Скачать 62.49 Kb.
|
учитель МОУСОШ № 67 г. Томск Буянова Г.В.Деятельностный подход на уроках биологии.Занятие на тему «Лишайники» 6,7 класс.В последние десятилетия меняется характер обучения, многие педагоги переходят на развивающие технологии обучения. Они могут быть разными, но есть в них и общее - например, деятельностный подход – «это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в образовательном процессе» (Б.Эльконин)(1). Деятельностный подход предполагает активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся, т.е. становление школьника субъектом учебной деятельности.(2)Специфика предмета биологии дает возможность реализовывать его на практике в полной мере. Предлагаю к рассмотрению разработку занятия по биологии на тему «Лишайники». Именно занятия, а не урока, т. к. оно предполагает обязательный выход на природу. Не секрет, что городской ребенок, выходя в лес, не только не знает названий многих растений, но часто даже не способен различить основные отделы растений. Путают мхи и лишайники, папоротники и цветковые растения. … И хотя лишайники окружают нас повсюду, о них практически ничего не знают. Данную разработку также можно использовать для внеурочного школьного экологического мероприятия. Целями занятия являлось:
Оборудование: схема строения лишайников, образцы лишайников, фотографии лишайников с подписями для определения, микроскопы, ватман, фломастеры, скотч.Ход занятияЗанятие состоит из 3-х частей и рассчитано на 4-6 часов. Проходит эмоционально легко, весело, вызывает огромный интерес детей. Первая часть – это выступление учителя, (желательно в форме проблемной или поисковой лекции, беседы, увлекательного рассказа или диалога) во время которого, сообщаются основные сведения о лишайниках, выясняются личный опыт ребят, знания о лишайниках.. В конце выступления выдается каждой группе детей распечатанные на листках задания.(40 мин)(можно провести в классе или в лесу по желанию учителя.) Вторая часть – экскурсия в лес, для сбора гербария лишайников. Дети с руководителем группы собирают образцы лишайников (небольшие кусочки, чтобы как можно меньше нанести вреда природе)(30 –40 мин). Учитель остается на поляне и консультирует все группы.Третья часть – практическая (на поляне или в классе). Ребята, разбившись на микрогруппы, выполняют задания и оформляют результаты работы на ватмане. Для работы в их распоряжении определители или фотографии лишайников, микроскопы, дополнительная литература по лишайникам. Учитель опять активный консультант: помогает определять лишайники, рассказывает, как приготовить препараты для микроскопа, как правильно работать с микроскопом. (2-4 час) Для повышения мотивации был введен элемент соревновательности. И в конце занятия все продукты поисковой деятельности ребят были вывешены на всеобщее обозрение. Была организована их презентация. Выработана система оценивания, и группы за лучшие работы были награждены. (Можно ввести и этап защиты своей работы или устроить «конференцию») Сведения для сообщения:
Но это не плен. Организмы образуют симбиоз, т.е. взаимовыгодные отношения. Зеленые водоросли это фотобионт осуществляет фотросинтез, продуцент углеводов, сахаров и аминокислот, Гриб поставщик воды для водоросли. Но он консумент 1 порядка и когда гриб увеличивает свои аппетиты, то водоросль страдает, бледнеет и сам лишайник может погибнуть. Тело лишайника называют слоевищем, корней и листьев нет, но могут быть плодовые тела, в которых находятся споры.
9. Использование человеком. 1). Во время войны лишайники добавляли в хлеб 2). Ягель—олений мох (тундровые кладонии), в тундре основной корм олений, в южных степях поедают овцы. 3).В китайской медицине – отхаркивающие средства, пельтигера собачья—от болезней печени. В лекарственные препараты добавляется устиновая кислота (антибиотик) Бинан препарат лечит ожоги. 4) В парфюмерии для фиксации запахов. 10. Биоиндекация. Лишайники—показатели загрязненности атмосферы. Вокруг промышленных предприятий Вокруг промышленных предприятий существуют зоны «лишайниковых пустынь», где лишайники отсутствуют полностью. Например Гипогимния вздутая легко реагирует на ухудшение атмосферы, накапливает все элементы и высаживая вокруг заводов этот лишайник можно выяснить, сделав химический анализ, чем же именно загрязняет атмосферу данный завод. Составляют даже лихнеологические карты, позволяющие наблюдать за изменениями, которые происходят в состоянии воздуха в течении20-50 лет. По отношению к загрязнению воздуха выделяют 3 группы лишайников
( литература: И. А. Шапиро «Загадки растения – сфинкса»,Ленинград,1991) Задания для групп
Литература: 1. Б.Д.Эльконин. «Я- экстремист деятельностного подхода».- в еженедельнике «Школьный психолог»,М, изд-во «Первое сентября» ,2001,№14 2 Г.В.Репкина, Е.В.Заика. «Оценка уровня сформированности учебной деятельности», Томск, «Пеленг»,1993 3 .И. А. Шапиро «Загадки растения – сфинкса», Ленинград,1991 4. Энциклопедия для детей. Биология, М.,»Атланта +»,1993 |
Доклад на тему: «Использование интерактивной доски на уроках биологии» Различные авторы указывают на возможность и даже стратегическую важность использования информационные технологии в обучении биологии,... | Уроках биологии ... | ||
Методические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии | Программа по биологии пояснительная записка В содержание программы включен материал из следующих разделов школьной биологии: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные»,... | ||
Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе... Растения, бактерии, грибы, лишайники». Авторы: И. Н. Пономарёва, Н. М. Чернова. В соответствии с альтернативным учебником, допущенным... | Рабочая программа по биологии 6 класс Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по... | ||
Рабочая программа по биологии ( 6 класс) Разработана учителем Федоровой Т. А Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по... | Вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Биология» для студентов... Занятие №1 «Вводное занятие: строение светового микроскопа, техника приготовления и микроскопирования препаратов» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Семинар – практикум на тему «Инновационные технологии на уроках биологии, экологии, химии» | Методика обучения биологии растения, бактерии, грибы, лишайники 6-7... Методика обучения биологии растения, бактерии, грибы, лишайники 6-7 классы. Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова, М., 1989 | ||
Классный час на тему «Путешествие в страну Здоровья» Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В. П. Викторов, А.... | Программы по биологии в VI-IX классах Научный В связи с этим на уроках биологии необходимо больше уделять внимания на связь биологии с жизнью, при объяснении нового материала... | ||
Конспект Лекция Учебное занятие Составление картотеки на тему «научная литература по ономастике» Орфографический диктант на тему 2Географические названия на карте нашей области | Приказ №170-а от 29. 08. 2014 г рабочая программа по биологии 6А, класс базовый уровень Буп2004 года и авторской программы по биологии в основной школе – автор И. Н. Пономарева, отражает ее содержание и ориентирована... | ||
Приказ №170-а от 29. 08. 2014 г рабочая программа по биологии 6В класс базовый уровень Буп2004 года и авторской программы по биологии в основной школе – автор И. Н. Пономарева, отражает ее содержание и ориентирована... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена с учетом Федерального компонента Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования... |