Тазлова Римма Семеновна
20 октября 1927 г.р.
Доктор медицинских наук,
член академии Северного Форума,
профессор кафедры неврологии и
психиатрии МИ СВФУ
Биография профессора Р.С. Тазловой четко определяет её жизнеутверждающий творческий путь: успешное окончание средней школы с золотой медалью в г. Сталинграде (1945), медицинского института с отличием в г.Омске (1950), защита кандидатской диссертации (1960), докторской диссертации (1974), звание профессора (1980), действительного члена академии Северного Форума (1994), заслуженного врача PC (Я) (1999), сертификат выдающегося деятеля XX века в области здравоохранения Республики Саха (Якутия) (2000). В трудовой книжке профессора две основные записи: Омский медицинский институт им. М.И. Калинина (стаж 10 лет), Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова (стаж 50 лет).
Тазлова Римма Семеновна родилась 20 октября 1927 года в с. Тамбовка Харабалинского района Астраханской области в семье служащего. В 1945 году окончила в г. Сталинграде среднюю школу с золотой медалью. В том же году поступила в медицинский институт и в 1950 году окончила Омский медицинский институт им. М.И. Калинина с отличием.
В 1953 году успешно закончила клиническую ординатуру на кафедре психиатрии, затем работала ассистентом Омского медицинского института до 1962 года.
В 1960 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Материалы к исследованию влияния инсулина на высшую нервную деятельность психически больных и на условно-рефлекторную деятельность животных в условиях эксперимента». С февраля 1962 года по приглашению начала работать на медицинском факультете Якутского государственного университета в должности доцента. В 1963 году решением ВАК утверждена в ученом звании доцента.
В 1974 году на заседании специализированного Ученого Совета Московского института психиатрии МЗ РСФСР защитила докторскую диссертацию на тему «Психические нарушения при типичных клинических формах вилюйского энцефалита (энцефаломиелита)». В 1976 году присуждена ученая степень доктора медицинских наук по специальности «Психиатрия». В 1980 году ВАКом утверждена в ученом звании профессора.
Активно с большой практической отдачей ею разрабатываются особенности течения ранней диагностики алкоголизма на Севере. В 1981 г. получено авторское свидетельство «Способ диагностики алкоголизма». Ею убедительно доказано, что ранняя алкоголизация, сравнительно короткий период бытового пьянства определяют в Якутии более прогредиентное течение алкоголизма и алкогольных психозов, дана четкая клиническая и биохимическая оценка диагностики алкогольной болезни.
Под руководством Тазловой Р.С. систематически, начиная с 1962 г. изучаются вопросы эпидемиологии, особенности психических заболеваний на Севере. В течение многих лет была председателем УМО ЯГУ, под ее руководством впервые стали проводиться ежегодные научно-методические конференции, под ее редакцией в разные годы опубликованы материалы докладов сотрудников медицинского института в десяти сборниках.
Всего профессором Тазловой Р.С. опубликовано 191 научных, научно-методических работ.
Профессор Р.С. Тазловой организована в 1985 году кафедра психиатрии на медицинском факультете ЯГУ, в последующем медицинского института. Большой клинической, научно-исследовательский, педагогический опыт, постоянное стремление к совершенствованию и углублению знаний, внутренняя дисциплина, творческая научная целеустремленность, незаурядные способности, высокая гражданственность дают возможность ей успешно выполнять многогранные обязанности ученого, педагога, врача, общественного деятеля.
Труд профессора Р.С. Тазловой отмечен в 1984 г., в связи с 50-летием высшей школы Якутии, орденом «Дружбы народов», в 1996 г., в связи с 40-летием Якутского государственного университета – почетный работник высшего образования России, званием «Заслуженный врач РС(Я)» (1999), знаком отличия «Гражданская доблесть» (2005) и другими памятными наградами.
В настоящее время Римма Семеновна Тазлова – профессор-наставник кафедры неврологии и психиатрии медицинского института СВФУ, заведующая курсом психиатрии и медицинской психологии, научный руководитель ЯРПНД, председатель Якутского отделения Российского общества психиатров.
Пожелания молодым преподавателям.
Быть преподавателем высшего учебного заведения в настоящее время – это большая ответственность и систематический творческий труд. Учитель, инженер, врач решают, по моему, мнению, важнейшие государственные задачи. Учитель формирует, определяет интеллект общества, врач формирует, определяет здоровье населения. Таким образом, учитель и врач определяют интеллект и здоровье общества и в конечном плане, стратегию развития общество. Каждому молодому преподавателю следует понять, что он работает не только на настоящее, но и на будущее. В вязи с этим труд учителя вуза любой специальностью очень важен и требует полной отдачи сил. У меня большой педагогический стаж, хочу поделиться опытом организации труда учителя. Учение – это партнерство ученика и учителя, получать знания и желание учителя научить. Для выполнения этого основного условия необходимо постоянно поощрять учеников за их достижения и поддерживать высокий статус учителя на государственном уровне. Основными формами работы преподавателя вуза являются лекции, практические занятия и подготовка студента к выполнению домашней самостоятельной работы. Когда мне поручили читать лекции, я решила, что буду читать лекции так, как я бы хотела, чтобы мне читали лекции в свое время. Прежде всего, необходимо ознакомить студентов с содержанием дисциплины, выделить основные разделы, самое существенное в каждом из них и самое главное, подробно изложить результаты обучения (знать, уметь, владеть).
Студенты на первой лекции должны быть ознакомлены с рабочей программой.
На первых лекциях необходимо подчеркнуть связь со смежными дисциплинами, отметить особенность течения заболеваний в региональных условиях, т.е. в РС (Я). Особое внимание следует уделять краевым факторам риска, которые, как известно, зависят от климато-географических, жилищно-бытовых и социально-экономических условий. Практические занятия и клинические практические занятия должны иметь достаточное методическое обеспечение. По всем разделам дисциплины – психиатрия, наркология и медицинская психология имеются методические разработки, содержащие четкий план каждого занятия (тема, цель занятия, контрольные вопросы, организация занятия, распределение времени, результаты, заключения преподавателя). Студенты при подготовке к каждому практическому занятию, по контрольным вопросам должны составлять план-конспект и терминологический словарь. Планом предусмотрено оформление реферата, оформление истории болезни, составление дифференциально-диагностических задач. По ходу прохождения практических занятий проводится тестовый контроль. Экзамен проводится в письменной форме, экзаменационные вопросы составляются из контрольных вопросов каждой теме.
В заключении следует, что на эффективность обучения оказывает большое влияние отношение преподавателя к своему предмету и студентам. Преподаватель должен заинтересовать студентов, заражать своим интересом к предмету, к каждому виду занятий, быть разумно требовательным. Результатом обязательным должно быть, выполнение каждым студентом занятию в полном объеме, т.е. каждое занятие должно обогащать студентов знаниями, умениями, навыками – это основной критерий оценки труда преподавателя и студента.
БИБЛИОГРАФИЯ НАУЧНЫХ ТРУДОВ 1. Проблема: Вилюйский энцефаломиелит.
О психотической форме вилюйского энцефалита по материалам Якутской республиканской больницы за 1959-1964 годы //Вопросы географической патологии Якутии. - Якутск, 1966.
К вопросу о психических нарушениях в хронической стадии вилюйского энцефалита (энцефаломиелита) // Вопросы географической патологии Якутии. - Якутск, 1966.
Содержание белковых фракций в сыворотке крови больных вилюйским энцефалитом и больных шизофренией в сравнительном аспекте //Материалы IX научной сессии мед.фак-та. - Якутск, 1966.
Обнаружение противомозговых антител в спинномозговой жидкости больных вилюйским энцефалитом //Материалы X научной сессии мед.фак-та. -Якутск, 1968.
Иммунофоретическое исследование сыворотки крови больных вилюйским энцефалитом (энцефаломиелитом) // Материалы X научной сессии мед.фак-та. - Якутск, 1968.
Психические нарушения при типичных формах вилюйского энцефалита (энцефаломиелита) //Проблемы производительных сил Якутской АССР.-Якутск, 1969.
Психопатология и течение вилюйского энцефалита (энцефаломиелита) //Материалы юбилейной научной сессии, посвященной 50-летию образования СССР и Якутской АССР. - Якутск, 1970.
Содержание меди в сыворотке крови больных вилюйским энцефалитом //0 физиолого-биохимических проблемах Севера. - Якутск, 1971.
Некоторые клинико-анатомические параллели и вопросы дифференциального диагноза при вилюйском энцефалите //Актуальные проблемы вирусологии и профилактики вирусных заболеваний. - Москва, 1972 . Соавт.: Зубри Г.Л., Савинов А.11. и др.
Структура деменции при вилюйском энцефалите (энцефаломиелите) //Вопросы краевой патологии. - Якутск, 1973.
Речевые расстройства при вилюйском энцефалите (энцефаломиелите) // Вопросы краевой патологии. - Якутск, 1973.
Клинико-пневмо-электро-энцефалографические исследования при спастико-паретической форме вилюйского энцефалита (энцефаломиелита) // Вопросы краевой патологии. - Якутск, 1973. Соавт.: Баранов В.А., Мошанова Р.А.
Клинические, электроэнцефалографические исследования при де-ментно-паретической форме вилюйского энцефалита (энцефаломиелита) //Ж. Невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - Москва, 1973,73, 8. Соавт.: Баранов В.А., Мошанова Р.А.
Психические нарушения при типичных клинических формах вилюйского энцефалита (энцефаломиелита) //Диссертация на соискание ученой степени доктора мед.наук. - Якутск, 1973 (рукопись).
Психические нарушения при типичных клинических формах вилюйского энцефалита (энцефаломиелита) //Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.м.н. - Якутск, 1974.
Клиника и вопросы дифференциального диагноза вилюйского энцефалита //Биологические проблемы Севера. - Якутск, 1974. Соавт.: Петров П.А., Владимирцев А.И.
Сравнительная характеристика психических нарушений при типичных клинических формах вилюйского энцефалита //Биологические проблемы Севера. - Якутск, 1975.
Сравнительная характеристика структуры и интенсивности психических изменений, возникающих при ВЭ и при других подострых хронических заболеваниях центральной нервной системы, в частности, при спонгиозных энцефалопатиях //Медико-географические проблемы Якутии. -Якутск, 1977. - Часть 2.
Психопатология вилюйского энцефалита //Научно-технический прогресс и медицина. - Новосибирск, 1978. -Т.1.
Катамнестические исследования при вилюйском энцефалите //Особенности патологии коренного и пришлого населения в условиях Крайнего Севера. - Изд-во НИИ мед.проблем Севера СО АМН СССР. - Красноярск, 1981.-Т.2.
Судорожный синдром в клинике вилюйского энцефалита //Экологические и клинические вопросы жизнедеятельности человека в условиях Севера. - Новосибирск, 1981.
Психические нарушения при типичных формах вилюйского энцефалита (энцефаломиелита). - Иркутск, 1982. 196 с.
Клиника и вопросы дифференциального диагноза вилюйского энцефаломиелита (энцефалита) //Здоровье населения Якутии. - Якутск, 1993.
Классификация вилюйского энцефаломиелита//Медицина. Программа «Университеты России». - Москва, 1994.
Спастико-паретическая форма вилюйского энцефаломиелита (клинико-катамнестические исследования)//Материалы второй научно-практической конф. медицинского института госуниверситета.- Якутск, 1995. Соавт. Николаева Т.Я.
Особенности деменции при вилюйском энцефалите //XII съезд психиатров России. - Москва, 1995.
Дементно-паретическая форма вилюйского энцефаломиелита (катамнестические исследования) //VII Всероссийский съезд неврологов. - Нижний Новгород, 1995. Соавт. Николаева Т.Я.
Психопатология вилюйского энцефаломиелита //Вилюйский энцефаломиелит. Первая международная научно-практ. конф. - Якутск, 1996.
Неврологические симптомы и синдромы при хронических формах вилюйского энцефаломиелита//Вилюйский энцефаломиелит. Первая международная научно-практ. конф. - Якутск, 1996. Соавт. Николаева Т.Я.
Дифференциальная диагностика вилюйского энцефаломиелита и энцефалита Экономо //Материалы республиканской научно-практической конференции мединститута Якутского госуниверситета, посвященной памяти проф. Д.М.Крылова. - Якутск, 1996.
Катамнестические исследования первого варианта спастико-паретической формы вилюйского энцефаломиелита //Медицинские проблемы Севера. -Якутск, 1996. Соавт. Николаева Т.Я.
Психопатология вилюйского и клещевого энцефалитов //Материалы республиканской научно-практической конференции мединститута Якутского госуниверситета. - Якутск, 1997.
Регрессирующий тип течения вилюйского энцефалита //Материалы республиканской научно-практической конференции мединститута Якутского госуниверситета. - Якутск, 1997. Соавт. Николаева Т.Я.
Первые работы П.А.Петрова по вилюйскому энцефалиту //Материалы республиканской научно-практической конференции мединститута Якутского госуниверситета. - Якутск, 1997.
Деменция при вилюйском энцефалите //Сб.: Клиническая медицина. - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1997.
Дифференциальная диагностика вилюйского энцефалита //Сб.: Медицинские проблемы Севера. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1999.
Типы течения хронических форм вилюйского энцефалита //Сб.: Медицинские проблемы Севера. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1999.
Вилюйский энцефалит - краевая патология Якутии //Сб.: Состояние и перспективы развития психиатрической службы РС(Я). - Якутск, 2000.
Психотическая форма вилюйского энцефалита //Сб.:Проблемы вилюйского энцефаломиелита, нейродегенератиных и наследственных заболеваний нервной системы. Тезисы докладов 2-ой международной конференции 4-5 сентября 2000 г. - Якутск, 2000.
Дифференциальная диагностика деменции при вилюйском энцефалите и болезни Альцгеймера //Сб.:Проблемы вилюйского энцефаломиелита, нейродегенеративиых и наследственных заболеваний нервной системы. Тезисы докладов 2-ой международной конференции 4-5 сентября 2000 г.Якутск, 2000.
Клинический патоморфоз вилюйского энцефалита (энцефаломиелита) //Сб.:ХШ съезд психиатров России. 10-13 октября 2000 (материалы съезда).- Москва: Изд-во Медпрактика, 2000.
Вилюйский энцефалит: клинический аспект//Дальневосточный мед. журнал. - Вып. 2. - Хабаровск, 2000.
Рабочая классификация вилюйского энцефалита (энцефаломиелита) //Сб. Актуальные вопросы клин.неврологии. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001.
Психотическая форма вилюйского энцефалита: клиника, дифференциальная диагностика //Дальневосточный мед. журнал. Приложение №1. - Хабаровск, 2004.
Пораженность вилюйским эцефаломиелитом в Республике Саха (Якутия) за 1996-2005 годы //Сб.:Проблемы вилюйского энцефаломиелита и других нейродегенеративиых заболеваний в Якутии: Тезисы докладов 111 международной научно-практической конференции 23-26 августа 2006 г. -Якутск, 2006. Соавт.: Никитина Р.С, Владимирцев В.А. и др.
Заболеваемость вилюйским энцефаломиелитом в Республике Саха (Якутия) за 1996-2005 годы //Сб.:Проблемы вилюйского энцефаломиелита и других нейродегенеративиых заболеваний в Якутии: Тезисы докладов III международной научно-практической конференции 23-26 августа 2006 г. -Якутск, 2006. Соавт.: Никитина Р.С, Владимирцев В.А. и др.
|