (в начальной школе) по 5-10 минут на подвиж­ные дидактические игры, инсценировки, динамические паузы, физкультминутки под му­зыку и пр., а также обеспечить движение и перемещение учащихся по учеб­ной комнате во время заня­тий;20

  6. иметь в запасе 3-4 комплекса физкультминуток/динамических пауз разной интенсивности и чередо­вать их в зависимость от обстоятельств; привлекать детей к составлению и разучиванию этих комплексов в качестве соавторов, тренеров, музыкальных редакторов etc.

  7. строго выполнять рекомендации медико-психолого-педагогического/педологического консилиума при ра­боте с детьми из группы риска, т.е. имеющими хронические заболевания и другие отклонения;

  8. непосредственно принимать участие в динамических паузах, физкультурных и ва­леологических меро­приятиях вместе с детьми, показывая им (и их роди­телям) пример здорового образа жизни и двигательной актив­ности, со­ответствующей возрасту;

  9. создать комфортный морально-психологический климат во время пребывания детей в образовательном учреждении;

  10. воспитывать у детей оптимизм, жизнелюбие, желание быть здоро­выми, сильными и ловкими, учить их по­лучать радость от каждого прожитого дня, от общения с одноклассниками и взрослыми;

  11. формировать у учащихся уважение к чужому мнению, даже если его не разделяет большинство, показы­вать личный пример толерантности, терпимости и настоящей интеллигентности;

  12. педагогически грамотно и тактично использовать все виды оценки учеб­ной работы и полезного труда учащихся, стимулировать их ра­бо­тоспособность одобрением и похвалой;

  13. формировать у детей повсеместно – на учебных занятиях, в спорте, на от­дыхе – чувство команды, взаимо­помощи и отзывчивости;

  14. обращаться к детям по именам, спокойным и доброжелательным то­ном и пр.

  1. Оптимизация учебного помещения.




    1. Для проведения занятий (особенно в начальных классах) необходимо использовать валеологическую ме­бель21. Столы и стулья должны быть лёгкими и удобными, такими, чтобы ребёнок мог без труда переставлять их в ходе урока в зависимости от характера учебной работы (коллективной, деления на подгруппы, на малые уров­невые группы, работы в парах, в обстановке читаль­ного зала и пр.).

    2. Организуйте для учащихся дополнительно по 2-3 условных рабочих места в режиме сидя-стоя. Исполь­зуйте для этого свободные парты (для групповой работы), подоконники, настольные подставки/трибунки (для работы стоя), а также любые другие возможности учебной комнаты. К примеру, можно организовать работу малой группы, стоя в кругу у окна и т.д.

    3. Разместите на боковых стенах учебной комнаты дополнительные школьные доски и максимально исполь­зуйте их для повышения плотности уроков.

    4. Создайте также для себя дополнительные «рабочие места» в классной комнате, что поможет менять психо­лого-педагогическую ситуацию во время урока, устранить доминирование педагога, создать обстановку читального зала, коллективной/командной работы и т.д. Так, в зависимости от задач отдельных этапов урока учитель может располагаться позади учащихся на высоком («барном») стуле, рядом с кем-либо из них за пар­той, в составе «круглого стола», в малой группе у подоконника etc.

Приложение 1

ХРОНОКАРТА

диагностики и самооценки/экспертной оценки подготовки и реализации

про­екта современного здоровьесберегающего урока

  1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ ОБ УРОКЕ

Учитель _______________________________________________________. Предмет ______________, класс_____. Дата ______________, день недели __________, № по распис. ____. Всего уч-ся в классе ____, из них присут.___.

Тип урока _____________________________, если интегрир, то с какими предм.___________________________ . Раздел/тема ______________________________________________________________________________________

_______________________________________, всего уроков в разделе/теме______ ; № урока в разделе/теме _____.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений iconПамятка по эксплуатации пожарной сигнализации для руководителей образовательных...
В комплект нормативных документов по пожарной безопасности для образовательных учреждений входят следующие документы
Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для переподготовки и повышения квалификации учителей (искусства), музыкальных руководителей дошкольных учреждений...
Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений iconЛаборант ицш моу многопрофильная гимназия №12 г. Твери
Памятка по использованию аис школа для учителей-предметников и классных руководителей
Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кольчугинского района, Ассоциации Учителей географии Владимирской области, общественной организации «Клуб Путешествующих учителей»,...
Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений iconПрограмма повышения квалификации учителей физической культуры, как...
Программа предназначена для руководителей образовательных учреждений, педагогов физической культуры общеобразовательных учреждений...
Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений iconПримерные вопросы для подготовки руководителей и кандидатов на должности...
...
Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений iconТесты для руководящих и педагогическихработников общеобразовательных...
Нормативно –правовая база управленческой деятельности образовательных учреждений (общая часть для руководителей образовательных учреждений,...
Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений icon«Средняя общеобразовательная школа№82»
Призёр муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства руководителей образовательных учреждений «Лидер...
Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений iconКонкурс направлен на
С для образовательных учреждений следующих типов и профилей: дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений,...
Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений iconПриказ №202 п Г. Брянск Об утверждении Положения о муниципальной...
...
Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Смотр-конкурс) проводится Представительством гбоу дпо со «Институт развития образования» (Красноуфимск) – при поддержке руководителей...
Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Е для образовательных учреждений следующих типов и профилей: дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений,...
Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений iconПриказ «28» января 2013 года с. Эрзин №17 Об аттестации руководителей муниципальных
«Об образовании», в целях совершенствования управления муниципальными образовательными учреждениями, повышения эффективности их работы,...
Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений icon1. Пояснительная записка
...
Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений iconУдмуртская Республика Образовательный портал https://ciur ru Коллекция...
Сайт «Менеджер образования» портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений
Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений iconКонкурс лучших учителей образовательных учреждений для денежного...
Совершенствование педагогического мастерства учителя как необходимое условие повышения качества образования в преподавании


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск