Скачать 54.85 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ» для подготовки дипломированных специалистов по специальности 021100 - «Юриспруденция»
Целью преподавания дисциплины “Концепции современного естествознания” является изучение студентами основополагающих представлений о строении материального мира и фундаментальных закономерностях в природе. Курс должен способствовать формированию у будущего специалиста научного мышления и расширению его научно-технического кругозора. Главной задачей курса является овладение основными понятиями и законами, действующими в природе, получение представлений о фундаментальных концепциях современного естествознания и принципах научного моделирования природных явлений. Курс должен способствовать формированию у студентов ясного представления о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы.
1. Введение Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научное познание материального мира и естествознание. Тенденции развития. Научный метод. Роль опыта. Язык науки и реальность. Классическая и неклассическая стратегии естественнонаучного мышления. Панорама современного естествознания. Физика как наиболее фундаментальная среди других естественнонаучных дисциплин. Достижения современной физики и научно-технический прогресс. Экономическая эффективность внедрения новой техники и прогрессивных наукоемких технологий. Техногенное общество. Проблемы энергетики, ресурсов, экологии для современной цивилизации. Роль моделей в процессе познания материального мира. Развитие и преемственность научных знаний. 2. Современные представления о фундаментальном строении материи Иерархия объектов природы, микро-, макро-, мега-мир. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы: вещество и поле, частицы и волны. Фундаментальные элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия, их роль в образовании структурных уровней строения материи в нашей Вселенной: от кварк-лептонного уровня до макротел. Квантовая лестница природы. Вещество и антивещество. Физический вакуум, его креативная роль. Объединение взаимодействий. 3. Классическая физическая картина мира Механическая форма движения материи. Классическая механика и границы ее применимости. Мир дискретных объектов (физика частиц) в классической механике: модели, кинематические и динамические характеристики, законы Ньютона. Основная задача механики. Основная задача механики. Концепция контролируемого воздействия. Законы сохранения импульса, момента импульса, энергии как фундаментальные законы природы, их связь с симметрией пространства и времени. Механическая картина мира. Непрерывный и дискретный мир классической физики: вещество и электромагнитное поле. Электромагнитная картина мира. Электромагнитное поле: источники и силовые характеристики электрического и магнитного полей. Характер и взаимосвязь электрических и магнитных полей, электромагнитные волны. Многообразие диапазонов электромагнитного излучения. Приближения геометрической, волновой и квантовой оптики. Практическое использование электромагнитных и оптических явлений. 4. Основные представления релятивистской физики Мир событий при малых и больших скоростях. Принципы относительности Галилея и Эйнштейна. Принцип постоянства скорости света. Относительность пространственных и временных интервалов. Парадокс близнецов. Целостное описание пространства-времени. Релятивистская динамика. Взаимосвязь массы, энергии и импульса. Энергия покоя, дефект масс. Энергетика химических и ядерных реакций. Инварианты классической и релятивистской физики. Понятие об общей теории относительности. Геометрия и гравитация. Космологические проблемы общей теории относительности. Черные дыры. Расширяющаяся Вселенная. Будущее Вселенной. 5. Квантовая физика – физика микромира Корпускулярно-волновой дуализм свойств материи. Волновые свойства микрочастиц. «Кентавры» микромира. Принципы неопределенности и дополнительности Вероятностное описание квантовых объектов. Волновая функция. Квантовые числа. Распределение электронов в атоме по состояниям. Периодическая система элементов. Тождественность микрочастиц. Квантовое состояние и принцип суперпозиции. Концепция неконтролируемого воздействия и единство объекта и его окружения. 6. Макросистемы. Статистический и термодинамический методы Макросистемы. Термодинамический и статистический методы изучения макросистем. Динамические и статистические закономерности в природе. Вероятность как атрибут сложных систем. Тепловое равновесие и флуктуации. Неравновесные состояния и релаксация. Внутренняя энергия, температура, энтропия (термодинамическое и вероятностное определения). Порядок и беспорядок в природе. Энтропия как мера беспорядка. Природа необратимости. Направление процессов в природе и закон возрастания энтропии.
Самоорганизация в природе. Открытые системы, обмен энергией, энтропией, информацией. Роль нелинейности и диссипации. Неравновесные диссипативные системы. Энтропия и информация. Живые системы против энтропии. Эволюционно-синергетические принципы развития материи и природных систем. Направленный характер развития природы – от простого к сложному. Универсальные модели эволюции. Развивающаяся Вселенная: от Большого Взрыва до образования галактик и звезд. Космологическая и галактическая стрелы времени. Эволюция звезд (звездная стрела времени). Происхождение Солнечной системы. Гуманитарные приложения синергетики. Ноосфера. – человек и эволюция Земли. Принципы универсального эволюционизма и проблемы коэволюции. Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания – путь к единой культуре.
Лабораторные занятия проводятся в лабораторном физическом практикуме кафедры физики, где студенты изучают физические явления на компьютерных моделях по темам:: элементарные частицы (лептоны, кварки, мезоны, барионы), радиоактивность (альфа- и бета – распады, дозиметрия). Дискуссия проводится по наиболее актуальным проблемам естествознания, по которым студенты готовят рефераты с их последующим обсуждением. Примерный перечень тем рефератов:
а) основная литература:
б) дополнительная литература:
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Методическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания» Дисциплина «Концепции современного естествознания», согласно государственному образовательному стандарту, является обязательной для... | ||
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2) | Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н.... Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001.... | Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания... Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры... | ||
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,... Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности... | Программа дисциплины Концепции современного естествознания для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | ||
С. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и... | Учебно-методический комплекс на модульной основе дисциплины «концепции... Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, что,... | ||
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м... | Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные... | ||
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные... | Реферат по предмету: Концепции Современного Естествознания Тема: Квантовая механика В атомную теорию вошли таким образом прерывистые физические величины, которые могут изменяться только скачками | ||
Комплекс (умк) Учебно-методический комплекс дисциплины «Правовые основы гражданской защиты» для студентов специальности 330600 «Защита в чрезвычайных... | Рабочая программа по дисциплине ен. Ф. 04 Концепции современного естествознания Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта, №гос регистрации 181 эк/сп от 17. 03. 2000г... |