Скачать 50.1 Kb.
|
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью» Дружинина Анна Викторовна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 41 компенсирующего вида Кировского района города Санкт-Петербурга Цели: Коррекционно-образовательные цели: - уточнить и систематизировать знания детей об осени, деревьях; - расширить словарь по теме существительными, прилагательными, глаголами; - закреплять знания о словах-предметах, словах-художниках, словах-действиях; - совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде и числе; - формировать умение образовывать относительные прилагательные; - закреплять умение составлять рассказ-описание по схеме синквейна; - закреплять умение наращивать предложение. Коррекционно-развивающие цели: - развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, пространственные представления; - учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему; - развивать мелкую моторику, формировать координацию общей моторики. Коррекционно-воспитательные цели: - воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение работать самостоятельно и в коллективе, - воспитывать чувство любви к природе. Оборудование: конверт с письмом, предметные картинки с изображением осенних деревьев, листья деревьев, ковролин, разборное плоскостное изображение дуба, мяч, магнитофон, альбомные листы, карандаши, карточки-символы для обозначения существительных, прилагательных, глаголов. Ход мероприятия: I. Организационный момент. Логопед: Дети, сегодня к нам в детский сад пришло письмо (показывает детям конверт, достает письмо). А в этом письме загадка. (Логопед читает загадку.) Листья с деревьев в лесу осыпаются. Дождик уныло по крышам стучит. Светлое небо с землёю прощается. Хмурая туча в окошко глядит. О каком времени года говорится в стихотворении? Дети: В стихотворении говорится об осени. Логопед: Правильно. II. Основная часть. 1. Активизация и актуализация номинативного, предикативного, атрибутивного словаря по теме. Логопед: (Вывешивает картинку осень). Это письмо нам прислала осень. Осень – моё любимое время года. А вы любите осень? Дети отвечают. Логопед: А почему вы любите осень? Дети отвечают полным предложением. Логопед: Вспомните, что происходит с деревьями осенью? Дети: Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Логопед: Как называется явление в природе, когда с деревьев листья опадают? Дети: Это листопад. Логопед: В конверте лежат опавшие листья. Давайте рассмотрим их и подумаем, с какого дерева упал лист? Дети называют: Этот лист упал с берёзы. Этот лист упал с клёна. Этот лист упал с рябины. Этот лист упал с дуба. Этот лист упал с осины. Логопед при назывании ребёнком дерева вывешивает картинку с изображением этого дерева. 2. Образование относительных прилагательных. Логопед: А теперь назовём, какой это лист. Например: лист берёзы – берёзовый лист. Под каждым деревом поместим подходящий лист. Дети называют, определяют место листьям. 3. Называние слов-предметов. Игра в слова с мячом. Логопед: Посмотрите на наши картинки. Как вы думаете, какие слова-предметы здесь спрятались? (Логопед вывешивает символ слова-предмета – карточку с горизонтальной прямой). Назовите их. Дети называют: дуб, берёза, осина, рябина, клён, лист. Логопед: А теперь поиграем в мяч. Я найду слова везде: И на небе, и в воде, Ну-ка, мяч передавай И слова-предметы называй. Я предлагаю вам, передавая мяч по кругу, назвать слова-предметы на тему «Осенние деревья». Дети называют: листопад, ветка, ствол, плод, лист, дуб и т. п. Логопед: Посмотрите на наши картинки. Каких листьев больше всего было в осеннем конверте. Дети: Больше всего было дубовых листьев. Логопед: Каждый из вас возьмёт по дубовому листочку и пойдёт за мной по тропинке в осенний лес полюбоваться на дуб. Дети выполняют. 4. Называние слов-художников. Логопед: Посмотрите на этот дуб. Осенний ветер сдул листочки. Давайте прикрепим принесённые листочки, при этом будем называть слова-художники, говоря какой дуб. Каждый листочек – это слово-художник. (Логопед вывешивает символ слова-признака – карточку с горизонтальной волнистой линией). Дети: Могучий, крепкий, красивый, толстый, огромный, жёлтый. 5. Называние слов-действий. Логопед: Вспомните, какие плоды вырастают на дубе. Дети: На дубе вырастают жёлуди. Логопед: Давайте повесим на дуб жёлуди. При этом будем называть слова-действия, говоря, что делает дуб. Каждый жёлудь – это слово-действие. (Логопед вывешивает символ слова-действия – карточку с двумя горизонтальными линиями). Дети: Растёт, стоит, возвышается, качается, желтеет, зеленеет, цветёт, ветвится, радует, веселит. Логопед: Посмотрите, какой красивый дуб у нас получился. Теперь отдохнём и поиграем. 6. Составление предложения и его удлинение. Логопед: Начинается игра с мячом. Встанем в круг. Отбиваем мяч от пола. Ккаждый удар – слово. Логопед: Дуб – это дерево? Дети: Дуб – это дерево. Логопед: Дуб – это лиственное дерево? Дети: Дуб – это лиственное дерево. Логопед: Дуб – это лиственное дерево, которое растёт в лесу? Дети: Дуб – это лиственное дерево, которое растет в лесу. 7. Создание синквейна совместно с логопедом. Логопед: Молодцы. А теперь сядем за столы. Дети выполняют. Логопед: Посмотрите, на нашей доске размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о дубе. (На доске размещены: в первом ряду карточка-символ для слова-предмета, во втором ряду – две карточки-символы для слов-художников, в третьем ряду – три карточки-символы для слов-действий, в четвёртом ряду – графическая схема предложения, в пятом ряду карточка-символ для слова-предмета). Посмотрите на мой рисунок дуба. Давайте при помощи карточек-символов составим рассказ. Начнем: назовите слово-предмет. Дети: Дуб. Логопед: Вспомните названные нами слова-художники. Выберите и назовите два слова-художника. Дети: Огромный, могучий. Логопед: Вспомните названные нами слова-действия. Выберите и назовите три слова-действия. Дети:Растёт,желтеет, качается. Логопед: Дети вспомните или придумайте предложение о дубе. Дети: Я люблю осенний дуб. Логопед: Дети назовите слова-предметы, которые вы вспоминаете, говоря слово дуб. Дети: Дерево. 8. Создание собственного синквейна и рассказа по нему. Логопед: Дети, у вас на столах лежат листы бумаги. Раскрасьте или нарисуйте на листе дуб. Дети выполняют. Логопед: Какие красивые рисунки у вас получились. Возьмём их и сядем на ковёр. Дети выполняют. Логопед: Пользуясь схемой на доске, расскажите о вашем дубе. Дети выполняют. (Ребёнок встаёт и рассказывает своё произведение, другие дети внимательно его слушают; по окончании рассказа аплодируют; оценивают, говоря комплименты). Дуб растёт в лесу. Дуб красивый и могучий. Дуб летом стоит зелёный, осенью желтеет, качается на ветру. Я любуюсь осенним дубом. Дуб – лиственное дерево. III. Подведение итогов. Логопед: Вам понравились картинки и рассказы о дубе? Дети: Очень понравились. Логопед: Давайте пожелаем дубу и всем деревьям хорошо отдохнуть зимой, а весной вновь радовать нас молодыми зелёными листочками. (Далее логопед оценивает достижения детей). |
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических... Готовясь к уроку, следует, прежде всего, определить его место в системе других учебных занятий | Образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических... Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы... | ||
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка... Также мы рассчитываем на то, что такой вид взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса (педагогами, учащимися и... | Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению... Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы) | ||
Конспект интегрированного занятия (Ознакомление с окружающим миром... Систематизация организации совместной деятельности по ручному труду; Повышение творческого потенциала педагогов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в подготовительной к школе группе... | ||
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи... Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект открытого занятия по развитию связной речи, с использованием метода моделирования в средней группе | ||
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект открытого просмотра непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в... | ||
Тема: Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по объемной аппликации Формировать представления о передаче впечатления с помощью определенных художественных средств | Конспект занятия-викторины по пдд с детьми и родителями в подготовительной... План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» | ||
Сценарий развлечения /совместная деятельность педагога с детьми/... План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект открытой совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы | ||
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической... План-конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с элементами ритмической гимнастики в подготовительной... | Конспект интегрированного занятия по формированию лексико-грамматических... Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Букварь. Учебник для первоклассников. – М.: «Баласс», 2011 |