Скачать 69.24 Kb.
|
ДОКЛАД КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИ Содержание общего начального образования определятся необходимостью подготовки учащихся к реализации всей совокупности требований, предъявляемых к обучению и воспитанию на ступенях основного и полного общего среднего образования, с целью приобретения тех знаний и навыков, которые обеспечивают успешное участие в социально-экономическом и социокультурном развитии динамично меняющегося мира. В условиях ускорения темпов научно-технического и социального развития всего человечества возникают принципиально новые требования к тем знаниям и умениям, которыми должны владеть выпускники общеобразовательных школ. Образовательный стандарт является документом, создающим условия для реализации всех прав ребенка и лиц, занимающихся его социализацией, на полноценную, соответствующую постоянно усложняющимся требованиям динамично меняющегося мира, образовательной деятельностью. Сущностные характеристики стандартов Еще сравнительно недавно главной задачей образования было формирование у школьников навыков воспроизводства имеющихся знаний для успешного включения в медленно меняющуюся трудовую, семейно-бытовую, общественную деятельность. В настоящее время постоянное обновление представлений о природных, общественных процессах требует от каждого человека зрелых навыков самообразования, самовоспитания, саморазвития во всех видах повседневной жизнедеятельности. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научный знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Построение образовательного процесса Впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, формирование готовности к освоению требований основного и полного среднего образования, обоснованный выбор в будущем своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, обучающим с первого класса навыкам самообразования и самовоспитания. Так как в условиях динамично меняющегося мира необходимо умело выбирать варианты самореализации и самоутверждении при взаимодействии с различными общностями, культурами, важнейшим навыками становятся самоорганизация и самоопределение. Они позволяют учащимся уже в первые годы обучения в школе принять и умело реализовать нормы и правила, регулирующие учебную деятельность, поведение в школе и общественных местах, активно выявлять индивидуальные задатки и способности, с учетом потребностей социально-экономического и социокультурного развития конкретных территорий, регионов, страны в целом. Поэтому, основными компетенциями, которыми должен постепенно овладевать современный школьник, начиная с первого класса, становятся совокупность умений, обеспечивающих успешное разрешение проблем организации повседневной учебной и внеучебной деятельности на основе требований современной культуры, максимального раскрытия творческого потенциала личности, чувства гордости за достижения в учебе, труде, общении. При этом важнейшим условием реализации компетентсного подхода в новом стандарте содержания образования становится такая организация самого процессе обучения, когда при раскрытии каждой темы определяется актуальность приобретаемых знаний и навыков для современной жизни, выделяются возможные варианты решения проблемных ситуаций на основе той информации, которую учащиеся получают на уроках и при выполнении различного вида самостоятельных работ. Новые цели образования Приоритетными задачами выступают: - развитие познавательной активности при изучении тайн природного и социального мира; - приобретение навыков переключения от стихийной бессознательной деятельности к сознательно организованной на основе понимания целей и возможных результатов поведения в конкретных видах учебной и внеучебной деятельности; - формирование ориентаций и установок на освоение навыков самостоятельного сохранения и укрепления физического и психического здоровья в повседневной жизнедеятельности; - овладение базовыми знаниями для самостоятельного овладения грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом); - выработка начальных навыков самопознания, выявления и самостоятельного развития индивидуальных задатков и способностей при освоении различных видов учебной и внеучебной деятельности; - приобретение базовых навыков успешной самореализации и самоутверждения в различных видах учебной, семейно-бытовой, общественной, досуговой деятельности Данные задачи решаются с помощью: • побуждения к пониманию смысла и содержания норм и правил, регулирующих действия ребенка на уроках, переменах, при выполнении различных заданий, общении с родителями, учителями, сверстниками, другими людьми; • создания условий для развития активной познавательной деятельности как во время учебных, так и во внеучебных занятиях; • выявления и поддержки детских инициатив, направленных на совершенствование конкретных видов жизнедеятельности учащихся, условий организации их учебы, досуга; • развития чувства гордости за достижения в учебной и внеучебной деятельности, воли, терпения при столкновении с различными трудностями, самоконтроля в работе и общении, уверенности в себе, радости и любви при взаимодействии с окружающим миром; • приобретения навыков самостоятельного поиска оптимальных и безопасных вариантов организации взаимодействия с природой, техническими системами, различными людьми и общностями; Сущностные характеристика стандартов Значение линий развития: Личностное: саморазвитие, творческий потенциал, социальная и профессиональная мобильность на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться» Социальное: российская и гражданская идентичность, принятие демократических ценностей, толерантность, патриотизм, освоение основных социальных практик Познавательное: формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей интеллектуальной деятельностью, развитие мышления и др. Коммуникативное: компетентность в общении, умение слушать, вести диалог, участвовать в обсуждении проблем и принятии решений, строить сотрудничество на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации и др. Новый результат образования Образовательная программа общего начального образования обеспечивает формирование у учащихся базовых навыков самоорганизации в учебной и внеучебной деятельности, выработку интереса к самостоятельному приобретению из различных источников знаний, позволяющих освоить нормы и требования культуры умственного труда, общения со старшими и сверстниками, соблюдения правил поведения в школе, дома, общественных местах, выявление склонностей к разнообразным видам учебной и внеучебной деятельности. На ее основе создаются условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия, поддержания оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора способов самореализации и самоутверждения в повседневной жизнедеятельности. Как оценивать образовательные результаты? Результаты, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации Научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах Умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности и её обобщенных способов Коммуникативные и информационные умения Результаты, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации Ценностные ориентации: религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения Характеристика социальных чувств: патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Индивидуальные психологические характеристики личности Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Основная образовательная программа формируются путем набора следующих основных образовательных областей: филология, математика и информатика, природа, общество, человек, искусство, технология, здоровье. Образовательная область реализуется через набор отдельных учебных предметов (курсов), модулей, практикумов, самостоятельной работы обучающихся как в форме учебной, так и других видов деятельности (проектной, исследовательской, творческой и пр.) Каждый учебный предмет (курс) имеет базовую (обязательную) часть, определяемую ФГОС, и вариативную, устанавливаемую образовательным учреждением. Вариативная часть обеспечивает расширение и (или) углубление знаний, умений, навыков и компетентностей, определяемых содержанием основной образовательной программой, позволяет обучающимся получить начальные представления об особенностях социально- экономического и социокультурного развития региона, конкретной территории. Основными социокультурными навыками, приобретаемыми в младшем школьном возрасте, являются способности к самоорганизации, самоопределению в учебной и внеучебной деятельности на основе внутреннего или внешнего побуждения. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, проявлять самоконтроль. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, сформированность основных норм нравственного и трудового поведения, определяющих отношение личности с обществом и окружающими людьми. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И. Л. Бим, Л. И. Рыжова), Москва «Просвещение» 2010 г с учётом требований новых государственных стандартов по иностранному языку... | Пояснительная записка Особенности художественно-эстетического образования... «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных... Н. Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных... | Пояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена... Н. Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных... | ||
Основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная... Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации... | Основная образовательная программа образовательного учреждения Начальная... Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации... | ||
Из опыта работы Почетного работника общего образования РФ При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование... | С. 10. 2012 правка-доклад по обстановке на территории Пермского края... «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | ||
Пояснительная записка Нормативные документы, обеспечивающие реализацию... «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего... | Предложения по формирования требований к условиям осуществления инновационных... Предложения по качественному обновлению государственных стандартов общего образования | ||
Особенности фгос начального общего образования Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования основная задача федеральных государственных... | Публичный доклад Сочи создано в целях реализации права граждан на образование, гарантий общедоступности, бесплатности начального общего, основного... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федрального... «Об утверждении федерального компонента государственных образовательныхстандартов начального общего, основного общего и среднего... | Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с нормативными... Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов... | ||
Примерная программа ! Основного общего образования/ ! Математика... «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской... | Приказ от 5 марта 2004 года n 1089 Об утверждении федерального компонента... Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего... |