Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами»





Скачать 452.19 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами»
страница1/5
Дата публикации25.05.2015
Размер452.19 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,iubip-emb1_2

БИЗНЕСА И ПРАВА
Карпова М.В.
Учебно-методический комплекс
по дисциплине



«Управление человеческими ресурсами»
для студентов очной формы обучения

Ростов-на-Дону

2014

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 080400.62 «Управление персоналом».

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Психология и Управление персоналом» (протокол №1 от 30.08.13) и утвержден Учебно-методическим советом Академии Управления (протокол №1 от 31.08.13) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению контрольных (курсовых) работ и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины.

Составитель: к.соц.н. Карпова М.В. (НОУ ВПО ИУБиП)

Рецензенты: к.э.н. Пивоваров И.В. (НОУ ВПО ИУБиП)

д.п.н., Пищик В.И. (НОУ ВПО ИУБиП)

содержание

1

лекционные занятия

3

2

Практические занятия

19

3

Контроль овладения компетенциями

35

4

методические указания по выполнению КОНТРОЛЬНЫХ (КУРСОВЫХ) РАБОТ

36

4.1

Перечень тем контрольных (курсовых) работ

36

4.2

Методические рекомендации по выполнению контрольных (курсовых) работ


37

5

самостоятельнАЯ работА студентов

38

6

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (зачетные) вопросы по дисциплине


39

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

42

8

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


44




Контактная информация преподавателя

45




Приложение А – Образец оформления титульного листа контрольной (курсовой) работы


46

1 ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Модуль 1
Тема 1. Стратегическое управление персоналом

Цель лекции:

  • ознакомить с понятием управление человеческими ресурсами и его стратегической направленностью при управлении персоналом

Задачи лекции:

  • раскрыть сущность предмета, целей и задач управления человеческими ресурсами (УЧР);

  • объяснить соотношение понятий «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом»;

  • выделить основные уровни управления организацией;

  • определить сущность стратегического управления организацией.

План:

  1. Сущность УЧР и общие характеристики организации.

  2. Сущность управления.

  3. Успешность и эффективность стратегического управления организацией.

Выводы:

  1. УЧР - это стратегический и целостный подход к управлению наиболее ценными активами организации, а именно людьми, которые индивидуально и коллективно вносят свой вклад в достижение организационных целей.

  2. Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируются для достижения общих целей (формальная организация).

  3. Методы управления персоналом организации — это способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства.

  4. Управление - процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый, для того чтобы сформулировать и достичь целей организации.

  5. Главное отличие между управлением персоналом и управлением человеческими ресурсами связано с уровнем управления. Управление персоналом нацелено на конкретного человека, а управление человеческими ресурсами - на человеческие ресурсы. 

Литература:

  1. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения.Балашов А.И., Котляров И.Д., Санина А.Г. – СПб.: Питер, 2012 г.

  2. Стратегическое управление человеческими ресурсами: дорожная карта. От великой идеи к деловой практике.Кристенсен Р. – М.: Олимп-Бизнес, 2011г.

  3. Митрофанова Е.А. Управление трудовыми ресурсами. Учебник (Высшее образование. Бакалавриат). – М.: ИНФРА-М, 2012г.

  4. Управление человеческими ресурсами. А.В. Дайнеко, В.А. Беспалько, М.: Дашков и К, 2013. IPRbooks.

Тема 2. Планирование персонала.

Цель лекции:

  • ознакомить с основами планирования персонала.

Задачи лекции:

  • раскрыть суть кадрового планирования в организации: цели, задачи и виды;

  • объяснить дифференциацию стратегического и оперативного планирования.

  • рассмотреть стратегии управления человеческими ресурсами.

  • План:

  1. Кадровое планирование в организации: цели, задачи и виды.

  2. Стратегическое и оперативное планирование.

  3. Структура и тапы кадрового планирования. Принципы осуществления кадровой работы.

  4. Стратегии управления человеческими ресурсами. Типы кадровых стратегий.

  5. Выводы:

  1. Кадровое планирование определяют как «направленную деятельность организации по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально-квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контролю за его использованием

  2. Базовая задача планирования персонала заключается в том, чтобы "перевести" имеющиеся цели и планы организации в конкретные потребности в квалифицированных служащих, т.е. вывести неизвестную величину необходимых работников из наличного уравнения планов организации; и определить время, в которое они будут затребованы.

  3. Определение потребности в персонале является первым этапом кадрового планирования, который включает определение качественной и количественной потребности.

  4. Планирование использования кадров проводится с целью экономичного и справедливого по отношению к человеку распределения потенциала рабочей силы между вакантными рабочими местами.

  5. Планирование высвобождения персонала призвано показать, кого следует сократить, где и когда. Причинами высвобождения кадров могут быть явления организационного, экономического или технологического плана.

  6. Планирование обучения персонала призвано использовать собственные производственные ресурсы работающих без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда.

  7. Планирование сохранения персонала выделяется как самостоятельный вид кадрового планирования, т.к. от него во многом зависят имидж организации и ее микроклимат.

  8. Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: (ГК РФ) Часть первая от 30.11.94 г. №51-ФЗ, Часть вторая от 26.01.96 г. №14-ФЗ.

  2. Трудовой кодекс Российской Федерации: (ТК РФ) от 30.12.2001 №197-ФЗ, принят государственной Думой ФС РФ 21.12.2001.

  3. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения.Балашов А.И., Котляров И.Д., Санина А.Г. – СПб.: Питер, 2012 г.

  4. Стратегическое управление человеческими ресурсами: дорожная карта. От великой идеи к деловой практике.Кристенсен Р. – М.: Олимп-Бизнес, 2011г.

  5. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. Учебник – 2-е изд. перераб и доп. – (Высшее образование») (ГРИФ). – М.: ИНФРА-М, 2012г.

  6. Маслоу А.Г. Мотивация и личность – 3-е изд. («Мастера психологии»).- СПб.: Питер, 2011 г.



Тема 3. Привлечение и отбор кандидатов

Цель лекции:

  • ознакомить с основными методами привлечения и отбора кандидатов.

Задачи лекции:

  • ознакомить с основными методами привлечения кандидатов.

  • объяснить важность критериев выбора метода по подбору персонала.

План:

  1. Привлечение персонала.

  2. Отбор кандидатов на должность

  3. Методы привлечения кандидатов.

  4. Критерии выбора метода по подбору персонала.

  5. Цели и структура отбора.

Выводы:

  1. Процесс привлечения персонала — рекрутирование, представляет собой специфический вид маркетинговой деятельности. Процесс привлечения персонала начинается с кадрового планирования персонала и определения ключевых характеристик персонала.

  2. Подбор персонала – это выбор трудового потенциала для реализации определенных задач на конкретной должностной позиции в организационной структуре. 

  3. Цель набора персонала состоит в создании резерва кандидатов на все рабочие места с учетом в, том числе и будущих организационных и кадровых изменений, увольнений, перемещений, уходов на пенсию, окончаний сроков контрактов, изменений направлений и характера производственной деятельности.

  4. Отбор — это способ, позволяющий в любых условиях провести наиболее демократичную и в значительной степени свободную от субъективизма конкурсную процедуру.

  5. Преимущества метода отбора — всестороннее тщательное и объективное изучение индивидуальных особенностей каждого кандидата и возможное прогнозирование его эффективности, недостатки — длительность и дороговизна используемых процедур.

Литература:

  1. Управление персоналом: теория и практика. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала. Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А. Учебно-практическое пособие (ГРИФ). – М.: Проспект, 2012г.

  2. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. Учебник – 2-е изд. перераб и доп. – (Высшее образование») (ГРИФ). – М.: ИНФРА-М, 2012г.

  3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность – 3-е изд. («Мастера психологии»).- СПб.: Питер, 2011 г.

  4. Профориентация. Учебное пособие для студ Пряжникова Е.Ю., Пряхников Н.С.. Высш. Учеб. Заведений – 5-е изд. испр. И доп. – («Высшее профессиональное образование – Психология») (ГРИФ). – М.: ИЦ Академия, 2010г.

  5. Инновационная экономика. Занятость, трудовая мотивация, эффективность Садовая Е.С., Кузьмин В.В.. – М.: Экономика,2011г.

  6. Управление человеческими ресурсами в бизнес-организации. Стратегические основы Хачатурян А.А., 2-е изд. – М.: ЛКИ, 2010г.

  7. Предпринимательская ориентация в организации. Внутреннее предпринимательство Эбнер М., Франк Г., Корунка К.– («Психология труда и организационная психология – т.6»). – Харьков: Гуман Центр, 2010г.


Тема 4. Мотивация и стимулирование персонала организации
Цель лекции:

  • ознакомить с основными законами мотивации и стимулирования персонала организации.

Задачи лекции:

  • рассмотреть сущность понятий мотивации и мотивирования, стимула и стимулирования персонала.

  • провести обзор современных теорий трудовой мотивации.

  • изучить законы организации оплаты труда на предприятии.

  • Рассмотреть осударственное регулирование оплаты труда.

  • Определить основные принципы построения эффективной системы стимулирования труда.

План:

  1. Сущность понятий мотивации и мотивирования, стимула и стимулирования персонала.

  2. Обзор современных теорий трудовой мотивации.

  3. Организация оплаты труда на предприятии.

  4. Государственное регулирование оплаты труда.

  5. Основные принципы построения эффективной системы стимулирования труда

Выводы:

  1. Мотивация – это процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей. 

  2. Мотивирование – процесс воспитания в индивидууме внутренних побуждений к достижению поставленных перед ним целей.

  3. Потребность - осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.

  4. Вознаграждения - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаы, продвижения по службе) и внутренние вознаграждения, получаемые посредством самой работы (чувство успеха).

  5. Развитие теории мотивации началось с начала XX века. Выделяют следующие группы теорий мотивации: содержательные теории (Маслоу, Герцберг, МакКлелланд и др.); процессуальные теории (Врум и др.); теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи).

  6. Заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера

  7. Под механизмом регулирования заработной платы понимаются меры по изменению ее уровней, динамики и организации посредством нормативно-правовых методов, используемых на разных уровнях администрирования отношений сторон трудового договора.

  8. Государственное регулирование оплаты труда включает:  установление правовых норм регулирования трудовых отношений, в том числе и по вопросам оплаты труда; законодательное установление и изменение минимального  размера оплаты труда  в РФ;     налоговое регулирование средств, направляемых на оплату  труда предприятиями, а также  доходов физических лиц,   установление районных коэффициентов и процентов надбавок; установление государственных гарантий по оплате труда.


Литература:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации: (ТК РФ) от 30.12.2001 №197-ФЗ, принят государственной Думой ФС РФ 21.12.2001.

  2. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения.Балашов А.И., Котляров И.Д., Санина А.Г. – СПб.: Питер, 2012 г.

  3. Стратегическое управление человеческими ресурсами: дорожная карта. От великой идеи к деловой практике.Кристенсен Р. – М.: Олимп-Бизнес, 2011г.

  4. Митрофанова Е.А. Управление трудовыми ресурсами. Учебник (Высшее образование. Бакалавриат). – М.: ИНФРА-М, 2012г.

  5. Управление человеческими ресурсами. А.В. Дайнеко, В.А. Беспалько, М.: Дашков и К, 2013. IPRbooks.


Тема 5. Компетентностный подход к управлению персоналом организации
Цель лекции: ознакомить с сущностью компетентностного подхода к

управлению персоналом организации

Задачи лекции:

  1. Сущность управления компетенциями персонала организации.

  2. Мировой опыт определения компетенций специалистов по управлению персоналом.

  3. Перечень компетенций рекомендуемых для специалистов по управлению персоналом отечественных организаций

План:

  1. Сущность управления компетенциями персонала организации.

  2. Мировой опыт определения компетенций специалистов по управлению персоналом.

  3. Перечень компетенций рекомендуемых для специалистов по управлению персоналом отечественных организаций

Выводы:

  1. Компетенция — это поведенческая характеристика, необходимая сотруднику для успешного выполнения рабочих функций, отражающая необходимые стандарты поведения.

  2. Компетентность - способность, необходимая для решения рабочих задач и получения необходимых результатов работы.

  3. Кластеры компетенций - набор тесно связанных между собой компетенций (обычно от трех до пяти в одной "связке").

  4. Модель компетенций — это полный набор компетенций и индикаторов поведения, необходимых для успешного выполнения сотрудником его функций.Социальная ответственность - добровольный вклад организации в решение социальных проблем общества вне определенных законом требований.

  5. Компетенции подразделяются на простые и детализированные: простые — единый перечень индикаторов поведения, который может быть разработан, к примеру, руководителем компании; детализированные — компетенции, состоящие из нескольких уровней (как правило, трех-четырех). Количество уровней определяется на этапе разработке модели компетенций.

  6. Профиль компетенций — это список компетенций, точное определение уровня их проявления, относящиеся к конкретной должности.

Литература:

  1. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. Учебник – 2-е изд. перераб и доп. – (Высшее образование») (ГРИФ). – М.: ИНФРА-М, 2012г.

  2. Маслоу А.Г. Мотивация и личность – 3-е изд. («Мастера психологии»).- СПб.: Питер, 2011 г.

  3. Профориентация. Учебное пособие для студ Пряжникова Е.Ю., Пряхников Н.С.. Высш. Учеб. Заведений – 5-е изд. испр. И доп. – («Высшее профессиональное образование – Психология») (ГРИФ). – М.: ИЦ Академия, 2010г.

  4. Инновационная экономика. Занятость, трудовая мотивация, эффективность Садовая Е.С., Кузьмин В.В.. – М.: Экономика,2011г.

  5. Управление человеческими ресурсами в бизнес-организации. Стратегические основы Хачатурян А.А., 2-е изд. – М.: ЛКИ, 2010г.


Модуль 2
Тема 6. Управление поведением персонала организации
Цель лекции:

- ознакомить с правилами управления поведением персонала организации

Задачи лекции:

  • раскрыть суть управления трудовой дисциплиной и конфликтами ;

  • определить важность управления безопасностью сотрудников;

План:

  1. Управление трудовой дисциплиной и конфликтами.

  2. Механизмы регулирования дисциплины: правовые и организационные.

  3. Управление безопасностью сотрудников.

  4. Качество трудовой жизни как совокупность свойств, характеризующих условия труда и организацию труда (производства, быта, отдыха) с позиций наилучшей реализации способностей работника (интеллектуальных, творческих, моральных, организаторских и др.)

Выводы:

  1. Трудовая дисциплина-это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.

  2. Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

  3. Управление конфликтом — это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

  4. Механизм административно-правового регулирования - это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм.

  5. Качество трудовой жизни - это условия производственной жизни, позволяющие учесть степень реализации интересов работника и использования его интеллектуальных, творческих, моральных, организационных способностей и др. Качество трудовой жизни находит свое выражение в повышении чувства удовлетворенности трудом, в стремлении повышать квалификацию.

Литература:

  1. Василенко С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2012г.

  2. Горелов Н.А. Антикризисное управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010 г.

  3. Управление персоналом: теория и практика. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала. Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А. Учебно-практическое пособие (ГРИФ). – М.: Проспект, 2012г.

  4. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. Учебник – 2-е изд. перераб и доп. – (Высшее образование») (ГРИФ). – М.: ИНФРА-М, 2012г.


Тема 7. Оценка персонала

Цель лекции:

  • ознакомить с основными методами оценки персонала

Задачи лекции:

  • раскрыть понятие оценки персонала

  • определить основные этапы, методы оценки персонала;

  • выделить основные цели и результаты оценки

План:

  1. Понятие оценки персонала

  2. Этапы, методы оценки персонала

  3. Цели и результаты оценки.

Выводы:

  1. Оценка персонала - это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места.

  2. Этапы оценки:описание функций;определение требований;оценка по факторам конкретного исполнителя;расчет общей оценки;сопоставление со стандартом;оценка уровня сотрудника;доведение результатов оценки до подчиненного.

  3. Методы оценки потенциала работников

-  Центры оценки персонала. Используют комплексную технологию, построенную на принципах критериальной оценки. Использование большого количества различных методов и обязательное оценивание одних и тех же критериев в разных ситуациях и разными способами существенно повышает прогностичность и точность оценки. Особенно эффективна при оценке кандидатов на новую должность (повышение) и при оценке управленческого персонала (более подробно в п. 8.3).

- Тесты на профпригодность. Их цель — оценка психофизиологических качеств человека, умений выполнять определенную деятельность. 55% опрошенных используют тесты, некоторым образом похожие на работу, которую кандидату предстоит выполнять.

-  Общие тесты способностей. Оценка общего уровня развития и отдельных особенностей мышления, внимания, памяти и других высших психических функций. Особенно информативны при оценке уровня способности к обучению.

-Биографические тесты и изучение биографии. Основные аспекты анализа: семейные отношения, характер образования, физическое развитие, главные потребности и интересы, особенности интеллекта, общительность. Используются также данные личного дела — своеобразного досье, куда вносятся анкетные данные и сведения, полученные на основании ежегодных оценок. По данным личного дела прослеживается ход развития работника, на основе чего делаются выводы о его перспективах.

-Личностные тесты. Психодиагностические тесты на оценку уровня развития отдельных личностных качеств или отнесенность человека к определенному типу. Оценивают скорее предрасположенность человека к определенному типу поведения и потенциальные возможности. 20% опрошенных ответили, что они пользуются различными видами личных и психологических тестов в своих организациях.

- Интервью. Беседа, направленная на сбор информации об опыте, уровне знаний и оценку профессионально важных качеств претендента. Интервью при приеме на работу способно дать глубокую информацию о кандидате, при сопоставлении которой с другими методами оценки возможно получение точной и прогностичной информации.

-Рекомендации. Важно обратить внимание на то, откуда представляются рекомендации, и на то, как они оформлены. Известные и солидные компании особенно требовательны к оформлению такого рода документов — для получения рекомендации необходима информация от непосредственного руководителя того человека, которому данная рекомендация представляется. Рекомендации оформляются всеми реквизитами организации и координатами для обратной связи. При получении рекомендации от частного лица следует обратить внимание на статус данного человека. Если рекомендацию профессионалу представляет человек, очень известный в кругах специалистов, то данная рекомендация будет более обоснованной.

- Нетрадиционные методы. 11% используют полиграф (детектор лжи), психологический стрессовый показатель, тесты на честность или отношение к чему-либо, установленному компанией. 18% применяют для кандидатов алкогольный и наркотический тесты. Как правило, эти тесты основываются на анализах мочи и крови, что является частью типового медицинского осмотра при поступлении на работу. Ни одна из опрошенных организаций не использует для своих кандидатов тестов на СПИД. 22% пользуются некоторыми видами психоанализа в целях выявления мастерства кандидатов для возможной работы в их организациях.

  1. Цели оценки персонала: Административная цель достигается путем принятия обоснованного административного решения (повышение или понижение по службе, перевод на другую работу, направление на обучение, увольнение) на основе результатов оценки деятельности персонала; Информационная цель заключается в том, что и работники, и руководители имеют возможность получить достоверную информацию о деятельности. Такая информация является крайне важной для работника в плане совершенствования своей деятельности, а руководителям дает возможность принять правильное решение;

- Мотивационная цель состоит в том, что оценка сама по себе является важнейшим средством мотивации поведения людей, так как адекватно оцененные затраты труда будут обеспечивать дальнейший рост производительности труда работников, но только в том случае, если труд человека будет оценен соответственно его ожиданиям.

Литература:

  1. Управление персоналом: теория и практика. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала. Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А. Учебно-практическое пособие (ГРИФ). – М.: Проспект, 2012г.

  2. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. Учебник – 2-е изд. перераб и доп. – (Высшее образование») (ГРИФ). – М.: ИНФРА-М, 2012г.

  3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность – 3-е изд. («Мастера психологии»).- СПб.: Питер, 2011 г.


Тема 8. Управление высвобождением (увольнением) персонала

Цель лекции:

  • ознакомить с понятием и основными законами увольнения и высвобождения персонала.

Задачи лекции:

  • раскрыть суть увольнения персонала;

  • выделить и раскрыть основные направления высвобождения персонала..

План:

  1. Управление процессами увольнения сотрудников.

  2. Высвобождение персонала

  3. Понятие текучести кадров.

  4. Планирование сокращения персонала.

  5. Увольнение сотрудников пенсионного возраста.

Выводы:

  1. Увольнение – это прекращение трудовых отношений между работодателем и работником.При прекращении трудовых отношений трудовой договор подлежит расторжению. Работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести расчет.

  2. Высвобождение персонала представляет собой увольнение или отстранение от работы на длительный срок одного или большего числа работников по причине экономического, структурного или технологического характера с целью уменьшения количества занятых либо изменения их профессионально-квалификационного состава.

  3.      Под высвобождением персонала понимается комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны администрации увольняемых сотрудников.

  4. Текучесть - добровольный официальный уход наемного работника из одной организации (фирмы) в другую на основании самостоятельно принятого им решения. Высокий уровень текучести сигнализирует об угрозе стабильности и целостности организации и связан для нее со значительными затратами. Одну из основных причин текучести рабочей силы следует видеть в недостаточном учете фактора социальной эффективности.

  5. Увольнение базируется на классификации видов увольнений. Критерием классификации выступает степень добровольности ухода работника из организации:  по инициативе работника, т.е. по собственному желанию;  по инициативе работодателя или администрации;  в связи с выходом на пенсию.

  6. Сокращение численности персонала - это естественный процесс снижения издержек в любой компании на определённом этапе ее развития.

  7. Выход на пенсию может быть заранее предусмотрен и спланирован с достаточной точностью по времени; это событие связано с существенными изменениями в личной сфере; значительные перемены в образе жизни человека весьма наглядны для его окружения.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: (ГК РФ) Часть первая от 30.11.94 г. №51-ФЗ, Часть вторая от 26.01.96 г. №14-ФЗ.

  2. Трудовой кодекс Российской Федерации: (ТК РФ) от 30.12.2001 №197-ФЗ, принят государственной Думой ФС РФ 21.12.2001.

  3. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения.Балашов А.И., Котляров И.Д., Санина А.Г. – СПб.: Питер, 2012 г.

  4. Стратегическое управление человеческими ресурсами: дорожная карта. От великой идеи к деловой практике.Кристенсен Р. – М.: Олимп-Бизнес, 2011г.

  5. Митрофанова Е.А. Управление трудовыми ресурсами. Учебник (Высшее образование. Бакалавриат). – М.: ИНФРА-М, 2012г.

  6. Управление человеческими ресурсами. А.В. Дайнеко, В.А. Беспалько, М.: Дашков и К, 2013. IPRbooks.

  7. Международные аспекты управления Уч. пособие. Л.Н. Иванова-Швец.-М.: Евразийский открытый институт , 2011. IPRbooks.

  8. Энциклопедия. Гуру менеджмента. Производственно-практическое издание. С.Ф. Аршинова, А.Ю. Верхнева, О.Ю. Гигина, А.В. Кашникова.-Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011. IPRbooks.

  9. Общая теория управления. Уч. Пособие. В.К. Батурин- М.: Юнити-Лада, 2012. IPRbooks.



Тема 9. Формироваие и подготовка кадрового резерва.
Цель лекции:

  • ознакомить с этапами формирования и подготовки кадрового резерва.

Задачи лекции:

  • раскрыть суть кадрового резерва;

  • показать важность Формироваия и подготовки кадрового резерва;

  • выделить и раскрыть основные этапы формирования кадрового резерва .

План:

  1. Формирование кадрового резерва.

  2. Принципы Формирование кадрового резерва

  3. Этапы Формирование кадрового резерва

Выводы:

  1. Кадровый резерв — это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.

  2. Принципы формирования кадрового резерва: актуальности резерва — потребность в замещении должностей должна быть реальной; принцип соответствия кандидата должности и типу резерва — требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности; принцип перспективности кандидата — ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной ценз, стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом, состояние здоровья.

  3. Этапы работы с резервом: анализ потребности в резерве; формирование и составление списка резерва; подготовка кандидатов

Литература:

  1. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения.Балашов А.И., Котляров И.Д., Санина А.Г. – СПб.: Питер, 2012 г.

  2. Стратегическое управление человеческими ресурсами: дорожная карта. От великой идеи к деловой практике.Кристенсен Р. – М.: Олимп-Бизнес, 2011г.

  3. Митрофанова Е.А. Управление трудовыми ресурсами. Учебник (Высшее образование. Бакалавриат). – М.: ИНФРА-М, 2012г.

  4. Управление человеческими ресурсами. А.В. Дайнеко, В.А. Беспалько, М.: Дашков и К, 2013. IPRbooks.

  5. Международные аспекты управления Уч. пособие. Л.Н. Иванова-Швец.-М.: Евразийский открытый институт , 2011. IPRbooks.

  6. Энциклопедия. Гуру менеджмента. Производственно-практическое издание. С.Ф. Аршинова, А.Ю. Верхнева, О.Ю. Гигина, А.В. Кашникова.-Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011. IPRbooks.

  7. Общая теория управления. Уч. Пособие. В.К. Батурин- М.: Юнити-Лада, 2012. IPRbooks.

  8. Василенко С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2012г.

  9. Горелов Н.А. Антикризисное управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010 г.


Тема 10. Разработка и принятие кадровых решений в организации

Цель лекции:

  • ознакомить с основными законами разработки и принятия кадровых решений в организации

Задачи лекции:

  • раскрыть суть кадровых решений

  • показать основные;

  • выделить;

  • определить проблемы.

План:

  1. Сущность и содержание кадровых решений в организации.

  2. Процесс принятия кадровых решений как алгоритм.

  3. Характеристика подходов к принятию кадровых решений.

  4. Методы принятия решений.

Выводы:

  1. Принятие кадровых решений — это многообразная деятельность руководителя, начиная от планирования собственного рабочего времени и кончая привлечением экспертов. В управленческой деятельности принятие кадровых решений — это систематизированный процесс, который во многом влияет на работников организации и является важнейшей частью каждодневной работы руководителя любого уровня и должностного ранга. 

  2. Управленческое кадровое решение — это акт целенаправленного воздействия на персонал, который основывается на анализе достоверных персональных данных, характеризующих конкретную кадровую проблему, определяет цель и содержит программу ее достижения.

  3. Кадровые решения требуют: создания соответствующей среды; определения сроков принятия; вовлечения многих уровней управления; группового участия; новаторства и инициативы; выполнения решения.

  4. На принятие кадровых решений влияют внешние условия (независимые переменные): законодательная и нормативная база; состояние рынка труда; налоговая политика; уровень инфляции; миграционная политика; социальное партнерство (от него зависит атмосфера в организации); система образования (связана с системой повышения квалификации); система здравоохранения (как составляющая соцпакета); национальные особенности (от него зависит менталитет персонала).

Литература:

  1. Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: Учебное пособие для вузов. М., 2006.

  2. Баттрик Р. Техника принятия эффективных управленческих решений. СПб., 2006.

  3. Голубков Е. Технология принятия управленческих решений.
    М.,2005.

  4. ТронинЮ.Н., МасленченковЮ.С. Управленческие решения.
    М.,2004.©ТроицкаяЕ.В.

  5. Управление персоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
    / Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине управление человеческими ресурсами
Эффективность управления человеческими ресурсами: управление эффективностью деятельности персонала; оценка эффективности управления...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» iconРабочая учебная программа Шило И. Н. Коммуникации в управлении человеческими...
Шило И. Н. Коммуникации в управлении человеческими ресурсами. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для магистров...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» iconПрограмма «Управление человеческими ресурсами»
Симонова Л. М. Cравнительный менеджмент человеческих ресурсов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: «Управление трудовыми...
Учебно–методический комплекс по дисциплине: «Управление трудовыми ресурсами» подготовлен в соответствии с Государственным образовательным...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» iconРабочая программа Шифр Наименование дисциплины б. 8 Управление человеческими ресурсами
Структура и содержание дисциплины «Управление человеческими ресурсами» соответствуют требованиям государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Управление человеческими ресурсами» бакалаврской образовательной программы по профилю «Управление человеческими ресурсами» по направлению...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» iconТематический план
Учебно–методический комплекс по дисциплине: «Управление трудовыми ресурсами» подготовлен в соответствии с Государственным образовательным...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» iconПрограмма дисциплины «Управление человеческими ресурсами» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Управление человеческими ресурсами», учебных ассистентов и студентов,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» iconЛекции об уме (Первая часть сборника "Ум и пустота")
Учебно–методический комплекс по дисциплине: «Управление трудовыми ресурсами» подготовлен в соответствии с Государственным образовательным...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины...
«Теория менеджмента», «Методы принятия управленческих решений», «Информационные технологии в менеджменте». Дисциплина «Управление...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» iconПрограмма дисциплины «Организационное проектирование и реконструкция»...
Магистерская программа 521504 «Управление человеческими ресурсами» Москва 2003 г
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» iconПрограмма дисциплины Управление человеческими ресурсами  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» iconРабочая программа для магистров магистерской программы «Управление Человеческими Ресурсами»
Рабочая программа для магистров магистерской программы «Управление Человеческими Ресурсами» направления 080200. 68 «Менеджмент» очной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплине...
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы развить у студентов навыки самостоятельной творческой работы, углубленно изучить какую-либо...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск