Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе





Скачать 110.67 Kb.
НазваниеКонспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе
Дата публикации25.09.2013
Размер110.67 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная г. Бирюча»

Конспект урока

по основам безопасности жизнедеятельности

в 7 классе

«Наводнения. Виды наводнений и их причины»

Учитель: Зозуля Людмила Викторовна

2009

Тема. Наводнения. Виды наводнений и их причины.

Цели:

Обучающая – сформировать систему знаний о наводнениях и их видах

Развивающая - развивать память, умение оценивать степень риска при наводнении для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека;

Воспитательная - развивать познавательный интерес к изучению опасных природных явлений, осознавать проблему опасности наводнений для жизнедеятельности человека.

Оборудование. Физическая карта мира, компьютер, слайды «Наводнения».
Ход урока
I. Организационный момент.

Проверка готовности учеников к учебному занятию.

II. Актуализация знаний.

Письменный опрос по вариантам.

Вариант №1

1. Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Назовите, кто из ученых создал шкалу силы ветра?

а) Рихтер;

б) Ломоносов;

в) Бофорт;

г) Менделеев.

2. Область пониженного давления в атмосфере это:

а) смерч;

б) циклон;

в) буря;

г) тайфун.

3. Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1 000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, это:

а) ураган;

б) буря;

в) циклон;

г) смерч.

4. В зависимости от времени года, места образования и вовлечения в воздух частиц различного состава различают бури. Найдите ошибки в заданной цепочке:

а) крепкие;

б) пыльные;

в) беспыльные;

г) снежные;

д) шквальные;

е) спокойные.

5. Ураган страшен (найдите ошибку):

а) мощными волнами, обрушивающимися на побережье;

б) вихревыми вращающимися воздушными потоками;

в) катастрофическими ливнями и наводнениями;

г) метательным действием скоростного напора.

6. Что нужно сделать при заблаговременном оповещении об угрозе бурь, ураганов, смерчей:

а) убрать с подоконников, балконов и лоджий вещи, которые могут быть подхвачены воздушным потоком;

б) открыть окна и двери с подветренной стороны (для выравнивания внутреннего давления);

в) с наветренной стороны оклеить стекла окон бумагой, окна защитить ставнями или щитами;

г) закрыть и укрепить чердачные люки и вентиляционные отверстия;

д) отключить газ, воду, электричество;

е) включить телевизор, радио и выслушать рекомендации;

ж) выйти из дома, укрыться в подвале или защитном сооружении;

з) приготовить запасы продуктов питания и питьевой воды.

7. Лучшей защитой от смерча являются:

а) подвальные помещения;

б) мосты;

в) большие деревья;

г) будки на автобусных остановках;

д) подземные сооружения.

Вариант №2

1. Понижение давления является признаком приближающейся непогоды, укажите, с помощью какого прибора мы можем это определить:

а) гигрометр;

б) ареометр;

в) термометр;

г) барометр;

д) сейсмограф.

2. Разрушающее действие смерча связано:

а) с действием прямолинейного скоростного напора воздушных масс;

б) с динамическим воздействием масс, вовлеченных в движение, на различные постройки, здания, сооружения и т.п.;

в) с действием стремительно вращающегося воздуха и резким вертикальным подъемом воздушных масс.

3. Прочитайте отрывок из романа Майна Рида “Всадник без головы”: “С северной стороны над прерией внезапно появилось несколько совершенно черных колонн - их было около десяти… Эти огромные столбы то стояли неподвижно, то скользили по обугленной земле как великаны на коньках, изгибаясь и наклоняясь, друг к другу, словно в фантастических фигурах какого-то странного танца. Представьте себе легендарных титанов, которые ожили на прерии Техаса и плясали в неистовой вакханалии”. У американских вихревых ветров есть свое определенное название, выберите его из предложенного перечня:

а) тайфун;

б) торнадо;

в) циклон;

г) смерч.

4. Причины возникновения ураганов мы знаем, но не все они вызывают одновременно пыльные бури. Из предлагаемых трех причин назовите одну, без которой пыльная буря невозможна:

а) проходящий циклон;

б) разница температур;

в) пашня.

5. Как известно, последствиями ураганов являются как первичные, так и вторичные последствия. Но одно из этих последствий всегда вторично:

а) эпидемии;

б) разрушение жилищ, линий электропередач;

в) пожары;

г) аварии на производстве.

6. Находясь на улице, вы увидели, что приближается буря. До ближайшего дома примерно 100 м. Времени укрыться в доме или других постройках у вас фактически нет. Неподалеку от себя вы увидели канаву. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия:

а) внимательно, но быстро определите расстояние до границы бури;

б) быстро рассчитаете время, когда буря приблизится к вам;

в) прыгнете в канаву, ляжете на дно и прижметесь к земле;

г) забежите и спрячетесь за угол первого попавшегося на пути здания;

д) будете ждать, когда утихнут порывы ветра;

е) перебежите и спрячетесь под деревом;

ж) перебежите в дом и укроетесь в нем.

7. Безопасными естественными укрытиями на улице во время урагана являются:

а) овраг;

б) яма;

в) ров;

г) большие деревья;

д) крупные камни;

е) легкие деревянные постройки;

ж) канава;

з) кювет дороги.

Вариант №3

1. Сильный ветер в каждой стране называется по-своему. Найдите ошибку:

а) циклон;

б) тайфун;

в) бег-виз;

г) ураган;

д) бери-бери;

е) вилли-вилли.

2. Существует четыре области зарождения циклонов. В приведенном перечне найдите ошибку:

а) Желтое море и Тихий океан в районе Филиппинских островов;

б) Мексиканский залив, Карибское море, Антильские и Вест-индские острова;

в) Индийский океан;

г) Северный Ледовитый океан;

д) Южное полушарие: Тихий океан у берегов Новой Гвинеи и Северной Австралии;

3. Продолжительный и очень сильный ветер, скорость которого превышает выше 20 м/с, это:

а) вьюга;

б) буря;

в) шторм;

г) торнадо.

4. Продолжительность действия урагана составляет:

а) 9 - 12 суток;

б) от нескольких часов до нескольких суток;

в) от нескольких минут до нескольких часов.

5. Ураганы наносят большой вред сельскому хозяйству, транспорту и промышленности, перенося… Что в данном перечне является лишним:

а) песок;

б) пыль;

в) влагу;

г) снег;

д) космические микрочастицы.

6. Что нужно сделать при заблаговременном оповещении об угрозе бурь, ураганов, смерчей:

а) включить телевизор, радио и выслушать рекомендации;

б) выйти из дома, укрыться в подвале или защитном сооружении;

в) закрыть и укрепить чердачные люки и вентиляционные отверстия; г) отключить газ, воду, электричество;

д) открыть окна и двери с подветренной стороны (для выравнивания внутреннего давления);

е) приготовить запасы продуктов питания и питьевой воды.

ж) с наветренной стороны оклеить стекла окон бумагой, окна защитить ставнями или щитами;

з) убрать с подоконников, балконов и лоджий вещи, которые могут быть подхвачены воздушным потоком;

7. Самое безопасное место во время урагана, если вы находитесь внутри здания:

а) чердак;

б) подвал;

в) верхние этажи зданий;

г) нижние этажи зданий;

д) погреб;

е) крыша.

Вариант №4

1. Найдите ошибку. Мы помним, что сильные ветры возникают в:

а) теплых морях;

б) на горных плато;

в) тайге;

г) пустыне.

2. Разрушительная сила урагана заключается в совместном действии:

а) воды и атмосферного давления;

б) атмосферного давления и ветра;

в) ветра и верхнего слоя земли;

г) ветра и воды.

3. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с, - это:

а) тайфун;

б) шторм;

в) торнадо;

г) ураган.

4. Перед вами набор бытовых приборов. Принцип работы одного из них напоминает принцип действия смерча. Что это за прибор:

а) утюг;

б) газовая плита;

в) телевизор;

г) пылесос;

д) холодильник.

5. Смерчи, сопровождаются вовлечением в движение только частиц воздуха, и их воронка не касается поверхности земли:

а) водяные;

б) невидимые;

в) огненные;

г) плотные.

6. Находясь дома один, вы услышали крики соседей о приближении урагана. Радио и телевидение не работают. Выглянув в окно, вы определили, что ураган уже свирепствует примерно в 3 - 4 км от вашего дома. Подвала в доме нет. На расстоянии примерно 300 м от дома есть глубокий овраг. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия://

а) станете кричать и звать на помощь;

б) отойдете от окон;

в) быстро выйдете на улицу и побежите к оврагу;

г) останетесь в доме и спрячетесь в безопасном месте с подветренной стороны;

д) спрячетесь в шкаф или под стол.

7. Правила безопасного поведения на улице во время урагана, бурь и смерчей:

а) быстро перейти в более надежное укрытие;

б) не ждать снижения порыва ветра, а идти в нужном направлении;

в) лечь на дно естественного укрытия, прижаться к земле, закрыть голову руками;

г) найти естественное укрытие;

д) не следует вообще укрываться “будь, что будет”;

е) находиться в отдалении от зданий;

ж) ждать снижения порыва ветра.

III .Мотивация учебной деятельности.

Вниз по реке проплыли глыбы льда,

   на отмелях сшибаясь, словно кремни,

   и захлестнула полая вода

   заклязьменские села и деревни.

Юрий Мош

О каком природном явлении говорит поэт в своём стихотворении?

Почему наводнение является опасным природным явлением?

IV.Сообщение темы и цели урока.

Цель нашего урока – познакомиться с видами наводнений и их происхождением.

Наводнение на реке — грозное явление. Обычно спокойные реки быстро разбухают, становятся могучими водными потоками. Вода мчится с чудовищной силой: “стремительная, коварная, страшная, с водоворотами, клокотанием и ревом, разрушая все на своем пути. Она сокрушает мосты, смывает дома, опрокидывает автомобили, останавливает поезда, размывает дороги, парализует жизнь на огромных территориях”. Чаше всего страдают от наводнений жители речных долин. При большой воде необходимо эвакуировать население, скот. Иногда из зоны затопления приходится вывозить и материальные ценности, например, дорогое и сложное оборудование.

Речные наводнения могут иметь продолжительность от нескольких часов до трех недель. На реках нашей страны наводнения происходили часто, порою носили катастрофический характер и приводили к огромным бедствиям. От волжских наводнений сильно страдал Нижний Новгород, наносился ущерб Твери, Рыбинску, Казани, Самаре, Астрахани. Вода в Волге иногда поднималась до 13 м. Впервые уровень поднятия воды из-за наводнения отмечен Петром I во время его поездки по Волге. В 1722 году он посетил монастырь у Макарьева, расспрашивал о катастрофическом наводнении 1709 года и уточнил уровень поднятия воды. С тех пор в России стали следить за наводнениями.

Известны всем невские наводнения. С 1703 по 1968 год зарегистрировано 227 наводнений с подъемами уровня воды выше полутора метров. Катастрофическим было наводнение 19 ноября 1824 года, когда вода поднялась на 421 см. Через 100 лет, в сентябре 1924 года, в 10 часов утра начался быстрый подъем воды, а в 19 часов 15 минут вода достигла уровня 369 см. Причина невских наводнений кроется в прохождении циклонов и нагоне воды ветром из Финского залива.

Небывалый подъем воды в бассейне Верхней Волги, включая Москву-реку, наблюдался в 1908 г. Он произошел вследствие бурного таяния снежного покрова, толщина которого превышала нормальную в два раза. К тому же в апреле начались сильные дожди, и в результате были уничтожены озимые посевы, разрушены дома, без крова остались 50 тыс. человек. В Москве затопило многие улицы вблизи Москвы-реки, подвалы и первые этажи домов; людей из залитых жилищ спасали на лодках.

Наводнения – одно из наиболее опасных стихийных явлений, часто повторяющихся. Подсчитано, что за последние 100 лет жертвами наводнений стали свыше 9 млн. человек. На северных реках причиной наводнений бывают ледяные заторы, образующиеся во время ледохода. Катастрофические наводнения часты летом на Амуре из-за обильных муссонных дождей.

Люди издавна искали способы защиты от наводнений: строили дамбы, водохранилища, насаждали лесные массивы на берегах, проводили отвод паводковых вод, спрямляли русла рек, углубляли дно.

Стихийные явления, связанные с водами, требуют тщательного изучения и применения разнообразных средств защиты для предотвращения экономического ущерба и сохранения жизни и здоровья людей.

Что же такое наводнение? (даётся определение с записью в тетради)

Наводнение — значительное затопление водой местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море, вызываемое различными причинами, приводящее к нежелательным последствиям для человека и окружающей среды.

Каковы причины наводнений?

-продолжительные интенсивные дожди и ливни в результате прохождения циклонов;

-бурное таяние снегов;

-прорывы внутриледниковых и завальных озер;

- деятельность ветра;

-подводные землетрясения и извержения вулканов;

- прорыв плотин и водохранилищ

Какие бывают виды наводнений? (даётся определение со схемой и дальнейшими записями в тетради)

Наводнение Ветровой

нагон

Половодье Паводок Затор Зажор При прорывах плотин

Половодье - ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон года относительно длительное и значительное увеличение водности реки, вызывающее подъём её уровня; обычно сопровождается выходом вод из русла и затоплением поймы.

Причины:

-весеннее таяние снега на равнинах;

-летнее таяние снега и ледников в горах;

-обильные дожди в определённый сезон года;

Например: реки Волга, Урал, Анадырь, Юкон, Макензи (рассмотреть по карте)

Паводок - сравнительно кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды в реке, возникающее в результате быстрого таяния снега при оттепели, ледников, обильных дождей, пропусков воды из водохранилищ.

Например: Обь, Томь (рассмотреть по карте)
В отличие от половодий, случается в любое время года.

Затор - нагромождение льдин во время ледохода в сужениях и излучинах

русла реки, на мелях и в других местах, где проход льдин затруднён.

Например: крупные реки, текущие с юга на север: Енисей, Обь, Лена (рассмотреть по карте)
Зажор – скопление рыхлого ледового материала в сужениях и излучинах русла реки.

Например: реки Сырдарья, Чусовая. (Рассмотреть по карте)

Наводнения при прорывах плотин. (Предложить учащимся дать самостоятельно определение и выявить причины)

Ветровой нагон – подъём уровня воды в реке в результате воздействия ветра на водную поверхность.

Например: Нева (рассмотреть по карте)
V. Закрепление.

В качестве закрепления предложить детям посмотреть видеоролики о различных видах наводнений.

htt:rutube.ru /tracks/1597753.html

VI. Рефлексия.

VII. Подведение итогов.

Выставление оценок учащимся.

VIII. Завершение урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее...
Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, на основе Федерального компонента государственного стандарта по основам...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (обж)...
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мчс россии от 22. 02. 2013 №122 «О проведении Всероссийского урока по «Основам безопасности жизнедеятельности» 30 апреля 2013 года...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каза мчс россии от 22 февраля 2013 года №122 «О проведении Всероссийского открытого урока по «Основам безопасности жизнедеятельности»...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе iconУрок по "Основам безопасности жизнедеятельности". Цели и задачи проведения открытого урока
Главного управления мчс россии по Республике Тыва и структурных подразделений по согласованию с Министерством образования и науки...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»...
«Основам безопасности жизнедеятельности», Москва, «Просвещение», 2004г и «Комплексной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
М.: Просвещение, 2011 в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе iconПрограмма по «Основам безопасности жизнедеятельности»
Примерной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности» Федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе iconРабочая программа По Основам безопасности жизнедеятельности 8 класс предмет, класс и т д
Составлена в соответствии с государственным стандартом основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, программы...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе iconПлан подготовки и проведения Всероссийского открытого урока по «Основам...
Цели: Пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности», поднятие его престижа
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности класс 8 г, 8м
Календарно-тематический план разработан на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе iconКонспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности с детьми...
Тема урока: Психофизическая тренировка – способ улучшения настроения и самочувствия
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Окружающий мир и основы безопасности жизнедеятельности» 2004 года и авторской программы по окружающему миру жизнедеятельности для...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе iconКурсовая работа по дисциплине: «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»
Тема: «инновационные технологии при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности»
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе iconТематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 9 класс
Программа: «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-11 классы под общей редакцией А. Т. Смирнова, М., Просвещение, 2006
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе iconРабочая программа По курсу «Основам безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск