Скачать 54 Kb.
|
Гаврилюк Елена Григорьевна МОУ « СОШ № 17 г. Вольска Саратовской области» учитель географии Урок географии в 9 классе «Военно – промышленный комплекс» Цель урока: познакомить учеников с составом, местом и значением данного комплекса в хозяйстве страны, его основными проблемами. Задачи:
Оснащение урока:
Ход урока. Учитель. Ребята здравствуйте. С каким МОК мы с вами познакомились на прошлом уроке? Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним МОК – Военно-промышленным. Узнаем его состав и значение, факторы и географию размещения, проблемы. Но прежде чем мы перейдем к изучению Военно-промышленного комплекса, давайте вспомним все что мы знаем о машиностроительном комплексе. Тест для письменной проверки – работают несколько человек.
2)Тольятти б) КамАз 3) Ульяновск в) УАЗ Устный опрос класса. Что такое машиностроительный комплекс? Какова его главная задача? Каково значение машиностроительного комплекса, основные проблемы. Назовите факторы размещения машиностроения и объясните, как они влияют на размещение? Охарактеризуйте географию машиностроения. Объяснение новой темы. Тема нашего урока ВПК. Чтобы ответить на вопрос, что такое ВПК и какова задача данного комплекса, посмотрите какую продукцию он производит. ВПК – это совокупность промышленных предприятий, научно-производственных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений, испытательных полигонов, разрабатывающих и производящих военную технику, боеприпасы и оружие. Фактически этим определением мы с вами назвали состав ВПК. Что же входит в ВПК? Слайд В состав ВПК входит более 1000 предприятий. Кроме заводов к ВПК относятся научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, испытательные полигоны. Какова задача данного комплекса? ВПК – необходимая отрасль, у которой главной целью является производство вооружений и военной техники в целях защиты Отечества. Какие причины вынуждают вооружаться Россию? (уроки ВОВ, «холодная война»-идеологическое противостояние двух сверхдержав США и СССР, наступление НАТО на границы России) ВПК частично включает производства других комплексов, например в машиностроении доля оборонных заводов составляет более 60% (Анализ рис. 31 стр.74) Отраслевой состав ВПК:
(слайд5) Главные факторы размещения ВПК: безопасность размещения его производств (Урал, Сибирь) 2) принцип дублирования (в разных районах страны размещаются предприятия дублеры) 3) Концентрация производств, НИИ и КБ в Москве и Подмосковье 4) образование закрытых городов с номерами и ЗАТО 4) высокая квалификация кадров и транспортный фактор.Наукоемкость ВПК стремится производить как можно больше вооружения. Но сколько необходимо оружия стране? Как определить потребность в вооружении? Огромные расходы на вооружение явились в свое время одной из причин, приведших экономику СССР к экономическому кризису. Потребность в вооружении: Разумные оборонительные потребности; Реальные экономические возможности страны. Конверсия – перевод военного производства на выпуск гражданской продукции. При проведении конверсии необходимо сохранить квалифицированные кадры, использовать прогрессивные технологии предприятий ВПК. Работа с таблицей Конверсия ВПК. Гражданские продукции
Учитель: В России существует множество городов, на которых нет «шапки-невидимки», т.е. они нанесены на карты и включены в официальные справочники, однако являются закрытыми. Информация об их деятельности крайне скудна, хотя такие города по праву можно считать гордостью отечественной науки и техники. Выводы учащихся. Учитель: “Почему Россия продает военную технику в другие страны?” Наряду с конверсией важным элементом, позволяющим выстоять в сложной обстановки развития России является экспорт оружия. Продавать оружие имеет право только государство, и занимается этим «Рособоронэкспорт». Россия занимает лидирующее положение в мире. Главные регионы экспорта- Индия, Китай, Вьетнам , Южная Корея, Бангладеш, страны Африки, в перспективе страны Латинской Америки. Закрепление. Работа с учебником. Проанализируйте карту в учебнике «Основные центры военно-промышленного комплекса России. Сделайте выводы. Задание: - Пользуясь картами (уч. рис. 32, стр 77), определи центры производства, запиши в тетрадь: Ядерного комплекса; (Кремлёв-Арзамас-16; Заречный-Пенза-19; Новоуральск-Свердловск-44; Лесной-Свердловск-45; Снежинск-Челябинск-70; Озёрск-Челябинск-65;Трёхгорный-Златоуст-36; Северск-Томск-7; Железногорск-Красноярск-26; Зеленогорск- Красноярск-45; Ангарск) Авиационная промышленность; (С.Петербург; Смоленск; Калуга; Москва; Воронеж; Таганрог; Ростов-на-Дону; Саратов; Н.Новгород; Казань; Ульяновск; Самара; Уфа; Пермь; Омск; Новосибирск; Иркутск; Улан-Удэ; Комсомольск-на-Амуре; Арсеньев) Бронетанковая промышленность; (Арзамас; Н.Новгород; Ниж.Тагил; Челябинск; Курган; Омск; Барнаул) Ракетно-космическая промышленность; (Калининград; С.Петербург; Химки; Тула; Москва; Королёв; Ковров; Воронеж; Ростов-на-Дону; Волгоград; Саратов; Н.Новгород; Казань; Ульяновск; Самара; Киров; Ижевск; Воткинск; Пермь; Екатеринбург; Златоуст; Омск; Новосибирск; Бийск; Железногорск-Красноярск-26; Красноярск; Иркутск) Выводы учителя. Заключение: И в дни войны и в мирное время Россия обладала и обладает огромным военным потенциалом, для стратегической обороны государства, отражения агрессии, снижения военно-экономического потенциала противника и прикрытия территории России в военных конфликтах любого уровня и масштаба. Сегодня вы увидели всю мощь в вооружении страны, почувствовали гордость за нашу Родину, за Россию. И все-таки, главная задача нашего правительства, чтобы никогда не пришлось применять эту мощь в военных действиях. Наша страна делает все, чтобы сохранить мир на Земле. А в сохранении мира помогает наша военная техника. Домашнее задание. П 17 Оценка работы учащихся. |
Проекта: «Зрительные иллюзии в одежде» Жуковская Наталья Юрьевна, учитель физики моу «сош №17 г. Вольска Саратовской области» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок в 3классе «Информатика» Малахова С. Г. учитель моу сош №3 г. Вольска Саратовской области | ||
Конспект урока географии в 7 классе. Автор: Шарова Елена Владимировна,... Охватывает основное содержание курса информатики и икт, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал | Тема опыта Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области | ||
Доклад директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя... «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Вольска Саратовской области» представляет собой отчет коллектива об образовательной деятельности... | Использование икт в обучении географии Моу«Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области», учитель географии... | ||
Породы, слагающие земную кору. Эпиграф Автор. Смирнова Елена Валентиновна, учитель географии моу «сош №2» г. Исилькуль | Моу «Лицей г. Вольска Саратовской области» Преподаваемые предметы:... Номинация: «Элективные курсы для предпрофильной подготовки учащихся основной школы» | ||
Доклад директора моу «сош №2 г. Калининска саратовской области» Публичный доклад директора моу «сош №2 г. Калининска саратовской области» миронова игоря викторовича за 2010/2011 учебный год | Методика проведения интегрированного урока Кечкина В. П., учитель русского языка и литературы моу сош с. Александровка Советского района Саратовской области | ||
Доклад директора моу «сош с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» Публичный доклад директора моу «сош с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» по итогам 2011 – 2012 учебного года | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель математики моу «сош п. Знаменский Ивантеевского района Саратовской области» | ||
Урок в 8 классе. Тема: «Выбор жизненного пути» Составитель: Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания моу-сош №25 города Балаково Саратовской области | «Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ» Жертунова Елена Николаевна, моу «Ивановская сош» Куркинского района Тульской области, учитель истории | ||
Визитная карточка Место работы (название образовательного учреждения, занимаемая должность) учитель русского языка и литературы моу «сош с. Кочетное... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Покотило О. В., Тильтигина Н. А., Моу «сош п. Дубки Саратовского района Саратовской области» |