Методические рекомендации по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия) Подготовила доцент кафедры управления





Скачать 289.68 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия) Подготовила доцент кафедры управления
страница1/4
Дата публикации06.04.2015
Размер289.68 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации

по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия)

Подготовила доцент кафедры управления

образовательными системами

Белгородского регионального института ПКППС

Посохина Е. В.

Формы организации профильного обучения – а) внутришкольная (программы профильного обучения реализуются школой); б) сетевая (программы профильного обучения реализуются благодаря кооперации между несколькими образовательными учреждениями общего, профессионального и дополнительного образования); в) свободная (программы профильного обучения реализуются обучающимся путем самостоятельной организации образовательного процесса преимущественно вне образовательных учреждений – домашнее, дистанционное, открытое обучение) и т.д.

Предложенные подходы не исключают возможности существования и дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).

Решение об организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении принимает его учредитель по представлению администрации образовательного учреждения и органов его общественного самоуправления.

Требование более полного удовлетворения современных образовательных запросов при эффективном использовании имеющихся ресурсов, индивидуализации образовательного процесса приводит к необходимости объединения усилий отдельных школ, развития и оптимизации образовательных сетей.

Виды муниципальных сетей

Сеть - новое понятие в образовании.

Сеть - это совокупность учреждений, имеющая:

  • общие цели,

  • ресурсы для их достижения,

  • и единый центр управления

Сети создаются в случае необходимости обмена ресурсами для достижения поставленной цели. Предполагается, что сеть профильного обучения будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений.



Основания для классификации муниципальных образовательных сетей профильного обучения


Виды сетей и их особенности

1. По степени централизации управления сетью

Централизованные

Децентрализованные

2. По соотнесению границ сети с административным делением территории и подчиненности органам управления образованием

Муниципальные

Межмуниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные

3.По плотности взаимодействия учреждений образования друг с другом

Развитые сети с высокой степенью интеграции учреждений и наличием взаимосвязей между всеми учреждениями

Неразвитые сети, дезинтегрированные, при отсутствии взаимосвязей между учреждениями и наличии учреждений не имеющих связей с другими

4. По архитектуре связей между учреждениями и степени включенности различных учреждений в сетевое взаимодействие.

С учреждениями, выполняющими роль ресурсных центров. Сети, имеющие несколько или один ресурсный центр. Простые: состоящие из одной сети.

С равномерным распределением функций между всеми учреждениями, вошедшими в сеть. Сложные, включающие несколько практически самостоятельных сетей

5. По количеству учреждений, вошедших в сеть

Малые, средние, большие, гигантские.

Малые, средние, большие, гигантские.

6. По преобладающим способам сетевого взаимодействия учреждений

Реальные: связи реализуются в формах реального обмена учащимися или ресурсами

Виртуальные: связи осуществляются с помощью современных информационных технологий, то есть в информационном пространстве

7. По содержанию и широте сетевого взаимодействия учреждений

Сети финансовые, информационные, сети научно-методического и материально-технического взаимодействия учреждений, сети, основанные на ротации кадров или взаимодействии при использовании кадрового потенциала системы

Сети комплексного взаимодействия учреждений: с широким взаимодействием по разным направлениям


Формы сетевого взаимодействия учреждений в зависимости от типа сети и условий ее функционирования:


Формы сетевого взаимодействия учреждений

Формы сетевого взаимодействия учреждений

1. Взаимодействие в осуществлении процесса обучения: организация сетевых классов и групп на базе образовательных и других учреждений сети (Рекомендуется использовать в малых и средних образовательных сетях)

3. Взаимодействие в использовании кадровых ресурсов: ротация кадров, работа выездных бригад, работа сетевых преподавателей в реальных и виртуальных образовательных сетях

2. Взаимодействие в использовании материально-технических ресурсовоборудования и т.д. образовательных: использование помещений, и других учреждений

4. Взаимодействие в форме виртуальных (например, спутниковых, компьютерных) и др. видов связей


На сегодняшний день существуют разные модели муниципальных образовательных сетей. Выделим наиболее распространенные из них.

В подобных моделях профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.

Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.). Примеры приведены ниже.
МОДЕЛЬ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

ФИЛИАЛ ПУ - 55

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Поселка

ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

ЭСТЕТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

МУЗЫКАЛЬНАЯ

ШКОЛА

СПОРТИВНАЯ

ШКОЛА

ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНЫЙ

ЦЕНТР
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-САД

поселка

Учащиеся 5-9 классов

основной

школы


БАЗОВАЯ (ОПОРНАЯ) ШКОЛА С СЕТЬЮ ФИЛИАЛОВ
ШКОЛЫ-ФИЛИАЛЫ

ШКОЛЫ-ФИЛИАЛЫ

ШКОЛЫ-ФИЛИАЛЫ

Школа(опорная)

  • выполняет функцию ресурсного центра

  • обучение на старшей ступени

  • создание единого образовательного пространства




Анализ приведенных моделей показывает, что одной из самых конструктивных моделей по ряду образовательных и социально-экономических признаков является создание филиалов. Во-первых, она в значительной мере содействует выравниванию и улучшению образовательных возможностей жителей, так как при обеспечении работы филиала широко задействуется образовательный потенциал всей территории, расположенных по соседству более сильных опорных школ. Создается единый педагогический коллектив, и педагоги филиала участвуют в работе педагогических советов большой школы, получают методическую поддержку. Дети, обучающиеся в филиалах, а также их учителя, родители участвуют в общешкольных мероприятиях – конференциях, олимпиадах, соревнованиях, праздниках. Все ученики получают равный доступ к ресурсам большой школы, ребята из филиалов могут часть программы изучать в базовой школе, посещая ее один-два раза в неделю: например, занимаясь в спортивном зале или специально оборудованных кабинетах.

Очень важно, что в большой школе, куда, как правило, приходят учиться ребята старшего звена из маленьких школ, для руководителей нет деления на своих и чужих, они ощущают равную ответственность за качество образования всех своих учащихся.

На базе филиала могут обучаться как начальные классы, так и те или иные классы и группы следующих ступеней, причем порядок обучения можно гибко менять каждый учебный год в соответствии с особенностями контингента учащихся, меняющимися демографическими, социальными, экономическими, кадровыми, техническими и иными условиями. В филиал могут быть частично перенесены занятия групп продленного дня, консультации, элективные курсы, факультативы, кружки. Возможно даже при необходимости открытие на базе филиала того или иного профиля обучения.

Таким образом, модель филиалов позволяет обеспечить единоначалие, непрерывность образовательного процесса, единство требований, согласованность местной образовательной политики, а также адаптивность к меняющимся условиям. Однако каждая модель в тех или иных условиях оказывается наиболее подходящей, и может быть выбрана только самими участниками образовательного процесса, которым предстоит ее реализовывать.
МОДЕЛЬ ПЕРЕДВИЖНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ



  • Обслуживаемые школы:

    • Являются юридическими лицами,

    • Отношения строятся на договорной основе,

    • Проблема- нет отлаженного механизма договорных отношений




РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР

С ЗАКРЕПЛЕННОЙ ПЕРЕДВИЖНОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ


МОДЕЛЬ «СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС»

Предполагает интеграцию деятельности образовательных учреждений с учреждениями социальной сферы, культуры и другими учреждениями
Апробируются в следующих вариантах

На ассоциативной основе -учреждения образования, культуры, спорта, на договорной основе, по единому плану

Единое юридическое

лицо
Комплекс на административной основе- путем передачи образовательному учреждению ставок работников культуры и образования

МОДЕЛЬ «АССОЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Нет головной

организации

Создает возможности для наличия общей образовательной

программы для обучающихся, педагогов, объединения ресурсов

Разделение функций между учреждениями

Ассоциация самостоятельных юридических лиц, ориентированных на горизонтальное партнерство

Нет иерархического административного подчинения


МОДЕЛЬ «ПРОФИЛЬНАЯ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА (агро - лицей)»
Позволяет повысить качество образования за счет объединения ресурсов

Выполняет социальный заказ на получение общего, но профильного образования

Объединение средней школы

с начальным профессиональным (или высшим) образованием

Выпускники школ получают специальности ориентированные на местный рынок труда

Формы организации и организационные модели профильного

обучения в сельской школе

Для детализации моделей профильного обучения в сельской школе считаем необходимым выделить ряд дополнительных факторов обуславливающих это многообразие.

К их числу относится: а) количество школ в населенном пункте; б) размеры школ (полная или малочисленная); в) социокультурную ситуацию. Задача состит в том, чтобы сопоставить основные организационные модели с социокультурными (включая, экономические) и педагогическими условиями конкретного села, деревни, станицы. Для этого выделим основные типовые ситуации, имеющие место.

Типовые ситуации организации моделей

1. В близлежащих населенных пунктах одна или несколько крупных школ.

2. В близлежащих населенных пунктах находится одна крупная и несколько полных или малочисленных школ.

3. В близлежащих населенных пунктах имеется несколько полных или малочисленных школ.

4. В близлежащих населенных пунктах имеется несколько малочисленных школ.

5. В близлежащих населенных пунктах имеется одна малочисленная школа.
Близлежащие населенные пункты - села, расположенные на расстоянии возможного и целесообразного ежедневного подвоза детей.

Крупная сельская школа - школа, имеющая по несколько параллельных 9-11 классов.

Полная сельская школа - школа, не имеющую параллельных 9-11 классов, но при этом эти классы являются полными (более 15 человек)

Малочисленная сельская школа - школа, не имеющую полных (в т.ч. параллельных) 9-11 классов.

Социокультурная ситуация на селе - образовательные и организационные возможности сельского населенного пункта, направленные на реализацию профильного обучения.

Выделим четыре основные модели профильного обучения в сельских школах: две межшкольные (сетевые) и две внутришкольные. Они таковы.

Модель 1. Межшкольное распределение профилей. Профили распределяются между несколькими школами, которые можно назвать однопрофильными. При этом возможен вариант наличия непрофильных (универсальных) школ, не предполагающих углубленного (или расширенного) обучения.

Модель 2. Межшкольное распределение профилей, при котором школы являются двух- (и более) профильными. Это возможно при малом количестве школ (как правило две школы). Разновидностью этой модели является подмодель многопрофильной школы, являющейся для села ресурсным центром. Тогда профильные классы в данном населенном пункте имеются только в этой школе.

Модель 3. Межклассное распределение профилей внутри одной школы. Тогда такая школа называется многопрофильной. При этом возможен вариант наличия непрофильных (универсальных) классов, не предполагающих углубленного (или расширенного) обучения.

Модель 4. Разновозрастное распределение профилей, предполагающее создание разновозрастных (состоящих из учеников 9-11 классов) учебных групп. Данная модель предложена в рамках федерального эксперимента по реструктуризации сети сельских школ1[1].
Опыт показал, что нельзя добиться эффективных изменений образовательных сетей «сверху», невозможно разработать универсальную оптимальную модель сети. Абстрактные модели опираются в первую очередь на образовательные факторы, а между тем местные социальные, географические, экономические и иные обстоятельства оказываются не менее существенными. Разработать оптимальные модели с учетом всех конкретных местных условий, а затем их реализовать на практике могут только сами участники образовательных сетей.

Анализ материалов эксперимента позволил предложить следующую примерную процедуру сетевого взаимодействия, ведущую к оптимизации образовательной сети (МОС).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия) Подготовила доцент кафедры управления iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов,...
Рецензент: к м н., доцент кафедры организации и технологии коммерции гоу впо пи(ф) ргтэу бармина Э. Э
Методические рекомендации по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия) Подготовила доцент кафедры управления iconЦифровая школа ресурсный центр сетевого взаимодействия в муниципальной...

Методические рекомендации по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия) Подготовила доцент кафедры управления iconМетодические рекомендации по организации самостоятеной работы студентов...
Преподаватель: к ю н., доцент кафедры административного и финансового права М. А. Штатина
Методические рекомендации по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия) Подготовила доцент кафедры управления iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методы...
Виноградов А. И., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г. В
Методические рекомендации по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия) Подготовила доцент кафедры управления iconПроекта
Подход к построению ip-сети для передачи телефонного трафика на безе распределенной сети агу. Механизмы управления и решения проблем...
Методические рекомендации по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия) Подготовила доцент кафедры управления iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы...
...
Методические рекомендации по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия) Подготовила доцент кафедры управления iconМетодические рекомендации по курсу «Техника и технология гостиничного...
Рецензент: Рыбакова Т. М., к т н., доцент кафедры Технологии и организации общественного питания Сибупк
Методические рекомендации по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия) Подготовила доцент кафедры управления iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология международных...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Методические рекомендации по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия) Подготовила доцент кафедры управления iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология международных...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Методические рекомендации по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия) Подготовила доцент кафедры управления iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное...
Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью
Методические рекомендации по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия) Подготовила доцент кафедры управления iconКалендарный план реализации инновационного проекта сетевого взаимодействия...
Тема проекта: «Совершенствование профессиональных возможностей педагогического коллектива в условиях сетевого взаимодействия как...
Методические рекомендации по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия) Подготовила доцент кафедры управления iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология религии»...
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
Методические рекомендации по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия) Подготовила доцент кафедры управления iconМетодические рекомендации по освоению учебного материала 25 список...
Автор: Волкова Т. Г., к пс н., доцент кафедры психологии, Черноусова У. Н. ассистент кафедры психологии
Методические рекомендации по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия) Подготовила доцент кафедры управления iconСократ Общие положения Конференция проводится на базе сетевой образовательной...
Конференция проводится на базе сетевой образовательной площадки маоу гимназии №18 г. Томска муниципальной образовательной сети, координатором...
Методические рекомендации по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия) Подготовила доцент кафедры управления iconСанкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине 1
Методические рекомендации по организации муниципальной образовательной сети (сетевого взаимодействия) Подготовила доцент кафедры управления iconСократ Общие положения Конференция проводится на базе сетевой образовательной...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск