Скачать 0.51 Mb.
|
Рецензенты: (ФИО рецензента) (категория, звание, должность, место работы) Родионова Маргарита Викторовна (ФИО рецензента) Высшая квалификационная категория, заведующий отделом, МАОУ ДОД ЦДТ №5 (категория, звание, должность, место работы) Годы обучения: 1 год - 144 ч., 2 ч. × 2 р. в неделю – 36 недель 2 год - 216 ч., 2 ч. × 3 р. в неделю – 36 недель Структура программы 1. Пояснительная записка 2 2. Учебный план первого года обучения 16 3. Учебно-тематический план первого года обучения 17 4. Содержательная часть первого года обучения 27 5. Учебный план второго года обучения 35 6. Учебно-тематический план второго года обучения 36 7. Содержательная часть второго года обучения 46 8. Оборудование 55 9. Словарь терминов 56 10. Литература 57 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей (далее по тексту – программа) «Лепка. Работа с природным материалом» предназначена для организации образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, отдельные разделы могут быть использованы на уроках технологии и труда начальных классов в общеобразовательных школах. Программа является модифицированной с авторским подходом разработки, так как она приведена в соответствии с современными требованиями, учтены положения новых нормативных документов по вопросам обучения, воспитания и развития детей. Программа опирается на сборник авторских программ «Дополнительное образование детей». – Выпуск № 2, М.: Ставрополь, 2004 г. и М.: Ставрополь, 2007 г. и на основе обобщения опыта лучших педагогов: Полудняковой Т.Д., Сыражетдиновой Р.А. Данная программа выполняет обучающую, развивающую, эстетическую, диагностическую, коррекционную функции. Изучаются стартовые возможности и динамика развития ребенка в образовательно-воспитательном процессе. Актуальность программы: усиление социально-педагогической и инновационной составляющей образования, направленной на формирование способности личности адаптироваться в современных социально-экономических условиях. Причины написания программы заключаются в том, что проблема развития детского художественного творчества приобретает все большее значение в настоящее время, когда усилия отечественных педагогов и психологов направлены на решение одной из важнейших задач современного общества – задачи формирования всесторонней, гармонически развитой личности. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире, свое понимание, отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью имеет для ребенка очень большое значение: обучающийся получает возможность самостоятельно вылепить и раскрасить любой предмет, создать аппликацию. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуя развитию творчества. Также развивают мелкую моторику рук, что способствует формированию правильного почерка у детей младшего школьного возраста. В процессе художественной деятельности у детей развиваются: эстетическое восприятие, образное представление, воображение, эстетические чувства (радость удовлетворения от работы), чувства формы, цвета, композиции. Однако это происходит не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка. Поэтому так актуально изучение различных видов работ при ознакомлении с изобразительной деятельностью (в частности, с лепкой). Новизна программы: создание новой методической продукции переработанной и интегрированной для работы в объединении по направлению «Лепка из глины и соленого теста». Программа является комплексной, так как объединяет несколько видов деятельности: это лепка из глины, тестопластика, работа с природным материалом. Разделы «Тестопластика» и «Работа с природным материалом» являются нововведением, так как у обучающихся возник интерес к работе с новыми материалами. В современной литературе имеется много новинок по данным темам. Именно они были использованы для составления учебно-тематического планирования и написания содержательной части программы. Программа вариативна, допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала. Построение программы зависит от возрастных особенностей детей. Это дети младшего школьного возраста, которые находятся в большой эмоциональной зависимости от педагога. Так называемый эмоциональный голод – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого – во многом определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Яркость, красочность предлагаемых работ вызывают высокий эмоциональный отклик у детей. Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. В программе заложено использование этой особенности при выполнении простых стилизованных композиций. Детям младшего школьного возраста трудно сосредоточится на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, требующей умственного напряжения. Поэтому для более продуктивной работы применяются методы переключения внимания, введение в занятия элементов игры, что предупреждает переутомление. Огромное значение для развития личности приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Развивается чувство ответственности, сопричастности общему делу. В программе учитывается это через осуществление коллективных проектов. Сроки и этапы реализации программы: Программа рассчитана на два года обучения: - 1 год: 144 ч., 2 ч. × 2 р. в неделю – 36 недель, возраст детей 7 – 10 лет; - 2 год: 216 ч., 2 ч. × 3 р. в неделю – 36 недель, возраст детей 8 – 11 лет. Состав детей в группе: оптимально – 10 человек, максимально – 15 человек. В объединение принимаются дети на добровольной основе, проявляющие интерес к декоративно-прикладному творчеству по направлению лепка из глины и соленого теста. Программа востребована обучающимися младшего школьного возраста для их социализации и адаптации к условиям современной жизни. Цель данной программы – приобщение детей к трудовой деятельности, создание условий для развития творческой, активной личности посредством изготовления художественных изделий из глины и соленого теста. Задачи программы: Образовательные: - Познакомить детей с основными законами и принципами декоративно прокладного искусства. - Формирование навыков и приемов работы с глиной, соленым тестом и природным материалом. - Создание условий для формирования художественно-творческой активности личности. Развивающие: - Создание условий для развития творческого потенциала личности, выявление ее индивидуальных способностей. - Развитие эмоциональной сферы личности, ее коммуникативных умений в процессе общения в коллективе. - Формирование потребностей в постоянном совершенствовании своих знаний, умений, навыков, потребностей в самовоспитании. Воспитательные: - Воспитание нравственных качеств личности, соответствующих общечеловеческим ценностям. - Воспитание культуры межличностных отношений в процессе коллективного творчества. - Социальная адаптация обучающихся в процессе совместной, общественно значимой деятельности. Реализация данной программы основывается на следующих принципах. 1) Принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному. 2) Учет возрастных особенностей – содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста. 3) Принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным. 4) Принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с детьми необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков. 5) Принцип результативности – в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребенок. 6) Принцип актуальности предполагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельность детей. 7). Принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности. 8) Принцип культуросообразности основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется по средствам культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении. 9) Принцип гармонии простоты и красоты лежит в основе любого вида деятельности, одновременно является критерием творческой деятельности и результатом в процессе саморазвития творческих способностей. Занятия строятся таким образом, чтобы обучающиеся сознательно и активно овладевали ЗУНами, чтобы у них развивалась творческая активность и самостоятельность. Только с учетом этих принципов могут быть достигнуты высокие результаты в овладении обучающимися знаниями и практическими навыками. Различные формы учебной работы (вид занятия) существенно повышают эффективность занятий и интерес обучающихся к ним. Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм учебной работы обучающихся. Фронтальная форма предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающегося. При этом педагог оказывает учащемуся такую помощь, которая не подавляет его активности и способствует выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа деятьльностного подхода. Групповые занятия позволяют выполнять сложные трудоемкие работы с наименьшими затратами материала и времени. При этом каждый кружковец отрабатывает приемы на отдельном фрагменте, который является частью целого изделия. Если говорить о формах учебных занятий, то основная масса учебного времени отводится на лекционно-практические занятия, где оптимально сочетаются теория и практические упражнения. Это обусловлено спецификой курса: чтобы эффективно овладеть навыками работы с глиной и соленым тестом, нужно вслед за теоретическим изучением приемов отработать их на практике. В чистом виде практические и лекционные занятия представлены в меньшей степени. Помимо лекций и практических занятий программа предусматривает экскурсии, выставки, конкурсы профессионального мастерства, тестирование. Экскурсии в музеи, на выставки позволяют познакомиться с лучшими образцами работ декоративно-прикладного искусства. Выставки, ярмарки, конкурсы профессионального мастерства позволяют продемонстрировать результаты своих трудов за определенный период времени. Это позволяет обучающимся критически оценивать свои работы, лучше понять их достоинства и недостатки, что является стимулом для дальнейшего творческого роста. В программе предусмотрены резервные занятия. Это обусловлено разными темпами и глубиной усвоения материала обучающимися. Резервные занятия позволяют медленно работающим детям закончить свои изделия, а успевающим выполнить работу по своему замыслу. Также в программе запланированы контрольные часы после изучения каждого блока. На этих занятиях педагог проводит тесты, анкетирование, викторины, выставки с целью выявления качеств знаний, умений, навыков обучающихся. Что касается методов работы, то программа предполагает сочетания репродуктивной и творческой деятельности. Во время знакомства с новым материалом деятельность носит репродуктивный характер, так как обучающиеся воспроизводят знания и способы действий. Репродуктивная деятельность выражается в форме упражнений. Поиск нового стиля, новых элементов, создания работ по собственному эскизу является примером творческой деятельности. Среди методов определяемых по источнику информации, на занятиях используется объяснение (при знакомстве со свойствами глины, теста, с терминами), инструктаж (объяснение правильных приемов работы, исправление и предупреждение ошибок), беседа (необходима для приобретения новых знаний и закрепления их путем устного обмена мнениями). Большое образовательно-воспитательное значение имеют беседы, проводимые после экскурсий на выставки. Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности обучения. Демонстрация присутствует практически на каждом занятии и сочетается со словесными методами. Педагогу необходимо добиваться рационального выбора методов и оптимального их сочетания. Воспитательная составляющая результатов: Увлечение ребёнка избранным видом деятельности выражается в проявлении инициативы на занятии, систематическом участии в конкурсах и мероприятиях и результативности деятельности. Способность работать в коллективе и делиться личным опытом. Ответственно относится к результатам выполняемой работы. Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. Все занятия устроены так, что каждое задание дает возможность ребенку проявлять свои творческие способности, не ограничивая свободу, воображение и фантазию. Разнообразие профессиональных техник, художественных приемов на занятиях помогает раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого, то есть проявить свое я, открыть себя, как личность. Главная особенность занятий - индивидуальный подход к каждому ребенку, научить их работать с изобразительными материалами. Для реализации программы необходимо выполнение определенных условий. Это наличие проветриваемого помещения с хорошим освещением, достаточным количеством рабочих мест, наличии необходимых для работы материалов, инструментов, оборудования. А так же, необходимы посещаемость занятий со стороны обучающихся и их готовность выполнять предложенный педагогом объем работы. Расписание занятий составляются с учетом интересов и возможности детей. Допускается корректировка списочного состава детей в течение учебного года. Диагностика освоения программы Целью проведения диагностики является контроль знаний, умений, навыков обучающихся. Объектом диагностики является наличие у детей прочных, полных знаний по содержанию программы. Цель входной диагностики – выявление исходного уровня подготовки обучающихся, определение направлений и форм индивидуальной работы. Входная диагностика проводится в самом начале учебного года. Проведение входной диагностики – это необходимая и важная работа, так как одним из главных критериев оценки эффективности образовательного процесса является результат обученности детей. Он должен быть максимально возможным для конкретного обучающегося, что определяет совпадение реальных знаний и умений обучающегося с его учебными возможностями, определенными в зоне потенциального развития. Текущая диагностика определяет степень освоения детьми учебного материала и уровень их подготовленности к занятиям. Повышает ответственность и заинтересованность в усвоении материала. Текущая диагностика проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов. Итоговая диагностика проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, эффективности образовательного процесса. Проводится по итогам года. По результатам итоговой диагностики, педагог анализирует эффективность образовательной программы по каждому воспитаннику и фиксирует образовательные результаты в групповой карточке объединения. Методы, с помощью которых осуществляется диагностика Входная: педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование. Текущая: устный и письменный опрос, карточки задания, тестирование, практическая работа, игры-задания, интеллектуально-творческая игра. Итоговая: выставка, творческая работа, контрольные уроки, реферат, конкурс профмастерства, творческий отчет. Индивидуальная карточка позволяет вести постоянную систему контроля за обучением обучающегося и отслеживать динамику его образовательных результатов по отношению к нему самому начиная от первого момента взаимодействия с педагогом и дальше по годам обучения. Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
Диагностика проводится по 10-ти бальной системе: 0-3 – низкий уровень; 4-7 – средний уровень; 8-10 – высокий уровень. Выпускник данного объединения должен быть творчески активной личностью, знать технологию изготовления глиняных игрушек и поделок из соленого теста и природного материала, обладать широким кругозором, эстетическим вкусом, отличаться развитым произвольным вниманием и памятью, творческим мышлением. В первый год обучения обучающиеся занимаются 2 раза в неделю по 2 часа. Возраст детей 7-10 лет. Во второй год обучения обучающиеся занимаются 3 раза в неделю по 2 часа. Возраст детей 8-11 лет. В учебный план программы, по годам обучения, входят одни и те же разделы, но содержание второго года обучения более углубленное, сложное и направлено на проявление творческих способностей обучающихся. Учебный план первого года обучения
|
Учебно-тематический план 2 год обучения 24 Содержательная часть 2... Высшая квалификационная каткгория, педпгог дополнительного образования, мбоу дод цдтт №1 | Пояснительная записка Общеразвивающая программа дополнительного образования... Программа предназначена для тренеров-преподавателей спортивной школы | ||
Пояснительная записка записка к программе дополнительного образования «Лепка» Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного... | Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Черняховская детская художественная школа... | ||
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Черняховская детская художественная школа... | Программа разработана педагогом дополнительного образования Громовым... Дополнительная образовательная программа «Юный солдат» относится к военно-патриотической направленности. Реализуется программа на... | ||
Дополнительная образовательная программа «Музыкальная литература»... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Рабочая программа литература 6 11 классы I вида (для детей, имеющих... Осмыслению содержания текста способствуют такие виды работы, как подбор иллюстраций к тексту, отбор картинок при наличии лишних,... | ||
"Художественная лепка из соленого теста " Тип программы: модифицированная... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества" п. Морки | Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Всероссийский интернет-фестиваль педагогов дополнительного образования детей (далее – Фестиваль) проводится федеральным государственным... | Пояснительная записка к учебному плану дополнительного образования Конвенции ООН о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека, фз «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении... | ||
Образовательная программа Дисциплина: Лепка на основе типовых образовательных программ Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города москвы | Дополнительная образовательная программа отделения хореографии «История... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Пояснительная записка Лето великолепная возможность для получения... Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений... | Программа реализуется в цэвд с 2004 г. Программа переработана и дополнена... Программа дополнительного образования «бумагопластика» относится к программам художественно-эстетического направления, рассчитана... |